WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 7 |

Интенсивное развитиеновых информационных ителекоммуникационных технологий придаётпринципиально новое качествотрансграничному информационному обмену истановится движущей силой экономических,политических и социальных изменений вмире. Оно оказывает значительное влияниена отношения между государствами и междудругими членами информационного общества,влияет на трансформацию феноменагосударственного суверенитета.

Под влияниеминформационной революции происходиттрансформация отношений между народами,результатом которой являетсяформирующееся глобальное общество новоготипа. Человечество превращается в единуюобщность, взаимодействие в которойпроисходит в экономической, политической,культурной и других сферах посредствоминформационного пространства. Существуетнесколько понятий, использующихся разнымиисследователями для именования этогофеномена, –«третья волна» (Э. Тоффлер),«постиндустриальное общество» (Д. Белл),«новое индустриальное общество»(Дж. Гелбрейт). Однако все эти учёныесоглашаются с тем, что современнаяглобальная трансформация отношений имеетряд уникальных черт.

Во-первых, возрастаетзначение информации как фактора развития ирастёт зависимость общества от информациии информационной инфраструктуры.

Во-вторых, получениемногими странами доступа к информационнымтехнологиям значительно укрепляетвзаимодействие между различными акторамимеждународных отношений. Принципиальнойособенностью экономического развитияинформационного общества являетсяформирующаяся экономика знаний. Знание иинформация –основной экономический ресурс глобальногоинформационного общества.

В-третьих, уникальнымявлением современного этапа международныхотношений является формированиеинформационного пространства. Развитие ивнедрение технологий позволилизначительной части населения планетыполучить доступ к единому информационномупространству. Его основой являетсяразвивающаяся глобальная информационнаясеть –Интернет. В Интернете обмен знаниями вглобальном масштабе не имеет нивременных, нипространственных, ни политических границ.Благодаря Интернету осуществляетсяинформационный обмен между людьми,происходящий вне рамок национальныхграниц и законодательства и развивающейсядостаточно стихийно. Редкие попыткиустановить регулирование или контроль надразвитием Интернета оказалисьнеэффективны.

К негативнымпоследствиям необходимо отнести, преждевсего, намечающийся значительный разрывтехнологического развития междуразличными участниками международныхотношений. В ходе информационнойреволюции возникает и даже увеличиваетсяразрыв между теми, кто смогвоспользоваться благами информационныхресурсов, и остальными, которые в силуособенностей своего историческогоразвития не имеют доступа или возможностипользоваться ресурсами информационногообщества, а поэтому и не могут стать егоучастниками. Это явление принято называть«цифровым разрывом». Однако проблемаосвоения информационных ресурсовсуществует не только между развитыми иразвивающимися странами, но внутри каждогогосударства. Развитие информационныхтехнологий происходит настолькостремительно, что «цифровой разрыв»увеличивается гигантскими темпами,укрепляя неравенство в мире и, тем самым,создавая новые угрозы и проблемы мировогоразвития. Главной причиной «цифровогоразрыва» является стихийность инеконтролируемость технологическогоразвития. Неравномерное распределениеинформационных ресурсов является одним изисточников угрозы информационнойбезопасности. Эффективное применение ИТ,прежде всего в производстве товаров иуслуг, предоставляет некоторым странамсущественные конкурентные преимущества,что оказывает влияние на общийэкономический рост государства.

В третьемпараграфе исследуютсяпроблемы информационной безопасности вконтексте обеспечения национальной имеждународной безопасности.

С развитиемвзаимозависимости, свойственнойсовременному миру, сохраняютсямежгосударственные противоречия, которыеявляются источниками нестабильности иконфликтов. В современных международныхотношениях традиционные методымежгосударственного противоборстватрансформируются под воздействиеминформационных технологий.

Формированиеинформационного общества и продолжающеесяразвитие ИТ оказывают значительноевлияние на отношения в сфере военнойбезопасности – информационные технологии активноиспользуются не только в коммерческой, но ив военной области.

Применениеинформационныхтехнологий военными открыло новые возможности в обеспеченииобороны государства. Новые технологиипредоставили новые возможностиполучения информации о противнике, а соответственнои предупреждение о возможных конфликтах и нападениях. Применение информационныхтехнологий всистемахвооружения позволило существенно увеличитьэффективность их использования.Наконец, ИТсами посебе могутбыть использованы как средство поражения информационныхсистем противника.

