WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

Строение спорта как мужской привилегии, подразумевает, что мужчина, не участвующий в спорте ставит под сомнение свою мужественность, в свою очередь женщины – спортсменки также ставят под сомнение женственность (де Бовуар С., 1997, Попова Л.В., 2001, Llanders M.A., Fine G.A., 2001, Foley D.E., 2001). В процессе социализации, личность усваивает, что соревнование - важная часть идентификации мужественности (Messner M.A., 1995, Postow B.C., 1995). Как итог и результат противоречий - формирование категорий sexism, homofobia, heterosexism и homonegativism (Бурдье П., 2005, Киммел М., Barber H., Harry J., 2001).

Исследователи отмечают отсутствие гендерной справедливости на соревнованиях (Berliotti D.A., 1995, English J., 1995, Postow B.C., Francis Z.P., 1995 Simon R., 1995, Wenz P.S., 1995). Связывая это, прежде всего с тем, что тело мужчины считается более приспособленным к занятию спортом (Young I.M., 1995, Зверева В., 2004, Трубина Е., 2000).

Явной дискриминацией в спорте, на сегодняшний день, является практически полное отсутствие женщин на руководящих постах. Женщины редко занимают руководящие посты на среднем уровне управленческих структур и совсем редко на высшем (Acosta R.V., Carpenter L.J., 2005, 2006). Так, например, 86 членов Международного Олимпийского Комитета всего лишь 6 – женщины.

Однако лишь небольшая часть женщин занимается профессиональным спортом. Анализ ситуации на сегодняшний день позволяет сказать, что спорт пока еще не стал частью образа жизни многих женщин (Гуськов С.И., Дегтярева Е.И.,1998, Иорданская Ф.А., 1998, Дроздовски З., 1999, Лаврухина Г.М., 2003). И поэтому немаловажным становится изучение мотивов занятия (Dunkan M., 1995, Markula P., 2001, Melnick M.J., 2001, Janning M., Menard L., 2005).

В нашей стране гендерные исследования в области социологии спорта не получили такого распространения как в западной социологии. Не изученными остаются вопросы идентификации спортсменов высокого класса, в условиях трансформации российского общества, динамика социального статуса в зависимости от пола и сравнение результатов. А так же малоизученными остаются особенности гендерных отношений в области массового спорта.

Глава II. Методология, методы и организация исследования.

Раскрывается методология, методы и организация исследований, проведенных с 2000 по 2006 год в области гендерных отношений спорте.

Глава III. Результаты собственных исследований.

III.1. Гендерные отношения в сфере спорта высших достижений.

Понятие «самореализация» является ключевой категорией. Социальное самочувствие операционализируется в самооценку индивидом своего социального статуса, роли и престижа, и отражает удовлетворение его социальных ожиданий и притязаний.

Большинство опрошенных спортсменов (60%) имеют высшее образование (рис.1), 26,7% - среднее образование, 13,3% имеют среднее специальное образование. Большая часть респонденток имеют среднее образование (59,6%), высшее образование имеют 33,3% и 7,1% имеют среднее специальное образование.

Рис. 1. Сравнительная оценка уровня образования респондентов (%)

Образование давало уверенность на профессиональную занятость в будущем 48,5% женщинам (рис. 2) (среди мужчин таких оказалось 23,3%). Образование способствует росту спортивной карьеры 36,7% мужчин и 9,1% женщин. Профессиональное образование повышало социальный статус 23,3% мужчин и 18,2% женщин.

Рис. 2. Оценка влияния профессионального образования на социальный статус спортсмена (%)

Из общего числа респондентов на вопрос о семейном положении ответили 50% (66,7% мужчин и 38,1% женщин). Остальные респонденты не ответили на данный вопрос (33,3% мужчин и 61,9% женщин). Среди ответивших 53,3% мужчин и 23,8% женщин состоят в браке. Не состоят в браке 13,3% мужчин и 14,35% женщин.

Спорт требует ограничения возможности общения и дисциплины. Это, в первую очередь, сказывается на женщинах, поскольку их профессиональная деятельность противоречит социальным ролям. Анализ ответов на вопрос о личной жизни подтверждает наличие социального конфликта, так 30% мужчин и 35,7% женщин совмещали спортивную карьеру и личную жизнь. Приспосабливались, совмещая эти две области, 66,7% мужчин и 42,9%. Однако большему количеству женщин (16,7%), как они считают, подобное совмещение не удавалось. И еще 4,8% респонденток считают, что подобное невозможно. Тогда как среди мужчин, тех, кому не удавалось совмещать личную жизнь и спортивную карьеру оказалось всего 3,3%.

