WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 7 |

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием надежных и валидных методов, адекватных целям и задачам исследования, зна­чимой по объему выборкой принимавших в исследовании школьников, сравни­тельным анализом в экспериментальных и контрольных группах, а также при­менением математико–статистических методов анализа экспериментальных данных.

Организация и основные этапы исследования.

Настоящее диссертационное исследование включало в себя несколько этапов:

I этап (1997-1998 гг.) – начало исследования.

В этот период был:

  • проведен теоретический анализ научной, учебно-методической и психо­лого-педагогической литературы по существующим проблемам в образовании, тенденциям и рекомендациям в области интегративного обучения, методики естественнонаучного образования, направленным на их преодоление; пробле­мам взаимодействия цивилизации и природы; социоестественной истории; дос­тижениям в области биологических и междисциплинарных исследований (1-й подэтап);
  • проведен ряд эмпирических исследований, направленных на изучение проблемного поля в области биологического образования, подтверждающих актуальность настоящей работы (2-й подэтап);
  • создана концептуальная модель формирования биологической грамотно­сти на интегративной основе;
  • разработана дидактическая система обучения для формирования биологи­ческой грамотности на основе теоретического и эмпирического иссле­дований I и II подэтапов, реализуемая как Модель обучения (Программа, ме­тоды, формы, средства обучения), разработаны соответствующие авторские ме­тодики занятий (3-й подэтап). Подобраны методы диагностики эффективности обучения на основе модели формирования биологической грамотности.

II этап (1998-2007 гг.) - основной этап экспериментального исследова­ния. Экспериментальное апробирование дидактической Модели формирования биологической грамотности у старшеклассников.

III этап (2000-2008 гг.) – параллельно осуществлялась разработка реко­мендаций для подготовки будущих учителей и их апробация; обобщение полу­ченных данных и диагностика эффективности обучения школьников и будущих учителей.

Научная новизна исследования:

1. Впервые обоснована необходимость разработки унифицированных ме­тодологических принципов синтеза различных теорий и технологий интеграции в учебном процессе в результате направленного поиска по формированию це­лостной картины окружающего мира у старшеклассников как сложного фено­мена психического синтеза, при использовании которого различные дидактиче­ские подходы к интеграции оказываются реально соотносимыми.

2. Впервые представлено научно-образовательное направление «интегра­тивная биология» и выявлена роль интегративной биологии как целостного контекста преодоления когнитивной дискретности в формировании целостной картины мира старшеклассников, в преодолении смысловой отчужденности знаний разного уровня и модальностей, преодолены барьеры предметоцен­тризма.

3. Биологическая грамотность интерпретирована как самостоятельная ди­дактическая дефиниция, характеризующая уровень синтеза разномодальных знаний в целостную картину мира, формирующую смысловые установки био­лого-экологического сознания учащихся.

4. Разработана концептуальная модель формирования биологической грамотности старшеклассников на интегративной основе. В границах модели создается реальная возможность для синтеза различных типов и способов инте­грации учебного содержания в формировании биологической грамотности старшеклассников.

5. Впервые выделены и описаны основные виды интеграции знаний, пре­одолевающих общую дезинтегрированность в понимании и оценке реальности в контексте интегративной биологии: вертикальная, горизонтальная и диаго­нальная интеграция.

6. Показано, что интеграция в учебном процессе может реализовываться по различным образовательным траекториям и технологии интеграции могут быть ориентированы на различные познавательные и личностные особенности учащихся.

7. Выявлены различные виды интеграции оказывающие специфическое влияние на познавательные и мотивационно-смысловые особенности учащихся, на формирование биолого-экологического сознания школьников, их ценност­ные ориентации и смысложизненные стратегии.

Теоретическая значимость исследования:

результаты исследования позволили:

- по-новому подойти к проблеме интеграции в учебном процессе, пока­зать необходимость концептуального осмысления и операционализации инте­грации в реальной учебной практике как основы формирования смысловых ус­тановок биолого-экологического сознания старшеклассников;

- впервые выявлено, что интегративная биология является контекстом преодоления предметной разобщенности в формировании целостной картины мира старшеклассников;

- впервые установлено, что операционализация интеграции позволяет разра­ботать различные виды и типы интеграции в учебном процессе, ориенти­рованные на познавательные и личностные особенности учащихся;

- впервые показано, что разные виды интеграции в учебном процессе ока­зывают различное влияние на важнейшие компоненты мотивационно-оценоч­ной сферы личности старшеклассников, на формирование их мировоззренче­ской и гражданских позиций.

