WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |

В Конституции Канады говорится: Сенатор может быть дисквалифицирован, если он: 1) в течение следующих одна за другой сессий Парламента не присутствовал на заседаниях Сената; 2) если он присягает на верность или становится гражданином другого государства; 3) если он будет признан банкротом или несостоятельным должником или "если он воспользуется выгодами, предоставляемыми каким-либо законом несостоятельным должникам, или если он будет признан виновным в хищении денежных средств с использованием служебного положения; 4) если он осужден за измену или признан виновным в тяжком позорном преступлении; 5) если он, перестав обладать квалификациями в отношении имущества или места жительства (за исключением проживания в месте пребывания правительства Канады, "занимая такую должность при этом Правительстве, которая требует его присутствия там" (ст. 31). При этом вопрос о квалификации сенатора решается самими Сенатом (ст. 33).

- Число членов Палаты общин корректируется каждый 10 лет (представительство провинций) и может быть увеличено (при условии, что этим не будет нарушаться пропорциональность представительства провинций) (ст. 52).

- Каждый член Сената или Палаты общин Канады перед вступлением в должность "должен принести и подписать присягу" на верность (ст. 128).

На основе Конституции Индии «Президент может направлять послания любой Палате Парламента либо в связи с законопроектом, находящимся на рассмотрении, либо по другому поводу. Палата, которой направлено такое послание, в возможно короткий срок рассматривает любой вопрос, который подлежит рассмотрению в связи с посланием» (п. 2 ст. 86 Конституции).

"Правила процедуры каждой из Палат определяют, сколько времени должно быть отведено на обсуждение вопросов, о которых говорится в этом обсуждении" (п. 2 ст. 87 Конституции).

Индийские Министры имеют право не только выступать в любой Палате Парламента, но быть членом Комитета Парламента, правда без права голоса. (ст. 88).

Каждая Палата имеет свой секретариат. "Парламент может законом регулировать прием на работу и условия работы лиц, назначенных в штат секретариата каждой из Палат Парламента (п. 2 ст. 98 Конституции).

Говоря о статусе Парламента в Индии, следует отметить, что

- каждый член любой Палаты Парламента до вступления в должность приносит и подписывает перед Президентом или лицом, им для этого назначенным, присягу или заявление по форме, установленной для этой цели в Приложении третьем к Конституции" (ст. 99).

- член Палаты может быть дисквалифицирован (ст. 102), если он занимает должность (оплачиваемую) в органах Правительства Индии или Правительства любого Штата (за исключением должностей, разрешенных по закону) и т.д.

Член Палаты может отказаться от своего места, предоставив собственноручно написанное заявление на имя Председателя или, соответственно, спикера" (п. 3 ст. 103). Последний должен убедиться в том, что такой отказ от должности является "добровольным или подлинным" (иначе он не принимается).

Член Палаты может быть дисквалифицирован и в случае, если он "отсутствует без разрешения Палаты на всех ее заседаниях" в течение шестидесяти дней10.

В Индии действует и такое правило: Парламент не может обсуждать поведение какого-либо судьи Верховного Суда или Высшего Суда в связи с исполнением ими своих обязанностей. В свою очередь, Суды не рассматривают вопросов, связанных с деятельностью Парламента. Это означает, что "деятельность каких-либо актов Парламента не может быть оспариваема на том основании, что якобы имели место нарушения процедуры". Более того, "ни одно должностное лицо или член парламента, которые настоящей Конституцией или на ее основании наделены полномочиями регулировать процедуру или ведение дел, или поддержание порядка в Парламенте, не подлежат юрисдикции какого-либо суда в связи с осуществлением ими своих полномочий" (ст. 122 Конституции).

В соответствии с Конституцией Венгерской Республики (§ 3.3. диссертационного исследования):

Государственное Собрание Венгерской Республики (парламент) играет важную роль в жизни страны, "осуществляет все вытекающие из народного суверенитета права, обеспечивает конституционный строй общества, определяет организацию, направления и условия управления" (п. 2 ст. 19 Конституции).

Парламент страны обладает широкими полномочиями (п. 3 ст. 19 Конституции), в т.ч. наряду с традиционными (принимает законы, объявляет амнистию, осуществляет ратификацию международных договоров и т.д.) Государственное Собрание "определяет план социально-экономического развития страны", "принимает решение о программе Правительства"11, "создает Совет Обороны", "по предложению Правительства и после получения заключения Конституционного Суда распускает местный представительный орган, деятельность которого противоречит Конституции", назначает общенациональный референдум.

В соответствии с основным законом страны, депутаты Государственного Собрания "действуют в соответствии с интересами общества" (п. 4 ст. 20 Конституции), обладают неприкосновенностью. В плане материального обеспечения "Депутату Государственного Собрания предоставляются обеспечивающие его независимость оклад, а также определенные льготы и возмещение расходов. Закон, устанавливающий размер оклада и возмещения расходов депутата, а также предоставляемые ему льготы, принимается большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов" (п. 4 ст. 20 Конституции).

Конституция Польши (Раздел III – "Источники права") обращает внимание на то, что ими (источниками обязательного права) в стране являются: Конституция, законы, ратифицированные международные договоры, а также постановления" (ст. 87 Конституции). Условием вступления в силу законов, постановлений и актов местного права является их опубликование (ст. 88 Конституции).

Законы, опубликованные в "Журнале законов Польской Республики" (ст. 91 Конституции), "образуют часть правопорядка страны и применяются непосредственно, если его применение не поставлено в зависимость от принятия закона".

Еще одной вехой в законотворческой деятельности в Польше является издание постановлений "указанными в Конституции органами на основании особого уполномочия, содержащегося в законе и с целью его исполнения. Уполномочение должно определять орган, компетентный издать постановление, и круг вопросов, переданных для урегулирования, а также директивы, касающиеся содержания акта" (ст. 92 Конституции).

