WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 ||

В произведениях «героики будней» изоляция в основном пространственная (временная – в единичных случаях), вводится мотивом расстояния и его преодоления. Смысл этого мотива – противопоставление «здесь–там», корреляция будничной жизни и пространства тяжелой мужской работы; кроме того, такие образы, как кабина автомобиля или корабль явля­ются одновременно контаминацией «дом + дорога», и ассоциацией с челове­ческим телом. Именно невозможность преодоления этой дистанции стано­вится основой травестии в поздних иронико-скептических произведениях. С точки зрения категорий направления особую нагрузку в данной тематической группе получает оппозиция «верх–низ».

В «спортивном цикле» источником конфликта становится условность спортивной героической ситуации и стремление героя выйти за границы этой условности, преобразовать ложную героическую ситуацию в настоящую, разрушив изоляцию. Возможно парадоксальное преодоление одной границы в рамках другой, однако подлинное преодоление изоляции происходит лишь в послед­нем произведении тематической группы. Спорт и жизнь переплетаются в единое целое, превращаясь в зеркальное отражение друг друга. Наиболее частотно фронтальное действие, в ряде песен присутствует упорядочение «по вертикали». Часть песен рисует движение по кругу (у Высоцкого – отрицательно маркированное), прослеживается тенденция к смене круга фронтальным действием. В песнях, которые разрешают конфликт в героическом ключе, прямого указания на круговое движение нет.

В тематической группе «героика прошлого» изоляция героями не осознается, стремление к ее преодолению характерно для автора, а не для героев. Прошлое – особенно национальная история – источник духовных сил для поэта, он как бы совершает хождение в него (подобно своим героям, совершающим хождение в иной мир). «Вертикальное» упорядочивание хронотопа характерно для иронических скептических произведений, фронтальное действие – для серьезного героического пафоса.

Отметим, что в произведениях «героики прошлого» наиболее ярко отражается общая эволюция героического хронотопа у Высоцкого. На ранних этапах творчества Высоцкий черпает семантику направлений из народно-поэтической традиции и с ее помощью упорядочивает хронотоп своих произведений. В «синтетический период» эту семантику формирует уже сам поэт. Ранее четко распределенные по видам пафоса направления смешиваются: становится важна не пространственная направленность вектора действия, а его этический и ценностный смысл.

В третьем параграфе «Проблема циклизации» показано, что процесс образования формы цикла в поэзии Высоцкого происходил не только в трагических, трагифарсовых, но и в героических произведениях, причем фор­мирование героического цикла в поэзии Высоцкого соответствует законо­мерностям описанным Н. Рудник для цикла трагифарсового. Более того, сходные этапы эволюции оба типа циклов проходят примерно в одно и то же время. В цикле «Два письма» (комедийная «проба пера») черты героики присутствуют в комическом бытовом варианте, в цикле «Две песни об одном воздушном бое» (балладный диалогический цикл) трагедийность очень тесно переплетена с героикой. Поэмообразный героический цикл в поэзии Высоц­кого также присутствует – не менее яркий, чем трагифарсовый цикл «История болезни». Это цикл баллад, написанных для кинофильма «Стрелы Робин Гуда» – обладающий ярким сюжетом на уровне художественной структуры всего цикла, которая характеризуется необычайной четкостью организации, цельностью и смысловой самостоятельностью.

В заключении подводятся итоги исследования.

Влияние героического не только на тематику произведений Высоцкого, но и на такие основополагающие черты его поэтики как формы выражения авторского сознания, хронотоп и циклообразование, доказывает истинность предположения о том, что героическое является одной из эстетических доминант поэзии Высоцкого. Поэт проявлял живой интерес ко всем видам героизма – даже к тем, которые являются таковыми по формальным поведен­ческим признакам, но не по сути, как «героизм» уголовника. Поэт как бы стремился зафиксировать, удержать сущность героического начала, которая в общественном сознании ХХ века потеряла четкие очертания.

