WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |

Начиная с 1998 г. вповестке дня Генеральной Ассамблеи ООНесть пункт, посвящённый вопросамдостижений в сфере информатизации ителекоммуникаций в контекстемеждународной безопасности. В частности, в2008 г. была принята резолюция, в которойговорилось о необходимости «укреплениябезопасности глобальных информационных ителекоммуникационных систем»28.

Позиция американскойдипломатии по вопросу международногорегулирования использованияинформационных технологий обусловленастремлением обеспечить доминирование винформационной сфере, относящейся кобласти вооружений, и выдвижением напервый план вопросов информационноготерроризма, информационной преступности иобеспечения безопасности компьютерныхсетей.

Наиболее ярким примеромполитики администрации Буша, направленнойна установление американскогодоминирования в информационномпространстве, стали действиягосударственного руководства США на такназываемом Всемирном саммите поинформационному обществу, инициированномМеждународным телекоммуникационнымсоюзом под эгидой ОрганизацииОбъединённых Наций (WSIS –World Summit on Information Society).

Одной из основныхпроблем, обсуждавшихся на саммите, сталиугрозы международной информационнойбезопасности, связанные с техническими и политическимиаспектами управленияИнтернетом.

Насаммите быливынесены предложения передатьнекоторые функции управления Интернетоммеждународным организациям, например, Международному телекоммуникационному союзу. В свою очередь,позиция СШАпо этомувопросу состояла в том, что Интернет-корпорация пораспределению доменных имён и номеров (Internet Corporation Assigning Names and Numbers – ИКАНН) успешно доказала свою дееспособностьи стабильноеразвитие Интернета происходило во многомблагодарядеятельности ИКАНН. Таким образом,американскоеправительство не передастфункции управления Интернетомникакому другому органу или правительству.

Второй параграф посвящён некоторым информационнымаспектам строительства вооружённых силСША.

Смещение вектораобеспечения национальной безопасности СШАв значительной степени отразилось назадачах вооружённых сил и в первую очередьстратегического командования США (STRATCOM – СТРАТКОМ). В отличиеот времен «холодной войны», практически ниодин из элементов стратегиипротивостояния равному врагу (peer competitor) не могприменяться к войне против террористов.Активизация методов «жёсткой силы» в периодадминистрации Буша отразилась в изменениизадач стратегического командованиявооружённых сил США. Традиционные задачиСТРАТКОМа, такие как стратегическоепланирование, командование и контроль надвооружёнными силами, глобальноесдерживание, а также задачи, связанные сядерным оружием (разработка ядернойстратегии, управление системамипротиворакетной обороны) ипротиводействие распространению ОМУ, былидополнены новыми. В 2002 г. на СТРАТКОМ быливозложены задачи космическогокомандования (СПЕЙСКОМ – SPACECOM), связанные споддержкой космических операций,глобальная разведка, спутниковоенаблюдение. Кроме того, в задачи,выполняемые стратегическим командованием,входила разработка и проведениеинформационных и сетевых операций.

Изменение задачстратегического командования США являлосьодной из составляющих концепцииглобального удара. В условияхнеопределённости врага, когда удар можетпоследовать из любой точки земли, даже стерритории Соединённых Штатов, «Стратегиянациональной безопасности» сталаосновываться на принципе превентивныхдействий, в военной стратегии появиласьострая необходимость иметь возможностьоперативно использовать вооружённые силыдля ликвидации потенциальной угрозы.Министерство обороны США поставило задачудостичь возможности наиболее оперативнореагировать на любые формирующиеся вызовынациональной безопасности США в любойточке планеты. Значительную роль в этомиграли информационные технологии,во-первых, для сбора информации опотенциальных врагах, во-вторых, дляуправления и оперативного принятиярешений. Иными словами, происходившиеизменения в вооружённых силах былинаправлены на обеспечение американскойармии возможностью противодействоватьтеррористической угрозе схожими методами,сохранив возможность поражения любыхостальных возможных угроз национальнойбезопасности.

В военной сфере приадминистрации Буша была принятаразработанная ещё в 1990-е годы концепциясетевых войн, которая была реализована напрактике в 2001 г. в Афганистане и в 2003 г. вИраке. Эта концепция предусматриваетрешение различных оперативно-тактическихзадач с помощью интеграции средствразведки, боевого управления и связи, атакже ударных систем всех компонентоввооружённых сил США.