Конституция Республики содержит целый "набор" запретов на совмещение должности депутата с иными занятиями (ст. 103)12.

"Депутаты являются представителями народа. Наказы избирателей их не связывают (п. 1 ст. 104 Конституции). До начала осуществления мандата депутаты принимают перед Сеймом следующую присягу: "Торжественно клянусь добросовестно выполнять обязанности перед народом, охранять суверенитет и интересы государства, делать все для благополучия Отчизны и блага граждан, соблюдать Конституцию и иные законы Польской Республики". Присяга может приниматься с добавлением приложения: "Да поможет мне Бог". Отказ от принятия присяги означает отказ от мандата (п. 3 ст. 104 Конституции).Довольно подробно вопросы депутатской неприкосновенности "освещены" в ст. 105 Конституции Польской Республики.

Конституция предусматривает принятие закона об обеспечении деятельности депутата или выполнении им своих обязанностей, включая "охрану прав, вытекающих из осуществления мандата" (ст. 106 Конституции).

В польской Конституции также говорится о том, что "депутат не может вести хозяйственную деятельность с извлечением выгоды из имущества Государственного Казначейства или территориального самоуправления, приобретать имущество" (п. 1 ст. 107 Конституции). За нарушение этих запретов депутату грозит привлечение "к ответственности перед Государственным Трибуналом, который принимает решение по вопросу о лишении мандата" (п. 2 ст. 107 Конституции).

В разделе IV Конституции "Сейм и Сенат" – статьях 109-124 – описывается их организация и порядок деятельности. Наряду с традиционными положениями (Сейм и Сенат ведут свою работу на заседаниях, образуя постоянные и чрезвычайные комиссии, избирая Председателя, принимая Регламент и т.д.), отметим следующее:

- Сейм может образовать следственную комиссию для исследования определенного дела (п. 1 ст. 111 Конституции). Порядок ее деятельности определяется законом.

- В случае совместных заседаний Сейма и Сената парламент страны "действует как Национальное Собрание" (п. 1 ст. 114 Конституции).

Национальное Собрание принимает свой Регламент.

- Председатель Совета Министров и остальные члены Совета Министров обязаны давать ответы на интерпелляции и запросы депутатов в течение 21 дня. Указанные выше лица "обязаны давать ответы по текущим делам на каждом заседании Сейма" (ст. 115 Конституции).

- Право законодательной инициативы в Польше принадлежит не только депутатам, Сенату, Президенту Республики и Совету Министров, но и группе граждан численностью не менее 100 000 человек, имеющим право избирать в Сейм. Процедуру по этому делу определяет закон (ст. 118 Конституции) и т.д.

В § 3.4. диссертационного исследования «Конституции Молдовы, Беларуси, Казахстана о парламенте» также представлен ряд интересных, по мнению автора, конституционных норм по исследуемой тематике.

Так, в соответствии с Конституцией Республики Молдова, "Парламент имеет следующие основные полномочия:

а) принимает законы, постановления и резолюции;

с) дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны;

f) осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией;

h) утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его использованием;

i) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи другим государствам;

n) организует изучение и заслушивание любых вопросов, касающихся интересов общества;

о) приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом;

- Проекты законов рассматриваются Парламентом в том числе, в срочном порядке, (ст. 74 Конституции Республики Молдова).

Весьма подробно статус Парламента Казахстана и законодательные процедуры рассмотрены в республиканской Конституции. Выделим ряд интересных моментов:

- "Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе" (ст. 50 Конституции Республики Казахстан).

- "Срок полномочий депутатов Сената шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса пять лет" (ст. 50 Конституции Республики Казахстан).

- "Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий...

Избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании по одномандатному территориальному избирательному округу, на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республи­ки..." (ст. 51 Конституции Республики Казахстан).

- "Депутат парламента принимает присягу народу Казахстана" (п.6, ст. 51 Конституции Республики Казахстан).

- "I. Депутат парламента не связан каким-либо императивным мандатом 2. Депутаты парламента обязаны принимать участие в его работе. Голосование в парламенте осуществляется депутатом только лично. Отсутствие депутата без уважительной причины на заседаниях палат и их органов более трех раз, как и передача голоса влечет за собой применение к депутату установленных законом мер взыскания", (ст. 50 Конституции Республики Казахстан).

Парламент Казахстана вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;

2) режима собственности и иных вещных прав;

3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;

4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;

5) республиканского бюджета;

6) вопросов судоустройства и судопроизводства;

7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;

8) приватизации предприятий и их имущества;

9) охраны окружающей среды;

10) административно-территориального устройства Республики

11) обеспечения обороны и безопасности государства.

Все иные отношения регулируются подзаконными актами, (ст. 61 Конституции Республики Казахстан).

Целый ряд полезных правил и норм парламентской деятельности и этики можно обнаружить в Регламентах парламентов стран СНГ, которые выступают нормативно-правовой основой их деятельности (§ 3.5. диссертации). Так, например, в соответствии с Регламентом Национального Собрания Армении, депутат обязан соблюдать правила безопасности, действующие на территории и в здании резиденции Национального Собрания (п. «б» ст. 6); его запрос должен быть рассмотрен в 10-дневный срок и получен письменный ответ13.

"Правительство заблаговременно ставит в известность Национальное Собрание о дне, времени проведения и повестке дня открытого заседания Правительства. Депутатам предоставляются места в зале заседаний Правительства" (п. 3, ст. 7).

Пункт 4, ст. 21 говорит о составе постоянных комиссий Национального Собрания (их шесть) и сферах их деятельности. Постоянная комиссия имеет свой регламент, который утверждается решением комиссии.

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»