WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 6 |

На правах рукописи

СЕРГЕЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

РОЖДЕНИЕ ЗАПАДНО-АРАБСКОЙ

МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ

Специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

Научный консультант – доктор искусствоведения, профессор

Юнусова Виолетта Николаевна

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор Мелик-Шахназарова Нонна Григорьевна

доктор искусствоведения, профессор Галицкая Саволина Паисьевна

доктор искусствоведения, профессор Гервер Лариса Львовна

Ведущая организация

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится 23 апреля 2009 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 210.009.01 при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, 125009, Москва, ул. Б. Никитская, 13/6

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

Автореферат разослан «___» _________2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор искусствоведения Ю. В. Москва

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Западно-арабская  (андалусская) музыкальная классика, родившись в мусульманской  Испании (ал-Андалус)
в IX – XV веках в результате синтеза арабских, иберийских, берберских
и еврейских музыкальных традиций, продолжает развиваться в странах Северной Африки (Магриба) на протяжении более тысячи лет и является одной из самых старых1 и особо почитаемых на арабском Востоке.

Придворная музыка раннеарабской традиции (из двух центров – Хиджаза и Багдада), культивировавшаяся правителями ал-Андалус, трансформировалась на Пиренеях, породив новые формы, жанры и стили исполнения. В период Средневековья они быстро распространились на востоке мусульманского мира и на западе Европы, и в дальнейшем превратились в самостоятельную широко разветвлённую традицию, охватывающую множество направлений, школ и типов музыки.

Влияние андалусской музыки прослеживается во многих культурах мира. В период Средневековья она повлияла на песенную поэзию трубадуров Южной Франции, на придворную музыку средневековой Испании,
а также на музыкальные традиции евреев-сефардов, через которых распространилась по всему Средиземноморью. Всеобъемлющее значение андалусская музыка имеет в странах Магриба, куда она была перенесена поэтапно, начиная с XIII – вплоть до XVII веков, изгнанными с Пиренеев мусульманами и евреями.

В настоящее время к андалусской музыкальной классике относятся нубы (масштабные вокально-инструментальные циклы) западно-арабской традиции – марокканские (гарнати), алжирские (сана) и тунисские
(малуф), а также восточные нубы, представленные сирийскими циклами
мувашшахов и египетскими васлеми.

Высокая художественная и историческая ценность этого наследия обусловила интерес к нему большого числа исследователей: европейских, американских и магрибских. Изучаются формы и жанры андалусской музыки, модальная система, музыкальные инструменты, андалусско-магрибские трактаты и др.

Однако история классики (или музыки высокой традиции) не становилась до последнего времени самостоятельной областью исследования, преобладали источниковедческие, музыкально-теоретические работы, где вопросы истории поднимались попутно, в ряду других. Одной из наименее изученных областей остаётся период зарождения западно-арабской классики, которая непосредственно связана с процессом генезиса классической традиции мусульманского Востока в целом. В свою очередь, исследование собственно андалусской музыки даёт ключ к пониманию отличительных особенностей музыкальной классики всего региона, поскольку именно музыка ал-Андалус, соединившая в себе западное (европейское) и восточное, во многом определила её (музыкальной традиции) облик.

Главная цель работы заключается в исторической реконструкции процессов формирования западно-арабской музыкальной классики
в мусульманской Испании IX – XV веков на основе сопоставления
и анализа широкого круга средневековых письменных  и  иконографичес-ких источников (арабских, андалусских и магрибских), а также  в  освеще-нии широкой исторической картины рождения андалусской музыки
с выявлением, с одной стороны, общих универсальных особенностей музыкальной  классики  на  мусульманском  Востоке,  с  другой  – региональ-ных, самобытных черт, сформировавшихся в результате взаимодействия восточных традиций с европейскими.

Целью исследования продиктованы круг задач работы.

Задачи исследования  касаются  проблем  исторического, культуро-логического,  музыковедческого,  филологического и  инструментоведчес-кого плана.