Подавляющееинформационное превосходствоамериканских вооружённых сил надпротивниками в Афганистане и Ираке непринесло быстрой победы в развязанныхадминистрацией Буша войнах. Более того, СШАувязли в затяжных противопартизанскихоперациях, где многие информационныетехнологии американской армии оказалисьнеэффективными.

В третьемпараграфе обсуждаютсявопросы влияния развития информационныхтехнологий на разведывательнуюдеятельность Соединённых Штатов вконтексте реформы системы обеспечениянациональной безопасности США.

Атаки11 сентября 2001 г.показали, что деятельностьразведывательногосообществанеэффективна против обострившейсяугрозы терроризма, а вболее широком смысле – не способна обеспечиватьнациональнуюбезопасность, адекватную новымусловиям международных отношений. АдминистрацияБушаосознала давно назревшуюнеобходимостьреформирования разведывательногосообщества.

В рамках реформысистемы обеспечения национальнойбезопасности было создано Министерствовнутренней безопасности и проведенызначительные изменения в структуре ифункциях военных и разведывательныхведомств. Одной из основных проблем в сфереразведывательной деятельности, на решениикоторой сосредоточилось американскоегосударство, стало улучшение координацииобмена разведданными между различнымиразведывательными иконтрразведывательными ведомствами.Президентом Бушем было создано новоеведомство –Управление национальной разведки, котороеполучило значительные полномочия вобласти планирования и управленияразведывательной деятельностьюСоединённых Штатов. Былаусовершенствована система обменаинформацией между органамигосударственной безопасности,деятельность разведывательногосообщества стала более скоординированной.

Администрацией Бушабыла проведена самая масштабная реформаразведки за всю историю СоединённыхШтатов. Был принят комплексзаконодательных, организационных и другихмер в сфере деятельности специальныхслужб. Прежде всего, было необходиморазработать законодательноеобеспечение.

Государство совершилопопытку установить тотальный контроль надиндивидуальными информационнымиресурсами. При этом были возрождены методышпионажа над гражданами, характерные дляэпохи Холодной войны. Органамгосударственной безопасности былипредоставлены дополнительные полномочиядля прослушивания телефонных разговоров,проверки электронной почты и мониторингафинансовой деятельности. В интересахвнутренней безопасности были инициированытакие проекты, как «Тотальнаяинформационная осведомлённость»,позволявшие привлечь информационныересурсы Министерства обороны длямассового шпионажа над гражданами.

После трагедии11 сентября Конгресс США по инициативеадминистрации президента принял закон«О борьбе с терроризмом»29. Принятый законотменял большинство ограничений действийисполнительной власти иправоохранительных органов. Американскоегосударство стало иметь практическинеограниченные полномочия в областиполучения информации о любом гражданине,если эта информация является «элементомсанкционированного расследования длязащиты Соединённых Штатов от угрозымеждународного терроризма». По сути,контроль исполнительных органов состороны судебной власти стал простоформальностью30. Особенносерьёзные возмущения были вызваны в связис тем, что закон отменял санкцию судьи натак называемое «письмо национальнойбезопасности» (NSL – National SecurityLetter). Ранее Федеральное бюрорасследований с санкции прокурора имелополномочия послать такое письмо операторуИнтернета или телефонной связи, чтобыполучить данные о подозреваемом31.Принятый же закон отменял санкциюпрокурора на подобные письма,предоставляя, таким образом, всемуразведывательному сообществу практическибезграничную возможность вмешиваться вчастную жизнь граждан32.

Не менее важнымнаправлением реформы былвнешнеполитический аспект. Если «АктПатриот» во многом сфокусирован навнутриполитических аспектахразведывательной деятельности, тозначительным изменениям подвергся закон«О внешней разведке» (ForeignIntelligence Surveillance Act – FISA). Закон был принят в1978 г. и содержал описание процедур запросасудебного ордера на прослушивание,электронное наблюдение и физический обысклюдей, подозреваемых в шпионаже имеждународном терроризме и представляющихугрозу национальной безопасности США.

Кроме изменениязаконодательства, в период правленияпрезидента Буша была проведена крупнейшаяорганизационная реформаразведывательного сообщества СоединённыхШтатов. В ходе расследования терактов11 сентября, созданная специальнаякомиссия пришла к выводу, что, несмотря нато, что информация о готовящемся нападениибыла известна некоторым разведывательным,военным и правоохранительным органам, онавоспринималась несерьезно, и действия попредотвращению этой угрозы предприняты небыли. Это произошло в силу отсутствиякоординации действий между различнымиучреждениями в системе обеспечениянациональной безопасности США33. Этотвывод, сделанный комиссией порасследованию террористических актов,свидетельствует о неспособностиамериканского государства контролироватьи управлять деятельностьюразведывательных органов.

