WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 7 |

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯНАУК

ИНСТИТУТСОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И КАНАДЫ

На правахрукописи


ШАРИКОВПавел Александрович

ПОЛИТИКА США
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙБЕЗОПАСНОСТИ

Специальность23.00.04 –Политические проблемы
международных отношений
имеждународного развития





АВТОРЕФЕРАТ

диссертации насоискание учёной степени

кандидата политическихнаук

Москва

2009

Работа выполнена вИнституте Соединённых Штатов Америки иКанады
Российской академиинаук

Научныйруководитель –

член-корреспондентРоссийской академии наук,
доктор исторических наукС.М. Рогов

Научный консультант–

кандидат экономическихнаук Е.А. Роговский

Официальныеоппоненты:

доктор политическихнаук В.И. Кривохижа;
доктористорических наук А.В. Крутских

Ведущаяорганизация –
Институт мировой экономикии международных отношений

Защита состоится __________2009 г. в ______ часов на заседании
Диссертационного советаД002.244.02 
при ИнститутеСоединённых Штатов Америки и Канады
Российской академии наукпо адресу:

123995, Москва, Хлебныйпер., 2/3, конференц-зал.

С диссертацией можноознакомиться в библиотеке
Института США и Канады РАН

Авторефератразослан ______________ 2009 г.

Учёныйсекретарь

Диссертационногосовета,

кандидат политическихнаук Н.А. Гегелашвили

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОТЫ

Обоснование темыисследования и его актуальность. На протяжении всей историисуществования человечества информацияиграла важную роль в его развитии, котороехарактеризовалось не тольконакапливанием, но и развитием методоввосприятия, хранения и передачиинформации. Во второй половине XX векапроизошёл резкий скачок развитиятехнологий, позволяющих работать синформацией. Значение и количествоинформации резко возросло, вместе с темосложнились вопросы, связанные с еёзащитой. В конце XX – начале XXI века зависимостьчеловечества от информации значительноувеличилась, развитие информационныхтехнологий обусловило проникновениеинформационных ресурсов практически вовсе сферы жизнедеятельности человека.

Намеренное илислучайное воздействие на информационныересурсы, представляющие как собственноинформацию (данные, знания), так итехнологии, может обернуться серьёзнойугрозой национальной безопасностигосударства или безопасности личности иобщества. Информационная революциязначительно осложнила проблемуобеспечения информационной безопасности.

Возрастающее влияниеинформационной революции на различныесоциальные, экономические, политические,международные и прочие процессы связано стаким направлением научных исследований,как информационное общество – формирующееся наглобальном уровне общество, объединяющеекак отдельных индивидов, и прочих акторовпосредством информационных технологий.

Информационныйпотенциал играет существенную роль вобеспечении безопасности общества игосударства. Серьёзной проблемой,возникающей в связи с использованиеминформационных технологийразведывательными и военнымиучреждениями, является несовершенствомеждународного права, которое практическине регулирует использованиеинформационных технологий в военной сфере,хотя информационный потенциал – один изопределяющих элементов военной мощи.Наиболее развитые государства используютего для достижения военных, политических иэкономических целей. Инструментамиинформационного воздействия, такимобразом, становятся информационныересурсы –информация и технологии.

Информационноепространство глобально, в нём практическине существует никаких границнационального информационногопространства. Тем не менее, винформационном противоборствепреимущество будет у той стороны, котораядобьется информационногопревосходства – господства в информационномпространстве космических систем и средствразведки, предупреждения, навигации,метеорологии, в управлении связью.

Необходимо отметитьроль Соединённых Штатов Америки как одногоиз наиболее могущественных политических,экономических и военных акторовсовременных международных отношений.Представляется, что во многом мощь США былаобусловлена активным развитием ивнедрением информационных технологий вразличные сферы общественной жизни.

После окончания«холодной войны» государственноеруководство США стало осуществлять курс наустановление американского глобальногодоминирования в международных отношениях.Информационный аспект играл не менееважную роль в этой стратегии, наряду споставленной целью на достижение военногои экономического доминирования в мире.

Наиболее стремительныйрост информационных технологий в СШАнаблюдалось при У. Клинтоне. Государствоактивно способствовало развитиюамериканского информационного потенциала,и к концу правления президента Клинтона,Соединённые Штаты накопили значительныйэкономический и военный потенциал и сталинаиболее могущественным государством вмире по основным показателям.

