WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 7 |

Второй блок включает всебя исследования, посвящённые осмыслениюформирующегося информационного общества.Идея российского учёного В.И. Вернадскогоо ноосфере2 сталапредпосылкой к дальнейшему изучениюразличных аспектов, связанных с влияниеминформационных ресурсов на развитиечеловечества. В современной литературесоциальные изменения, происходящие подвлиянием информационной революции,называют и характеризуют по-разному.Э. Тоффлер пишет о «третьей волне»,Д. Белл – о«постиндустриальном обществе»,Дж. Гелбрейт –о «новом индустриальном обществе»3. Крометого, часто встречаются такие понятия, как«общество знания», «цифровое общество»«информационное общество» и пр.

Изобретение самогопонятия «информационное общество»приписывается профессору Токийскоготехнологического института Ю. Хаяши.Вообще нужно отметить, что японские учёныевнесли существенный вклад в теоретическоеосмысление современных процессов. Так,основные характеристики общества знаниябыли определены в отчётах, представленныхяпонскому правительству рядоморганизаций: Агентством экономическогопланирования, Институтом разработкииспользования компьютеров, Советом поструктуре промышленности. Показательнысами названия документов: «Японское информационное общество:темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействияинформатизации японского общества» (1969 г.), «Планинформационного общества»(1971 г.)4. Одна из первых, наиболее интересныхи разработанных философских концепцийинформационного общества принадлежитяпонскому учёному И. Масуде. Основныепринципы и особенности грядущего обществапредставлены в его книге «Информационное общество какпостиндустриальное общество»5.

Особый интереспредставляют исследованиясевероамериканских учёных. Существеннымтолчком для развития идей глобальногоинформационного общества послужил выход в1973 г. книги американского социологаД. Белла «Грядущеепостиндустриальное общество»6. Такжезаслуживают самого пристального вниманияработы М. Маклюэна7 иЭ. Тоффлера8. 1990-е годы можнообозначить как начало нового этапа вразвитии идей глобального информационногообщества. Прежде всего, этот период связанс результатами исследованийП. Дракера9 иМ. Кастельса10.

Актуальность проблем, связанных с формированиемглобального информационногообщества, вызвала закономерный интерес иотечественных учёных. Рассмотрениюполитических аспектов формирующегосямирового информационного обществапосвящены труды Артамонова Г.Т.,Васильева В.А., Вершинина М.С.,Вершинской О.Н., Волокитина А.В.,Ершовой Т.В., Засурского Я.Н.,Земляновой Л.М., Кашлева Ю.Б., Костюка В.Н.,Кочетова А.Н., Курносова И.Н.,Лаврикова А.И., Лысенко А.Г., Машлыкина В.Г.,Мелюхина И.С., Модесова С.А., Паринова С.И.,Пескова Д.Н., Петрова С.Т., Ракитова А.И.,Савостицкого Ю.А., Тихоновой Т.Л.,Чернова А.А., Чичановского А.А.,Чугунова А.В. и др.11

Вопросы правовогообеспечения процесса становленияглобального информационного обществазатрагиваются в работах Ефимовой Л.Л.,Кристального Б.В., Соловяненко Н.И.,Стрельцова А.А., Якушева М.В. и др.12Проблемы обеспеченияинформационно-психологическойбезопасности в условиях глобализацииподнимаются в работах таких отечественныхавторов, как, например, Байков А.И.,Емельянов Г.В., Панарин И.Н., Райков А.Н.,Сергиенко Л.А., Смирнов А.И.,Смолян Г.Л.13.

В особую категориюнаучной литературы, посвящённуюисследованиям влияния информационныхтехнологий на современное общество,следует отнести работы по экономическому ивоенному направлениям. Значительный вкладв понимание экономических аспектов внеслитакие отечественные и западные учёные, какДынкин А.А.14,Роговский Е.А.15,Дж. Стиглитс16,Супян В.Б.17 Исследования вобласти военных аспектов развитияинформационных технологий представлены вомногих работах отечественных и зарубежныхисследователей: Бедрицкого А.В.18,Либики М.19, Слипченко В.И.,Золотарёва П.С., Устинова В.Н. и др.

Работы,относимые кпоследнему блоку, связанынепосредственно с проблемамиинформационнойбезопасности. Это исследованияАлексеевой И.Ю., Авчарова И.В., Вотрина Д.С.,Дьяченко В.А.,Гор­дона Л.20, Ильина В.Ф.,Кононова А.А., Крутских А.В.,Ласичина У., Мачабели К.И.,Лоеба М., Льюиса Дж.21,Робертсона Р., Смолян Г.Л.,Стрельцова А.А., Федорова А.В.,Черешкина Д.С., Цыгичко В.Н.22

Документальныеисточники исследования составляютнесколько групп.