Данные обстоятельствасвидетельствуют о том, что информационнаябезопасность, а точнее оборона (как элементнациональной безопасности, в том числе и винформационной сфере) может бытьобеспечена не только пассивными, но иактивными средствами.

При этом, процессвнедрения инноваций, необходимых длявооружённых сил мощного государства,такого как США, крайне сложен. Коммерческиекомпании имеют более совершенныефинансовые ресурсы для разработки ивнедрения новых технологий. По мнениюмногих экспертов, любая небольшая армия,свободная от бюрократических ограничений,с эффективной системой поставок новогооборудования, способной быстро освоить ипринять на вооружение новые коммерческиетехнологии, может иметь преимущества посравнению с американской армией23.В этом заключается один из основныхисточников угрозы военной информационнойбезопасности в современном мире.

Кроме того, технологииработы с информацией, доступные военным,как правило, доступны и в гражданскойсфере, т.е. в настоящее время получитьдоступ к средствам активной и пассивнойобороны информационного пространствамогут практически все желающие. Очевидно,что для создания подобных технологийнеобходимо специальное образование ивладение многими специфическими знаниямии навыками работы с информацией, но для ихиспользования, как правило, подобныхнавыков не требуется.

Одни участникиинформационного пространства, в различнойстепени владеющие навыками работы синформацией, могут использовать доступныеим информационные ресурсы для изменениясвойств информации, т.е. представлятьугрозу другим участникам информационногопространства.

Большую опасностьпредставляет не только возможностьнесанкционированного полученияконфиденциальной информации, но ипредотвращение свободного доступа кинформации, которая должна бытьраспространена и известна.

Аналогично узкому иширокому пониманию понятия«информационный потенциал», можновыделить два направления в изучениипроблем информационнойбезопасности.

Во-первых, это понятиеможно определить как безопасность самихинформационных ресурсов – информации итехнологий. К обеспечению информационнойбезопасности в этом случае относятобеспечение стабильного функционированияинформационной инфраструктуры, защиту отнесанкционированного доступа, вредоносныхпрограмм и пр. То есть, данный аспект восновном затрагивает техническиепроблемы, ограничивается вопросами защитыинформационного пространства отумышленного или случайного воздействия наинформацию или информационнуюинфраструктуру, в тех сферах безопасности,в которых они используются.

Другой аспект, болееширокий, включает, в первую очередь, такиевопросы, как значение информационныхресурсов в обеспечении безопасности вцелом, эффективность примененияинформационных технологий, и пр. ИТ нашлиширокое применение практически во всехаспектах национальной безопасности, с чемсвязана критичность и актуальностьвопросов зашиты информационных ресурсов.Воздействие на информацию илиинформационную инфраструктуру имееткатастрофические последствия для тойсферы, в которой они применяются (томусуществует множество примеров,рассмотренных в исследовании). Такимобразом, ко второму аспекту следуетотнести вопросы применения этих ресурсовдля обеспечения различных аспектовнациональной безопасности.

Очевидно, что два этихаспекта крайне важны и тесно взаимосвязанымежду собой. Ведь информационные ресурсыиграют важнейшую роль в развитии личности,общества, бизнеса, государства имеждународных отношений в целом, аинформационные технологии нашли широкоеприменение в военной, экономической,социальной, энергетической и прочих сферахбезопасности.

Вданной работеавтор учитывает как узкое, таки широкое понимание информационнойбезопасности, но основываетсяна том,что существует ряд общих принципов функционированияинформационнойинфраструктуры, на основекоторыхобеспечивается безопасность, но,безусловно, каждый аспектнациональнойбезопасности имеет своюспецифику винформационной сфере.

Автор придерживаетсяследующего определении информационнойбезопасности: состояниезащищённости интересов личности, обществаи государства в информационномпространстве от преднамеренных илислучайных воздействий, нарушающихцелостность, объективность, доступность,конфиденциальность и оперативность самойинформации илиинформационно-телекоммуникационнойинфраструктуры. Данноеопределение опирается на выводроссийского учёного Е.А. Роговского24, новключает и оперативность. В зависи­мости от той роли,которую имеют информационные ресурсы,нарушение этих свойств информации будетиметь более или менее серьёзныепоследствия для обеспечения безопасности,как для отдельной личности, так и обществаи государства. В этом определенииинформационная безопасность – не особенность,присущая современным реалиям обеспечениянациональной безопасности, но один изважнейших элементов, составляющих системуобеспечения национальной безопасности.

