WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 8 |

Причин низкого качества законопроектов по прежнему остается несколько. В том числе: низкая степень профессионализма их авторов при составлении законопроектов; запаздывание с выдвижением инициатив и длительный срок ("устаревание") нахождения их на рассмотрении в парламенте (от14 дней до 3710 дней); несовершенство самого порядка осуществления законодательной инициативы в Государственной Думе, позволяющее отклонять данные инициативы по формальным признакам; большие сложности (этот вопрос неоднократно обсуждался в Государственной Думе и на других уровнях власти) с получением финансово-экономического обоснования (положительного заключения) законопроекта и т.д.

Автором вносится предложение по оптимизации данной работы в т.ч. с учетом личного многолетнего опыта работы в парламенте страны.

Более качественному решению этих вопросов может способствовать накопленный опыт работы законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации и создаваемых для этого региональных структур. Это, в т.ч. более, чем пятилетний опыт работы Совета законодателей (Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами субъектов РФ), проведение (включая выездные) парламентских слушаний, "круглых столов" по различной тематике законодательного обеспечения жизнедеятельности стран, организации широкого мониторинга законотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях с помощью создания на местах центров, советов и т.д. законотворческой работы (например, отдела системного анализа применения законодательства правового управления Самарской области, отдела мониторинга законодательства в аппарате Законодательного собрания Ростовской области, Института регионального законодательства при Воронежской областной думе, регионального Центра мониторинга права при Государственной думе Ставропольского края, написания и публичного обсуждения докладов о состоянии законодательства в субъектах РФ, активное сотрудничество с высшими учебными заведениями по вопросам разработки и мониторинга регионального законодательства и т.д. По мнению автора, заслуживает всяческой поддержки идея и первые практические шаги по созданию (в условиях отсутствия вертикали представительных, законодательных органов власти субъектов РФ) Всероссийской системы мониторинга правового пространства проводимой правовой практики в стране, в т.ч. на основе создаваемых региональных центров правового мониторинга, проводимых эмпирических исследований, включая "замеры" прогностического свойства по применению действующего законодательства, проведения независимой экспертизы последствий принимаемых законов и правоприменительной практики.

По мнению автора, сегодня определенный интерес в целях совершенствования законодательного процесса в России представляет изучение опыта, накопленного в решении этих вопросов, законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. В диссертационном исследовании данная проблематика (§ 2.2.) рассматривается на примере Кировской области и других российских регионов. Интересен также сравнительно-правовой анализ регионального законотворчества в Германии и России (например, деятельности парламентов Земли Саксония и Республики Башкортостан). Это связано: а) с реализацией федерализма, необходимости и возможности осуществоения правового статуса субъектов Федерации, приближенности представительных органов власти к населению; б) существованием двухуровневой системы законотворчества в ряде стран; в) объективно возникающими противоречиями между федеральным и региональным законодательством и необходимостью их «мирного» (правового) разрешения; г) отсутствием точного разделения правового регулирования между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации и т.д.

В данном параграфе подробно анализируется деятельность Законодательного Собрания Кировской области, призванного в соответствии со ст. 4 закона «О Законодательном Собрании Кировской области» от 31 декабря 2002 года обеспечивать зконодательное регулирование общественных отношений по вопросам своих предметов ведения.

Отдельная статья закона о парламенте Кировской области (ст. 24) посвящена правовым актам, издаваемым Законодательным собранием.

На основании ст. 25 «О законодательном Собрании» осуществляется судебный контроль за деятельностью ЗС Кировской области, включая возможность возмещения причиненного вреда юридическим и физическим лицам «в результате принятия Законодательным Собранием актов, противоречащих федеральному или областному законодательству, за счет средств областного бюджета».

Конкретные нормы регионального законотворчества и взаимодействия с федеральными органами власти содержит Регламент Законодательного собрания Кировской области, принятый Собранием 15 июня 2006 года.