Один их важнейших вопросов в спорте - социальное самочувствие спортсмена, его показателями являются самооценка юридической, материальной, психологической защищинности. Ответы на вопрос о юридической защищенности не обнаружил разногласий, которые выявил анализ ответов на вопрос о материальном положение спортсменов в период их профессиональной деятельности (рис.3).

Мужчины в обществе традиционно играет роль «добытчика», поэтому вопрос о материальном положении имеет разное значение для мужчин и женщин. Следует констатировать наличие дискриминации женщин в оплате труда. Среди тех, кто «материально обеспечен, благодаря своим усилиям» 58,3% мужчин и 41,7% женщин. Помощь семьи, как источник материальной обеспеченности отметили 62,5% мужчин и 37,5% женщин, и это несмотря на имеющие место социальные стереотипы. Государственную поддержку, как основной источник дохода, назвали 44,4% мужчин и 55,6% женщин. Не считали себя материально обеспеченными 31,4% мужчин и 68,6% женщин.

Рис. 3. Сравнительная оценка материальной обеспеченности респондентов (%)

Для значительного количества респондентов (рис. 4) (65,5% мужчин и 69% женщин) общественное признание не является основным движущим мотивом. Хотят быть известными и признанными обществом 27,6% мужчин и 11,9% женщин. И 6,9% мужчин и 19% женщин ответили, что общественное признание для них не важно.

Рис. 4. Связь между признанием как мотивом спортивной деятельности и полом (%)

Большинство респондентов целью занятий спортом (рис. 5) считают достижение высоких результатов (72,4% мужчин и 73,8% женщин). Улучшить свое материальное положение хотят 20,7% мужчин и 7,1% женщин. Это связанно с «добыванием» денег, и той социальной ролью, которую мужчины выполняют в обществе. Стать известными хотят примерно одинаковое количество опрошенных спортсменов. Очевидно, что 7,1% женщин и 3,4% мужчин видят себя только в области спорта и поэтому выбрали ответ - «кроме этого ничего не умею». Спортивная деятельность становиться доминирующей, приоритетной, весь ритм жизни подчиняется тренировочному режиму.

Рис. 5. Сравнительная оценка целевых установок

респондентов (%)

Профессионализация спорта ведет к изменению отношения к нему со стороны спортсменов. Так отношение респондентов к материальному вознаграждению за спортивную деятельность иллюстрируется следующим образом: 51,4% мужчин и 61,7% женщин считают спорт профессией; стимулом для дальнейшего роста материальное вознаграждение видят 32,4% мужчин и 31,9% женщин. Популярным шоу спорт считают 8,1% спортсменов и 2,1% спортсменок; материальное вознаграждение не имеет значения для 5,4% респондентов и 4,3% респонденток. 2,7% респондентов заявили, что получение денег за спортивную деятельность не соответствует принципам Олимпизма.

Завершение спортивной карьеры достаточно болезненный для спортсменов вопрос. Большинство спортсменов (рис. 6) (65,5% мужчин и 52,4% женщин) имеют в запасе другой вариант. Однако 21,4% женщин и 6,9% мужчин опасаются завершения своей спортивной карьеры. Не задумываются над этим 27,6% мужчин и 26,2% женщин.

Рис. 6. Уровни тревожности при завершении спортивной карьеры в зависимости от пола (%)

Неудовлетворенность своей спортивной карьерой отмечают 62,1% мужчин и 36,6% женщин (рис. 7), это говорит о том, что мужчины – спортсмены более амбициозны, чем женщины – спортсменки.

Рис. 7. Оценка удовлетворенности спортивной карьерой (%)

Таким образом, проведенное исследование в области спорта высших достижений выявило, что принципиальных различий в самоидентификации спортсменов нет. Обнаруженная разница в ответах респондентов разного пола (оценка личной жизни, семейного и материального положения респондентов, оценки спортивной карьеры, ее завершения и т.д.) объясняется установленными нормами и правилами. Сами респонденты одинаково идентифицируют себя в социуме, имеют схожую самооценку. Социальное самочувствие спортсменов также не зависит от пола. Мужчины и женщины одинаково строят свою спортивную карьеру, но часто их карьера по-разному оценивается социумом.

Глава III. 2. Гендерные отношения в сфере студенческого спорта.

Материалы данного параграфа основаны на результатах Всероссийского исследования, совокупная выборка которого составила 1500 человек.

Используя гендерный подход, исследованы возможности самореализации респондентов в обществе. Перспектива социальной самореализации, прежде всего, зависит от социального самочувствия. С этой точки зрения сегодняшнее положение не всегда удовлетворяет и мужчин, и женщин - 71,7% и 76,8%. Разница незначительна и можно предположить, что исходные, социальные параметры одинаковы для обоих полов.

