WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

На третьем этапе (2007-2008) – проводилась обработка и систематизация полученных в ходе экспериментальной работы данных, были сформулированы выводы, определены актуальные направления дальнейшего изучения проблемы, оформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования выражается в том, что в нем:

- систематизированы подходы отечественных ученых к проблеме взаимодействия школы и семьи, а также к вопросам профильного обучения, и на этой основе разработана модель сотрудничества учителей и родителей в подготовке учащихся к профильному обучению;

- определены и охарактеризованы функции сотрудничества школы и семьи в предпрофильной подготовке учащихся;

- выявлены и раскрыты эффективные способы превращения семьи в субъект предпрофильного обучения;

- научно обоснованы ведущие организационно-педагогические условия эффективного сотрудничества школы и семьи по оказанию помощи учащимся в осознанном выборе профиля обучения.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем уточнено понятие «педагогическое взаимодействие школы и семьи»; научно обосновано понятие «сотрудничество учителей и родителей в подготовке учащихся к профильному обучению»; разработаны теоретические аспекты этого сотрудничества. Результаты исследования вносят вклад в разработку теории непрерывного образования как единого образовательного пространства, в котором осуществляется профессиональное самоопределение взрослеющего человека. Теоретические положения, раскрывающие феномен сотрудничества школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению, расширяют представления педагогической науки о сущности, содержании, формах и способах взаимодействия школы и ее социальных партнеров.

Практическая значимость исследования. Разработанная концепция взаимодействия школы и семьи в предпрофильном обучении учащихся может применяться при проектировании стратегий сотрудничества педагогов и родителей в образовательном учреждении. Научно-методические материалы автора по организации взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению могут использоваться педагогами в инновационной профессиональной деятельности. Концептуальные подходы к реализации модели сотрудничества школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению целесообразно использовать в учебных курсах по педагогическим дисциплинам в вузах и учреждениях повышения квалификации педагогов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается применением современной научной методологии, использованием методов, соответствующих научному аппарату исследования, репрезентативностью экспериментальных данных, корректным анализом результатов экспериментальной работы, подтверждающих выдвинутую гипотезу исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Оптимальной формой взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению является сотрудничество как совместная деятельность учителей и родителей, в ходе которой определяется стратегия, реализуется программа профессионально ориентированных мероприятий, обеспечиваются условия для осознанного выбора учащимися профиля обучения. Модель сотрудничества школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: цели и субъектов их реализующих (администрации школы, педагогов, учащихся, родителей), принципов, задач, содержания совместной деятельности школы и семьи, способов их реализации, а также условий, обеспечивающих успешную подготовку школьников к профильному обучению.

2. Сотрудничество школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению осуществляется при ведущей роли школы в этом процессе и реализует следующие функции: совместное проектирование работы, обновление учебно-методической и материально-технической базы образовательного учреждения с учетом задач предпрофильного обучения, разработку критериев готовности школьников к профильному обучению, сотрудничество в реализации программы предпрофильного обучения, обеспечение организационно-педагогических условий для осознанного выбора учащимися профиля обучения.

3. К формам и методам взаимодействия школы и семьи, стимулирующим деятельность родителей в решении задач предпрофильного обучения относятся: консилиум по профессиональной ориентации, родительский семинар, групповая дискуссия, анализ педагогической ситуации, ролевая игра, мозговой штурм, интернет-переписка, в том числе электронная рассылка материалов по профессиональной ориентации др.

4. Основными условиями продуктивного сотрудничества школы и семьи в организации предпрофильного обучения являются: взаимодействие учителей и родителей на основе принципов гуманной педагогики, высокий уровень педагогической культуры родителей, использование интерактивных способов взаимодействия, которые способствуют превращению родителей в субъектов педагогического процесса, вовлечение родителей в процесс управления школой, психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам профильного обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, на заседаниях педагогических советов МОУ СОШ №7 и МОУ СОШ №20 г.Минеральные Воды, на коллегии Министерства образования Ставропольского края. Апробация результатов исследования осуществлялась также на следующих научных конференциях: Международная научно-практическая конференция памяти П.И.Петренко «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность» - Пятигорск: ПГЛУ, 2005; Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие интеллектуально одаренных детей в условиях перехода к профильному обучению» - Ставрополь: СГУ, 2006; Региональная научно-практическая конференция «Повышение эффективности воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях» - Кисловодск: КИЭП, 2007; V Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» - Пятигорск: ПГЛУ, 2007; научно-практическая конференция «Воспитание в современной России: проблемы и достижения» - Пятигорск: ПГЛУ, 2008.

По теме исследования опубликовано 15 статей, в том числе в изданиях из Перечня ВАК МО РФ - 3.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулирован его научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология и методы исследования, раскрыты его этапы, представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В главе I «Организационно-теоретический потенциал взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению» охарактеризованы основные направления профессионального самоопределения учащихся 8-9-х классов в структуре профильного обучения, проанализированы подходы отечественных ученых к взаимодействию школы и семьи в решении задач семейного воспитания, выявлены и теоретически обоснованы условия повышения эффективности этого взаимодействия в организации предпрофильного обучения школьников.

В главе II «Основные направления сотрудничества педагогов и родителей в подготовке школьников к профильному обучению» проведена диагностика готовности родителей к участию в организации предпрофильного обучения, разработана модель сотрудничества как оптимальной формы взаимодействия педагогов и родителей по этому направлению, определены критерии и уровни готовности родителей к сотрудничеству со школой в профилизации, раскрыты основные способы реализации модели сотрудничества, охарактеризованы результаты экспериментальной работы.

В заключении изложены теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированы перспективные направления дальнейших исследований в русле поставленной проблемы.

