WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

УДК 371

Пронина Ирина Николаевна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Пятигорск – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет»

Научный руководитель -

доктор педагогических наук,

профессор СУПРУНОВА

ЛЮДМИЛА ЛЕОНИДОВНА.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор ШИЯНОВ

ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ;

кандидат педагогических наук

КОЛЕСНИКОВА

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА.

Ведущая организация -

ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».

Защита диссертации состоится "17" марта 2009 в 14 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.193.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, конференц-зал №1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО "Пятигорский государственный лингвистический университет": http://www.pglu.ru

Автореферат разослан "14" февраля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент О.А. Тарасова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В государственных документах об образовании профилизация школы рассматривается как эффективный механизм повышения качества деятельности общеобразовательных учреждений и один из факторов социально-экономического развития государства. В условиях рыночной экономики профильное обучение становится важным направлением индивидуализации и дифференциации обучения. Оно позволяет более полно учитывать познавательные интересы учащихся, обучать школьников с учетом их профессиональных намерений. Следовательно, введение профильного обучения в педагогический процесс школы призвано способствовать повышению качества среднего образования в целом.

С 90-х годов ХХ века во многих школах России введено профильное обучение в старших классах. Однако в ходе этой работы педагоги столкнулись с большими трудностями. Результаты исследований, проведенных отечественными учеными, свидетельствуют о том, что учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения. Школьники ориентируются в этом выборе на мнение родителей и друзей, не имеют четкого представления ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе. Все это затрудняет выполнение заданных в государственном образовательном стандарте требований к качеству профильного обучения как на уровне личности, так и социального заказа.

В этих условиях особое значение приобретает пропедевтический этап профильного обучения, на котором осуществляется профессиональное самоопределение учащихся в 8-9-х классах. Организация предпрофильной подготовки, с одной стороны, создает благоприятные предпосылки для успешного выбора подростками профиля обучения, а с другой - усиливает необходимость оказания им квалифицированной помощи, как со стороны школы, так и со стороны родителей.

Успешное решение задач предпрофильного обучения в немалой степени определяется эффективностью взаимодействия школы и семьи. Известно, что семья оказывает сильное влияние на личность ребенка. Здесь закладываются основы его нравственности, определяются жизненные установки и отношение к трудовой деятельности. Вместе с тем, сложившаяся в конце ХХ – начале ХХI века практика работы школы с родителями показывает, что воспитательный потенциал семьи в организации предпрофильного обучения используется недостаточно.

Педагоги не владеют в полной мере способами мобилизации возможностей родителей для обеспечения эффективной подготовки учащихся к профильному обучению. В то же время родители не всегда имеют четкое представление о том, какими ресурсами располагает школа в решении такой жизненно важной проблемы, как профессиональное самоопределение детей. Семья рассчитывает преимущественно на собственные ресурсы в оказании помощи ребенку в выборе дальнейшего образовательного и профессионального маршрута. Однако для успешного решения этой задачи родителям не хватает соответствующих педагогических знаний и умений. Разнонаправленность действий семьи и школы значительно снижает эффективность выбора школьниками профиля обучения.

Взаимодействие школы и семьи в предпрофильном обучении становится особенно актуальным в 8-9-х классах общеобразовательной школы. В этот период у учащихся интенсивно развивается интерес к будущей профессии, формируется потребность в выработке необходимых трудовых и профессиональных умений, конкретизируются перспективы профессионального самоопределения. Школьники полнее соотносят свои потребности в выборе траектории образовательного и профессионального развития с реальными возможностями родителей и общества. Вместе с тем, выбор школьниками профиля обучения может носить стихийный, необоснованный характер, так как подростки еще не имеют достаточных знаний и жизненного опыта для того, чтобы грамотно определить последующий образовательный маршрут.

Сопоставление актуальности рассматриваемой нами проблемы и сложившейся в начале ХХI века практикой взаимодействия школы и семьи позволило нам выявить ряд противоречий, среди которых основными являются следующие:

- между заинтересованностью государства в эффективном решении проблем, связанных с профессиональной ориентацией подрастающего поколения, и недостаточным уровнем этой работы в школах;

- между объективно существующей потребностью создания для учащихся единой образовательной и воспитательной среды и разграничением школьного и семейного воспитания;

- между стремлением школьников безошибочно выбрать оптимальный профиль обучения и их недостаточной подготовленностью к этому;

- между необходимостью взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к осознанному выбору профиля обучения и недостаточным теоретическим обоснованием эффективных механизмов этого взаимодействия.

Таким образом, в начале ХХI века взаимодействие школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению является актуальной педагогической проблемой, которая требует научного осмысления и теоретического обоснования.

Отечественные педагоги всегда проявляли особый интерес к семейному воспитанию. Этой проблеме посвящены труды таких выдающихся ученых, как П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей раскрыты в работах Н.И.Болдырева, И.В.Гребенникова, И.С.Марьенко, Г.Н.Филонова. В конце ХХ – начале ХХI века с новых методологических позиций эти вопросы рассмотрены в публикациях И.В.Власюк, Т.П.Гавриловой, А.Ю.Гранкина, С.В.Дармодехина, М.Н.Недвецкой, Г.В.Сабитовой, И.А. Хоменко. В целом, в отечественной педагогической науке накоплен содержательный материал, который может быть использован в организации взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению.

