WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |

Ряд работ посвященизучению специальных вопросов или же всейсистемы Максима, но с точки зренияотдельных аспектов его доктрины. Так, в работеЭкзегеза и духовнаяпедагогика уМаксима Исповедника: исследование ‘Вопросоответов кФалассию’(1988) Пол Бловерс рассматривает особенностиэкзегетического метода Максима в указанномсочинении17. Содержаниетрактата изучено Бловерсом в контекстежанра монашеской педагогическойтрадиции.Монография Айдана НиколсаВизантийская проповедь.Максим Исповедник в современнойнауке (1993 г.)18 посвященаанализу реконструкции учения Максима втрудах ученых второй половины XX века. Данразбор публикаций В. Кроче, П. Пире, М. ванЭсбрука,Л. Тунберга, Х.-М. Гаррига, а также очеркразвития максимоведческих исследованийот 1675 г. (год выхода издания сочиненийМаксима,подготовленного французским патрологомФрансуа Комбефи) до 1990-х гг. В монографии Филиппа Рансе Действие Божие и свобода человека.Исследования богословской антропологиисв. МаксимаИсповедника (2003)19предметом изучения являются категории™nљrgiaи ›xij. Применительно к онтологиирассматриваются различные значениятермина™nљrgia— «энергия»,«действие», «активность», «актуализация», «акт»(р. 35-44). Анализируется значение понятия™nљrgiaу Аристотеля(р. 45-73), Плотина (р. 74-84), в Библии (р. 85-98), уотцов Церкви — Климента Александрийского,Оригена,каппадокийцев, пс.-Дионисия Ареопагита(р. 99-126), у самого Максима (р. 127-182). Отдельная частьработы посвящена рассмотрению термина›xij применительно к онтологии, антропологиии этике. Разбирается место и смысл этойкатегории у Платона и Аристотеля (р. 195-208), вБиблии (р. 209-216), у Отцов Церкви — Климента, Оригена,каппадокийцев, Евагрия Понтийского и ДиадохаФотикийского, пс.-Дионисия (р. 217-261), а затемв системе Максима Исповедникаприменительно к проблематике воли и волевого акта,этике и антропологии (р. 267-318). Такжеисследуется содержание и функция категорий ™nљrgiaи ›xij в христологии, пневматологии иэсхатологии Максима (р. 319-360).

В книгеД. Батреллоса Византийский Христос: лицо,природа и воля в христологии св. МаксимаИсповедника (2004 г.)20анализируется христология Максима.Рассмотрены учения его предшественников IV–VII вв. (р. 9-56),содержание и контекст монофелитскойполемики VIIв. (р. 60-98), а также дифелитские воззрениясамого Максима (р. 99-208). В фокусеисследования Адама Купера Тело в учении Максима Исповедника:святая, всецело обоженная плоть(2005 г.)21 —соматология и, в целом, категория телесногои телесности у Максима.

В работе ПаскаляМюллер-Журдана Пространственно-времен-наятипология византийской ecclesia: Мистагогия МаксимаИсповедникав философской культуре поздней Античности(2005 г.)22 рассматриваетсятрактат Мистагогия Максима Исповедника,представляющий собой комментарий напасхальную литургию. Разбирается место Мистагогии вкорпусе сочинений Максима, её композиция,цель (р. 8-38). Категории «время» и «место» вТрудности 10 (р. 39-70),особенности понимания этих категорийМаксимомИсповедником в общем (р. 71-95) иприменительно к характерной для Мистагогииоппозиции между архетипом и образом (р. 102-192).

В монографииМельхиседека Тёрёнена Единство и различие в ученииМаксима Исповедника (2007г. )23 система последнего исследуетсяприменительно к категориальной паре«единство / соединение» и «различение». В такомракурсе анализируется троическое богословие Максима(р. 45-78), его христология, включая учение оволе и волевом акте (р. 79-124), его космология,экклезиология и экзегетика (р. 125-162), а такжеэтическое учение (р. 163-196). Таким образом, запределами России учение Максима Исповедника сталообъектом детального и глубокого изучения.

В России специальноеизучение мысли Максима началось 120 летназад публикацией работы Ивана Орлова (1888г.)24. Монография Орлова начинается с анализаисточников сведений о Максиме и обстоятельствамонофелитских споров (с. 1-21);рассматриваются периоды деятельности Максима: первый(александрийский), второй (африканский) итретий (суд над Максимом, расправа над ним, его ссылка)(с. 20-47). Автором дан обзордогматико-полемических трудов Максима(с. 47-79), систематический очерк христологическогобогословия Максима, включающий учение одвух природах Христа, учение Севира ободной «богомужней» природе (с. 80-112), учение одвух волях и действованиях во Христе, смыслпонятий «природная воля» и «гномическаяволя», разграничение понятий«действование» и «воля» (с. 113-144). Обсуждаетсятропос ипостасного соединения природ воХристе: сложная ипостась Христа, тропосипостасного соединения природ, «знание» Христа(с. 144-165). Анализируется монофелитство какдоктрина: реконструированы представлениямонофелитовна отношение между ипостасью и природами Христа(с. 165-186), а также общий смысл христологииМаксима(с. 187-204).

