WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 7 |

Первыйпараграф главы посвящёнизучению факторов, которые привели к тому, что СоединённыеШтаты сумелине толькообогнать весь мир в области развития информационныхтехнологий, но и установить предпосылкидля глобального информационногодоминирования.

Экономический рост СШАв 1990е годы вомногом был связан с развитиеминформационного потенциала. С распадомСССР и изменением геополитическойрасстановки сил, Соединённые Штаты нетолько остались наиболее могущественнымгосударством в мире, но и получиливозможность стать единственнойсверхдержавой. После окончания «холоднойвойны» стратегия Вашингтона быланаправлена на консолидацию однополярногосистемы международных отношений,закрепление позиций США как единственнойсверхдержавы, на достижение абсолютногоамериканского превосходства вглобализирующемся мире.

Уже к началу 1990х годовинформационный потенциал США значительноопережал весь остальной мир. Одним изосновных аспектов стратегии глобальногодоминирования было приоритетное развитиеинформационного сектора с цельюобеспечения технологического,экономического и военного отрыва США отдругих участников системы международныхотношений. Вместе с тем в этот периодпоявился ряд новых информационныхтехнологий (в том числе Интернет имобильная телефония), которые позволяли накачественно новой основе освоитьинформационное пространство.

С завершением «холоднойвойны», острая необходимость в развитиивоенных технологий для противостояния сСоветским Союзом отпала, основнымприоритетом стало экономическое развитие,а соответственно и развитие гражданскихтехнологий, служивших двигателемэкономического роста и источникомповышения конкурентоспособности бизнеса.Новая демократическая администрацияКлинтона внесла во многом радикальныепредложения по изменению экономическойполитики для повышенияконкурентоспособности страны. В отношенииинформационных технологий приоритетомгосударственной политики стало не толькопроведение коммерциализации (конверсии)военных технологий, но и использованиевоенными органами коммерческихтехнологий.

В период «холоднойвойны» военные технологии в основномразрабатывались за счёт государственногофинансирования и были недоступны вгражданской сфере. Это требовало выделениязначительных средств из государственногобюджета. Разработки технологийгражданского назначения во многомпроисходили за счёт частного капитала,который во много раз превосходил размергосударственного бюджета. Повышениеспроса на информационные технологииобусловило своего рода объединениегосударства и бизнеса в области разработкиИТ.

Результатом проводимой в СШАгосударственнойэкономической политики, направленнойна стимулирование и активную государственнуюподдержкуинформационныхтехнологий явилось формированиемощного информационно-технологического комплекса,который состоял как из материальногопроизводства, так и сферы услуг.Именно онявлялся одним из двигателей американскойэкономики и способствовалдостижениюСоединёнными Штатами глобальноголидерства.

Во второмпараграфе описываются методыгосударственной либерализацииинформационного сектора американскойэкономики, которые привели к тому, чтоСоединённые Штаты достигли значительногоотрыва в информационной сфере от всегоостального мира.

Успех СоединённыхШтатов среди прочего связан созначительной ролью государства в развитиитехнологий. Администрация президентаКлинтона впервые включила технологическуюполитику государства в национальнуюэкономическую стратегию. В платформеДемократической партии США напрезидентских выборах 1992 г. утверждалось,что инвестиции в развитие технологий иинфраструктуры – залог экономического процветанияамериканского государства в будущем26.

Политика администрациипрезидента Клинтона быланаправлена на максимальноеиспользование этих технологийдля того,чтобы нетолько ускорить социально-экономическоеразвитие США, но и обеспечитьглобальное информационное лидерство.

Первым проектом,инициированным администрацией Клинтона,стала Национальная информационнаяинфраструктура (НИИ). Этот проект былнаправлен на развитие различных секторовамериканской экономики. Ключевым аспектомэтой инициативы, стартовавшей практическисразу после прихода президента Клинтона квласти в 1993 г., являлось развитие иприменение информационных технологий всамых различных областях экономики.

Основной задачейпроекта НИИ являлась интеграция новыхтехнологий и повсеместное равномерноераспределение компонентов информационнойинфраструктуры в различных отрасляхпромышленности. Проект был предназначендля создания механизма быстрого внедренияинноваций и освоения их преимуществ всоциально-экономической сфере.

Другим направлениемдеятельности администрации, которое, какпредставляется, сыграло значительную рольв развитии информационных технологий быламассированная конверсия военныхтехнологий. Одной из главных целейпродуманной конверсии национальногонаучно-технического потенциала США былосодействие ускоренному развитиюИТ-сектора.

