WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 7 |

На правах рукописи

__________________

ПИВОВАРОВА Людмила Васильевна

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ИНТЕГРАТИВНОЙ ОСНОВЕ

Специальность

13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»

(педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ростов-на-Дону

2009

Работа выполнена на биологическом факультета МГУ имени

М.В. Ломоносова, сектор биосоциальных проблем

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Фоменко Владимир Трофимович

доктор педагогических наук, профессор

Рудакова Ирина Алексеевна

доктор биологических наук, профессор

Каменский Андрей Александрович

Ведущая организация -

Институт образовательных технологий РАО

Защита состоится «26» июня 2009 года в 1000 часов на заседании диссер­тационного совета Д-212.208.04 при Южном федеральном университете по ад­ресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 2009 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. На рубеже веков технократическая циви­лизация столкнулась с проявлениями системного кризиса в социальной, эконо­мической, геополитической сферах. Проблемой, обостряющей все остальные, является надвигающийся глобальный экологический кризис, вызванный расто­чительным потреблением природных ресурсов и разрушением среды обитания всего живого, что ставит под угрозу существование цивилизации, здоровье и жизнь самого человека.

Поиск путей выхода из системного кризиса, их активное обсуждение в ходе встреч на высшем уровне, деятельности ООН, ЮНЕСКО, Римского клуба привели к представлениям о необходимости реформирования образования как ключевого фактора в решении проблем взаимодействия цивилизации и при­роды. Видные политические деятели и ученые рассматривают образование в качестве приоритета для руководителей государств / Делор Ж., 1996; Садовни­чий В.А. 1997, 2003/, признавая его одним из решающих факторов развития /Younis T., 2000/ и национальной безопасности /Медведев Д.А., 2008/. Заявлена необходимость переориентации целей и задач существующих национальных программ образования в соответствии с местными экологическими, социаль­ными и экономическими условиями /Комиссия ЮНЕСКО по устойчивому раз­витию, 2002/. Период с 2005 по 2015 гг. объявлен ЮНЕСКО «Десятилетием об­разования для устойчивого развития» (Минск, 2005). Интеграция усилий на­учно – образовательного сообщества в этом направлении должна привести к изменению мировоззрения, основанного на новых принципах взаимодействия социума и биосферы, содействовать нравственному и интеллектуальному росту человечества, формированию культуры сохранения здоровья, толерантности человеческих взаимоотношений.

Особая роль в современных условиях принадлежит биологическому (и, в качестве его существенной составной части, экологическому) образованию, ко­торое является гарантом безопасности и выживания человечества. Это должно сопровождаться такими изменениями биологического образования, которые сделают его востребованным широкими слоями населения, сделают биолого-экологические знания составной частью мировоззрения обучаемых.

Вместе с тем, существующая система биологического образования не обеспечивает достаточной биологической подготовки и формирования миро­воззрения, соответствующего современному уровню научного знания в этой области, у выпускников школ и вузов, выбирающих специальности небиологи­ческого профиля. Но именно этот контингент граждан, не обладающих необхо­димыми знаниями в области биологии и экологии, представляет потенциаль­ную группу будущих специалистов (экономисты, юристы, администраторы, по­литики и др.), ответственных за принятие социально и биосферно-значимых решений на всех уровнях вплоть до государственного. Однако понимание важ­ности биологического просвещения этой категории специалистов, пришло лишь в последние десятилетия /Гусев М.В. , 1991; Mounolou J.C., Fridlansky F., 2000/.

Вместе с тем, анализ ситуации свидетельствует как о невозможности та­кого рода подготовки школьников в рамках традиционной системы, так и о не­способности учителей, подготовленных по преобладающим ныне образова­тельным технологиям, формировать биологическую грамотность в обществе, для которой требуется качественно новая образовательная среда.

Такое противоречие, существующее между возможностями традицион­ной технологии обучения школьников и будущих педагогов, с одной стороны, и потребностями общества в биолого-экологически грамотных профессионалах, в том числе, педагогах нового поколения, с другой, порождает образовательную проблему, которая может быть разрешена при разработке дидактических основ обучения биологии на интегративной основе как целостного контекста пре­одоления биологической безграмотности старшеклассников.

Проблема данного исследования заключается в том, что традиция об­щеобразовательной школы ориентирована на предметно-центрированную мо­дель биологической подготовки, приводящей к формированию локально-дис­кретных знаний, лишь фрагментарно соотносящихся с ведущими научными приоритетами в естественнонаучной области познания. Разработка дидактиче­ских основ преподавания биологических дисциплин на интегративной основе позволит выйти в педагогической теории на качественно новый уровень био­лого-экологического сознания учащихся.

Цель данного исследования – разработка и развитие концептуально обоснованного дидактически нового научно-образовательного направления «интегративная биология»: обучение биологии на интегративной основе как ба­зовом принципе современной теории и технологий формирования синтетиче­ского миропонимания старшеклассниками, соответствующего уровню развития естественнонаучного знания, и экспериментальная апробация данного направ­ления в реальной практике учебного процесса.

Объект исследования – образовательный процесс как синтетический контекст формирования на интегративной основе биологической грамотности старшеклассников на интегративной основе.

Предмет исследования – дидактические основы формирования биологиче­ской грамотности на интегративной основе, способствующей станов­лению у учащихся индивидуальной целостной картины мира.