Практическая значимость результатов исследования.

Практическая значимость результатов работы заключается в следующем:

1. Исследование, сопровождаемое построением концептуальной и прак­тико-ориентированной моделей, содержит конкретный инструментарий, позво­ляющий учителю последовательным, непрерывным образом формировать био­логическую грамотность старшеклассников на интегративной основе.

2. Разработан подход и критерии интеграции, дающие возможность пе­дагогам наиболее полно использовать потенциальные возможности интегра­тивной биологии в учебном процессе при формировании биолого-экологичес-кого сознания старшеклассников.

3. В рамках разработанного научно-образовательного направления даны конкретные рекомендации отбора содержания, технологий, видов и форм обу­чения при формировании интегративного знания.

4. В соответствии с развиваемыми идеями и полученными практическими результатами, разработан инструментарий по формированию стандартов, про­грамм, методических и дидактических материалов, всей системы психолого-пе­дагогического обеспечения учебного процесса на интегративной основе.

5. Педагогам и психологам предложен диагностический инструментарий, дающий возможность отслеживать личностное развитие учащихся в процессе формирования биолого-экологического сознания, вносить в обучение необхо­димые коррективы.

На защиту выносятся положения:

  1. Интегративное образование, реализуемое в учебном процессе как дидак­тическая модель обучения биологии на интегративной основе, формирует и развивает у учащихся понятийную систему в единстве учебных действий на уровне биолого-экологического сознания как ценностно-смыслового преодоле­ния взгляда на природу как на простой объект человеческих манипуляций. При этом процесс обучения уплотняется, становится более насыщенным, меняется сама модальность постигаемого – оно становится полимодальным, позволяя увидеть тот синтез разнохарактерного, который присутствует в традиционной методике, переводить единично постигнутое в целое и общее, максимально приближая миропонимание обучаемого к предметной или гуманитарной реаль­ности.
  2. Интегративные курсы как составная часть различных сфер современ­ного образования разрабатываются на уровне межпредметного синтеза, пре­одолевая смысловую отчужденность разного уровня знаний, дискретность вос­приятия предметных областей, осуществляя личностную, социальную и комму­никативную  адаптацию учащихся к реальному миру, к окружающему миру природы, к внутренней природе самого человека.
  3. Дидактическая модель обучения биологии на интегративной основе как методически специфическое направление интегративной дидактики и как целостная дидактическая система должна быть синтезирована на всех уровнях учебного процесса: целевом, содержательном, технологическом, дидактиче­ском, организационном, результативном - и актуализировать смыслы обучае­мых через смысловую конвергенцию личностных смыслов субъектов учебного процесса.
  4. Формирование системной биологической грамотности как значимой со­ставляющей отношений «человек – мир природы» может включать различ­ные виды интеграции: «горизонтальную» как интеграцию традиционных и со­временных биологических и экологических теорий, которые дополняются со­пряженными исследованиями в других научных областях по взаимопересе­кающимся темам; «вертикальную» - как интеграцию между различными уров­нями существования и осмысления биологической материи (от биохимического до психосоциального уровня), «диагональную» – как интеграцию достижений исследовательской (академической) науки и ценностно-смысловых установок житейского биолого-экологического мышления.
  5. Использование системного подхода к содержанию, созданию системы методов, форм обучения, использование знаний  о личностных особенностях  присвоения знаний, социокультурного, межсистемного и межпредметного кон­текста, их ориентации  на системообразующую идею формирования биологиче­ской грамотности на интегративной основе создают синергетический эффект усиления эффективности дидактической системы обучения.

Экспериментальная база исследования. На разных этапах экспери­мента, в зависимости от выполняемых задач, в нем участвовали: старшекласс­ники школ гг. Москвы, Ростова-на-Дону, Архангельска, Новодвинска (1480 че­ловек в исследовании проблемного поля в области среднего биологического образования; 530 человек - в экспериментальной апробации дидактической мо­дели обучения); а также учителя гг. Москвы, Московской области, Архангель­ска, Брянска, Ростова-на-Дону (152 человека); студенты-первокурсники МГУ и других московских вузов из разных регионов страны (220 человек); специа­листы разных сфер деятельности, профессионально не связанные с биологией (101 человек).

