WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 |

В 2003 г. президентподписал «Стратегию физической защитыкритически важных элементовинфраструктуры», в которой признавалось,что действий правительства недостаточно,потому что инфраструктура состоит как изгосударственных, так и из частныхинститутов в различных секторах экономики.В стратегии были выделены 13 элементовинфраструктуры, критически важных длянациональной безопасности. В документеутверждалось, что для обеспечениястабильного функционированияинфраструктуры необходимо, прежде всего,унифицировать и стандартизироватьдействующие требования к обеспечениюбезопасности внутри всех государственныхучреждений. Кроме того, отдельноотмечалась особая роль информационногопространства, которое является «нервнойсистемой Соединённых Штатов»36.

На основе доступныхданных, приведённых в четвёртом параграфе,о приоритетах федеральных расходов наинформационную безопасность можно сделатьвывод о том, какие именно направленияявляются приоритетными. Проанализированадинамика расходов на информационныетехнологии и информационную безопасностьгосударственных учреждений, вответственность которых входят критическиважные элементы национальнойинфраструктуры США. Доля расходов навопросы информационной безопасностипостоянно растёт, причём иной раз дажеболее быстрыми темпами, чем общие расходына информационные технологии.

Вместе с тем, принятыеадминистрацией меры по защите внутреннейбезопасности оказались недостаточноэффективными, проблемы уязвимостиинформационных ресурсов продолжаютоставаться серьёзной угрозой национальнойбезопасности США.

В заключениисуммируются основные положения,определяющие политику США в сфереобеспечения информационной безопасности,а также сформулированы основные выводыисследования.

1.В силутого, чтоСША вХХ векестали лидером в развитии информационныхтехнологий,социально-экономические,военные иполитические последствия информационнойреволюции оказались вэтой страненаиболееощутимыми.Соединённые Штаты стали пионеромв областиразработкигосударственнойполитики всфере информационной безопасности.В СШАбыла созданасистемагосударственногорегулирования в информационнойсфере, обеспечившая эффективноеиспользованиеновейшихинформационныхтехнологий для ускорения развитияамериканскойэкономики. Вместе с тем, вопросы информационнойсферы нарубеже XX–XXI веков заняли одно изприоритетных мест в государственной политикеобеспечениянациональнойбезопасности в СоединённыхШтатах и в других странах.

2. Политикаамериканского государства винформационной сфере при администрацияхКлинтона и Буша, была направлена наформирование и укрепление всеобъёмлющейсистемы обеспечения информационнойбезопасности Соединённых Штатах. Этасистема продолжает развиваться и включаетв себя законодательную основу,обеспечивающую органы государственнойвласти большими полномочиями винформационной сфере, организационныеструктуры, в функции которых входитпротиводействие информационным угрозам,расследование информационныхпреступлений, использованиеинформационных технологий для укрепленияпозиций США на международной арене.В американской государственной системеобеспечения информационной безопасностисложилось своего родагосударственно-частное партнёрствоправоохранительных, военных иразведывательных органов, а такжебизнеса.

3. Американская политикав сфере информационной безопасности приадминистрациях Клинтона и Буша имела цельюдостижение, а затем закреплениедоминирования США в глобальноминформационном пространстве. Это – приоритетноенаправление в стратегии обеспеченииамериканского господства во всей системемеждународных отношений. Политика США вобласти информационной безопасностисочетает как рыночные инструментылиберализации и дерегулированияинформационной сферы, так и стремлениеустановить прямой государственныйконтроль над информационными ресурсами,причём не только в национальных, но и вмеждународных масштабах.

4.Администрация Клинтона первоначальнообращалавнимание восновном на криминальныеаспекты информационнойбезопасности – информационныепреступления, иные правонарушенияс применениеминформационныхтехнологий. Этим былообусловлено то, что центром системыобеспеченияинформационнойбезопасности в 1990е годы были ФБР иМинистерство юстиции США. Реформа этой системы при администрацииБуша быланаправлена на вовлечение в процессобеспеченияинформационнойбезопасности военныхи разведывательных органов. Кроме того, военно-силовоенаправлениегосударственнойполитикиинформационной сферы при администрации Буша былоэлементом стратегии американскогогосударства,направленной на обеспечениевоенного господства США в мире.Американские вооружённые силы первыми в мире оснащаютсявоенной техникой и высокоточныморужиемновогопоколения,интегрированными в информационную«системусистем», чтообеспечиваетвозрастающийвоенно-техническийотрыв СШАот другихгосударств.Значительную роль в этом направлениииграют космические ресурсы.

