WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯНАУК

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

На правах рукописи

ПЕТРОВ ВалерийВалентинович 

Учение МаксимаИсповедника

в контекстефилософско-богословской традиции

поздней античности ираннего средневековья

Специальность 09.00.03— «Историяфилософии»

Автореферат

диссертации на соисканиеученой степени

доктора философскихнаук

Москва 2008

Работа выполнена в сектореФилософских проблем истории наукиИнститута философии РАН

Официальныеоппоненты:

доктор философских наук,профессор А.Л. Доброхотов

доктор философских наук,профессор Ю.А. Шичалин

доктор психологическихнаук, профессор Н.Л. Мусхелишвили

Ведущая организация:кафедра истории философии философскогофакультета Государственного университетаВысшая школа экономики

Защита состоится 16 октября 2008 г. в15.00 назаседании Диссертационного совета Д.002.015.014по защите диссертаций на соискание ученойстепени доктора наук при Институтефилософии РАН по адресу: 119991, Москва, ул.Волхонка, дом 14.

С диссертацией можноознакомиться в библиотеке Институтафилософии РАН

Автореферат разослан «29» _____мая_______ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационногосовета,

к.ф.н.,доц.Ю.В. Синеокая

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОТЫ

1. Актуальность предметаисследования. Еще полвека назад история философииоставляла без внимания философские ибогословскиеучения авторов поздней античности ираннего средневековья,будь то христианские мыслители илинеоплатоники. Эпоха постплотиновских философов — неоплатоников или комментаторовАристотеля— рассматривалась, какпериод заката подлинной философии и время нарастающейиррациональности1. По той же причине считалось, что системы христианскихмыслителей не могут, да и не должны, быть предметомисторико-философской науки. В полной мересказанное относится к учению МаксимаИсповедника (ок. 580–662) —признаваемому ныне одним из наиболеезначительных византийских мыслителей. До недавнеговремени разработанная Максимоморигинальная системахристианского платонизма была плохоизучена в силу её сложности,неизданностиисточников и отсутствия переводов.Последние десятилетия кардинальноизменили ситуацию и отмечены резким увеличением числапосвященныхМаксиму исследований. Его наследие интенсивно изучается:недавно изданная библиография перечисляет 1129 публикаций2.

Изменение ситуациикоснулось не только Максима Исповедника.В целом сталоиным отношение к исследованиюфилософскихучений поздней античности. В последниедесятилетия выходят критические изданиятекстов и переводы текстов таких позднихавторов какЯмвлих, Прокл. Публикуется специальнаясерия переводов трактатов, написанныхпозднимикомментаторами Аристотеля. В полесерьезного изучения оказалисьхристианские философы Византии: пс.-ДионсийАреопагит, Иоанн Скифопольский, ИоаннФилопон,Максим Исповедник. Результатом лучшегознакомства и более глубокого понимания указанныхтрадиций стала переоценка значения этого периода вистории развития европейскойрациональности. В частности, пришлопонимание того факта, что построенияранне-византийских богословов гораздопрочнее опираются на фундамент античныхфилософских систем, чем это представлялосьранее.

Исследованияпоследнего времени показывают, чтофилософия вВизантии не закончилась вовсе с закрытиемафинской Академии в 529 г. Прекратив существованиев виде довлеющего себе поиска истины, начал мира ичеловека, она продолжила существовать вдругих ипостасях. Основыпрежней философии в своей логическойчасти, а такжев виде выдержек и популярных переложенийвошли в состав прикладной дисциплины,именовавшейся «логикой» или«диалектикой», которая обеспечивалахристианское богословие категориальным аппаратом ипонятийным инструментарием. Собственно имя«философия» начало означать христианскуюфилософию – богословие, «любомудрие».Философами стали именоваться монахи,уподобляющиеся Богу через аскезу исозерцание3.

В настоящеевремя изучение философскихучений поздней античности и раннего средневековьяявляется одной из приоритетных задачсовременных историко-философскихисследований. В этомплане изучение мыслиМаксима Исповедника, причем неизолированно,а в широком контексте предшествующей исовременной ему традиции, актуально какдля адекватного понимания его собственнойметафизической системы, которая являетсяоригинальным синтезом античногонеоплатонизма и христианского откровения, так и дляизученияистории рецепции и трансформацииантичного философского наследия в ранней Византии.

2. Степеньразработанности проблематики в зарубежнойи отечественной литературе. Фундаментальной монографией,определившей изучение мысли Максимаво второйполовине XXвека явиласьработа Г. -У. фонБальтазара Космическая литургия (1941)4. До этого исследования значениетрудов Максима почти повсеместносводилось к той роли, которую они сыграли вхристологических спорах VIIвека. Бальтазар исследовалисторико-философское и богословское содержание собственносистемы Максима, показав оригинальность Максима как мыслителя. В1961 г. Бальтазар издал расширенное ипереработанное издание Космическойлитургии, вкотором учитывались критическиезамечания, высказанные в1950-х годах со стороны Э. фон Иванки и П.Шервуда. В частности, Бальтазар отказался от представления отом, что Максим испытал и преодолел кризис «оригенизма».Особенностью подхода Бальтазара вКосмической литургии явилось то, что автор былне простоисториком богословия, но оригинальныммыслителем, католическим богословом. Хотя учение Максимарассмотрено им в контексте развитиягреческой патристики,Бальтазар также искал в учении Максима ответов навопросы, насущные для французской инемецкой католической теологии середины XXв. В частности, он пытался найти противовес гегелевскойпарадигме, низведшей чувственно данную реальность до уровняпредставлений мыслящего субъекта5.

