WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

 

Родоманова

Светлана Сергеевна

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург - 2007

Работа выполнена на кафедре философии и социологии

Санкт - Петербургского государственного университета

физической культуры им. П.Ф.Лесгафта

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент 

Утишева Елена Владимировна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

профессор Лосин Борис Ефимович

ФГОУ ВПО «СПб ГУФК

им. П.Ф. Лесгафта»

кандидат социологических наук

доцент Клецин Александр Афанасьевич

Социологический институт РАН

 

Ведущая организация: Научно - исследовательский институт

физической культуры

Санкт - Петербурга

Защита диссертации состоится «24» января 2008г. в 13.00 на заседании

диссертационного совета Д 311.010.01 Санкт – Петербургского государственного университета физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, по адресу: 190121, Санкт – Петербург, ул. Декабристов, д. 35.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт – Петербургского государственного университета физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и на сайте (http://www.lesgaft.spb.ru)

Автореферат разослан «­­­­­­­­­______» декабря 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук

профессор Егоренко Л.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изменения в современном обществе обуславливают новое понимание гендерных отношений во взаимосвязи с социализацией, идентификацией, статусом женщин и мужчин, проблемами развития общества в целом.

Актуальным становится введение в социальную практику категории «гендер», который часто называют социальным полом в отличие
от биологического пола, рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества наряду с классовой принадлежностью, возрастом и другими характеристиками, организующими социальную систему. Гендер - это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли
и репродуктивного поведения (Здравомыслова Е.А., Темина А.А.,1997).

Гендерное неравенство делает менее эффективными экономические, политические и социальные стратегии государства. Для более интенсивного развития общества требуется преодоление гендерного неравенства в области прав человека, доступа к ресурсам и экономическим возможностям. Решение данной проблемы возможно только при взаимодействии общества и государства при разработке гендерной стратегии, которая рассматривается как превентивное, долгосрочное планирование сбалансированного социального развития.

План действия государства и гражданского общества, исходящий из конкретных форм гендерных отношений, гендерного поведения, установившихся в нашем обществе, понимается как гендерная стратегия. Которая способствует разрешению противоречий между потенциалом, накопленным женщинами и мужчинами, изменяет гендерные установки и возможности, которые представляет общество самореализации.

Структура модели реализации гендерной стратегии может быть представлена деятельностью по научно – информационному, правовому обеспечению решения поставленных задач, экономическими, организационными мерами, гендерным образованием, просвещением и пропагандистской работой (Осадчая Г.И., Юдина Т.Н., 2003).

Актуализация гендерной проблематики связана не только с естественным процессом дифференциации, развития самой социологической науки, но и с необходимостью интеграции с другими отраслями научного знания. Включение гендерной проблематики в содержание гуманитарных дисциплин отвечает требованиям современного уровня образования (например, в США зафиксировано 20 000 курсов, 500 программ, 40 исследовательских центров (Чемберлен М.К., 1992)).

В области теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки личность практически не анализируется с гендерных позиций. Актуальной данная проблематика становится в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни в стране, а в образовании - в связи с вхождением России в Болонский процесс. Распоряжением Министерства образования РФ от 22.04.2003 № 480-15, гендерная проблематика должна быть включена в учебные программы гуманитарных вузов. Вместе с тем, анализ содержания учебных программ показал, что существующий уровень отражения гендерной проблематики явно недостаточен.

Вопросы гендерных отношений, традиционно рассматриваются в таких специальных социологических теориях как социология семьи и демографии. Однако из-за краткости курса социологии как учебной дисциплины эти темы почти не рассматриваются.

Проблема исследования. Основная группа противоречий, составляющих проблемную область гендерных отношений в спорте, имеет своей теоретической основой традицию биодетерминизма в объяснении различий между мужчинами и женщинами (в спорте половой диморфизм). В то же время прогресс женщин в спорте позволяет видеть изменения женского статуса в обществе в целом. Гендерная справедливость - один из главных спорных вопросов, касающийся будущего спорта, как женских, так и мужских соревнований, а также распределения возможностей в спортивной деятельности.

Объект исследования: гендерные отношения в спорте.

Предмет исследования: социологическое и педагогическое содержание гендерных отношений в спортивной деятельности.

Гипотеза: предполагается, что спортивная деятельность является средством преодоления гендерной асимметрии, а введение в учебный процесс специальных знаний способствуют достижению гендерной справедливости.

Цель исследования: выявить особенности гендерных отношений в спорте в социально-педагогическом контексте.

Задачи исследования:

1. Определить значение основных категорий понятия «гендер» и социокультурного содержания гендерных отношений в спортивной деятельности.

  1. Выявить основные проблемы гендерных отношений в теории и практике современного российского спорта.

3. Определить социально-педагогические проблемы гендерных отношений в области профессионального образования.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Теоретической основой исследования является гендерный подход, который предполагает ориентацию на формирование политики равных, не зависящих от пола возможностей самореализации в различных сферах социальной жизни (Зиммерманн Д., Уэст К., 1997).

Основу методологии исследования составили: философская концепция феминизма (де Бовуар С., 1997), теория автономности (Дойч Э., 1993), теория андрогинии (Бем С., 2004). Междисциплинарные исследования по гендерной проблематике (Воронина О.В., 1997, 2002, 2005, Здравосмыслова Е.А., Темкина А.А., 1997, 1998, Клецина И.С., 1998, 2002, 2004, Ушакова Г.А., 2000, 2005). А так же специализированные труды по гендерной проблематике в области спорта (Messner M., 1995, Nixon H.L., Frey J.H., 1995).