Библиографический список использованной литературы включает 252 наименования.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В результате анализа, систематизации и обобщения концепций отечественных ученых по профилизации общего образования установлено, что в современной России профильное обучение в средней общеобразовательной школе является эффективным средством повышения качества образования за счет дифференциации и индивидуализации обучения. Изменения в структуре и содержании образования, а также в организации учебно-воспитательного процесса дают возможность полнее учитывать способности старшеклассников, позволяют им углубленно изучать учебные предметы, которые представляют интерес для их дальнейшего профессионального и жизненного самоопределения.

Опираясь на труды экспертов по профильному обучению Е.С.Заир-Бека, П.С.Лернера, А.А.Мирошниченко, М.Р.Ретивых, Н.Ф.Родичева, С.Н.Чистяковой и собственный педагогический опыт, мы выявили, что подросткам приходится самостоятельно решать вопросы, связанные с профессиональным самоопределением, не имея при этом соответствующего опыта. Важное значение в позитивном решении этих вопросов приобретает подготовка школьников к выбору профиля обучения в 8-9-х классах.

Изучение Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, разработанной экспертами Института общего образования РАО, анализ теоретических подходов к реализации этой концепции, изложенных в трудах А.А.Кузнецова, В.П.Михайловой, А.В.Усовой, Л.О.Филатовой, Н.А.Южаниной, дают основание считать, что цель предпрофильной подготовки в 8-9-х классах – оказание помощи школьникам в осознанном, взвешенном выборе профиля обучения с учетом их индивидуальных особенностей и профессионально ориентированных интересов. Вместе с тем исследование показало, что у 60% подростков потребность в профессиональном самоопределении выражена недостаточно. Более чем у половины школьников слабо развиты личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения: ответственность, самостоятельность, способность к осознанному выбору образовательной траектории. Учащиеся практически не имеют знаний, позволяющих сделать грамотный профессиональный выбор, а также представлений о своих индивидуальных особенностях, о специфике профессий, о востребованности определенных специалистов на рынке труда.

В связи с этим, основными направлениями предпрофильной подготовки в 8-9-х классах должны, по нашему мнению, стать следующие: формирование у учащихся рефлексии как умения познавать самого себя и свои профессиональные предпочтения, развитие познавательных интересов в сфере определенных профессиональных интересов, формирование мотивационно-ценностной составляющей профессионального самоопределения, углубленное овладение знаниями основ наук, которые составляют фундамент определенной профессии, выработка учебных, исследовательских, трудовых умений и навыков, способствующих осознанному выбору профиля обучения, знакомство школьников с наиболее востребованными на рынке труда профессиями.

Важным ресурсом повышения качества подготовки учащихся к профильному обучению является взаимодействие школы и семьи. Опираясь на исследования К.А.Абульхановой-Славской, М.И.Буянова, Е.И.Наседкиной, Л.А.Николенко, Н.Н.Обозова, А.Г.Хрипковой, мы пришли к выводу, что оптимальной формой взаимодействия школы и семьи в предпрофильном обучении учащихся 8-9-х классов является сотрудничество. Сотрудничество отличается от других типов взаимодействия тем, что партнеры по общению и совместной деятельности помогают друг другу в реализации индивидуальных целей и задач и в то же время стремятся к достижению общих целей.

Дополняя эти идеи с учетом особенностей исследуемой проблемы, мы пришли к выводу, что сотрудничество школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению должно быть направлено на объединение усилий по оказанию помощи взрослеющему человеку в осознанном выборе профиля обучения с учетом его профессиональных предпочтений и социального заказа родителей.

На основе проанализированных источников и личного опыта, мы выделили в качестве ведущих условий эффективного сотрудничества школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению следующие: взаимодействие учителей и родителей на основе принципов гуманной педагогики, высокий уровень педагогической культуры родителей, использование интерактивных способов совместной деятельности, вовлечение семьи в управление школой, психолого-педагогическое консультирование родительского сообщества по вопросам профильного обучения. Вместе с тем, нами сделан вывод о том, что, создавая условия для превращения семьи в заинтересованного и активного участника педагогического процесса, школа должна взять на себя ведущую роль в организации сотрудничества с родителями. Педагоги направляют и поддерживают родителей в их стремлении помочь ребенку сделать осознанный выбор дальнейшей образовательной траектории, формулируя задачи и содержание предпрофильного обучения, выступая инициатором коллективных творческих дел, организуя совместные мероприятия по профессиональной ориентации школьников.

Выявленный организационно-теоретический потенциал взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению был положен нами в основу модели сотрудничества педагогов и родителей в решении проблемы исследования. в которой отражены структура, свойства, взаимосвязи и отношения между школой и семьей.

Модель сотрудничества состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: цели и субъектов, реализующих эту цель (администрация школы, педагоги, учащиеся и их родители), принципов, задач, содержания совместной деятельности школы и семьи, способов их реализации, а также условий, обеспечивающих успешную подготовку школьников к профильному обучению.

Целью сотрудничества учителей и родителей является в нашем исследовании подготовка учащихся к профильному обучению. Субъектами предпрофильного обучения выступает директор школы, его заместители, методические объединения учителей-предметников, учителя и классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, учащиеся и их родители. К функциям совместной деятельности школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению с учетом положений, сформулированных отечественными учеными мы отнесли следующие: проектирование работы; обновление учебно-методической и материально-технической базы образовательного учреждения с учетом задач профильного обучения; определение критериев готовности школьников к профильному обучению; сотрудничество в реализации программы предпрофильного обучения; обеспечение организационно-педагогических условий для осознанного выбора учащимися профиля обучения.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»