Следующей по времени(1898 г.) важной публикацией явилсяпосвященный Максиму Исповеднику раздел вмагистерской диссертации Александра ИвановичаБриллиантова (1867–1933)25. В его работе доказано, чтолатинскийтекст Liber de egressu et regressu animae adDeum, считавшийсясамостоятельным произведением Иоанна Скотта,является частью его перевода Трудностей к ИоаннуМаксима Исповедника (с. 85-86 [1998])26. В1917 г. открытие Бриллиантова было учтено ПаулемЛеманом при издании этой части латинского переводаМаксимовых Трудностей27.

В 1915 г. былоосуществлено первое систематическоеисследование учения Максима — фундаментальныйтруд Сергея Леонтьевича Епифановича(1886–1918)28. По причинамтрудностей военного времени автору удалосьопубликовать только его части, и в полном виде работатак никогда и не была напечатана. Кроме того,в 1916–1917 гг.Епифанович публикует перевод первых 25вопросоответов из Вопросоответов к Фалассию Максима Исповедника29.

После 1917 г. изучениенаследия Максима Исповедника былоостановлено. Можно сказать, что впоследующие семь десятилетий МаксимаИсповедника для отечественной науки несуществовало30 (хотя можноуказать и на редкие исключения31).Лишь с 1986 г. А. И. Сидоров начинаетпубликовать переводы сочинений Максима32 и посвященныеему статьи33. В 1993 г.А. И. Сидоровиздает два тома переводов сочиненийМаксима34, предваренныеисследованием35, в которомрассмотрены исторические обстоятельствамонофелитских споров (с. 7-35), излагаетсябиография Максима Исповедника (с. 35-58), данобзор основных сочинений (с. 58-68) и общаяхарактеристика учения Максима и еговлияния (с. 68-74). Анализ учения Максимаотсутствует, хотя разъяснениедоктринальных моментов содержится в пространныхпримечаниях к переводу, принадлежащихЕпифановичу (помечены С. Е.) и Сидорову (кн. I: с. 263-346; кн.II: с. 175-278).

Недостатокрассмотрения собственно учения Максима вотечественной литературе был частичновосполнен переизданием в 1996 г. труда С. Л.Епифановича36 и публикациейв 1997–2003 гг.отрывков изКосмической литургии Г.-У.фон Бальтазара37.

В 2004 г. вышелсоставленный Д. А. Поспеловым томпереводов (Диспут сПирром) и исследований,посвященным христологическим спорам VIIвека38. Помимо переводов указанногосочинения Максима, а также греческого и сирийскогожитий Максима, книга содержит исследования Д. А.Поспелова, о. Д. Шленова. Основнаяпроблематика книги — богословское и историческоесодержание и контекст учения о человеческой ибожественной воле у Максима Исповедника, атакже его оппонентов и сторонников. Д. А.Поспелов дает краткую биографию Максима иавторов его эпохи (с. 15-32), очерчивает местохристологической проблематики в трудахМаксима, включая темы обожениячеловеческой природы и воли прибоговоплощении, особенностей человеческогодействия у Христа, концепцию перихорезыприменительно к учению о двух волях Христа,о воле, как философском и богословском понятии,приводит обзор современных исследований(с. 33-111)39.

В 2006 г. появилось сразутри новых издания. В. Башкиров опубликовалмонографию, предметом рассмотрениякоторой является христология Максима, а такжепонятия «логос» и «тропос»40.Вышла книга В. М. Лурье по историибогословских учений, содержащая раздел, посвященныймонофелитским спорам и анализу учения МаксимаИсповедника41.Рассматриваются такие категории какиндивидуальное бытие и тропос существования(с. 348-366), логосы сущего (с. 368-377), природноедействие (с. 377-380), и учение Максима о воле иволевом акте (с. 380-405). Архим. Нектарий (Р. В.Яшунский) опубликовал главного философско-богословского трудаМаксима —трех сочинений, объединяемых общим титулом О трудных местах у ДионисияАреопагита и Григория Богослова42.Таким образом, русскому читателю стал доступен этотсложнейший текст, на анализе которогостроится большинство реконструкций ученияМаксима.

Последней по временизначительной публикацией явилось вышедшее в 2007 г.двухтомное издание исследований ипереводов Максима Исповедника. В работе Г. И.Беневича и А. М. Шуфрина рассматривается историческийконтекст и доктринальная сторона полемикиМаксима против современных ему оригенизмаи моноэнергетизма, анализируется егобогословская позиция по этому вопросу43.Опубликован перевод документовотносящихся к суду над Максимом44, данновый комментированный перевод Трудности VII,имеющей делос анти-оригенистской полемикой45, атакже две работы П. Шервуда46. В этомиздании впервые опубликован перевод полногокорпуса писем Максима47.

