WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||

51

83

3

14

Качество предпрофильной подготовки по основным направлениям работы школы

28

27

45

34

15

51

31

22

47

62

9

29

Укрепление авторитета родителей

11

61

28

9

59

32

12

55

33

54

30

16

Анализ критерия "удовлетворенность родителей результатами совместной со школой работы" на заключительном этапе эксперимента показал целостное позитивное изменение этого критерия в обеих группах. В тоже время статистические данные свидетельствуют о значимости различий между экспериментальной и контрольной группами на уровне p<0,01; для 2=14,273. Наиболее значимые различия были получены по параметру «согласованность действий школы и семьи» (высокий уровень: на начальном этапе - контрольная группа – 13%, экспериментальная – 15%; на итоговом: контрольная группа - 14%, экспериментальная - 83%).

В результате реализации разработанной нами модели сотрудничества школы и семьи на заключительном этапе эксперимента наблюдалась существенная позитивная динамика осознанного выбора школьниками экспериментальной группы профиля обучения, которая выражается в том, что в конце 9 класса количество учащихся, выбравших профиль, соответствующий их профессиональным предпочтениям и интересам родителей, возросло с 13,4% в 2005 году до 62,7% в 2007 году (в контрольной группе с 13,4 до 15,2%).

Высокие показатели в экспериментальной группе обеспечены организацией сотрудничества школы и семьи на основе принципов гуманной педагогики, соответствующим уровнем педагогической культуры родителей; использованием интерактивных способов взаимодействия; вовлечением родителей в управление школой, а также работой школы по психолого-педагогическому консультированию родителей.

В целом, сравнительный анализ показателей сотрудничества школы и семьи в контрольной и экспериментальной группах подтверждает эффективность разработанной нами модели сотрудничества школы и семьи в предпрофильном обучении учащихся 8-9-х классов.

Материалы и результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Подготовка учащихся 8-9-х классов к профильному обучению в современной российской школе направлена на оказание помощи подросткам в осознанном выборе профиля обучения с учетом их предпочтений, индивидуальных особенностей, социального заказа родителей.

2. Эффективным средством повышения качества предпрофильного обучения является взаимодействие педагогов и родителей, которое реализуется в форме сотрудничества и представляет собой совместную деятельность школы и семьи по разработке стратегии, реализации программы профессионально-ориентированных мероприятий, обеспечению соответствующих организационно-педагогических условий.

3. Модель сотрудничества как высший уровень взаимодействия школы и семьи в предпрофильном обучении учащихся включает такие взаимосвязанные компоненты как: цель, субъекты, реализующие эту цель, принципы, задачи, содержание работы по совместной организации предпрофильной подготовки учащихся, формы и методы реализации поставленной цели и организационно-педагогические условия повышения эффективности взаимодействия школы и семьи по оказанию помощи школьникам в осознанном выборе профиля обучения.

4. Существует взаимосвязь между уровнем взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению и выбором школьниками профиля обучения, которая подтверждена результатами экспериментальной работы. Разработанная автором диссертации модель сотрудничества школы и семьи доказала свою эффективность и возможность ее применения в других общеобразовательных учреждениях с профильными классами.

5. В предложенной автором модели теоретически обоснованы и раскрыты общие структурные, а также качественные характеристики сотрудничества школы и семьи в подготовке учащихся 8-9-х классов к профильному обучению. Мы полагаем, что перспективными направлениями дальнейших исследований по этой проблеме могут стать следующие: преемственность взаимодействия школы и семьи в организации предпрофильного и профильного обучения школьников, особенности этого взаимодействия в различных типах общеобразовательных учреждений, специфика работы школы по подготовке учащихся к профильному обучению в «трудных» семьях и семьях «группы риска».

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

I. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК:

1. Пронина, И.Н. Взаимодействие школы и семьи как ресурс профильного обучения [Текст] / И.Н.Пронина // Вестник СГУ. - 2007. - №50. – С.65-70.

2. Пронина, И.Н. Основные направления совместной деятельности учителей и родителей в современной школе [Текст] / И.Н.Пронина // Вестник КГУ им.Н.А.Некрасова. - 2008. - №3. – С.140-145.

3. Пронина, И.Н. Инновационные способы взаимодействия школы и семьи в профильном обучении старшеклассников [Текст] / И.Н.Пронина // Вестник ПГЛУ. - 2008. – №3. – С.272-277.

П. Статьи, опубликованные в других научных журналах и изданиях:

4. Пронина, И.Н. Основы семейной педагогики [Текст] / И.Н.Пронина // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность: материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко. – Пятигорск: ПГЛУ.- 2005. – С.283-286.

5. Пронина, И.Н. Школа как институт одаренных учащихся через духовно-нравственное воспитание [Текст] / И.Н.Пронина // Развитие интеллектуально одаренных детей в условиях перехода к профильному обучению: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: Кавказский край. - 2006. – С.73-75.

6. Пронина, И.Н. Профориентационная работа с учащимися в школе [Текст] / И.Н.Пронина // Объединенный научный журнал. – М., 2006. - №28. – С.22-23.

7. Пронина, И.Н. Трудные дети или трудные родители [Текст] / И.Н.Пронина // Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса: материалы 51-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука – региону», посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: СГУ, 2006. – С.95-99.

8. Пронина, И.Н. Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи [Текст] / И.Н.Пронина // Аспирант и соискатель. – М.: Компания Спутник+, 2007. - №1. – С.70-71.

9. Пронина, И.Н. Теоретические и методологические основы профессиональной ориентации молодежи и профильного обучения [Текст] / И.Н.Пронина // Объединенный научный журнал. – М., 2007. - №1. – С.54-56.

10. Пронина, И.Н. Жизненные планы и профессиональное самоопределение [Текст] / И.Н.Пронина // Вопросы гуманитарных наук. – М.: Компания Спутник+, 2007. - №1. – С.217-220.

11. Пронина, И.Н. Продуктивное обучение как концептуальная опора реализации идеи профильной школы [Текст] / И.Н.Пронина // Современное образование: от традиций к инновациям: сборник материалов Региональной научно-практической конференции. – Кисловодск: КИЭП, 2007. - С.4-6.

12. Пронина, И.Н. Профильное обучение, опыт организации продуктивной производственной деятельности. Портфолио как элемент профориентационной работы. Проблемы школьного и семейного воспитания подростка [Текст] / И.Н.Пронина // Повышение эффективности воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях: сборник материалов Регионально научно-практической конференции. – Кисловодск: КИЭП, 2007. – С.36-41.

13. Пронина, И.Н. Проблемы взаимодействия школы и семьи [Текст] / И.Н.Пронина // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. V Международный конгресс. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – С.76-78.

14. Пронина, И.Н. Роль школы и семьи в воспитании детей [Текст] / И.Н.Пронина // Воспитание в современной России: проблемы и достижения: материалы научно-практической конференции. – Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – С.19-25.

15. Пронина, И.Н. Социально-стратегический подход к профильному обучению школьников в современной образовательной ситуации [Текст] / И.Н.Пронина // Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. – Минеральные Воды – Пятигорск: МОСА и АПУ, 2008. – С.123-128.

Пронина Ирина Николаевна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Подписано в печать 10.02. 2009 г. Тираж 100 экз.

Усл. печ. л. 1,0

ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический

университет»

Отпечатано в Центре информационных и образовательных технологий

ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический

университет»

Заказ №106

357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина,

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»