В частности, в 1994 г.,министр обороны У. Перри выпустилдирективу, предписывающую всем видамвооружённых сил при закупке военнойпродукции и разработке новых систем оружияв обязательном порядке использоватькоммерческие технические характеристики,спецификации и стандарты. Отступать отэтого правила разрешалось только с санкцииминистра обороны. Более того, былаподготовлена директива о технологияхдвойного использования: стратегиясоздания доступных передовых оборонныхтехнологий. В этом документе, в частности,говорится, что «целью проводимойМинистерством обороны реформы закупокявляется создание закупочной системыкоммерческого типа, которая ориентируетсяна коммерческие изделия и технологии.Такая система должна, где возможно,исключать использование специальныхконтрактных условий и техническихтребований, а также правил отчётности, таккак всё это препятствуетвоенно-коммерческой интеграции»27.

Значительным элементомв продвижении американских технологий намировой рынок являлась реформа системыэкспортного контроля Соединённых Штатов.В начале 1990хгодов были сняты некоторые ограничения наэкспорт суперкомпьютеров. Все страны, заисключением стран – бывших членов ОрганизацииВаршавского договора и Китая, получиливозможность импортировать американскиекомпьютеры. Это стимулировало развитиемеждународной конкуренции средипроизводителей компьютеров. С появлениемконкурентов на международном рынкеэффективность реформы экспортногоконтроля быстро сошла на нет, и в конце1999 г., практически все ограничения наэкспорт суперкомпьютеров былисняты.

Значительным шагом всфере либерализации и дерегулированияинформационной сферы Соединённых Штатовбыла коммерциализация Интернета.

В период правленияадминистрации Клинтона, действияамериканского государства были направленына то, чтобы создать максимальноблагоприятные условия для развитиякоммерческих информационных технологий сцелью повышения экономического роста.В результате в Соединённых Штатахобщество, бизнес и граждане получилибеспрецедентный доступ к значительныминформационным ресурсам.

В третьемпараграфе рассматриваютсяосновы формирования системыгосударственного обеспеченияинформационной безопасности, заложенныеадминистрацией Клинтона.

Новые возможности,появившиеся в результате развитияинформационных технологий, создали дляпользователей большие соблазны длянарушения имущественных прав. Обнаружилсясущественный разрыв по отношению кправовой базе в силу техническойотсталости правоохранительных органов посравнению с возможностями совершенияинформационных преступлений. Проблемаосложнялась тем, что уязвимостьинформационной безопасности возросла какв государственном и частном секторе, так ина уровне отдельных граждан. Кроме того,большая часть государственных иэкономических предприятий находилась вострой зависимости от использованияинформационных технологий.

Наиболее показательным,но отнюдь не первым примером подобнойзависимости была «проблема 2000». Некоторыеспециалисты в области информационныхтехнологий высказывали опасения, что всеинформационные системы выйдут из строя1 января 2000 г. из-за техническиххарактеристик основных программных кодов.

В этот период в СШАвпервые была осознана качественноусилившаяся зависимость от информационныхтехнологий. Было официально признано, чтоинформационные угрозы являются серьёзнойпроблемой национальной безопасности.Одним из важнейших направлений вобеспечении информационной безопасностистала защита критически важных элементовнациональной инфраструктуры.Информационные технологии являлисьважнейшим элементом в таких элементахнациональной инфраструктуры, как водо- иэлектроснабжение, химическаяпромышленность, почта, здравоохранение,сельское хозяйство, энергетика и прочие.

В соответствии сдирективой президента У. Клинтона № 63,подписанной в 1998 г., «О защите критическиважных элементов национальнойинфраструктуры» в рамках ФБР создавалсяЦентр защиты национальной инфраструктуры,в обязанности которого входило изучение ипредупреждение о появляющихся угрозах винформационном пространстве,расследование уголовных преступлений,связанных с использованием информационныхтехнологий. В структуре каждогогосударственного учреждения создаваласьдолжность директора по информационнымтехнологиям, который отвечал заинформационную безопасность своеговедомства. Кроме того, был учреждён постсоветника президента по защитеинфраструктуры и противодействиятерроризму. Деятельность Центра по защитенациональной инфраструктуры носила скорееинформационный характер. Рекомендации,разработанные центром в областипротиводействия информационным угрозам,выполнялись нерегулярно.