5. Созданная приадминистрациях Клинтона и Буша системаобеспечения информационной безопасностиСША оказалась недостаточно эффективной.Бюрократическое соперничество Пентагона,ЦРУ, ФБР и Министерства внутреннейбезопасности, а также некоторых другихведомств не позволило решить проблемуединого государственного контроля надинформационным пространством.

6. Несмотря на активныедействия американского государства винформационной сфере, поставленные целибыли достигнуты в ограниченной степени.В первую очередь это было связано с тем,что многие политические проблемы, не могутиметь исключительно технологическогорешения. Стремление к установлениюпревосходства США за счёт использованияновейших информационных технологий не всостоянии обеспечить решение многихполитических и социальных вопросов в сференациональной и международнойбезопасности. С этим связана другаяпроблема, ставшая препятствием вдостижении американского глобальногоинформационного регулирования – появление новыхтяжелейших проблем и угроз национальнойбезопасности США. Представляется, чтофинансово-экономический кризис 2008 г.связан с тем, что использование ИТ оказалов немалой степени негативное влияние наглобальный финансовый рынок, позволивсоздать «биржевой пузырь». Стремление кдоминированию в информационной сферевстретило серьёзное сопротивление другихучастников информационного общества как вСША, так и в глобальном масштабе.

7. Есть основанияполагать, что пришедшая к властиадминистрация президента Обамы подвергнетгосударственную политику США в областиинформационной безопасности значительнойреформе. Нет сомнения, вопросыинформационной безопасности останутсяприоритетными и при администрации Обамы.Представляется, что Соединённые Штатыоткажутся от планов по установлениюглобального информационного доминирования, однакокурс на обеспечение лидерства СоединённыхШтатов в информационной сфере сохранится.Представляется, что произойдёт отход отчрезмерного упора на военно-силовогоприменение информационных технологий вобласти наступательных методовобеспечения национальной безопасности,приоритетное значение могут получитьметоды экономического и невоенноговлияния Соединённых Штатов винформационной сфере.

Вероятно, администрацияОбамы совершит новую попытку созданияцентрализованной системы обеспеченияинформационной безопасности в США.Возможно, будет создан новыйгосударственный механизм, в функциикоторого будет входить исключительнокоординация всех усилий по обеспечениюинформационной безопасности США.

8. Американский опытгосударственной политики в сфереинформационной безопасности может бытькрайне важен и актуален для многихвопросов российской внешней и внутреннейполитики. Прежде всего, необходимообратить внимание на такой аспектамериканского опыта в области обеспеченияинформационной безопасности как наиболееэффективный подход к регулированию рынкаинформационных технологий в условияхрыночной экономики. Российская Федерацияобладает достаточным потенциалом для того,чтобы являться полноценным участникоминформационного общества. Решениезаключается в создании собственногоконкурентного сектора производстваИТ.

Как незащищённость секретной,так ичрезмернаязакрытостьгосударственнойдеятельности пагубно сказываютсяна развитиидемократии.России, каки многимдругим странам, ещёпредстоит выработать политикугосударства в этой области. Крайне важными в обеспеченииинформационнойбезопасности являются военные и разведывательныеаспекты. Опыт СШАпредставляет интерес в области развитиявоенных иразведывательныхтехнологий не тольковнутри ВПК,но и в вопросахгосударственногостимулирования и максимальногопоощренияразвитияинформационныхкоммерческихтехнологий. Особенно важнымпредставляетсяамериканский опыт использованияинформационных технологий для создания систем связии боевогоуправления, а такжевысокоточных обычных вооружений.

Таким образом,необходимо, критически используяамериканский опыт, избегать как чрезмернойлиберализации информационного рынка, так ипопыток создания жёсткой иерархическойструктуры контроля над информационнымпространством. Более того, информационнаябезопасность может стать одним из основныхнаправлений взаимовыгодногосотрудничества между РоссийскойФедерацией и Соединёнными Штатами Америки.


ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИАВТОРА
ПО ТЕМЕДИССЕРТАЦИИ

1. Роговский Е.А.,Шариков П.А.О безопасности в киберпространстве // PC Week,29.10.2002 (http://www.pcweek.ru/themes/detail.phpID=62890).

2. Роговский Е.А.,Шариков П.А.Контроль над Интернетом и международнаястабильность // США Канада: экономика, политика,культура, 2007. –№ 3.

3. Шариков П.А.Компьютерная ось// Businessweek (Россия). – № 37 (8.10.2007). – С. 38.

4. Шариков П.А.Государственная политика в областиинформационной безопасности – опыт США и уроки дляРоссии / Сборник докладов аспирантовИСКРАН и студентов ФМП ГУГН на конференции29 ноября 2006 г. – M.: ИСКРАН, 2007.