Гарантироватьбезопасность (не только информационную)государство может только в том случае, еслионо обладает возможностью максимальногоконтроля над ресурсами или управления ими.Однако информационное пространствоглобально, поэтому отдельное государствоне может взять на себя ответственность заобеспечение информационной безопасностидаже в рамках своих национальных границ.

Крометого,быстрое иповсеместноераспространениеинформационныхтехнологий вмире создаломножество угроз, которые не моглисуществовать ранее. Значительнаязависимость многих, в первую очередьразвитых стран, отиспользованияинформационныхтехнологий вразличныхэлементах национальнойинфраструктурысоздало условия, в которых национальнаябезопасность этих стран стала уязвимойпосредствоминформационныхтехнологий.РаспространённостьИнтернета иинформационных сетей во всем мире делает эту угрозу глобальной. Такимобразом, всередине 1990-хгодов вмеждународных кругах вопросыинформационнойбезопасности стали рассматриватьсякак важный аспектмеждународнойбезопасности.

В конце 90-х годов вмеждународных отношениях появился термин«международная информационнаябезопасность» (МИБ) – «состояние международныхотношений, предусматривающеесуществование действенных механизмовпротиводействия информационнымугрозам»25. Современноеинформационное общество в значительнойстепени подвержено новым угрозам, которыемогут явиться серьёзной причинойнарушения международной стабильности.

Информационноепространство глобально, оно объединяетпрактически всех участников международныхотношений, каждый из них сталкивается спроблемами, возникающими и осложняющимисяв ходе информационной революции. Однакоэто не означает, что обеспечениеинформационной безопасности внациональном и международном масштабахосновывается на одних и тех же принципах.Основным отличием информационнойбезопасности на национальном уровне отмеждународного является значительнобльшаядиверсификация акторов в глобальноммасштабе. В условиях глобализацииколичество и качество субъектовмеждународных отношений значительновозросло, однако государство сохраняетсякак основной субъект международного права.Для решения вопросов информационнойбезопасности, таким образом, появляетсябольше возможностей на национальномуровне в масштабах государства.

Противодействиеинформационным угрозам должнодостигаться, прежде всего,соответствующими нормами международногоправа. Угрозы международнойинформационной безопасности – вызов, уникальныйтолько для современного этапа развитиямеждународных отношений, не имеющийаналогов в истории. Противодействие всемсуществовавшим ранее глобальным угрозам,таким как распространение оружиямассового уничтожения, организованнаяпреступность, экологические угрозы и др.,носили силовой и правовой характер.Международным сообществом былиразработаны механизмы силового иправового противодействия таким угрозам.Кроме того, практически любой механизмпротиводействия международным угрозамопирается на политические методыверификации соблюдения договора, а такжепредусматривает меры наказания занесоблюдение норм права.

Специфика угрозмеждународной информационнойбезопасности значительно затрудняетиспользование опыта противодействиядругим угрозам нарушения международнойстабильности. В первую очередь это связанос тем, что ресурсы, необходимые длясоздания информационной угрозы не могутконтролироваться государством. Длясоздания оружия массового уничтожения,необходимы значительные финансовыересурсы для разработки технологий,приобретения особых материалов иоборудования, распространение которых вмеждународной торговле регулируетсясистемами экспортного контроля. Длясоздания возможностей использованияинформационных ресурсов в качестве угрозымеждународной безопасности достаточноприменения технологий, имеющихся всвободной продаже. Информационноепространство предоставляет значительнуюстепень анонимности, что существенноосложняет международное расследованиеинформационных правонарушений.

Впараграфеописываются основные направлениядеятельности государства в области обеспеченияинформационной безопасности.

Американский опытразвития информационного потенциала иборьбы с угрозами информационнойбезопасности является уникальным ипредставляет особый интерес, потому чтоименно США были первой страной, ощутившейна себе влияние информационной революции.Именно в этом государстве появились первыекомпьютеры, США стали одной из первыхстран, в которой информационные технологиистали рассматриваться как стратегическийресурс, широко развитый и используемый вэкономике, политике, вооружённых силах и вомногих других областях. Понятие«информационная безопасность» вамериканских реалиях в большей степенисвязана с информационной инфраструктурой,технологиями, информационнымпространством, чем в других странах. В силуэтих обстоятельств в Соединённых Штатахвпервые политика государства в областирегулирования информационной сферы сталаприоритетом в обеспечении безопасности.

Вторая глава посвященагосударственной политике в областиразвития информационных технологий иобеспечения информационной безопасностипри администрации Клинтона.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»