По мнению диссертанта, областной закон о Законодательном собрании, Регламент самого ЗС содержат как довольно подробное описание законодательного процесса в самой области, так и порядок выдвижения инициатив на федеральном уровне. Накопленный опыт работы и отработанный внутренний механизм областных парламентских процедур может быть полезен и при оценке совершенствования практики деятельности Федерального Собрания РФ. Среди них: наделение прокурора области и контрольной палаты области правами законодательной инициативы (чего нет в РФ и целесообразно, по мнению автора, ввести в отношении Генпрокурора РФ и Счетной палаты РФ); обязанность депутата ЗС присутствовать на каждом пленарном заседании Собрания (ст. 9 Регламента); принятие законов области по наиболее важным политическим, социально-экономическим и другим вопросам жизнедеятельности области; запрет на принятие областных законов менее, чем в двух чтениях; практика публичного обсуждения депутатами законопроектов с участием представителей администрации, специалистов, ученых, общественности в ходе депутатских слушаний; упор на правомерность и актуальность законодательной инициативы, предъявляемый в первом чтении на заседании ЗС и т.д.

В § 2.3 главы 2 диссертации сформулированы:

1) наиболее типичные проблемы, снижающие эффективность реализации правового обеспечения проводимых в стране преобразований, на ряд из которых, в т.ч., уже обращалось внимание выше.

Правовое регулирование общественных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях, зачастую осуществляется без должного обоснования, хаотично и фрагментарно. Принятие законодательных актов нередко обусловливается политическими мотивами, а не правовой необходимостью; до сих пор не преодоленное несоответствие между федеральным и региональным законодательством. Законы субъектов Российской Федерации не всегда соответствуют федеральному законодательству; практически 2/3 принятых законов составляют законы о внесении изменений и дополнений в уже существующие, т.е. преобладает «поправочное законодательство».

2) Некоторые выводы и предложения по вопросам повышения эффективности и качества законопроектной работы в РФ, в т.ч., по мнению автора:

- возможно улучшить общественную и научную экспертизу рассматриваемых законопроектов; со временем расширить "круг" субъектов законодательной инициативы, в т.ч. и за счет предоставления этого права Генеральной прокуратуре РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ и Счетной палате РФ. Это частично компенсирует весьма «вялое» участие в этом процессе по предметам своего ведения высших судебных органов страны;

- требует дальнейшего поощрения и развития набирающая силу тенденция активного и плодотворного участия субъектов РФ (а возможно и групп субъектов Российской Федерации) в совершенствовании развития федерального законодательства; должны быть четко определены приоритетные направления законотворческой работы и проводимой правовой политики в стране, что должно найти закрепление в соответствующих документах, в т.ч. Концепции развития России до 2020 года. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Это, например, принятие трехлетнего федерального бюджета страны (до 2010 года), однако необходимо законодательное закрепление государственной программы развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- целесообразно создать единую систему мониторинга и оценки законодательства и его соответствия потребностям развития общества, в т.ч. реализации исторического шанса России на опережающий рост. Необходимо разработать перспективную модель законотворческого процесса. Условием этого является формирование регионального уровня эмпирических исследований и создание самостоятельных региональных центров мониторинга права. Потребность в этом назрела давно, и она должна быть реализована в практической жизни. Законопроекты должны проходить своевременную и качественную экспертизу на предмет целей и приоритетных задач российской государственной политики, соответствия нормам международного права и т.д. Возможно создание Института законотворческой работы при Федеральном Собрании РФ.

- актуальной является антикоррупционная экспертиза законопроектов (наряду с экономической, правовой, юридико-технической, социально-психологической и т.д.).