Проблемы профессионального самоопределения учащихся и профилизации содержания образования как одного из его важнейших направлений стали предметом исследования С.Г.Броневщука, А.Е.Голомшток, Ю.С.Дика, В.Л.Лебедевой, П.С.Лернера, Н.Ф.Родичева, А.Д.Сазонова, И.Д.Чечель, С.Н.Чистяковой. Названные ученые заложили основы профильного обучения, определили пути и средства профилизации современной школы. Вместе с тем, несмотря на значительный объем исследований, выполненных по проблеме профильного обучения, вопросы взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению изучены в российской педагогике недостаточно. Имеются лишь отдельные публикации М.Н.Недвецкой, А.А.Пинского, И.М.Реморенко, И.А.Хоменко.

Актуальность рассматриваемой проблемы для отечественной педагогической науки и отсутствие исследований, дающих целостное представление о сотрудничестве школы и семьи в подготовке школьников к профильному обучению,обусловили выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: взаимодействие школы и семьи как эффективное средство подготовки учащихся к профильному обучению.

Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании модели взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению.

Объектом исследования является взаимодействие педагогов и родителей в современной российской школе.

Предмет исследования процесс взаимодействия школы и семьи в подготовке школьников 8-9-х классов к осознанному выбору профиля обучения.

В основу исследования положена следующая гипотеза взаимодействие школы и семьи станет эффективным средством подготовки учащихся к профильному обучению, если:

- оно реализуется как сотрудничество, в рамках которого отношения между педагогами и родителями строятся с учетом принципов гуманной педагогики;

- разработана модель этого сотрудничества на основе теоретических положений специалистов по профильному обучению и семейному воспитанию;

- используются интерактивные методы взаимодействия школы и семьи, с помощью которых родители становятся полноправными субъектами целостного педагогического процесса;

- организуется педагогическое просвещение родителей по вопросам профильного обучения;

- родители вовлекаются в процесс управления школой;

- обеспечивается психолого-педагогическое консультирование родителей по предпрофильному обучению.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи диссертационной работы:

- выявить организационно-теоретический потенциал взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению;

- теоретически обосновать основные направления сотрудничества как оптимальной формы взаимодействия педагогов и родителей в предпрофильном обучении;

- охарактеризовать организационно-педагогические условия продуктивного взаимодействия школы и семьи в предпрофильном обучении;

- апробировать модель сотрудничества школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению.

Методологическую основу исследования составляют философские концепции о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явлений; о связи объективного и субъективного; о переходе количественных изменений в качественные; о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными; системно-структурный подход к исследованию педагогических явлений.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, которые раскрывают:

- системный подход к педагогическому исследованию (Е.В.Бе-режновa, Н.М.Борытко, В.И.Зaгвязинский, И.В.Кичевa, В.В.Крaевский, A.В.Хуторской);

- сущность целостного педагогического процесса (И.Я.Лeрнeр, В.В.Мaкaев, B.A.Cлaстенин, В.К.Шaпoвалов, Е.Н.Шиянoв);

- теоретические аспекты психолого-педагогического взаимодействия (K.A.Aбульханова-Славская, З.И.Вaсильева, В.Н.Гуров, В.В.Да-выдов, Э.Ф.Зеер, А.Я.Коломинский, T.E.Конникова, Л.В.Лидак, Л.И.Новикова, Н.Н.Oбoзов, И.Я.Якимaнскaя);

- гуманистическую направленность образования (Ш.A.Aмoнaш-вили, M.Н.Берулaвa, Е.В.Бондаревская, Л.Л.Супрунова, B.A.Cухoм-линcкий, Г.Н.Филoнoв);

- сущность и функции семейного воспитания (А.Ю.Грaнкин, И.В.Грeбeнников, C.B.Дaрмoдeхин, B.K.Kрючков, A.C.Maкaрeнкo, Ю.B.Мaтушкинa, B.A.Мaишeвa, M.H.Heдвeцкaя, A.M.Hизoвa, И.A.Xo-мeнкo);

- особенности дифференцированного обучения (C.Г.Брoнeвщук, H.K.Гoнчaрoв, Г.B.Дoрoфeeв, B.A.Oрлoв, И.M.Ocмoлoвcкaя, И.Э.Унт, H.M.Шaxмaeв);

- содержание и организацию профессионального самоопределения и профильного обучения учащихся (B.A.Бoлoтoв, A.E.Гoлoмштoк, A.Г.Кacпржaк, E.A.Kлимoв, П.C.Лeрнeр, B.П.Mиxaйлoвa, H.C.Пряж-никoв, И.M.Рeмoрeнкo, H.Ф.Рoдичeв, И.Д.Чeчeль, C.H.Чистякoвa).

Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования, как:

- теоретические: анализ научной, педагогической, психологической, философской литературы; систематизация идей, теорий по вопросам профильного обучения и семейного воспитания детей; обобщение теоретических положений, педагогическое моделирование, сравнение, аналогия, абстрагирование;

- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов эксперимента.

Экспериментальной базой исследования стали: средняя общеобразовательная школа №7 и средняя общеобразовательная школа №20 г. Минеральные Воды.

Организация и основные этапы исследования.

Исследование осуществлялось с 2004 по 2008 год.

На первом этапе (2004-2005) – изучались государственные и нормативные документы об образовании, научная и учебно-методическая литература по избранной проблеме, определялась ее методологическая и теоретическая основа, анализировался и обобщался отечественный опыт профилизации образования, а также взаимодействия школы и семьи в условиях общеобразовательной школы. Формировались библиографическая база и научный аппарат исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы.

На втором этапе (2005-2007) – была разработана модель взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению, проведены констатирующий и формирующий эксперименты по исследуемой проблеме, теоретические положения исследования апробировались на научных форумах и в печати.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»