К концу правленияадминистрации Клинтона проблемы,связанные с обеспечением информационнойбезопасности, стали серьёзной угрозойнациональной безопасности СоединённыхШтатов. Количество случаев информационныхпреступлений увеличивалось, появляющиесявредоносные программы поражали элементыинформационной инфраструктуры, учащалисьслучаи незаконного использования правинтеллектуальной собственности, развитиеинформационных технологий позволяломногим преступникам получатьнесанкционированный доступ кконфиденциальной, коммерческой информациии даже к государственной тайне.Разрабатываемые програм­мные продукты быстроустаревали, повсеместный доступ кинформационному пространству ираспространение доступных технологий(прежде всего персональных компьютеров)позволяли нарушителям значительнопревосходить средства защиты информации.

Таким образом, вопросыобеспечения информационной безопасностистали приоритетом в обеспечениинациональной безопасности СоединённыхШтатов при администрации Клинтона. Приэтом главный упор был сделан назакреплении с помощью информационныхтехнологий лидерства США в экономической ивоенной сферах. Кроме того, Вашингтонпопытался захватить доминирующие позициив мировом информационном пространстве.Информационные технологии легли в основутак называемой «мягкой силой», на развитиекоторой сделала упор администрацияКлинтона. К концу 1990х годов в США начинает создаватьсясистема обеспечения информационнойбезопасности в общенациональныхмасштабах.

Упор на информационныетехнологии в сочетании с либерализацией идерегулированием рынка привёл квозникновению в конце XX века на биржевомрынке «информационного пузыря», т.е.раздувания виртуального сектораамериканской экономики (в первую очередьсферы услуг). Развитие и распространениеинформационных технологий в сферефинансов создали беспрецедентныевозможности выпуска деривативов – третичныхфинансовых механизмов.Финансово-экономический кризис, которымадминистрацияКлинтона закончила своёпребывание у власти, в определённойстепени стал репетицией «Великойрецессии», разразившейся в США в концеследующего десятилетия.

Третья глава посвященавопросам обеспечения информационнойбезопасности при президенте Дж.Буше-младшем.

Изменения в сфереобеспечения национальной безопасности,произошедшие в Соединённых Штатах,рассматриваются в первомпараграфе третьей главы вконтексте американского курса,направленного на глобальное доминированиеСША в мире.

Администрация Бушаунаследовала от администрации Клинтонаразвитый информационный потенциал ивновь созданную систему информационнойбезопасности. Тем не менее, американскоеполитическое руководство, органы разведкии вооружённые силы не смогли предотвратитьтеррористическое нападение на США.Террористические акты 11 сентября 2001 г.стали крупнейшим провалом стратегиинациональной безопасности США со времёняпонского нападения на Пёрл-Харбор.

Под предлогом борьбыпротив международного терроризма,администрация Буша провела реформусистемы обеспечения национальнойбезопасности. Стратегические цели США неизменились. Стратегия Вашингтона быланаправлена на консолидацию однополярногомира. Однако, в отличие от демократическойадминистрации, стратегия Дж. Бушаопиралась, прежде всего, на применениежёстких военно-силовых инструментовобеспечения американских интересов намеждународной арене. Развитиевоенно-силового потенциала, достижениеабсолютного военного превосходстваявлялось важным элементом глобальногодоминирования, необходимого длязакрепления за Соединёнными Штатамистатуса единственной мировойсверхдержавы.

Соответственно былипереориентированы и информационныересурсы США.Значительно возрос спрос на информационныересурсы состороны государства –преждевсеговоенных иразведывательныхорганов.Деятельность Министерстваобороныи разведывательного сообществаСША былаво многомнаправлена на обеспечение информационногодоминированияСоединённых Штатов, котороеявлялось одним из основных аспектовобеспечения национальной безопасности.

Несмотря намногочисленные попытки международногосообщества установить механизм общегорегулирования управления Интернетом,администрация Буша воспрепятствовалапопыткам других стран хотя бы частичнопередать эту функцию международнойорганизации.

Таким образом, политикаСША при президенте Буше была направлена наустановление глобального информационногоконтроля – нетолько на уровне государства, но и вглобальном масштабе. Этим были обусловленывнешнеполитические действия американскойдипломатии в области международногосотрудничества в сфере развитияинформационных технологий и обеспеченияинформационной безопасности.

Проводимаяполитика требовала ужесточенияпозиции Соединённых Штатов по вопросамгосударственногорегулированияразвития ииспользования информационныхтехнологий не только в национальномзаконодательстве, но и науровнемеждународного права.

Необходимо отметить,что международное право в областиинформационной безопасности развитокрайне слабо. Использованиеинформационных технологий в военной иразведывательной сферах практически нерегламентируется. Поэтому приоритетнымнаправлением в области международногосотрудничества в сфере информационнойбезопасности является выработка норммеждународного права, прежде всего врамках ООН.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»