В этом отношении целесообразно:

  • раскрыть проблему культурного синтеза как базового принципа развития музыки высокой традиции (классики) мусульманской  Испании  (ал-Андалус)  и  арабского  Востока раннесредневекового периода, а также музыкальных культур мира
    в целом;
  • рассмотреть историю андалусской музыки в контексте общей истории культуры мусульманской Испании, шире – Арабского халифата;
  • систематизировать имеющийся на  сегодняшний  день истори-ческий материал о социальных институтах и механизмах  фун-кционирования музыки мусульманского Запада как ветви общеарабской традиции;
  • проанализировать основные особенности андалусских жанров (мувашшаха и заджаля), с точки зрения музыкальной и поэти-ческой структуры, а также осветить историю  их  происхожде-ния и влияния на европейские традиции с позиций арабо-романских взаимодействий;
  • реконструировать процесс формирования западно-арабской классики (нубы): её происхождение, ситуацию зарождения
    и эволюцию; влияние на неё идей мистического направления ислама  —  суфизма;
  • выявить вклад выдающихся личностей в музыкальную культуру региона мусульманского Запада;
  • исследовать андалусско-магрибский музыкальный инструмен-тарий в контексте культуры мусульманского Востока;

Поставленные задачи обусловили методологию научного исследо-вания, которая базируется на принципах комплексного сравнительно-исторического изучения. Такой подход позволяет раскрыть проблематику каждой главы диссертации, выявляя общее (связанное с раннеарабской традицией) и специфическое (как результат взаимодействия восточных традиций с иберийскими).

В работе широко задействованы научные подходы, сложившиеся
в культурологии, искусствоведении, этномузыкознании и востоковедении по отношению к проблемам  межкультурного  взаимодействия  и «погра-ничных»  культур  (Б.С. Ерасов,  Дж.К. Михайлов,  О. Варьяш,  А. Шилоа, 
Р. Редфилд); методы изучения классики и профессиональной музыки арабского Востока, разработанные в отечественной  и  зарубежной  науке  (Ю.Н. Плахов, И.Р. Еолян,  Н.Г. Шахназарова,  С.П. Галицкая,  В.Н. Юну-сова,  Г.Б. Шамилли, Х.Х. Тума, М. Гетта, А. Шилоа,  Л. ал-Фаруки);   сис-темно-этнофонический  метод  (И.В. Мациевский); международная систе-матика  музыкальных  инструментов  (Э. Хорнбостель –  К. Закс);  теория 

музыкально-культурной  традиции  (Дж.К. Михайлов); антропологичес-кий метод (А. Мерриам, Б. Неттл и Дж. Блэкинг).

В диссертации также используются  подходы  и  методы историчес-кого исследования музыки периода Средневековья (М.А. Сапонов, И. де ла Куэста); культурологический  подход, включающий  в себя филологи-ческий и философский аспекты; метод исторической реконструкции, осно-ванный на сопоставлении раннеарабской  и  андалусско-магрибской трак-татной традиции и сохранившегося  музыкального  наследия  в странах Магриба. Изучение музыки высокой традиции (классики) в данном  ракур-

се  стало  возможным, благодаря  весьма  солидной источниковедческой базе,  накопленной  европейскими и американскими учёными (Х.Дж. Фармер, М. Кортес, Дж. Монроу, А. Шилоа, Г. Саува и др.).

Научная новизна. Предложенная работа является первым историческим исследованием музыкальной культуры ал-Андалус (мусульманской Испании периода Средневековья), в недрах которой сформировалась западно-арабская музыкальная классика. Обобщён и систематизирован обширный малоизвестный в отечественном музыкознании материал по истории музыки данного региона.

Многие затронутые в работе  проблемы  рассмотрены  в русскоязыч-ной научной литературе

ВПЕРВЫЕ:

  • предпринимается попытка в рамках одного исследования развернуть широкую историческую панораму развития музыки мусульманского Запада в контексте общеарабской музыкальной культуры раннесредневекового периода на примере классической традиции, включая ос­новные её компо­ненты: институт музыкантов, репертуар, систему ладов
    и жанров, инстру­мента­рий, со­став ан­самб­лей, традиции исполнения, науку и литературу о музыке;
  • исследуется проблема происхождения и эволюции западно-арабской классики (нубы) (на примере её структурных и модальных особенностей) и андалусских жанров (мувашшаха, заджаля); влияния на них идей суфизма;
  • освещается картина развития  андалусско-магрибской трактат-ной традиции;
  • рассматривается музыкальный инструментарий, используемый в профессиональной традиции (в т.ч. классике) на мусульманском Востоке, с позиций культурологического подхода; а также процесс его адаптации и трансформации на Пиренеях;
  • вводится в научный обиход материал о статусе музыкантов (включая их классификации и типологию)  и  проблемах  творчества  в му-сульманском обществе, с точки зрения идейных течений ислама;
  • рассматривается вклад выдающихся личностей (Зирьяб, Ибн Баджжа, аш-Шуштари) в музыкальную культуру мусульманского Запада;
  • освещается «закрытая» до недавнего времени страница средневековой истории музыкальной культуры мусульманского Востока, связанная с женским музицированием;

