WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 ||

Диссертант пришел к выводу, что для целостного понимания философских идей А. Н. Уайтхеда необходимо рассмотреть такое качество актуальных сущностей как их умирание. Философ считал, что данному фактору уделялось недостаточно внимания в традиционных теориях становления и именно поэтому рассмотрение становления в чистом виде ограничивалось лишь существованием. Креативность и новизна, когерентность и некогерентность, уникальность так же составляли фундаментальный принцип теории становления философа, связываясь с принципом рациональности. Был сделан вывод о том, что процесс становления есть появление новизны, что значит для теории философа больше, чем просто наблюдение природы вещей. Несмотря на неоднозначность трактовок категориальной системы философа в отношении его понимания времени и теории становления, несомненным явился тот факт, что А. Н. Уайтхед предпринял попытку новой интерпретации существующих понятий времени и связал его с теорией становления, которое менялось вместе с эволюцией спекулятивных идей мыслителя.

В третьем параграфе - «Значение философии А. Н. Уайтхеда для развития современной философской мысли» - рассматривался вклад А. Н. Уайтхеда в развитие современной мысли, и анализировались попытки использования оригинальных мыслей ученого современными исследователями.

Его философское созревание шло в период изменения старых естественнонаучных понятий. Упрощенное рассмотрение философских интенций мыслителя сводится к тому, что любая теория нуждается в эмпирическом обосновании. Размышляя о реальности, ученый настаивал на том, что она начинается с эмпирического. Оправданная теория должна быть связана с реальностью и должна быть эмпирически проверена. Диссертант пришел к выводу, что философ попытался создать классификацию понятий применимую для интерпретации и структурирования всех элементов опыта: систему идей, которая бы соотносила эстетические, религиозные и моральные потребности человека с представлением о мире, созданными в естественных науках. А. Н. Уайтхед считал, что новая категориальная система будет иметь огромное значение для дальнейшего развития человечества. Он полагал, что, применяя основные принципы спекулятивного синтеза, возможно, определить междисциплинарные связи всех наук. А. Н. Уайтхед попытался в рамках философии науки связать основные понятия математики, физики, психологии, биологии и социологии, то есть таким образом совершить философский синтез знаний. Философские принципы А. Н. Уайтхеда, несмотря на значительную критику, оказали влияние на последующее формирование философского мировоззрения многих современных ученых. Среди ученых, интересовавшихся его трудами, стоит назвать Уилларда Ван Ормана Куйана, Дональда Дэвидсона, Сьюзан Лангер, Френка Диллей и многих других. Джордж Сантаяна работая над своей метафизической системой, во многом опирался на категориальный аппарат А. Н. Уайтхеда и даже попытался объединить его разработки с концепциями Э. Гуссерля и тем самым обосновать свою схему. П. Вейс использовал наследие А. Н. Уайтхеда для развития современной концепции самоорганизации, рассматривая проблемы социальных связей на разных уровнях функционирования общества. Философский вклад А. Н. Уайтхеда признавал английский философ XX века Р. Дж. Коллингвуд, называя его «офицером связи» между физиками и философами. Когда Р. Дж. Коллингвуд говорит об А. Н. Уайтхеде, он особо выделяет то, что последний разрабатывал реалистичную метафизику. В этом отношении он отмечает значимость трансцендентального аспекта метафизического построения А. Н. Уайтхеда. Его процессуальная философия оказала сильное влияние на Л. Берталанфи и привело его к созданию теории открытых систем.

Диссертант пришел к выводу, что философия организма А. Н. Уайтхеда послужила своеобразным катализатором методологического поиска, который повлиял на современную науку и на зарождение новых научных направлений, например, кибернетики. Интересна в данном контексте интерпретация А. Н. Уайтхеда современным ученым Джеймсом Хачингсоном, который провел параллель между «актуальным объектом» в системе А. Н. Уайтхеда и системой обработки информации, которая методично отбирает различные варианты. К сожалению, судьба его философского наследия не однозначна: с одной стороны, философские принципы философа широко используются современными западными философами, а с другой стороны, из-за непоследовательности его рационализма, его категориальная система используется учеными преимущественно для теоретического поддержания устаревших форм общественного сознания и теистически-спекулятивных учений о бытии.