Важным этапом визучении Максима явились работы П. Шервуда6. Вего книгеРанние ‘Трудности’ св. МаксимаИсповедника и опровержение иморигенизма исследуетсядоктринальное содержание и богословскийконтекст главного сочинения Максима— О трудностях к Иоанну(1955 г.)7. Заслугой Шервуда являетсяисследованиерукописной традиции применительно ксочинениям Максима, а также их приблизительнаядатировка. В том, что касается доктринальногосодержания, то анализируяанти-оригеновскую полемику Максима,Шервуд определил степень его зависимостиот Оригена и Евагрия Понтийского,реконструировал оригеновское учение огенаде разумных существ, исследовалпредысторию и значение таких важных для ученияМаксима категорий как триада «сущность—способность— действие» иоппозицию «логос — тропос».

Наиболее значительнымсобытием после книг Бальтазара и Шервудаявилась публикация докторской диссертацииЛарса Тунберга Микрокосм иПосредник. Богословская антропологияМаксима Исповедника (1965 г.)8. Вкниге рассмотрен историко-богословскийконтекст доктрины Максима и его источники(p. 1-51), изложено учение Максима о творении мира,включая представление о творении из ничего,дан анализтерминов «природа», «различие»,«разделение»,«логос», «промысел» (p. 52-99). Центральноеместо в работе отведено реконструкцииантропологии Максима: исследуется пара«душа — тело», триада «ум— душа — тело», выясняется значениетаких антропологических категорий как«образ» и «подобие» Божии в человеке, понятие человека как микрокосма и посредника междучувственнымтворением и Богом, антропологическиепоследствия грехопадения, идея «двойноготворения» у Максима и его предшественников (p. 100-178).Особое внимание уделено психологическомуучению Максима. Трихотомическоепредставление души прослеживается от Платоначерез христианских предшественников Максима(Немесия, пс.-Дионисия) до него самого(p. 179-217). Специальному рассмотрению подвергаетсяпсихология волевого акта в системеМаксима,включая механизм принятия волевогорешения (p. 220-243). Анализируется этическоеучение Максима (p. 244-351); обращено вниманиена проблему всеобщего разделения ипоследующих универсальных соединений (р. 352-459). В1985 г. вышло в свет еще одно исследованиеТунберга —Человек и космос. Видение св. МаксимаИсповедника9. В нем изучены вопросы, нерассматривавшиеся в предыдущей работе:троическое богословие Максима (p. 31-50), егосотериология(p. 51-70), учение о богочеловечестве(«богомужнее измерение») (p. 71-92), социально-этическиепредставления (p. 93-112), литургическоебогословие и экклезиология(p. 113-130). Анализируются учение Максима о «символе» и«таинствах» и его источники (p. 149-173).

Фокус исследованияВальтера Фолкера МаксимИсповедник как наставник в духовнойжизни (1965)10 направлен нанравственно-аскетические аспекты ученияМаксима: грех и борьба с ним применительно к онтологии(p. 23-47), концепция «образа Божиего» (р. 47-69), а такжеприроды и происхождения греха (p. 102-135).Изучаютсяпредставления Максима относительно борьбысо страстями и привязанностью к миру (p. 174-200), егопонимание духовной жизни (p. 201-222).Центральное место в исследовании занимаетанализ эпистемологии Максима.Рассматривается категория «гносис /знание»,используемая Максимом терминология, атакже условия возникновения знания; Писаниеи Предание как источник гносиса, развитиегносиса в егосоставляющих, категории «сосредоточение»,«естественное созерцание» как необходимаяпредпосылка для «боговидения». Применительно кбоговидению выявляются особенности пониманияМаксимом таких понятий как«таинственное богословие» (непосредственноебоговидение), отрицательное богословие,«соединение»ума с Богом как следствие боговидения(p. 232-370); рассматриваются аскетические добродетели— смирение,бесстрастие, любовь, понятия духовной жизни,молитвы и обожения (p. 371-490).

