WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 8 |

3. Основным организационно-правовым документом, закрепляющим порядок деятельности парламента, является Регламент (Закон о Парламенте). Он разрабатывается самими депутатами и является нормативным актом, регулирует не только внутреннюю организацию деятельности парламента (взаимодействие палат, комитетов, комиссий, фракций, аппарата, порядок парламентских дискуссий и т.д.), но и функционирование его за пределами «парламентской территории», при взаимодействии с другими органами государственной власти, осуществлении иных полномочий, предусмотренных Конституцией и действующим законодательством.

По мнению автора, предпочтительнее законодательно закреплять порядок деятельности парламента, поскольку он: а) нацелен не только собственно на организацию его работы, но и б) вовне, на сотрудничество (взаимодействие) с другими высшими органами государственной власти страны, а также в) реализацию функций представительного органа власти. При этом важно отметить, что технико-юридические процедуры законотворческой работы важны как и содержательные, поскольку носят долгосрочный характер, активно через принятый закон влияя на положение дел в государстве и обществе, экономике и культуре, образовании и науке страны.

Под внутренней организацией работы парламента в широком смысле слова автор подразумевает:

- утвердившийся в парламенте, государстве и обществе механизм самостоятельного решения парламентом вопросов, отнесенных к его ведению;

- систему органов и установленный регламентом порядок их взаимодействия между собой и парламента в целом с другими органами государственной власти;

- порядок осуществления в парламенте законодательных процедур, прохождения законодательных актов;

виды обеспечения деятельности парламента и депутатов, сложившуюся практику работы депутатов и аппарата парламента и т.д.

В узком смысле слова внутренняя организация деятельности парламента означает установленные на основе Конституции и Регламента (закона о парламенте) структура органов парламента (комитетов, комиссий, депутатских объединений, должностных лиц, аппарата и т.д.) и общий порядок реализации ими основных функций парламента, его конституционно-правового статуса.

4. Обосновывается зависимость внутренней организации деятельности парламента от его конституционно-правового статуса, приводятся оптимальные, по мнению автора, параметры (число, состав комитетов и комиссий и т.д.) структуры, внутренней организации его деятельности, опираясь при этом на зарубежную и отечественную практику, личный опыт автора. Диссертант приходит к выводу, что в условиях сближения различных конституционных систем, возрастания многообразия конституционно-правовых институтов, нельзя потерять как конкретно-исторический, так и национально-специфический потенциал отечественного парламентаризма, выражающийся в т.ч. в конституционно-правовом статусе парламента, приемах (практике) его работы и т.д.

5. Изучаются Регламенты работы парламентов стран СНГ как нормативно-правовой базы их функционирования, выявляются недостатки и преимущества регулирования работы парламента посредством принятия специального закона о парламенте. Делается вывод в пользу принятия закона «О Федеральном Собрании Российской Федерации», предлагается внести ряд поправок в действующий Регламент Государственной Думы ФС РФ.

6. В условиях отсутствия в России вертикали Советов (представительных органов власти), с учетом имеющегося исторического опыта, по мнению автора, целесообразно законодательно закрепить роль Совета законодателей субъектов РФ, в т.ч. в предлагаемом законе о парламенте или действующем законодательстве о разграничении полномочий между Российской Федерацией и законодательными (представительными) и исполнительными органами власти республик, краев и областей России.

Диссертантом положительно оценивается созданное Советом Федерации и Государственной Думой на основе п. 5, ст. 101 Конституции РФ Счетной палаты «для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета» и назначенного на должность в соответствии с п. «д», ст. 103 Конституции РФ Уполномоченного по правам человек, хотя и в деятельности этих институтов есть нереализованные возможности и недостатки, поддерживается необходимость более внимательного отношения к их деятельности со стороны Федерального Собрания РФ..

7. Конституционным Судом Российской Федерации к настоящему времени проделана значительная работа по уточнению (в ряде случаев укреплению) правового статуса парламента РФ путем толкования статей 94-109 Конституции РФ.

Автор разделяет правовые позиции Конституционного Суда РФ в вопросах: зависимости представительного характера парламента от полноты состава депутатского корпуса и порядка его избрания; парламентского контроля за исполнением федерального бюджета как неотъемлемой конституционной формой осуществления Федеральным Собранием государственной власти, одним из необходимых его полномочий; несовместимости поста министра со статусом депутата Государственной Думы ФС РФ; неприкосновенности (парламентского иммунитета как одного из основных элементов статуса парламентария, важнейшей правовой гарантией его деятельности; в части роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов и других принятых решений. Вместе с тем, заслуживает отдельного изучения зарубежная практика конституционной юстиции по аналогичным и другим вопросам.

Предметом дополнительного исследования (толкования) Конституционным Судом, по мнению автора, могли бы быть: отдельные положения статуса депутата (например, дисциплины депутата, налагаемых взысканиях и поощрениях и т.д.), осуществления законодательных инициатив, совместного заседания палат Федерального Собрания и другие конституционные нормы о парламенте России, которые касаются как процедуры его избрания (формирования), работы, полномочий, так и способов взаимодействия с другими органами власти.

8. Автором детально анализируется динамика и качество законодательного процесса в РФ, в т.ч. в разрезе субъектов права законодательной инициативы, делаются выводы и предложения в отношении его оптимизации.