В заключении автор обобщил и подвел итоги диссертационного исследования и сформулировал основные выводы.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

  1. Саенкова, Е.С. Метафизика Альфреда Норта Уайтхеда / Е.С. Саенкова // Поиск. Философские и социально-экономические исследования. Выпуск IX. Серия «Философские и социальные исследования» : межвузовский сборник научных статей. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2005. - 1,2 п.л.
  2. Саенкова, Е.С. Понятие времени и теория становления в философской системе А.Н. Уайтхеда / Е.С. Саенкова // Поиск. Философские и социально-экономические исследования. Выпуск IX. Серия «Философские и социальные исследования» : межвузовский сборник научных статей. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2005. - 0,8 п.л.
  3. Саенкова, Е.С. Метод экстенсивной абстракции А.Н. Уайтхеда / Е.С. Саенкова // Материалы международной научно-техн. конф. «Наука и образования 2005» (г. Мурманск, 6-14 апреля 2005 г.). – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2005. - 0,2 п.л.
  4. Саенкова, Е.С. Философия природы А.Н. Уайтхеда / Е.С. Саенкова // Вестник МГТУ. – 2005. – Т.9 № 1. - 1,2 п.л.

Отпечатано ООО «Полиграфист», 183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 43, тел.: 8 (8152) 45-42-83.

Сдано в набор 05.05.2006. Подписано в печать 10.05.2006.

Формат 60х84 1/16 Бум. тип. Усл. п.л. 1,1 п.л.

Учет. –изд. 1,01 п.л. заказ 354. тираж 100 экз.


1 См.: Christian W. A. An Interpretation of Whitehead’s Metaphysics. NY, 1959; Lowe V. Understanding Whitehead. Baltimore, 1962; LeClerc I. Whitehead's Metaphysics: An Introductory Exposition. Bloomington, IN, 1975; Nobo J. L. Whitehead's Metaphysics of Extension and Solidarity. Albany, 1986; Ross S. D. Perspectives in Whitehead’s Metaphysics. Albany, 1983; Ross E. Perspective on Whitehead's metaphysics. Albany, NY, 1967; Wells H. K. Process and Reality. New York, 1957; Wallack F. B. The Epochal Nature of Process in Whitehead's Metaphysics. Albany, 1980; Hartshorne Ch. Whitehead's Metaphysics. NY, 1984; Hosinski T. E. Stubborn Fact and Creative Advance: An Introduction to the Metaphysics of Alfred North Whitehead. Lanham, MD, 1993.

2 См.: Grunbaum A. Philosophical Problems of Space and Time. NY, 1963; Dewey J. The Philosophy of A. N. Whitehead. NY, 1979; Emmet D. M. The Nature of Metaphysical Thinking. Cambridge, 1997; Lango J. W. Whitehead’s Ontology. Albany, 1972; Lawrence N. M. Whitehead’s philosophical development. Berkely, 1956; Pittenger W. N. Alfred North Whitehead. Ruchmond, 1967; Hartshorne Ch. Whitehead's Metaphysics. NY, 1984.

3 Киссель М. А. Метафизика в век науки: опыт Р. Дж. Коллингвуда. СПб., 2002; Киссель М. А. Судьба старой дилеммы: рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века. М., 1974; Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии: Пер. с англ. / Сост. И. Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя. М., 1990; Айткожин Д. К. Метод экстенсивной абстракции А. Н. Уайтхеда: дисс. … канд. филос. наук. М., 2003; Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии ХIX - XX вв. М., 1962; Малюкявичус Й. А. Критический анализ онтологии А. Н. Уайтхеда: дисс. … канд. филос. наук. М., 1989; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из Хаоса. М., 1986; Философия науки в историческом контексте. Сборник статей в честь 85-летия Н. Ф. Овчинникова. СПб., 2003; Юлина Н. С. Проблема метафизики в американской философии ХХ века: Крит. очерк эмпирико-позитивист. течений. М., 1978; Якушев А. А. Критика релятивистской теории опыта и концепции символизма А. Н. Уайтхеда: дисс. … канд. филос. наук. М., 1962.

4 См.: Френкел Г. Злоключение идей: критика философии Уайтхеда. М., 1959; Kerr А. The Possibilities of Metaphysics Environmental Ethics and the Naturalistic Fallacy // Environmental Ethics. 2000. Vol. 22. № 6; Palmer С. Environmental Ethics and Process Thinking. Oxford, 1998; Pols E. Whitehead’s Metaphysics: A Critical Examination of Process and Reality. Carbondale, IL, 1967.

5 Whitehead A.N. Process and Reality. Сorrected Edition, David Ray Griffin and Donald W. Sherburne. NY, 1978. P. 175.

6 Whitehead A.N. Science and Modern World. NY., 1925. P. 162.

Pages:     | 1 | 2 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»