5. Шариков П.А. США,Китай и Россия – борьба за информационные ресурсы /Соединённые Штаты Америки в современноммире. Сборник статей молодых учёныхИСКРАН. – М.:ИСКРАН, 2008. –С. 37.

6. Шариков П.А. Развитиеинформационных ресурсов как факторамериканского могущества в современноммире // Россия и Америка в XXI веке.Электронный научный журнал.

7. Шариков П.А. Эволюциягосударственной политики в сфереобеспечения информационной безопасности //США Канада:экономика, политика, культура (готовится к печати).

Общий объёмпубликаций –5,5 авт. л.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯНАУК

ИНСТИТУТ СОЕДИНЁННЫХШТАТОВ АМЕРИКИ И КАНАДЫ

На правахрукописи

Шариков П.А.

ПОЛИТИКА США В ОБЛАСТИИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(Авторефератдиссертации на соискание учёнойстепени

кандидатаполитических наук)

Подписано в печать25.05.2009 Объём2,5 п.л. Формат 90 х 60 1/16.

Тираж 100 экз. Гарнитура Schoolbook, Textbook

Отдел научнойинформации ИСКРАН

Москва, Хлебный пер., 2/3.Телефон 697-0403.


1 Арбатов Г.А. Повестка дняроссийско-американских отношений. – М., 1999; Арбатов А.Г.Безопасность: Российский выбор. – М.: ЭПИцентр, 1999;Баталов Э.Я.О философии международныхотношений. –М.: НОФМО, 2005; Батюк В.И. Россия и США: проблемы иперспективы сотрудничества / США на рубежевеков / Отв. ред. С.М. Рогов. – М.: Наука, 2001;Богатуров А.Д. Великиедержавы на Тихом океане. История и теориямеждународных отношений в Восточной Азиипосле второй мировой войны (1945–1995). – М.: Конверт – МОНФ, 1997; Давыдов Ю.П. Нормапротив силы. Проблемамирорегулирования. – М., 2002; Иванян Э.А. История США. – М., 2004; Косолапов Н.А.Контуры нового миропорядка / Внешняяполитика и безопасность современнойРоссии. 1991–2002 / Сост. Шаклеина Т.А. – В 4 тт. – Т. 1. – М., 2002; Кокошин А.А. Феноменглобализации и интересы национальнойбезопасности / Внешняя политика ибезопасность современной России. 1991–2002 /  – В 4 тт. – Т. 1. – М., 2002; Кременюк В.А. Россияи США в новых международных условиях:ассиметричное партнёрство – М.: ИСКРАН, 2005;Кривохижа В.И. Внешняя политика России иизменение системности международныхотношений / Внешняя политика ибезопасность современной России. 1991–2002 / Сост.Шаклеина Т.А. – В 4 тт. – Т. 1. – М., 2002; Лебедева М.М. Политическое урегулированиеконфликтов. – М.: Аспект Пресс, 1997; Лукин В.П., Уткин А.И. Россия иЗапад: общность или отчуждение. – М.: Сампо, 1995;Носов М.Г.Россия и США в АТР // США: экономика,политика, идеология. – 1997. – № 4; Рогов С.М.Современный этап российско-американскихотношений. –М.: ИСКРАН, 1999; Торкунов А.В.Международные отношения после косовскогокризиса / Внешняя политика и безопасностьсовременной России. 1991–2002 / Сост.Шаклеина Т.А. – В 4 тт. – Т. 1. – М., 2002; Уткин А.И. Мировой порядокXXI века. – М.:ЭКСМО, 2002; Хрусталёв М.А. Системное моделированиемеждународных отношений (учебноепособие). –М.: МГИМО МИД РФ, 1987; Шаклеина Т.А. Россияи США в новом мировом порядке. – М.: ИСКРАН, 2002; США вменяющемся мире: пределы могущества / Отв.ред. В.И. Кривохижа. – М.: РИСИ, 1997.

2 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Фонд имениВ.И. Вернадского, 2008.

3 Гэлбрейт Дж. Новое индустриальноеобщество. –М.: Эксмо, 2008.

4 Алексеева И.Ю. Возникновение идеологииинформационного общества // Информационноеобщество. –1999. –№ 1. –С. 30–35.

5 Masuda Y.The Information Society as Postindustrial Society. – Wash.: World Future Soc.,1983.

6 Bell D.The Coming of Post-industrial Society. A Venture in SocialForecasting. – N.Y.:Basic Books, Inc., 1973.

7 Маклюэн Г.M. Понимание медиа: Внешниерасширения человека. – М.: КАНОН-прессЦ,Кучково поле, 2003.

8 Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2004.

9 Дракер П. Посткапиталистическоеобщество. –СПб., 1999. –С. 20.

10 Кастельс М. Информационная эпоха:экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ,2000. –С. 31

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»