- остается по-прежнему злободневной задача по созданию строгой системы законодательства и преодолению внутренних юридических коллизий. С целью ее решения целесообразно: а) принять федеральный закон "О Парламенте РФ"; б) "О нормативных правовых актах"; в) добиться обеспечения согласованности отраслей и комплексов законодательства между собой, выраженной в "пакетном" принципе подготовки законов; г) создание обоснованной кодификации законодательства и осуществление работы по систематизации законодательства и т.д.;

- нуждается в дальнейшем развитии (отмечая при этом очевидный прогресс) практика как наращивания Федеральным Собранием своих информационных ресурсов, так и доступа к ним. В эпоху интернета возможно создание интернет-площадок для обсуждения наиболее важных законов и проектов, непосредственно задевающих интересы граждан, повседневное удовлетворение интереса депутатов различных уровней, чиновников, ученых, граждан, активных в области законодательного процесса и т.д. Оптимизации законодательной работы будет способствовать и дальнейшее развитие электронного документооборота, внедрение в повседневную жизнь электронной цифровой подписи (ЭЦП) и других прогрессивных начинаний в области информатики и информатизации;

- нельзя сбрасывать со счетов дальнейшее расширение влияния международного права, его принципов и норм на российскую правовую систему и законодательство (в т.ч. в контексте практической реализации ч. 3. ст. 15, ч. 1 ст. 45, ч. 3 ст. 46 Конституции РФ о приоритете общенациональных принципов и норм международного права и предоставлении российским гражданам права обращения в межгосударственные органы по защите своих прав и свобод). Это и ратификация международных соглашений, оперативное реагирование на вызовы времени (то же внедрение ЭЦП и других новшеств в экономике), возвращение с помощью ратификации международных конвенция "забытых" в России правовых институтов (например, конфискация имущества или утверждение социальных стандартов) и т.д. На этом направлении также предстоит серьезная работа, в т.ч. связанная с активизацией интеграционных процессов с участием Российской Федерации (по линии МПА СНГ, ЕПА ЕС, Парламентского Собрания Россия – Беларусь, Совета Европы, ОБСЕ, межгосударственных отношений и иного международного сотрудничества).

В главе 3 диссертационного исследования на основе сравнительно-правового анализа конституционного статуса парламента в странах Европы, Америки, Африки и государств СНГ рассматривается зарубежный опыт конституирования парламента, в т.ч. применительно к статусу и практики работы Федерального Собрания РФ9.

«Рациональные зерна», связанные с компетенцией парламента и организацией его деятельности можно, по мнению диссертанта, найти во многих зарубежных конституциях (§ 3.1. диссертации).

Так, в Конституции Французской Республики к таким "положительным зернам" можно отнести, по мнению автора, следующие:

- "Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате". Данная норма ст. 24 французской Конституции может быть полезна нам на перспективу (за пределами исторической Родины – России живет более 20 млн. россиян), в т.ч. в контексте "косовского прецедента".

- "Члены Правительства имеют доступ в обе палаты; они должны быть заслушаны, когда того потребуют. Они могут прибегнуть к помощи комиссаров Правительства" (ст. 31 Конституции).

В основном законе Федеративной Республики Германии также выделяется ряд положений, которые могли бы быть полезны при совершенствовании статуса российского парламента, и решены вопросы повышения эффективности его деятельности. Среди них отметим следующую норму: "Бундесрат состоит из членов – представителей земель. … каждая земля располагает не менее, чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов жителей имеют четыре голоса, земли с населением свыше шести миллионов жителей – пять голосов; земли с населением свыше семи миллионов – шесть голосов. Каждую землю может представлять столько членов, сколько она имеет голосов" (ст. 51 Конституции ФРГ).

"Если палаты, каждая абсолютным большинством голосов своих членов, объявляет закон срочным, то он промульгируется в срок, указанный в этом законе" (ст. 73 Конституции Италии). В этой же Конституции говорится: "Когда того потребуют пятьсот тысяч избирателей или пять областных советов, назначается народный референдум для отмены полностью или частично закона, или акта, имеющего силу закона. Референдум не допускается в отношении законов о палатах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров", (ст. 75 Конституции Италии).

В Конституции Японии обращается внимание на такой важный аспект как дисциплина депутатов. В ст. 58 Конституции записано: "каждая палата устанавливает свои правила проведения заседаний, процедуры, внутренней дисциплины и может применять наказания в отношении своих членов за поведение, нарушающее дисциплину. Однако для исключения члена палаты из ее состава необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов".

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»