WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

В основу сотрудничества школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению положены такие принципы, как гуманистическая направленность взаимодействия, демократизм, педагогический оптимизм, деятельностный характер взаимодействия, систематичность и последовательность сотрудничества, учет социальных особенностей семьи.

Мы выделили следующие задачи и основные направления сотрудничества школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению: совместная работа по выбору профиля, уточнение содержания предпрофильных курсов, совершенствование учебно-методической и материально-технической базы школы, организация разнообразной профориентационной деятельности, воспитание у учащихся уважительного отношения к труду.

В качестве оптимальных способов сотрудничества школы и семьи мы выделили как коллективные формы (семинар, дискуссия, симпозиум, тренинг и др.), так и индивидуальные (интернет-переписка, консультация, беседа, анализ проблемно ситуации и др.). Главное отличие от перечисленных выше форм от традиционных заключается в том, что в ходе их применения родители выступают не пассивными участниками, а полноправными субъектами педагогического процесса, заинтересованными в повышении качества предпрофильного обучения в школе, если при этом обеспечены соответствующие организационно-педагогические условия. Реализация охарактеризованной модели осуществляется при ведущей роли школы в организации сотрудничества.

Экспериментальная работа была направлена на выявление эффективности разработанной нами модели. В этих целях мы определили следующие критерии оценки сотрудничества: взаимодействие школы и семьи, основанное на принципах гуманной педагогики; заинтересованность родителей в совместной со школой деятельности в организации предпрофильной подготовки; активность родителей в управлении школой; влияние сотрудничества на осознанный выбор подростками профиля обучения; удовлетворенность родителей результатами сотрудничества.

Названные критерии дифференцированы нами по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые послужили ориентирами выявления степени эффективности сотрудничества на констатирующем, формирующем и итоговом этапах эксперимента. В эксперименте приняли участие 256 учащихся, 198 родителей и 20 педагогов контрольной группы МОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды и 259 учащихся, 196 родителей и 21 педагог экспериментальной группы МОУ СОШ №7 г.Миреральные Воды. Нами были задействованы учащиеся 8-9-х классов, учителя-предметники, работающие в этих классах, поскольку именно на этом этапе в школах вводится предпрофильная подготовка.

В результате констатирующего эксперимента установлено: в организации предпрофильной подготовки во взаимодействии педагогов с родителями как контрольной (КГ), так и экспериментальной групп (ЭГ) не обсуждались вопросы, связанные с организацией предпрофильной подготовки и профильного обучения детей (КГ-100%, ЭГ – 100%), учителя не всегда учитывали советы и предложения родителей (КГ-11%, ЭГ-14%), в общении с родителями как правило не использовался демократический стиль общения (КГ-12%, ЭГ – 18%). Только 17% из числа опрошенных родителей контрольной и 32% из экспериментальной групп выражали доверие к воспитательным возможностям семьи.

У родителей контрольной и экспериментальной групп наблюдался низкий уровень участия в государственно-общественном управлении школой (КГ – 4,3 балла, ЭГ – 5,4 балла), недостаточной была согласованность действий администрации школы, педагогов и родителей в организации предпрофильной подготовки (КГ – 13%, ЭГ – 15%), в школах практически не проводились мероприятия, направленные на повышение качества предпрофильной подготовки (КГ – 28%, ЭГ – 34%), а также работа по укреплению авторитета родителей (КГ – 11%, ЭГ – 9%).

В период формирующего этапа эксперимента апробировалась модель сотрудничества школы и семьи по подготовке учащихся к профильному обучению по следующим уровням:

1. Содержательный: изменение стиля взаимодействия педагогов и родителей на основе принципов гуманной педагогики, повышение психолого-педагогической культуры родителей и педагогов, организация совместными усилиями разнообразной общественно полезной трудовой и познавательной деятельности учащихся с целью развития их способностей, выявления склонностей к различным видам деятельности.

2. Организационный: вовлечение родителей в совместную деятельность, приобщение к работе в органах управления школой.

3. Воспитательный: развитие личности учащихся на трудовых примерах родителей, семейных трудовых традициях; расширение с помощью родителей знаний учащихся о мире труда, потребностях государства и региона в производственной, технической, научной, образовательной и культурной сферах, возможностях профессиональной карьеры; анализ воспитательного потенциала семьи и его влияния на формирование профессиональных намерений школьника.

4. Методический: разработка нормативных документов и учебно-методических материалов для повышения уровня сотрудничества школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению.

На этапе формирующего эксперимента наши усилия были сосредоточены на том, чтобы родители стали союзниками школы в подготовке учащихся 8-9-х классов к профильному обучению. Для взаимодействия педагогов и родителей на основе принципов гуманной педагогики педагогический коллектив МОУ СОШ №7 г.Минеральные Воды под руководством диссертанта разработал кодекс сотрудничества и руководствовался им в работе с родителями. Основные положения кодекса апробировались на специальных семинарах-практикумах. Повышение уровня педагогической культуры родителей осуществлялось в рамках университета педагогических знаний, где с учетом задач предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов было организовано родительское сообщество «Учимся вместе».

Заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой способствовало использование таких интерактивных способов взаимодействия, как совместные педагогические советы, групповые дискуссии, консилиумы по профессиональной ориентации, родительские семинары, анализ педагогических ситуаций, ролевая игра, мозговой штурм, интернет-переписка, в том числе электронная рассылка материалов по профессиональной ориентации. Психолого-педагогическое консультирование родителей учащихся предпрофильных классов обеспечивалось в процессе диагностики семьи, в ходе групповых и индивидуальных консультаций, которые проводились на базе клуба «Взаимодействие». Родители вовлекались в соуправление школой (управляющий совет, попечительский совет, общественное объединение родителей, общественная экспертиза школьного управления, совет качества образования), что способствовало повышению их мотивации в сотрудничестве со школой. Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что в экспериментальной группе по всем показателям произошли существенные изменения. Так, положительная динамика наблюдается по критерию "взаимодействие педагогов и родителей на основе принципов гуманной педагогики" (таблица №1).

Таблица №1

Динамика взаимодействия школы и семьи в предпрофильном

обучении на основе принципов гуманной педагогики

Параметры

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Количество человек, %

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Доверие к воспитательным возможностям семьи

17

58

25

32

39

29

31

41

28

69

15

16

Использование педагогами демократического стиля

12

26

69

18

19

63

47

37

16

88

11

1

Учет советов и предложений родителей

11

32

57

14

35

51

56

23

21

71

18

11

Обмен положительным опытом семейного воспитания

31

22

47

38

19

43

49

21

30

98

1

1

Результаты, приведенные в таблице №1, показывают, что произошло гетерохронное распределение величин измеренного показателя на начальном и контрольном этапах эксперимента в обеих группах испытуемых. Заметные изменения наблюдаются по параметрам «использование педагогами демократического стиля общения» (высокий уровень: контрольная группа - 47%, экспериментальная группа – 88%) и «обмен положительным опытом семейного воспитания» (высокий уровень контрольная группа - 49%, экспериментальная группа – 98%). Таким образом в экспериментальной группе произошли более существенные сдвиги, нежели в контрольной.

В результате реализации модели взаимодействия школы и семьи в предпрофильном обучении учащихся повысился уровень удовлетворенности родителей результатами совместной деятельности учащихся по параметрам, указанным в таблице №2.

Таблица №2

Динамика удовлетворенности родителей результатами

совместной деятельности

Параметры

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Количество человек, %

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Равенство позиций школы и семьи

9

59

32

12

57

31

11

42

47

63

8

29

Согласованность действий школы и семьи

13

63

24

15

53

32

14

35

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»