Одновременно сразвитием информационных технологий и ихвнедрением и использованием в различныхсферах деятельности американскогообщества, осложнялись и угрозыинформационной безопасности. Уже всередине 1990хгодов американское правительство обратиловнимание на возрастающее количествопреступлений, совершаемых при помощиинформационных технологий. Обнаружилисьпотенциальные уязвимости экономической ивоенной безопасности Соединённых Штатов винформационной сфере. Руководство страныначало разрабатывать различные способыпротиводействия информационным угрозам.Были приняты законы, устанавливающиенаказание за использование информационныхтехнологий в преступных целях.

Сприходом квласти администрации Дж. Буша-младшего, в СШАбольшое внимание вгосударственнойполитике уделялось развитиюсистемы государственного противодействияинформационным угрозам. Однакопринятые президентом Клинтоном, а затемпрезидентом Дж. Бушеморганизационные,законодательные и техническиемеры пообеспечению информационной безопасности былинедостаточноэффективны дляпротиводействияинформационным угрозам.

Террористические атаки11 сентября 2001 г. продемонстрировалисерьёзную уязвимость системы национальнойбезопасности страны и послужили поводомдля значительных изменений в этой сфере.Объявленный принцип превентивных действийв принятой в 2002 г. «Стратегии национальнойбезопасности США» требовал создатьсистему обеспечения вооружённых силоперативной, точной и наиболее полнойинформацией не только о реальных, но и олюбых потенциальных угрозах национальнойбезопасности США.

Под предлогом войны стерроризмом администрация Буша провеламасштабную реформу системы обеспечениянациональной безопасности. Особоевнимание в процессе реформы уделялосьиспользованию информационных технологий,в первую очередь информационногообеспечения деятельности правительства,военных и разведывательных ведомств.

В силу того, чтоСоединённые Штаты ранее других странстолкнулись с негативными последствиямиинформационной революции, за два прошедшихдесятилетия государственное руководствонакопило значительный опыт в областипротиводействия информационным угрозам.

Данное исследованиеактуально для изучения опыта СоединённыхШтатов, необходимого для пониманияпроцессов глобализации, влиянияинформационных технологий и развитияинформационного общества.

Актуальностью поднятыхв исследовании проблем было обусловленопринятие российским руководством такихдокументов, как «Доктрина информационнойбезопасности РФ» (2000 г.) и «Стратегияразвития информационного общества вРоссийской Федерации» (2008 г.). Этимвопросам также уделено особое внимание в«Стратегии национальной безопасностиРоссийской Федерации до 2020 г.»(2009 г.).

Объектом исследования вдиссертации является политика США вобласти обеспечения информационнойбезопасности как во внутренней политике,так и в международных отношениях.

Предметисследования – политические,экономические,законодательно-правовые,международно-дипломатические и военные вопросы,связанные спроблемой обеспеченияинформационнойбезопасности в США, а также спозициейСоединённых Штатов по вопросам информационнойбезопасности в международныхотношениях.

Хронологические рамкиисследования охватывают период с начала1990х годов до2008 г., включая, таким образом, два срокаправления демократической администрацииКлинтона и два срока правленияреспубликанской администрации Буша. Выборначальной точки исследования обусловлентем, что именно в период правленияадминистрации Клинтона сформировалосьмнение по вопросам информационнойбезопасности как неотъемлемом элементенациональной безопасности. В первуюочередь это было связано с проводимойадминистрацией Клинтона политикой,направленной на развитие информационныхтехнологий, происходившее особеннобыстрыми темпами. В этот периодгосударство стимулировало развитиеинформационных технологий различнымиметодами. По мнению автора, подобнаяполитика во многом привела к тому, чтоосложнившиеся вопросы информационнойбезопасности стали серьёзным аспектомобеспечения национальной безопасности.

Политика США в областиинформационных технологий былапересмотрена с приходом к властиДж. Буша-младшего. После 11 сентября 2001 г.политика федерального правительства США вобласти развития информационныхтехнологий и обеспечения информационнойбезопасности во многом стала связана сборьбой против международного терроризма.Использование информационных технологий вцелях обеспечения национальнойбезопасности Соединённых Штатов такжепривело к значительным измененияммеждународной позиции США по этимвопросам.

Автор исследуетэволюцию взглядов государственногоруководства США на вопросы информационнойбезопасности, которую можно разделить надва основных этапа, соответствующих похронологическим рамкам срокам правлениядемократической и республиканскойадминистраций.