При обращении к героическому Высоцкий чаще использует такие фор­мы выражения авторского сознания, как собственно автор и лирический ге­рой, предполагающие гораздо большую искренность и заинтересованность автора в изображаемом. Песни и стихи, в которых реализуется категория героического, обладают специфическим хронотопом, где изоляция героичес­кой ситуации постепенно размывается, отдельная ситуация включается в движение истории. Категории направления, упорядочивающие героический хронотоп, на ранних этапах творчества имеют традиционную народно-по­этическую семантику (в других произведениях традиционная семантика часто инвертируется); в позднем творчестве Высоцкий сообщает категориям направления индивидуально-авторский смысл, основанный на общечеловече­ских ценностях. Их преемственность реализуется, к примеру, в мотиве повто­ряемости и возвращения (обычно имеющем у Высоцкого негативный смысл).

Отчетливое влияние героика оказала и на такую важную черту поэтики Высоцкого, как тенденция к циклизации. Эволюция героического цикла у Высоцкого происходит параллельно развитию формы трагифарсового цикла.

Диссертация представляет лишь первое специальное исследование поэтики героического в творчестве Высоцкого. В лирических и лиро-эпических произведениях эта эстетическая доминанта нашла яркое воплощение, однако есть основания предполагать ее влияние и на прозаическое и драматическое творчество Высоцкого.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи и материалы:

  1. Шевяков, Е.Г. К вопросу об эстетических доминантах в поэзии В.С. Высоцкого // Вестник Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачев­ского. Сер. «Филология». Вып. 1 (7). – Н. Новгород: ННГУ, 2006. – С. 163–167.
  2. Шевяков, Е.Г. «Баллада о любви» и «Баллада о борьбе» как коррелятивные художественные единства / Е.Г. Шевяков // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова; ГКЦМ В.С. Высоцкого. – М., 2001. – ISBN 5-93038-007-4. – С. 321–334.
  3. Шевяков, Е.Г. Героическое как концепт национальной культуры в поэзии В.С. Высоцкого / Е.Г. Шевяков // Лингвистические основы межкуль­турной коммуникации: Сб.-к матер. межд. науч. конф. 1–2 дек. 2005 г. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005. – С. 388–390.
  4. Шевяков, Е.Г. Концепт героического в поэзии В.С. Высоцкого / Е.Г. Шевяков // Концепт и культура: материалы II Междунар. науч. конф. (Кемерово, 30–31 марта 2006 г.). – Прокопьевск: Полиграф-Центр, 2006. – ISBN 5-8353-0355-6. – С. 513–521.
  5. Шевяков, Е.Г. Особенности хронотопа в стихотворениях Владимира Высоцкого о войне / Е.Г. Шевяков // Грехневские чтения: сборник научных трудов. – Вып. 3. – Н. Новгород, 2006. – 161–165.
  6. Шевяков, Е.Г. Эстетическая природа героического и историческое развитие категории: постановка проблемы / Е.Г. Шевяков // Филологические исследования: Сб-к науч. работ, посв. 75-летию М.А. Михайлова. – Н. Новгород, 2005. – С. 94–100.
  7. Шевяков, Е.Г. Герои нашего времени: восприятие категории героического в современной культуре / Е.Г. Шевяков // Язык. Культурные концепты. Текст: Межвуз. сб-к науч. трудов. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005. – С. 158–170.
  8. Шевяков, Е.Г. Эстетическая природа героического: постановка проблемы / Е.Г. Шевяков // IX Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: [Тез. докл.], 19-23 окт. 2004 г. / Нижегородский науч.-информ. центр [и др.]; [отв. за вып. И.А. Зверева]. – Н. Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2005. – ISBN 5-93530-112-1. – С. 168-169.

Подписано в печать 11.2006. Формат 60584 1/16

Бумага офсетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1. Зак. Тир. 100.

Типография Нижегородского госуниверситета

Лицензия № 18-0099

603000, Н. Новгород, ул. Б. Покровская, 37.

Pages:     | 1 | 2 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»