Основная – первая группаисточников составляет официальныегосударственные документы внешней ивнутренней политики США, включая:

–официальные документы Белого дома(пресс-релизы, выступленияпрезидента);

–официальные документы правительства США(доклады Конгрессу, выступленияофициальных лиц);

–официальные документы Министерстваобороны и Комитета начальников штабовСША;

–слушания Конгресса;

–законодательные акты США;

– докладыГлавного контрольно-финансовогоуправления и исследовательской службыКонгресса США;

– прочиеофициальные документы.

Вторая группаисточников включает официальные документыроссийской внешней политики.

Третья группа – материалы различныхнеправительственных американских имеждународных организаций (в том числестатистические).

Четвёртая группа – российская и американскаянаучнаялитература.

Пятая группа – материалыроссийской и зарубежной периодическойпечати.

Шестая группа – официальныедокументы международных организаций, впервую очередь резолюции ГенеральнойАссамблеи ООН, других подведомственных ООНорганизаций.

Седьмая группа – официальные сайтыразличных государственных инегосударственных организаций.

Методы исследования.Методологическую основуисследования составляет набор методов, чтообусловлено междисциплинарным характеромработы.

В частности, приисследовании политики США в сфереобеспечения национальной безопасностииспользовался традиционный для системногоподхода структурно-функциональный анализ.Вопросы информационной безопасностиисследуются как одно из направленийсложившейся в США системы национальнойбезопасности. В свою очередь, тенденцииразвития государственной политики в этойсфере позволяют утверждать, что в СШАскладывается система обеспеченияинформационной безопасности, котораяявляется одним из элементов системынациональной безопасности.

Использовался такжесравнительно-исторический метод, чтообусловлено двумя причинами.Использование этого метода связано схронологическими рамками исследования,которые включают 8 лет правлениядемократической администрации Клинтона и8 лет правления республиканскойадминистрации Дж. Буша-младшего.Сравнительно-исторический анализпозволяет выявить общее и особенное вподходах двух президентов к проблематикеинформационной безопасности.

При написании первойглавы использовалсяописательно-сравнительный метод,позволяющий предлагать собственныепозиции на основе взглядов разныхисследователей на рассматриваемыепроблемы. Применялись также общенаучныеметоды –анализ, синтез, дедукция, обобщение,аналогия и т.д.

Практическаязначимость исследования. Некоторыерезультаты исследования могут бытьиспользованы в подготовке учебного курсапо теме «Информационная безопасность» нафакультете мировой политики ГАУГН.Проведённый анализ позволяетсформулировать выводы и рекомендации,которые, по мнению автора, могут бытьполезны при выработке внутриполитическойстратегии России в области информационнойбезопасности. Кроме того, сделанные выводымогут быть учтены в перспективе развитияроссийско-американских отношений.

Апробацияисследования. Основныетезисы работы были отражены в научныхпубликациях, материалах конференций, атакже на семинарах в рамках курса«Информационная безопасность» нафакультете мировой политикиГосударственного академическогоуниверситета гуманитарных наук, в плановыхнаучных исследованиях Института США иКанады РАН.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ

Структура работы.Исследование включает в себя вступление,три главы, заключение и список литературы иисточников, на которые опиралсядиссертант.

Во введении обоснованаактуальность темы исследования, отраженастепень её научной разработанности,перечислены цель и задачи исследования,выявлены объект и предмет исследования,отражены научная новизна и практическаязначимость, описаны методологическая иисточниковая базы, приведены основныеположения, выносимые на рассмотрениеДиссертационного совета.

В первой главерассматриваются общеисторические итеоретические проблемы информационнойбезопасности.

Первый параграф главы посвящён исследованиюпроцесса формирования и функционированияинформационного общества, теоретическомуосмыслению специфики обеспечениябезопасности в условиях глобализующегосямира. Анализ этих проблем необходим дляпонимания феномена информационнойбезопасности, ведь обеспечение последнейприобрело актуальность именно врезультате трансформации социальныхотношений, вызванной информационнойреволюцией и положившей начало зарождениюединого мирового пространства знаний,данных, информации.

В параграфе краткоперечислены основные тенденции вформировании информационного общества,рассмотрен исторический процесс егостановления. Значительное вниманиеуделено проблеме трансформации феноменагосударственной мощи в новых условияхсуществования единого информационногопространства и общества. Кроме того,предпринята попытка выявления критериевопределения размера государственногоинформационного потенциала, становящегосясегодня важной составляющей национальноймощи.