Экспериментальное обучение проводилось в течение 10 лет в 10-11 клас­сах средних школ № 119, № 81, рекомендованных Департаментом образования при правительстве г. Москвы, классических гимназиях № 25 и № 36 г. Ростов-на-Дону. Апробация модели обучения на интегративной основе была вклю­чена в подготовку будущих учителей (студентов факультетов МГУ, получаю­щих дополнительное образование, - биологического; почвоведения; фундамен­тальной медицины; биоинженерии и биоинформатики) педагогического фа­культета МГУ имени М.В.Ломоносова и проводилась в течение 8 лет.

Результаты формирования биологической грамотности школьников и подготовки студентов опубликованы и были представлены на Ученом совете Биологического факультета МГУ, а также на 26 международных, российских научных педагогических и психологических конференциях, в том числе на конференциях ЮНЕСКО: «Биологическое образование 2000 - вызов 21 века» (Париж, 2000), «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» (Минск, 2005), «Биологические науки, этика и образование. Вызовы устойчивому развитию» (Дижон, 2008).

Дидактическая модель обучения для формирования биологической гра­мотности школьников рекомендована Департаментом образования при прави­тельстве г. Москвы для использования на курсах повышении квалификации учителей.

Работа выполнялась в соответствии с темами научно-исследовательских работ биологического факультета МГУ «Междисциплинарный подход в препо­давании интегративной биологии» № госрегистрации 01.200.1 17347, «Биосо­циальные проблемы в образовании и экологической стратегии» № госрегистра­ции 01.200.6 06931.

Апробация и внедрение результатов исследования. По материалам диссертации автором сделано 26 докладов на конференциях МГУ имени М.В.Ломоносова, республиканских, международных конференциях и симпо­зиумах.

Международная конференция на симпозиуме Комиссии по биологиче­скому образованию Международного союза биологических наук (СВЕ-IUBS) ЮНЕСКО «Биология, гуманитарные науки, образование» (Москва, 1997). Рос­сийско-германский симпозиум «Биологическая грамотность для следующего столетия» (Москва, 1999). Всероссийская конференция «Москва-Россия на ру­беже тысячелетий». (Москва, 1999). Всероссийская конференции «Сохранение биоразнообразия и рациональное использование биологических ресурсов» (Мо­сква, 2000). Международный симпозиум Комиссии по биологическому образо­ванию Международного союза биологических наук (СВЕ-IUBS) ЮНЕСКО «Биологическое образование 2000 - вызов 21 века» (Париж, 2000). Межрегио­нальная педагогическая конференция «Современные методы в современном преподавании» (Москва, 2001). Всероссийская научно-практической конферен­ция «Физиология растений и экология на рубеже веков» (Ярославль, 2003). Вторая научно-практическая международная конференции «Биотехнология — охране окружающей среды» (Москва, 2004). Международная конференции «Водные экосистемы и организмы» (Москва, 2004). Российско-американская научно-практическая конференция МГУ-СУНИ «Человечество и окружающая среда» (Москва, 2004). Международная педагогическая конференция «Гумани­тарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и ус­тойчивого развития» (Новомосковск, 2004). Научная педагогическая конфе­ренция «Ломоносовские чтения – 2004» (Москва, 2004). Семинар «Биосоциаль­ные проблемы» (Москва, 2004). Четвертая Всероссийская конференция по эко­логической психологии (Москва, 2005). 11-я Международная научно-практиче­ская конференция «Геоэкологические и биоэкологические проблемы северного Причерноморья» (Тирасполь, 2005). Х1-я научная конференция Института Ис­тории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН (Москва, 2004). Меж­дународный Форум ЮНЕСКО «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» (Минск, 2005). Научно-технический конгресс «Безопас­ность - основа устойчивого развития регионов и мегаполисов» (Москва, 2005). Международная научно-практическая конференция «Проблемы экологической безопасности и природопользования» (Москва, 2005). III международная педа­гогическая конференция «Гуманитарные и естественнонаучные факторы реше­ния экологических проблем и устойчивого развития» (Новомосковск, 2006). Научная педагогическая конференции «Основные тенденции развития образо­вания в современном мире» (Москва, 2006). II Ассамблея Всемирного форума «Интеллект, образование, развитие». Научная конференция «Биологическое образование и общество знаний» (Москва, 2006). Материалы диссертации были доложены на Ученом совете Биологического факультета МГУ (Москва, 2006). IV Ассамблея Всемирного форума «Интеллект, образование, развитие».

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»