WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 8 |

- установления зависимости внутренней организации деятельности парламента от его конституционно-правового статуса, реального положения (места) в политической системе государства и отношений с другими высшими органами государственной власти страны;

- анализа законодательного процесса, его отдельных стадий, субъектов, участия в нем руководящих органов парламента стран Европы, Америки, Африки, изучения динамики и качества законодательного процесса в Российской Федерации, выработке конкретных рекомендаций по его улучшению;

- изучения законодательной регламентации и практики осуществления различных парламентских процедур, включая парламентский контроль, парламентские слушания и т.д. зарубежными парламентами и палатами Федерального Собрания РФ;

- подробного анализа статуса депутата парламента, его конкретного наполнения, механизмов реализации и укрепления в указанных выше странах и России;

- выявления конкретных форм осуществления главных принципов (гласность, политический плюрализм и т.д.) ведения заседаний парламента и в целом парламентской деятельности;

- раскрытия способов участия парламента в целом ряде конституционных процедур (изменения Конституции страны и т.д.) и контрольных полномочий;

- обращения к историко-правовому опыту российского парламентаризма, Регламенту (Наказу) деятельности Государственной Думы Российской Империи;

- изучения практики работы Конституционного Суда РФ по толкованию ст. 94-109 Конституции РФ о Федеральном Собрании, уточнения различных аспектов конституционно-правового статуса парламента и порядка его функционирования;

- исследования опыта работы, накопленного региональными парламентами в РФ в области законотворчества и взаимодействия с «центром», федеральными органами власти Российской Федерации (на примере Кировской области), и прежде всего, реализации права законодательной инициативы в Государственной Думе РФ;

- изучения практики, в т.ч. с личным участием автора, функционирования международных парламентских организаций, в т.ч. с учетом возможного совершенствования практики работы российского парламента (на примере Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества – МПА ЕврАзЭС), модельного законодательства МПА СНГ), а также работы Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)

На основе проведенного анализа диссертант формулирует конкретные предложения – рекомендации, направленные на оптимизацию работы палат Федерального Собрания РФ, в первую очередь Государственной Думы ФС РФ; Президента и Правительства Российской Федерации; совершенствования теории и практики российского парламентаризма с учетом имеющегося зарубежного и отечественного опыта, а также предлагает и обосновывает свое определение конституционно-правового статуса парламента и подходов к практике внутренней организации деятельности Федерального Собрания РФ. При этом не остается без внимания архитектоника (структура) самого российского парламента, его взаимодействие с другими федеральными и региональными органами государственной власти.

Объектом диссертационного исследования являются отношения, складывающиеся в процессе конституционно-правового закрепления и реализации статуса парламента как высшего законодательного и представительного органа власти, внутренней организации его деятельности в зарубежных странах и Российской Федерации; взаимодействие парламента с другими государственными органами, региональными властями и обществом в целом.

Предметом исследования выступают элементы конституционно-правового статуса парламента зарубежных государств и РФ (его компетенция, структура, статус депутата и т.д.), законодательный процесс, внутренняя организация деятельности парламента, особенности организации и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, включая динамику и качество законотворческого процесса, в целом, сущностные аспекты современного парламентаризма с учетом отечественного исторического опыта его становления и развития.

Методические основы диссертационного исследования. В процессе написания диссертации использовались различные методы познания. Среди них особое место отводится общенаучным методам: диалектическому (в аспекте взаимосвязи общего и особенного в закреплении и развитии конституционно-правого статуса в целом парламента и Федерального Собрания РФ, в частности, взаимосвязи статуса парламента с внутренней организацией его деятельности, динамикой и качеством законодательного процесса (на примере Российской Федерации); абстрактного и конкретного в реализации ряда полномочий парламента, регламентных норм его работы и т.д.); сравнительно-правовому в контексте возможности использования зарубежного опыта применительно к функционированию палат Федерального Собрания РФ; внедрения универсальных элементов, форм и методов работы парламента, внутренней организации его деятельности в российскую парламентскую практику; системно-структурному (парламент раскрывается не только и не столько как «вещь в себе», а во взаимодействии с другими институтами политической системы, высшими органами власти) анализу и синтезу.

Важная роль принадлежит и таким методам как: функциональный, конкретно-исторический в т.ч. в части изучения опыта составления и реализации Наказа (регламента)российских имперских Дум; формально-юридический, социологический и статистический (в т.ч. исследования динамики и качества законотворческого процесса в РФ на протяжении последних 15 лет).

Использование данных методов (особенно сравнительно-правового) способствовало выработке автором целого ряда предложений на основе зарубежного и отечественного опыта по оптимизации функционирования российского парламента – Федерального Собрания РФ.

Автор стремился избежать представления о конституционно-правовом статусе парламента и внутренней организации его деятельности как раз и навсегда данном явлении, прибегая в т.ч. к конкретно-социологическому и историческому методам исследования, изучая парламент и парламентаризм с позиций прошлого, настоящего и будущего.

Особенностью диссертационной работы является и сочетание научно-теоретического и эмпирического уровней изучения проблем конституционного закрепления статуса парламента, его реализации, внутреннего строения и организации деятельности, взаимодействия с другими (прежде всего, исполнительными) органами власти и т.д., в т. ч. в сопоставлении с российской практикой аналогичной парламентской деятельности. Наряду с преобладанием теоретического анализа, в диссертационном исследовании автор опирается на свой личный (эмпирический) многолетний опыт работы депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Губернатора Кировской области, практику участия в работе Парламентской Ассамблеи Совета Европы и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, законодательного собрания Кировской области, различного рода советов по реализации конкретных конституционно-правовых вопросов (в т.ч. Государственного Совета), жизнедеятельности Российской Федерации и Приволжского Федерального округа. Сочетание данных уровней познания (теоретического и эмпирического), а также учет зарубежного и отечественного опыта позволяет, по мнению автора, подготовить более «дробные», значимые рекомендации по улучшению деятельности российского парламента, структуры и организации его работы, взаимодействия с исполнительными органами власти, в целом улучшению законодательного процесса в стране и повышению авторитета высшего представительного и законодательного органа власти, осуществлению народовластия в России.