Формированиеинформационного общества стало возможнымблагодаря информационной революции,произошедшей во второй половине ХХ века.Она характеризовалась появлением истремительным распространениемкачественно новых технологий, позволяющихчеловечеству создавать, хранить,обрабатывать и передавать практическилюбую информацию в любом количестве врежиме реального времени. Изобретениерадио и телевидения позволялитранслировать информацию среди огромногоколичества людей. Однако создание ираспространение персональных компьютерови, главное, появление в конце ХХ векаИнтернета стали основными факторамиформирования общего информационногопространства и зарождения информационногообщества, объединяющего людей, проживающихв самых разных уголках мира. Помимоиндивидов, участниками глобальногоинформационного общества становятсяпрактически все субъекты международныхотношений, начиная от государства изаканчивая транснациональнымипреступными группировками, использующимиинформационные технологии не только каксредства связи, но и как способраспространения лозунгов, идей,привлечения людских ресурсов и т.д.

Понимание происходящихизменений в научной литературе крайненеоднозначно. Можно выделить два подхода ких осмыслению: первый предполагаетдостаточно узкое понимание, второй – более широкое.В первом случае акцент делается натехнических аспектах информационнойреволюции, т.е. на развитии ираспространении средств связи, технологийработы с информацией, посредством которыхобеспечивается передача, обмен, хранение иобработка информации и данных.Распространение информационныхтехнологий в современном мире к началуXXI века достигло таких масштабов, что можноговорить о формировании глобальногоинформационного пространства.Технологически именно с ним связаноразвитие возможностей работы синформацией.

Более интереснымпредставляется второй подход, в рамкахкоторого происходит более широкое иглубокое осмысление последствийинформационной революции. Наибольшеевнимание уделяется социальнымизменениями, происходящим под влияниемразвития информационных технологий(ИТ), –формированию информационного общества,крайне зависимого от информации и ИТ иуязвимого перед появляющимися врезультате их становления и развитияугрозами. В настоящем исследовании авторуделяет основное внимание не техническим,а социально-экономическим аспектам,характерным для второго подхода.

Одним из наиболееважных последствий информационнойреволюции и формирования информационногообщества стало то, что информационныйпотенциал и степень включённости винформационное пространство иинформационное общество в значительнойстепени определяют мощь государства вмеждународных отношениях.

Знание и информациястали одним из стратегических ресурсовгосударства и общества, ресурсомсоциально-экономического,технологического и культурного развития.Масштабы использования этого ресурсасопоставимы с использованием традиционныхресурсов, а величина суммарных затрат нанего уже имеет макроэкономическуюзначимость.

Всилу упомянутой разницы между понятиями«информационноепространство» и «информационноеобщество» существует различноепонимание понятия «информационныйпотенциал». В первом случаекритерием егоопределения,является прежде всего уровеньтехнологическогоразвития государства, а также распространённостьтехнологий среди населения. Более широкоепонимание информационногопотенциала включает в себя эффективностьиспользования возможностей,открывающихся при использованииинформационныхтехнологий, которая явиласьфакторомэкономического роста, повышенияблагосостояниянаселения, военного превосходстваи многихдругих факторов, определяющихмощь государства.

В качестве критериевоценки размера информационного потенциаластраны и степени её вовлечённости винформационное общество, какпредполагается, могут использоватьсяследующие показатели: масштабыпроизводства и экспортавысокотехнологичных товаров и услуг,размеры расходов на НИОКР, число патентовна изобретения, количество Интернет-сайтовс доменом страны и количествопользователей Интернета. Конечно, такойподход несколько узок, так как, несомненно,должны учитываться и многие другиефакторы, однако он позволяет получитьобщее представление о современномсоотношении сил государств винформационной сфере.

Какпоказало проведённоесравнениеинформационныхпотенциалов нескольких достаточнотехнологическиразвитых стран мира – США, Германии, Японии, Китая, Южной Кореи и России, США лидируют по абсолютномубольшинствупоказателей, а значит,обладают наибольшим информационнымпотенциалом.

Такое положение делявляется значительным преимуществом США:темпы прироста знаний в современном миренеобычайно высоки (до 70х годов XX века объёмсуммарных знаний человечестваувеличивался вдвое раз в 10 лет, в 80-егоды – раз в5 лет, а к концу 90-х годов он удваивалсяпрактически каждый год) и можно суверенностью говорить о становлениивсеохватывающей электронной среды дляглобальной экономической деятельности,лидером в которой будет тот, кто обладаетнаибольшим информационным потенциалом инаиболее эффективно функционирует винформационном обществе.

Во второмпараграфе изучаются вопросывлияния описанных выше процессов намеждународные отношения: исследуетсявзаимосвязь между последствиямиинформационной революции иглобализацией – процесс формирования глобальногоинформационного общества. Рассмотреныфакторы и специфика его становления,исследованы позитивные и негативныепоследствия его существования.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»