В 1970-х былиопубликованы три работы, представляющиевзгляд католических богословов на учениеМаксима. В исследовании Алена Риу Мир иЦерковь в учении МаксимаИсповедника рассматривается эсхатология МаксимаИсповедника, его учение о мире ичеловеке впротивопоставлении таковому упоследователей Оригена (в этой связи изучена Трудность VII),анализируется различение «логос – тропос», категория«новоустроения природ», «логосов сущего» (p. 33-122),экклезиология (p. 123-200)11. В книге ХуанаМигеля Гарригеса МаксимИсповедник: любовь — божественное будущее человека12исследуются отдельные эсхатологическиеаспекты учения Максима, а именно, конечное состояниечеловеческой природы, как её понималипредшественники Максима (Евагрий, ГригорийНисский, пс.-Дионисий), «новоустроение природы»как способ существования этой природы (p. 83-107),онтологические и антропологическиеимпликации учения о божественномусыновлении человека (p. 113-137), проблематикаволи и волевого акта (p. 138-152), категориялюбви-милосердия в учении Максима (p. 153-200). Вмонографии Франсуа–Мари Летеля Богословие Гефсиманского боренияХриста. Человеческая свобода Сына Божия и егосотериологическое значение у МаксимаИсповедника (1979)13,рассматриваются богословские чертыучения Максима Исповедника о воле и волевом акте вконтекстехристологических споров VII в. Дан очеркмонофелитского учения. В этой связианализируется отрывок из Григория Богослова (Слово 30, 12, 1-33 Barbel) о том, что СынтождественОтцу по воле, а также поднимаются связанныес этим проблемы (р. 29-35). Рассматривается икомментируется текст Псефоса патриархаСергия (июнь, 633 г.), и его последствия иинтерпретация (р. 36-58). Проводится анализ учения МаксимаИсповедника. Говорится о том, чтопервоначально Максим одобрял Псефос (633-634).Рассмотреното, как Максим подступался к проблеме вOpuscula 4 и 20. Вэтой связи обсуждается онтологическое различиемежду природой и ипостасью у Максима.Рассматривается решение проблемы,изложенное Максимом в Opuscula 6 (р. 59-106). Обсуждается учениеМаксима о свободе человеческого воления уХриста (р. 107-122) и три текста Максима,относящиеся кГефсиманскому борению.

Троическое богословиеМаксима, а также его христология сталипредметом изучения в работе Пьера Пире Христос и Троица согласно МаксимуИсповеднику (1983)14.Анализируется понятия тождества и различияприменительно к сущности и ипостаси(р. 105-156), соотношение между второй ипостасьюТроицы и сложной ипостасью Христа (р. 157-202).Применительно к христологии Максима исследуетсяего представление о «двух природах, которыеесть Христос» (р. 203-240), о человеческой ибожественной воле Христа (р. 241-300), атакже двухволях и двухдействиях Христа (р. 301-360).

В монографии Василиоса КараяннисаМаксим Исповедник: сущностьи энергии Божии (1993)15исследуются онтологические категории«сущность», «природа», «ипостась» (p. 33-54), атакже понятиятроического богословия:«монада», «триада», «лицо» (p. 54-92).Анализируются пары категорий «причина иследствие», «движение» тварной и нетварной сущности, «сжатие ирасширение», «общее и частное», «время и сущность»,«качество и количество» тварной инетварной сущности, а также «отношение ипретерпевание» тварной сущности (p. 92-136).Специальный раздел посвящен рассмотрениюпроблематики воли и механизма волевогоакта. В частности, рассматриваются понятия«сущностная воля», «самовластное»,«произволение» (p. 137-153). Исследуютсяособенности понимания категории «энергия» упредшественников Максима (p. 154-182) иособенности его собственного учения обэнергии (p. 183-232), в том числе иприменительно к христологии (p. 233-278). Вракурсе эпистемологии и антропологииисследуются особенности понимания Максимом такихпознавательных способностей, как«ощущение»,«рассуждение / логос», «ум / дух» (р. 283-332), атакже учение Максима о богопознании иоткровении(p. 333-460).

Наиболее значимымисследованием (после работыТунберга [1965г.]) являетсяфундаментальный труд Жана-Клода ЛаршеОбожение человека согласно МаксимуИсповеднику (1996)16. Этакнига вомногом подводит итог предшествующимисследованиям и в свою очередь является шагомвперед в разъяснении деталей ученияМаксима.Рассматривается обожение как божественныйзамысел относительно человека,обсуждаются связи обожения с воплощениемСлова, обожением всего творения и логосамисущего (p. 83-124). Разбираютсяантропологические основания обожения,включая вопросы свободы выбора, логоса и тропосачеловеческой природы, образа и подобияБожиего вчеловеке, трех всеобщих тропосов — «бытие – благобытие –приснобытие» (p. 125-186). Рассматриваютсяонтологические и антропологическиепоследствия грехопадения (р. 187-208),христологические импликации сотериологииМаксима (р. 221-382). Анализируются различные аспектыучения об обожении — пневматологический, экклезиологический иаскетический (р. 383-494). Применительно косновной теме обсуждается роль гносиса и«теологии»(р. 495-526), механизм и природа обожения(р. 527-640), импликации и значение учения обобожении(р. 641-677). Система Максима исследуется Ларше черезпризму учения об обожении человека, однаков процессесвоего анализа он затрагивает практическивсе стороны его учения.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»