Реакцией на решениекомиссии было создание Управлениянациональной разведки, которое началофункционировать с принятием в 2004 г. закона«О реформе разведывательной деятельностии предотвращении терроризма» (IRTPA –Intelligence Reform and Terrorism Prevention Act of 2004). В законе была предпринята попыткасоздать универсальную систему обменаразведданными между государственнымиучреждениями. Ответственность заинформационное обеспечениеразведывательной деятельностивозлагалась на директора по национальнойразведке. Согласно принятому закону,«директор национальной разведки долженбыл обеспечить любой информацией,касающейся вопросов национальнойбезопасности, собранных как из открытыхисточников, так и по другим каналам,президента, глав министерств и агентствисполнительной власти, председателяОбъединённого комитета начальниковштабов, всех старших военачальников, Сенати Палату представителей и остальных лиц вслучае необходимости»34.

Функция обеспеченияинформационной безопасности былавозложена на другую созданную приадминистрации Буша организацию – Министерствовнутренней безопасности (МВБ – Departmentof Homeland Security –DHS). Многие эксперты говорилио том, насколько остра необходимостькоординации действий правительства США вобласти обеспечения информационнойбезопасности. В этой связи президентпредложил создание новогогосударственного ведомства, главнойзадачей которого было обеспечениевзаимодействия между различнымигосударственными учреждениями в областиобеспечения национальной безопасности.

Новое министерствообъединило 22 ведомства, в чьи полномочиявходило обеспечение внутреннейбезопасности. Основной задачейМинистерства внутренней безопасностистала защита территории СоединённыхШтатов, прежде всего от угрозытеррористических атак. МВБ стало членомУправления по национальной разведке,однако разведывательная деятельность неявлялась основной функцией министерства.

Поставленные задачибыли достигнуты в ограниченной степени,многие государственные программы вобласти информационного контролявстретили жёсткое сопротивлениегражданского общества, вызванноенарушением прав человека,неприкосновенности личности инесоблюдением конфиденциальности частнойинформации. Многие правозащитныеорганизации подвергли жесткой критикедеятельность американского правительстваза то, что количество и качествоинформации, которая технически можетоказаться в распоряжении органовобеспечения национальной безопасностиСША, существенно превосходит объёмсведений, необходимых для противодействиятеррористическим угрозам. С утратойРеспубликанской партией контроля надКонгрессом начался постепенный пересмотрряда законодательных«антитеррористических» мер, нарушавшихправа граждан США.

Четвёртыйпараграф посвящён вопросаминформационной безопасностигосударственных учреждений СоединённыхШтатов.

Принятыеадминистрацией меры по защите внутреннейбезопасности оказались недостаточноэффективными, проблемы уязвимостиинформационных ресурсов продолжаютоставаться серьёзной угрозой национальнойбезопасности США.

Вопросы информационнойбезопасности былинастолько актуальны,что потребовалось дополнить «Стратегию национальнойбезопасности» другимдокументом – «Стратегией защитыкиберпространства». Жизнькаждого американца сталаслишком сильно зависеть от информационныхтехнологий, от различныхсоставляющихнациональнойинфраструктуры,которые оказались весьмауязвимыми для кибертеррористов.Принятаяв 2002 г. «Стратегия национальнойзащитыкиберпространства» констатировала,что«государствооказалось неготово противостоять информационнымугрозам, оно просто не в состоянии обеспечитьсоответствующими системамикомпьютерной безопасности все частные банки,энергетические компании, предприятиятранспорта идругие компоненты частного сектора»35.

Значительное внимание встратегии уделялось не только методампротиводействия угрозам информационныхатак, но и вопросам использованияправительством информационных ресурсовпротив угроз национальной безопасности вцелом. В частности, в стратегии детальнорассматриваются полномочия директораНациональной разведки, Федерального бюрорасследований, Административно-бюджетногоуправления и Бюро по определениюнаучно-технической политики припрезиденте США, Государственногодепартамента и других ведомств и различныхправительственных агентств.

Республиканскаяадминистрация президента Бушаинициировала существенную реформу системыобеспечения защиты инфраструктуры.В декабре 2003 г. президент выпустилдирективу департамента внутреннейбезопасности, посвящённую приоритетам вобласти защиты критически важныхэлементов инфраструктуры (Homeland Security Presidential Directive – 7). Оназаменяла подписанную У. Клинтономдирективу СНБ63.

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»