WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |

Л. Леонов не искал «трагическое в мелочах» (Х, 29), он воссоздавал неразрешимый идейно-нравственный конфликт, развертывающийся на фоне поступков героев и сопровождающийся страданиями персонажей, на социально-классовом и онтологическом уровнях. Далеко не случайно ведущим экзистенциальным мотивом его прозы стала тема смерти. Писатель, оценивая реалии ХХ века, развитие цивилизации и противоречивую историю России, спрогнозировал в книгах эволюционный кризис разума. (Отмечу, что тревожные интонации слышны во всех леоновских романах: заметно приглушенные в прозе 20-х годов – «Барсуки», «Вор»; открыто трагические в 30-е–50-е годы – «Дорога на Океан», «Русский лес»; наконец, эсхатологические в 90-е годы). Вне сомнения, Л. Леонов на склоне лет в результате трансформации общественно-политических и философских воззрений, взглядов на мироздание отчасти потерял веру в лучшее будущее, а пройденный путь человечества осознал как эпоху трагических ошибок и катастрофических заблуждений. Не случайно, во вступлении к «Пирамиде» он писал: «Событийная, все нарастающая жуть уходящего века позволяет истолковать его как вступление к возрастному эпилогу человечества: стареют и звезды»13.

Осмысливая судьбы человека и человечества на очередном кризисном историческом рубеже, автор назвал множество причин надвигавшейся катастрофы. Самоубийственное начало, заложенное в природе человека, выступило в романах Л. Леонова как источник всеобщего разложения человека и его души, общества и природы, Земли и Космоса; как движущая сила катастрофичности бытия. Эту мысль художник неоднократно высказывал во время бесед и интервью с учеными и литературоведами, в публицистических статьях и письмах. «Последние годы триумфальное шествие человечества, – писал он, – к своим финальным звездам трагически ускоряется вследствие несметного людского множества, роковых открытий передовой науки и возраста, конечно: как бы торопимся домой!»14.

В романах Л. Леонова достаточно полно проявились такие качества художественного мышления писателя, как полифонизм, философско-концепту­альное видение человека и мира в традициях Серебряного века, интеллектуальная содержательность произведений, наличие в них богатого историко-культурного материала, различных форм условности – аллегорий, художественных символов и знаков; острое противоборство героев-антиподов, отстаивающих на фоне социальных парадоксов свои жизненные позиции, нравственные и духовные ориентиры. Л. Леонову и его эстетике, справедливо заметил А. Лысов, литература «<···>во многом обязана новым типом романа, который «конституционно» организован концепцией культурной целостности мира»15. Заключение критика можно аргументировать, обратившись к «Пирамиде» – многосюжетному роману, в котором наряду с «второстепенными» сюжетными линиями, есть главная, самая важная для автора – бытие человека и судьба цивилизации. Ей подчинены тематика книги и противоборство разных мировоззрений, совокупность связанных между собой характеров и событий, проблем и идей; единство мифологического, религиозно-исто­рического и философского материала; исповедальность слова в духе вероисповедания в русской культуре XIX-XX веков; частая смена изобразительных приемов и принципов – от реалистических до условно-символических; синтаксический строй и система языковых категорий книги; стилевая оригинальность, обеспечивающая монолитность всех художественных элементов, их типологическую целостность и устремленность к единому эстетическому центру. Сплав философичности и редкой пластичной изобразительности достигается в «Пирамиде» с помощью точного и строгого леоновского слова. М. Лобанов заметил по этому поводу: «Поразительны плотность, «фактурность» прозы, филигранная отделка каждой фразы, образующие в совокупности то почти материально ощутимое вещество – слово, которое и составляет его тайну. Здесь можно действительно только сказать, что Бог щедро дает по благодати Своей, даже если это пишется «по Еноху»16.