Исследовав государственно-политическое развитие России с 1991 по 2007 гг. диссертант полагает, что особенностью законодательного процесса в РФ являются: а) довольно широкие полномочия Государственной Думы в сфере законотворчества, высокая динамика (в ряде случаев в ущерб качеству) законодательной работы, частые изменения текущего законодательства, включая кодифицированные документы (особенно налогового, административного, избирательного права); б) существенный дисбаланс в деятельности широкого круга субъектов права законодательной инициативы, когда одни «не хотят» в полной мере реализовывать свои законотворческие полномочия и высокий потенциал в сфере законопроектной работы (например, Конституционный Суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ по вопросам их ведения в соответствии с п. 1, ст. 104 Конституции РФ), другие «хотят», но не наделены правом законодательной инициативы (например, Уполномоченный по правам человека РФ, Счетная палата РФ, Генеральный прокурор РФ и др.). Отдельного внимания заслуживает наделение этим правом на основе зарубежного опыта групп граждан значительной численности (50 тысяч человек, 100 тысяч человек и 300 тысяч человек); в) тенденция к возрастанию роли законодательных (представительных) органов субъектов РФ в федеральном законотворческом процессе, повышение его результативности; г) взятый государством курс к постепенному увеличению электорального барьера для прохождения политических партий в парламент (с 5 до 7 и, возможно, далее до 10 процентов), что имеет свои разумные пределы.

9. Значительная часть диссертационного исследования посвящена изучению конституционного закрепления статуса парламента (Франции, Германии, Италии, Индии, Венгрии, Румынии, Польши, государств – членов СНГ и других стран), внутренней структуры его организации, взаимодействия с другими высшими органами государственной власти страны, местным самоуправлением, использования его в целях дальнейшего улучшения работы палат Федерального Собрания РФ.

10. На основе изучения зарубежного и отечественного опыта парламентаризма автором предлагаются меры по повышению авторитета и ответственности депутатского корпуса как «ключевого» звена в практической реализации конституционно-правового статуса парламента, включая введение института дисциплинарной ответственности депутатов. Специфика парламентских иммунитетов в России и зарубежных странах, выражающаяся как в возможности (ограниченности) судебного преследования депутатов без согласия парламента (п. 2, ст. 98 Конституции РФ – лишение депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации иммунитета решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания), так и в распространении их на здания парламента и т.д., что нуждается в дальнейшем уточнении.

11. Автором обращается внимание на важность «аппаратного» сопровождения работы парламента, роль штатных работников парламента, в т.ч. аппарата Государственной Думы и Совета Федерации, аппаратов комитетов и фракций в выполнении парламентом своих функций как высшего законодательного и представительного органа власти, реализующего народовластие в стране.

12. Изучается значение политических партий, многопартийности в становлении, развитии и реализации конституционных основ парламентской деятельности, в т.ч. под углом зрения политического плюрализма, отсутствия в государстве и обществе монополии на идеологические воззрения и политические конструкции.

Опыт парламентов зарубежных государств говорит о том, что политическая партия использует парламент для претворения в жизнь своих политических целей и доктринальных идеологических установок, а парламент, в свою очередь, формируясь посредством деятельности политических партий, напрямую зависит от их жизнеспособности и активности.

13. Рассматриваются (уточняются) особенности развития парламентаризма в России, становления конституционно-правового статуса парламента, изменения его внутренней структуры. Автор обращает внимание на необходимость углубленного изучения опыта российского парламентаризма (в т.ч. Наказа Российской имперской Думы, правоустанавливающих документов в работе Советов) применительно к нынешним условиям функционирования Федерального Собрания РФ.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения работы отражены в опубликованных научных трудах автора, в его выступлениях в Федеральном Собрании Российской Федерации и Законодательном Собрании Кировской области, разработке конкретных федеральных и региональных законопроектов, включая Кодекс об административных правонарушениях; на заседаниях Государственного Совета и в практической деятельности Губернатора (Председателя Правительства) Кировской области; в ходе работы Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в выступлениях на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, «круглых столах» и семинарах.

Материалы исследования по теме диссертации используются в процессе чтения лекционного курса «Конституционное право Российской Федерации», а также при подготовке и чтении ряда специальных учебных курсов на юридическом факультете Российского государственного Социального университет и ВУЗах г. Кирова.

По теме диссертационного исследования опубликовано более 20 научных работ, в т.ч. монография объемом 20,46 п.л.

Структура диссертации определена содержанием темы исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных нормативных источников, научной литературы и приложения.

II.Основное содержание диссертационного исследования.

Во введении обоснованы актуальность темы диссертационного исследования, ее научная разработанность, определены ее цели, задачи, теоретическая и методологическая база, сформулирована научная новизна исследования и его основные положения, вынесенные на защиту, отмечена ее научная и практическая значимость, показаны результаты работы и их апробация.

В первой главе – «Конституционно-правовой статус Федерального Собрания – парламента Российской Федерации» исследуются правовой статус Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, историко-правовой опыт становления и развития отечественного парламентаризма; подробно изучается Регламент Государственной Думы ФС РФ, его содержание, проблемы реализации и взаимодействия с конституционно-правовым статусом парламента, внутренней организации его работы.

В первом параграфе главы «Историко-правовой опыт организации и функционирования российского парламента, Учреждение и Наказ Государственной Думы Российской Империи, советский опыт деятельности Верховных Советов СССР и РСФСР» акцентируется внимание на следующих аспектах:

- значительно возросшем интересе к изучению истоков российского парламентаризма, работе Государственной Думы четырех созывов после издания Манифеста Императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года в 1906-1917 годах;

- подробном исследовании Наказа Государственной Думы – законодательного акта (регламента), определяющего распорядок работы Государственной Думы, компетенцию, порядок действия ее руководящих и вспомогательных органов (Совещания, Канцелярии, Приставной части);

- изучении правового и материального статуса членов Думы, прав и обязанностей депутатов в тот период времени; структурирования парламента и его взаимодействия с исполнительной властью; организации законотворческой работы;5

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»