Методы исследования.

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников

2. Сравнительный анализ

3. Опрос (в виде анкеты и интервью)

4. Педагогический эксперимент

5. Методы корреляционного и факторного анализа

Научная новизна состоит в том, что:

- выявлены и проанализированы теоретико-методологические основания конструирования гендерных ролей, стереотипов и групп;

- изучен процесс образования социального неравенства, доминирования, гендерных барьеров;

- впервые на материале конкретно-социологических исследований рассматриваются вопросы гендерных отношений в спорте как составляющая социализации личности.

Теоретическая значимость работы состоит в изучении гендерных отношений как части социализации личности. В обосновании роли теории гендера в профессиональном образовании, направленного на смягчение гендерных стереотипов и формирование специалиста новой формации, соответствующего современным требованиям.

Практическая значимость. На основании результатов исследования разработана программа спецкурса, позволяющая формировать гендерную толерантность.

Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок в области социальных проблем физической культуры и спорта.

Эмпирической базой диссертационной работы послужили результаты социологических исследований, проведенных в период 2000 - 2006 гг. К числу использованных при анализе исследований относятся:

- результаты авторского исследования особенностей самоидентификации спортсменов высокой квалификации в контексте гендерных отношений.

- результаты исследования проведенного в 2003 – 2004 году по проблеме гендерных отношений в сфере студенческого спорта (государственный контракт от 11.06.03 № 952, по проекту: «Разработка методологии создания информационно-образовательных сред формирования у населения потребности в здоровом образе жизни»).

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивается репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении, валидностью и надежностью применяемых в исследовании методик, статистической обработкой данных в соответствии с установленными требованиями.

Положения, выносимые на защиту:

1. Реализация гендерной справедливости - одна из проблем современного спорта, который все еще является областью мужского доминирования.

2. Активное участие женщин в спортивной деятельности в значительной степени меняет традиционные представления о социальном статусе женщины в обществе в целом и является важным фактором преодолением гендерного неравенства в обществе.

3. В среде профессиональных российских спортсменов существенных гендерных различий не обнаружено.

4. На защиту выносится инновационный курс, включающий систему дидактических единиц в области гендерных исследований.

Апробация работы.

Основной теоретический материал и результаты исследования изложены в 14 публикациях автора. Отдельные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на Всероссийских и международных конференциях «Теория физической культуры и проблемы физического образования на рубеже XXI века» (Санкт – Петербург, 11 - 13 января 2000); «Материалы Всероссийского научно – практической конференции» (Санкт – Петербург, 26 – 28 сентября 2002); «На пути к гражданскому обществу: проблемы молодежи XXI века» (Санкт – Петербург, 6 – 7 декабря 2002); «Проблемы XXI века: культура поведения молодежи. Роль общества в воспитании молодежи» (Санкт – Петербург, 16 – 17 апреля 2004); III Международный конгресс «Человек, спорт, здоровье» (Санкт – Петербург, 19 – 21 апреля 2007 года).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложения. Основной материал диссертации изложен на 192 страницах печатного текста. Материал иллюстрирован 14 таблицами и 48 рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его проблема, формулируются цель, задачи, объект, предмет и гипотеза, методологическая основа исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, описываются формы апробации результатов исследования.

Глава I . Гендерные проблемы в современном обществе.

Посвящена исследованию теоретико-методологических основ гендерных отношений.

Исследования связаны с поиском разрешения гендерных противоречий, с формированием социально-демографической политики, направленной на создание общества равных прав и возможностей для развития личности (Калабихина И.С., 1994, Клецин А.А., 1997, 1999, Аргунова В.Н., 2000, Осадчая Г.И., Ушакова В.Г., 2000, 2005, Юдина Т.Н., 2003).

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые возникают при взаимодействии с другими людьми (Дойч Э., 1993, Клименкова Т.А., 1996, Зиммерман Д., Уэст К., 1997, Здравомыслова Е.А., Темина А.А.,1997, 2001). Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства каждого общества, создавая представления о нормах мужского и женского действия и взаимодействия (Кандиоти Д., 1992, Воронина О.А., 1997, 2005, Клёцина И.С., 1998, 2004, Гоффман Э., 2000, Бем С., 2004).

О степени преодоления гендерной асимметрии в обществе позволяет судить участие женщин в традиционно мужских сферах деятельности. К таким относятся политика, наука, бизнес (де Бовуар, 1997, Айвазова С.Г., 1996, Винокурова Н.А., 1999, Кричевская О.Н., 2000, Балабанова Е.С., 2003, 2005).

Своеобразным социальным феноменом XX века можно назвать спорт. Стремление женщин к высоким спортивным результатам требует комплексного научного обоснования и выдвигает перед учеными и практиками ряд актуальных проблем.

Неопровержимым аргументом популяризации спорта среди женщин является динамика спортивных результатов (Мельникова Н.Ю., 1999). Многие исследователи отмечают, что разрыв между результатами у мужчин и женщин сокращается (Гасанова З.А., 1997, Чикирис О., 2006).

Традиционно исследования в спорте связаны с исследованиями в физиологии, биомеханике, педагогике. В XIX столетии появились первые научные исследования, касающиеся проявлений особенностей женского организма в спорте и различий в оценке спортивных достижений (Соболева Т.С., 1999, Староста В., 1999Соха Т.С., 2001).

Спорт подчеркивает качества, связанные с успехом и типичной мужественностью, воплощая в себе доминирующие культурные идеи (Nixon H.L., Frey J.H., 1995)..

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»