Эмпирическая и нормативно-правовая база исследования.

В качестве эмпирического материала использовались статистические показатели законотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ за период 1994-2007 г.г., материалы парламентских слушаний (чтений) по вопросам внутренней организации деятельности парламента и законодательного процесса, издания, посвященные празднованию 100-летия учреждения Государственной Думы в России (2006 год), доклады Совета Федерации ФС РФ за 2004, 2005, 2006 и 2007 годы о состоянии законодательства в Российской Федерации, данные законодательной деятельности представительных органов власти субъектов Российской Федерации (в частности, законодательного Собрания Кировской области за десятилетний период), модельные законы и материалы пленарных заседаний и комиссий Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств (МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС), материалы и издания Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Регламенты работы парламентов Казахстана, Киргизии, Белоруссии, Армении и других государств, конституции зарубежных государств (Франции, Германии, Италии, Испании, Индии, Венгрии, Румынии, Болгарии и т.д.), Наказ Государственной Думы Российской Империи,, материалы научно-практических конференций и «круглых столов» по теме исследования, прошедших в 1994-2008 годах, источники, находящиеся в личном распоряжении автора, связанные с его законодательной деятельностью во II и III Государственных Думах Федерального Собрания РФ и работы Губернатором Кировской области.

Научная новизна диссертационного исследования определяется главным образом тем, что оно является значимым комплексным сравнительным специально-юридическим исследованием: диалектики конституционно-правового статуса парламентов зарубежных государств и внутренней организации их деятельности в контексте функционирования Федерального Собрания РФ как высшего законодательного и представительного органа власти Российской Федерации, законодательного процесса в ряде стран, динамики и качества законотворческого процесса в современной России.

По итогам исследования выработаны предложения, позволяющие существенно оптимизировать работу российского парламента, его взаимодействие с другими высшими государственными органами власти РФ и ее субъектов, способствующие повышению авторитета и влияния Федерального Собрания в государстве.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие, по мнению автора, научной значимостью и новизной:

1. Предлагается авторская концепция конституционно-правового статуса парламента как одного из ключевых понятий парламентского и, в целом, конституционного права. Под конституционно-правовым статусом парламента подразумевается закрепленное (оформленное) Конституцией страны и иными источниками конституционного права правовое положение парламента высшего законодательного и представительного органа власти страны, характеризующее: а) природу и существо данного органа государственной власти, внутреннее устройство и способность реализовывать волю избирателей; б) его ведущее (значительное) место и роль в системе органов государственной власти и, в целом, политической системы страны; в) номинальные и реальные обязанности (компетенцию) данного органа государственной власти в системе народовластия; г) процедуры реализации данных прав (издаваемые акты), в т.ч. с учетом сложившегося исторического опыта и традиции парламентаризма в стране; д) прогнозируемые и возможные (реальные) последствия выполнения парламентом своих функций; ж) способность парламента, как органа народного представительства формулировать (выражать) через закон волю избирателей, реализовывать их интересы посредством механизма государственной власти и авторитета парламента в обществе.

Практическая реализация конституционно-правового статуса парламента во многом зависит от развития парламентаризма в стране, характеризуемого как: а) собственно деятельность парламента в пределах своей компетенции по реализации основных функций – представительной, законодательной, контрольной (в ряде стран по созданию, принятию и толкованию Конституции или Основного закона); б) процесс равноправного (доминирующего) взаимодействия парламента с другими высшими органами государственной власти страны; в) конструктивное сотрудничество с гражданским обществом, непарламентскими политическими партиями, профсоюзами и т.д., опирающееся на сложившийся уровень политической и правовой культуры в государстве и обществе.

2. Диссертантом выделяются и обосновываются следующие условия, при которых конституционно-правовой статус парламента может быть реализован в полном объеме в интересах демократического развития страны и выполнения воли избирателей:

- справедливые, свободные и репрезентативные выборы самого парламента;

- функционирование парламента на постоянной, профессиональной основе;

- строгое следование в своей деятельности принципам политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов;

- беспрепятственное и эффективное осуществление депутатами своих обязанностей;

- наделение парламента достаточной компетенцией для выполнения функций высшего представительного и законодательного органа государственной власти страны;

- равноправное и продуктивное взаимодействие парламента с другими высшими государственными органами власти;

- оптимальная внутренняя структура парламента и эффективная организация его деятельности, наличие профессионально подготовленного и служащего интересам избирателей и парламента аппарата;

- баланс политической власти между депутатами, являющимися должностными лицами представительного органа и «рядовыми» депутатами, активное вовлечение последних в повседневную парламентскую деятельность;

- высокий уровень подготовки и авторитет первого лица парламента;

- организация постоянной обратной связи парламента с избирателями;

- заинтересованное и ответственное отношение всех субъектов права законодательной инициативы к законотворческой работе;

- усиление роли политических партий, политических фракций и групп в работе парламента;

- эффективная работа публичных органов создаваемых парламентом, или органов власти, в создании которых принимает участие парламент;

- деловое равноправное сотрудничество палат парламента в странах с двухпалатными парламентами;

- высокий уровень политической и правовой культуры в гражданском обществе, действующие в стране развитые политические институты, широкая информационная поддержка деятельности парламента;

- конституционная ответственность парламента за неконституционные действия, выход за рамки «конституционного поля» и некоторые другие условия.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»