Целии задачиисследования. Главной целью данного исследования являетсяанализ политики США вобластиинформационнойбезопасности – как навнутриполитическом,так иво внешнеполитическом уровне, определениеисторических этаповформирования этой политики, факторов, формирующихинтересы СШАв этойобласти, выявление дестабилизирующихкомпонентовсовременнойамериканскойконцепциипротиводействияинформационнымвызовам национальной безопасности,а такжеразработкарекомендаций, которые, по мнению автора, способствовалибы выработкероссийской политики в области противодействияугрозаминформационнойбезопасности.

В более конкретном планев диссертации поставлены следующиеисследовательские задачи:

– определить основныеисторические этапы формированияамериканской политики в сфереинформационной безопасности;

– выявить факторы, подвлиянием которых формироваласьамериканская внутри- и внешнеполитическаястратегия в области информационнойбезопасности;

– провести анализвнутренней политикифедеральногоправительстваСоединённых Штатов в сфере информационнойбезопасности.

– оценить влияниеполитики администраций Клинтона и Буша вобласти информационной безопасности намеждународные аспекты информационнойбезопасности и механизмы международногоправового регулирования этихвопросов;

– проанализироватьсуществующие многосторонние попыткирегулирования вопросов информационнойбезопасности, а также политику США вмеждународных отношениях;

– разработатьрекомендации по мерам противодействияугрозам информационнойбезопасности.

Научная новизнаисследования. Прежде всего,необходимо отметить, что во многомисследуемые вопросы являютсяпринципиально новыми, присущими лишь современномуэтапу международных отношений. В силу историческихобстоятельств формированияинформационногообщества многие поднятые висследовании вопросы не могли быть до недавнеговремени предметомобсуждения вконтекстеобеспечениянациональнойбезопасности. Многие аспектыинформационнойбезопасности ещё не могли быть освещены внаучных трудах.

Впервыев российскойнаучнойлитературе всестороннерассматриваются вопросывнутриполитическогорегулированияинформационныхресурсов вСоединённыхШтатах. Кроме того, научнаяновизна заключается врассмотрениивопросовинформационной безопасностине стехнической точки зрения, а с учётоммногочисленныхполитических,социально-экономическихи международныхфакторов.

Научнаяновизна исследования определяетсятакже итем, чтовопросыинформационной безопасностирассматриваются как одно из наиболее актуальныхнаправленийв обеспечениинациональнойбезопасностиСоединённых Штатов. В этой связи автор уделяетособое внимание вопросамгосударственногорегулирования в сфереинформационнойбезопасности. В данном исследовании впервые в научной литературеподнимается вопрос оформировании системы обеспеченияинформационнойбезопасности в США.

Многие изпроанализированных в диссертационнойработе официальных американскихгосударственных материалов, а такжестатистические исследования, проводимые вСША, впервые используются в отечественнойамериканистике.

Степень научнойразработанности темы. Изучение вопросовинформационной безопасности проводится вконтексте исследования проблемнациональной безопасности СоединённыхШтатов и международной безопасности вцелом. Поэтому к первому блоку работ, врамках которых затрагиваются ирассматриваемые в данной диссертациипроблемы, необходимо отнести исследованияроссийских учёных, посвящённыетеоретическим вопросам международнойбезопасности и национальной безопасностиСоединённых Штатов.

Фундаментальные труды по различнымаспектам политики обеспечениянациональнойбезопасности США широко представлены такимироссийскимиамериканистами, как Арбатов А.Г., Арбатов Г.А.,Баталов Э.Я., Богатуров А.Д.,Барановский В.Г.,Батюк В.И., Давыдов Ю.П.,Золотарёв П.С., Иванян Э.А.,Иноземцев В.Л., Кокошин А.А.,Кременюк В.А., Кривохижа В.И.,Лебедова М.М., Лукин В.П.,Носов М.Г., Рогов С.М., Торкунов А.В.,Тренин Д.В.,Уткин А.И., Хрусталёв М.А., Цыганков П.А., Шаклеина Т.А. и другие1.

Для понимания спецификифункционирования системы обеспечениянациональной безопасности США необходимоизучение американской научной литературы.В исследованиях таких американскихавторов, как Ф. Бёрвелл, И. Даалдер, Б. Блэр,Зб. Бжезинский, Ф. Закария, Г. Моргентау,Э. Картер, Дж. Най-мл., Г. Киссинджер,У. Перри, Дж. Стейнбрюннер, Ф. Фукуяма,С. Хантингтон, Т. Шел­линг, широко освещены различныеаспекты национальной безопасности США.Примечательно, что большинствоамериканских учёных имеют практическийопыт в сфере национальной и международнойбезопасности. Исследования указанныхавторов были необходимы для пониманиязначения, роли и степени влиянияСоединённых Штатов на современныемеждународные отношения.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»