Наши относящиеся кМаксиму Исповеднику публикации начались в 1995 г. санализа переводов сочинений пс.-ДионисияАреопагита,Максима Исповедника и Григория Нисского,выполненных Иоанном Скоттом Эриугеной48.Этому посвящен раздел исследования, в которомрассматривался вопрос о рецепции ИоанномСкоттом идейи представлений указанных греческихмыслителей.

Иоанн Скоттинкорпорировал перевод Трудности XLIМаксимаИсповедника в свой трактат Перифюсеон (кн. II),где перемежает текст Максима комментариями.В 2004 г. нами опубликован перевод соответствующегораздела Перифюсеон. Во вступительной статье ипримечаниях к переводу49 обсуждаются деталиэтого важного для реконструкции мыслиМаксима текста. Таким образом, воззренияМаксима анализировалось нами с точкизрения того, как они проясняли построенияЭриугены. Начиная с 2005 г. нами публикуютсяисследования, касающиеся уженепосредственно самого учения Максима. Вышли в светисследования, посвященные историко-философскойинтерпретации Трудности XLI,реконструкции понятийной системы Максима Исповедника и егоэпистемологии50. В 2007 г. этиработы подытожены в монографии,посвященной онтологии и методу Максима Исповедника ввизантийской философской традиции VIIвека51, за которыми последовали работы покогнитивной психологии Максима52, егоонтологии53 и источникаммысли54.

Подводя итог, можнозаключить, что изучение мысли Максима до сих поростается преимущественно уделомбогословов.Несмотря на то, что Максим признаетсякрупнейшим мыслителем своей эпохи, обобщающиекурсы философии (за редким исключением55) недают очерка его системы. Например, внедавно вышедшей во Франции и переведеннойна русский язык двухтомной Греческой философии, Максим лишь краткоупомянут56.

3. Цели и задачидиссертации.Цельюисследования является реконструкцияфилософской системы Максима Исповедника вконтексте релевантных ейучений поздней античности и раннегосредневековья. При этом под философскойсистемой Максима Исповедника понимается совокупностьтеоретических аспектовего учения в той части, в какой оникоррелируют с рациональными построениямифилософских школантичности или построениямипредшествующих ему христианскихплатоников, а также в той части, в какой онииспользуютили модифицируют их понятийный аппарат итеоретический метод.К задачам исследования относитсяреконструкцияпонятийного аппарата и метода МаксимаИсповедника применительно к егоонтологии, эпистемологии,антропологии, космологии и когнитивнойпсихологии. Задачейисследования было представить когнитивнуюпсихологию МаксимаИсповедника как этап развитияпоздне-античной традиции, восходящей через пс.-Дионисия к Проклу иАммонию. Ставилась задача исследованияособенности метода диэрезы, какодного из важнейших дляМаксима. Врамках исследования влияния ученияМаксима на последующуютрадицию сформулирована задача изучениявлияния его концепций на учение Иоанна СкоттаЭриугены.

4. Состояние текстуальныхисточников.Несмотря насущественный прогресс в изучениинаследия Максима Исповедникасостояниеисточников оставляет желать лучшего.Например, до сих пор отсутствует критическое изданиеосновного философско-богословского трактата Максима О трудностях у ГригорияБогослова к Иоанну. Нанастоящий момент имеется лишь однопечатное издание греческого текста всех Трудностей —издание Олера (1857), перепечатанное в Патрологии Ж.-П. Миня (PG 91,1032A–1417C),которое базируется на единственномманускрипте (MSGudianus graecus 39 [XIII в.]).Отсутствуеткритическое издание основного источникадля антропологии Максима— работы ГригорияНисского Обустроении человека. Утрачены или до сих порнедостаточно изучены сочинения Оригена иЕвагрияПонтийского, от которых в своихпостроениях отправляется Максим.Сложность собственного языка и стиляМаксима, который уже современниками считался сложным итемным, обусловили наличие многочисленных ошибок в переводах егосочинений на новоевропейские языки иразличие в интерпретации отдельныхотрывков.

5. Методологияисследования. Особенностью избранного висследовании метода реконструкцииучения Максима Исповедника стал историко-философскийанализ (в отличие от предшествующихисследований, в которых система Максимаизучалась преимущественно в рамкахисторико-богословской парадигмы). Важнойсоставляющей избранного в диссертацииисследовательского метода сталафилологическая компонента: всерассматриваемые в исследовании текстыМаксима Исповедника, а такжетексты привлекаемых к рассмотрениюавторов — будь то античные философы илихристианские богословы —переведены нами с древнегреческого илатинского языков. В том случае, когда использовались ужесуществующие переводы, они былизаново сверены с текстоморигинала, что потребовало в большинстве случаев внесения в нихизменений. Применительно к понятийно-терминологическому рядуметодологически важным было выявление в пределах корпусасочинений Максима специальнойтерминологии (которая в предшествующих переводахбыла «растворена» в общелитературной лексике) с целью унификациитерминов внутри корпуса сочинений Максима, а также дляобнаружения терминологической ипонятийной связи между сочинениямиМаксима и работами его античных и византийскихпредшественников. В работе широкоиспользовалисьэлектронные текстовые базы данных, чтопозволило учесть практически весь корпус релевантныхгреческих текстов.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»