Гипотезы исследования:

  1. Интегративное образование как научно-образовательное направление может развивать биолого-экологическое сознание учащихся в единстве всех ос­ваиваемых способов деятельности и определяет особенности содержательного и технологического контекста полимодального учебного процесса, ориентиро­ванного на синтез (интеграцию) различных предметных и образовательных об­ластей.
  2. Интеграция различных сфер современного образования может вклю­чать в себя разработку интегративных курсов, направленных на преодоление смысловой отчужденности знаний разного уровня и модальностей, а также пре­одоление контанаминационно-неоправденной дискретности в процессе форми­рования целостной картины мира и его личностного принятия старшеклассни­ками.
  3. Одной из существенных составляющих интегративно-ориентирован-ной дидактики может выступать интегративная биология как самостоятельная предметно-учебная отрасль и как целостная дидактическая модель формирова­ния системной биологической грамотности посредством ее операционализации в учебном процессе на уровне концептуального и практико-ориентированного осмысления за счет специфического полимодального знания, основанного на актуализации личностных смыслов обучаемых.
  4. Формирование биологической грамотности может осуществляться с ис­пользованием различных видов интеграции как обязательного компонента воспитания мировоззрения, направленного на нравственное  отношение к при­роде и человеческой жизни, которое переводит личность на новый уровень вос­приятия  и оценки реальности, выбора жизненных ценностей. При этом меня­ются интегративные  характеристики личности  человека, через формирование специфического экологического сознания как компонента всей системы взаи­моотношений «человек – мир природы».
  5. Интеграция биолого-экологических знаний в учебном процессе может реализовываться системно по различным образовательным траекториям, а тех­нологии интегративного обучения могут воздействовать на различные позна­вательные и личностные особенности обучаемых.

Цель и объект исследования определили ряд задач:

  1. Анализ отечественных и зарубежных теорий интегративного обучения как основы формирования целостной, системной картины мира учащихся.
  2. Анализ дидактического опыта по разработке интегративно-ориентиро­ванных направлений в отечественном и зарубежном педагогическом опыте.
  3. Выявление универсальных принципов построения интегративных моде­лей в обучении на его различных уровнях (целевом, содержательном, дея­тельностном, организационном, результативном).
  4. Разработка концептуальной модели формирования биологической гра­мотности старшеклассников на интегративной основе.
  5. Разработка и апробация различных технологий операционализации инте­грации в учебном процессе, создание технологии интеграции, ориентиро­ванной на формирование синтезированного миропонимания старшеклассни­ками, их гражданской позиции.
  6. Разработка программы, методов, организационных форм и средств обу­чения для экспериментальной дидактической системы обучении на интегра­тивной основе, реализуемой как модель формирования биологической грамот­ности старшеклассников общеобразовательных школ.
  7. Разработка рекомендаций для совершенствования методической подго­товки будущих учителей, способных формировать биологическую гра­мотность.
  8. Экспериментальное апробирование, оценка эффективности дидактиче­ской модели обучения для формирования биологической грамотно­сти в средних школах и методических рекомендаций для подготовки будущих учителей биологии, способных к формированию биологической грамотности.
  9. Создание и апробация учебно-методических разработок для средней школы, вузовской подготовки учителей.

Методолого-теоретической основой исследования являются:

    1. Гуманитарная парадигма в биологии (М.В. Гусев), теории обучения предметам биологического цикла (Б.Е. Райков, Н.И. Верзилин, Н.А. Рыков, В.М. Корсунская, И.Д. Зверев, и другие), биоэтика (А.С. Лукъянов, A. Giordan).
    2. Отечественные классические и постклассические общепсихологиче­ские теории, обосновывающие деятельностно-смысловой подход в развитии и обучении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия, С.Я. Ру­бинштейн, А.Г.Асмолов, Б.С. Братусь, С.Л. Братченко, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, В.П. Зинченко, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, В.В. Столин, Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).
    3. Системно-деятельностный подход (В.В. Давыдов, В.М. Солнцев, З.А. Решетова, И.Г. Шамсутдинова, Ю.Л. Полевой и другие), системно - сетевой подход (Ф. Капра).
    4. Теория межпредметных связей (Т.Ф. Федорец, В.Н. Максимова, И.Д. Зверев); Педагогические концепции, направленные на определение уровня ос­воения учебного материала (В.П.Беспалько, В.П. Симонова).
    5. Теории интегративного обучения на ценностно-смысловой основе (И.В. Абакумова, А.Я. Данилюк, П.Н. Ермаков, Д.И. Корнющенко, В.Т. Фо­менко).
    6. Эколого-психологические исследования по направлениям: психологиче­ская экология, экологический подход к восприятию, психология экологического сознания (С.Д. Дерябко, В.П. Лебедева, В.И. Панов, В.А. Яс­вин).
    7. Идеи, позволившие взглянуть на интегративную деятельность как на са­моорганизующуюся систему с позиций теории самоорганизации систем (Ю.А. Данилов, И. Пригожин, С.П. Курдюмов), а также теории самооргани­зующихся психологических систем, разрабатываемой В.Е. Клочко.
    8. Основу исследования также составили теория биотической регуляции окружающей среды (В.Г. Горшков,), теоретические положения социальной эко­логии (А.А. Горелов, Н.М. Мамедов), теория социоестественной истории (Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев), теория развития постинду­стриального общества (Д.Белл, Э.Тоффлер, В.Л.Иноземцев), доклады членов Римского клуба (Э. Ласло, Д. Медоуз), документы СВЕ- IUBS при ЮНЕСКО.

Методы исследования:

Теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по философии, психологии, дидактике, методике преподавания естественных дисциплин, нормативных документов по теме исследования.

Из эмпирических методов - педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; тестирование; анкетирование учителей, метод беседы; поэлементный анализ ответов, контрольных работ, ре­фератов, творческих проектных заданий учеников и студентов, сценариев заня­тий по формированию биологической грамотности, выполненных студентами.

В работе используются также методы педагогического моделирования, анкетирования и стандартизированные диагностические методики по выявле­нию когнитивных и мотивационно-личностных особенностей учащихся, участ­вующих в экспериментальной части исследования.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»