Выяснилось, что большинство респондентов не испытывают страх перед будущим. Не испытывают чувство страха перед будущим - 49,5%, испытывают его время от времени - 46,5%. В то время как большая часть респонденток испытывают чувство страха время от времени (61,8%), и лишь 32,2% респонденток не бояться будущего. Постоянно испытывают беспокойство 4,1% мужчин и 6,1% женщин.

Вопрос о состоянии здоровья респондентов (рис. 8) показал, что среди мужчин удовлетворенных своим здоровьем больше, чем среди женщин - 54% и 39,4% соответственно. Большинство женщин (47,8%) не вполне удовлетворены своим здоровьем, таких среди мужчин оказалось 38,8% респондентов. Не удовлетворены состоянием здоровья 12,8% женщин и 7,2% мужчин. Наличие проблем со здоровьем не зависит от принадлежности к полу. В связи с этим не стоит говорить о наличии гендерных различий в данной области.

Рис. 8. Субъективная оценка состояния здоровья

респондентами (%)

Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является отсутствие вредных привычек. Большая часть респондентов не курит

(рис. 9), Распределение ответов на вопрос относительно курения позволяет предположить о том, что наши респонденты относятся к числу благополучных молодых людей.

Рис. 9. Потребление табака респондентами (%)

Респонденты редко (по праздникам) принимают алкогольные напитки (60,5% мужчин и 62,6% женщин). Не употребляют наркотики большинство опрошенных (68,6% мужчин и 87,4% женщин), при этом пробовали 23,4% мужчин и 10,6% женщин. Вызывает тревогу количество респондентов пробовавших наркотики.

Субъективной характеристикой здоровья является показатель физического состояния. Так 53,6% мужчин и 59% женщин считают свое физическое состояние хорошим, а 35,9% мужчин и 20,6% женщин отличным. Удовлетворительным физическое состояние оценивают 9,1% мужчин и 19,2% женщин.

Существующий в обществе идеальный образ мужественности и женственности, проявился в ответах на вопрос об удовлетворении своим физическим развитием (рис.10). Большинство женщин (49,8%) ответили, что не вполне удовлетворены своей телесностью, тогда как большинство мужчин (50,1%) вполне удовлетворены своим физическим развитием. Среди респондентов, недовольных своей телесностью женщин вдвое больше (14,1% и 7,2% соответственно).

Рис. 10. Сравнительная самооценка физического развития (%)

Одной из проблем социальной антропологии и социологии спорта является изучение телесной сущности человека.

Большинство мужчин (47,7%) уделяют внимание физическому развитию (рис. 11), а большая часть женщин (58,7%), хоть и придают большое значение своей телесности, интересуются физическим развитием не больше, чем другим аспектам физического состояния. Очевидно, для них взаимосвязь между телесностью физическим развитием незначительна.

Рис. 11. Оценка респондентами физического развития как ценности (%)

Среди респондентов активно занимающихся спортом женщин значительно меньше, чем мужчин (28,9% и 52,2% соответственно). Мужчины обладают необходимыми знаниями по данному вопросу, тогда как женщины, не смотря на повышенный интерес к телесности, мало что предпринимают для совершенствования физического развития.

В целом молодые люди одинаково идентифицируют себя в обществе. У них одинаковые точки зрения относительно своего состояния здоровья и причин, по которым необходимо его поддерживать. Выявленные, в ходе исследования гендерные различия по своей сущности, повторяют и сохраняют тенденции, характерные для европейской культуры в целом.

Глава III. 3. Теория гендера в содержании профессионального образования.

Рассматривается необходимость разработки и распространения гендерной проблематики в сфере управления спортом и в сфере подготовки современных специалистов. Включение гендерной проблематики в содержание гуманитарных дисциплин отвечает требованиям современного уровня образования, формируя профессиональную компетентность - одними из основных составляющих которого являются социальная активность, личностные качества, организаторские и коммуникативные способности.

Глава III. 4. Педагогический эксперимент.

В результате педагогического эксперимента выявлены гендерные представления студентов и практическая значимость разработанного спецкурса - «Введение в гендерные исследования» на их профессиональную компетентность.

Исходным моментом при организации спецкурса и выборе основных методов обучения явилось «обучение действием». Данный метод реализовывался в виде решения реальных задач, в условия приближенных к жизни. При проведении занятий использовался подход, который предполагает адаптацию программы к изменяющимся условиям. Полученные в процессе обучения знания и умения выступали как средства решения проблемных ситуаций.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»