Практическая значимость диссертации заключается, во-первых,
в возможности применения её результатов при дальнейшем исследовании музыкальной культуры мусульманского Запада, шире – всего мусульманского Востока, а также Испании и Западной Европы периода Средневековья. Во-вторых, материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по истории зарубежной музыки и неевропейским музыкальным культурам: «История неевропейских музыкальных культур», «Музыкальные культуры мира», «Музыкальные традиции мусульманского Востока» и др. Результаты исследования могут быть востребованы при изучении культуры арабского Востока и Европы в таких областях, как культурология, филология, востоковедение, этноинструментоведение и др.

Апробация работы. Диссертация вместе с авторефератом была
обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории
зарубежной  музыки  Московской  государственной  консерватории 
им. П.И. Чайковского 9 января 2008 года.

Основные идеи и положения использовались в факультативных учебных курсах для музыковедов: «Музыкальное искусство стран Азии», «Музыкальные культуры мира», прочитанных автором в Казанской государственной консерватории в 2004 – 2007 годах; в курсе «История внеевропейских  музыкальных  культур», читаемом  профессором  В. Н. Юнусо-вой в Московской государственной  консерватории  им. П. И. Чайковского и изданной программе-конспекте данного курса (Казань-Москва, 2006).

Важнейшие положения исследования были изложены автором на научных конференциях различного ранга. В том числе на международных: «Музыка народов мира: проблемы изучения» (Москва, 2005, 2007), Инструментоведческая конференция к 100-летию К.А. Верткова (Санкт-Петербург, 2006), «Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: проблемы артикуляции» (Санкт-Петербург, 2008), а также всероссийских: «Внеевропейские музыкальные культуры в современном мире» (Москва, 2004), «Перспективы развития современного общества: искусство и эстетика» (Казань, 2003), «История и традиция в современной культуре» (Москва, 2003), семинаре «Духовные основы исламского искусства» (Москва, 2003) и др.

Общая направленность и содержание диссертации обусловили особенности структуры. Введение и I глава являются концептуальным стержнем работы, где изложены её основные теоретические положения. Последующие три главы, в которых последовательно раскрываются исторические аспекты заявленной темы, соответствуют основным компонентам музыкально-культурной традиции: музыкант – текст – инструмент (Дж. К. Михайлов, И.В. Мациевский).

Работа состоит из Введения,  четырёх глав,  Заключения, библиогра-фического списка и приложения (куда вошли словарь специальных терминов и краткий биографический словарь).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснованы актуальность изучения истории развития музыкальной классики мусульманского Запада, в частности, её раннего периода формирования в ал-Андалус, дан обзор научной литературы, поставлены цель и задачи работы, представлен материал исследования
и методологические позиции автора.

В разделе обсуждаются основные понятия («мусульманский Запад», «Магриб», «Андалусия», «андалусский»), их смысловая неоднозначность в разные периоды истории. Особое внимание уделено понятию «музыкальная классика» в культуре данного региона.

Определена двупланная направленность рассмотрения процессов формирования андалусской музыки: во-первых, как ветви общеарабской традиции и, во-вторых, как результат взаимодействия арабской классики
с местными (иберийскими) жанрами и стилями.

В работе почёркнуто, что, с одной стороны, сильное влияние на музыку мусульманской Испании оказывали процессы унификации музыкальной классики Арабского халифата, что проявлялось в «переносе» придворных традиций аббасидского образца, включая этикет маджлисов (музыкальных собраний), систему подготовки музыкантов, институт
кайн2 (рабынь-певиц), систему патронажа, правила слушания, трактаты
и литературу разного рода, музыкальный инструментарий и мн. др.

С другой стороны, – свой подлинно самобытный характер андалус-ская музыка приобрела, «прежде всего и почти единственно вследствие соседства христианского Запада»3. Поддерживая постоянные контакты
с христианством как внутри, так и за пределами своих границ, Андалусия способствовала культурному обмену и взаимовлияниям, действие которых проявлялось очень рано, и они не прекращались в течение всего Средневе-ковья.

Глава I

«Музыкальная культура арабской Испании VIII XV веков»

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 6 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»