В творчестве Л. Леонова ярко выражена идея духовного воскрешения русских людей. Писатель постоянно говорил о необходимости воссоздания религиозно-нравственных координат в духовной жизни русского народа. В частности, на вопрос Т. Земской: «Как вы относитесь к тому, что в последнее время в обществе необычайно возрос интерес к религии» – писатель ответил: «Я это предсказывал в личных беседах с друзьями. Правда, думал, что период этот наступит по ту сторону тысячелетия, а начался он гораздо раньше. Значит, возникла потребность, высокая потребность самоочищения, приведения хаоса в порядок»17. Религиозно-христианские мотивы в прозе Л. Леонова всегда занимали много места. С особой силой они проявились в манере метафорического повествования в «Барсуках» (Семен Рахлеев и Степан Катушин), в «Воре» (Емельян Пухов и литератор Фирсов), в «Соти» (скитские монахи и обыватели Макарихи), в «Русском лесе» (набожные крестьяне и Калина Глухов) и других произведениях. В художественной системе «Пирамиды» религиозная тема превалирует в содержании, но она рассматривается с новой стороны. Писателя занимают в книге не только вера в Христа, но и истоки ее крушения, причины людского грехопадения. Ответ на эти проблемы Л. Леонов искал и находил в канонических библейских текстах и отреченной литературе.

Актуальность исследования определяется необходимостью осмыслить природу творческой индивидуальности Л. Леонова с позиций новейшего времени, раскрыть историко-литературную значимость романов, своеобразие художественных принципов и философско-мифологическую основу произведений периода 1920-х – 1990-х гг. В диссертации леоновские романы рассмотрены как единое целое, как феномен классической прозы прошлого столетия. Основное внимание в работе уделено специфике художественного мышления писателя, проблемам становления и эволюции романного жанра, его структуре и поэтике в связи с обозначением и решением в книгах субстанциальных вопросов бытия – о феномене жизни на земле, о человеке и его месте в природном мире, о духовно-нравственном потенциале общества. Раздумья Л. Леонова об исторической памяти народа, о войнах, смутах и насилии над личностью, о прогрессе, путях сохранения цивилизации и природной среды ее существования остаются актуальными в наше время и способствуют утверждению в мировом сообществе XXI века качеств нового мышления. Актуальность исследования обусловлена также тем, что проблема целостности духовно-нравственных поисков в романах Л. Леонова, органически связанных с историческим контекстом русской культуры и философскими идеями Серебряного века, в литературоведении решена еще недостаточно.

Проблема исследования и степень ее научной разработанности. В диссертации разработаны главные вопросы романного жанра у Л. Леонова, которые недостаточно изучены литературоведением. Ведущие темы исследования – специфика жанра как устойчивой литературной формы и особого типа мировидения; эволюция жанра и его структура, а также вопросы поэтики как совокупности средств создания художественной реальности, несущей в себе авторскую концепцию мира и человека. Жанровое своеобразие романов, нравственная философия книг и проблемы рецепции леоновских текстов – единое направление диссертационного исследования. При этом поэтика леоновской прозы рассматривается как системное понятие, как общая «эстетика словесного художественного творчества» (М. Бахтин), реализуемая в историко-литературном, философском, культурном и эстетическом аспектах.

Литературная критика на различных временных этапах ХХ века неоднозначно воспринимала романы Л. Леонова. Во втором и третьем десятилетиях в подавляющей части рецензий и статей преобладали негативные оценки творчества писателя, как правило, отрицавшие эстетическую и историко-литературную ценность его произведений (например, рапповская и переверзевская критика, публикации Г. Колесниковой, Н. Нусинова, Н. Сретенского, В. Перцова и др.). В пятидесятые годы появились монографические исследования В. Ковалева (Романы Леонида Леонова. – М.-Л., 1954), М. Лобанова (Роман Л. Леонова «Русский лес». – М., 1958), в которых были предприняты попытки более объективно оценить литературные достижения писателя. В силу общественно-исторических условий той поры кри­тики рассматривали леоновскую прозу с классовых позиций и с точки зрения ка­нонов соцреализма. В последующие десятилетия все чаще объективный анализ творчества романиста доминировал над субъективной одноплановостью кри­тических выводов и обобщений (З. Богуславская. Леонид Леонов. – М., 1960; Ф. Власов. Поэзия жизни. – М., 1961; Эпос мужества. О романах Л. Леонова. – М., 1973; В. Ковалев. Творчество Леонида Леонова. К характеристике творческой индивидуальности. – М.-Л., 1962; Реализм Леонова. – Л., 1969; Е. Старикова. Ле­онид Леонов. Очерк творчества. – М., 1972; Л. Финк. Уроки Л. Леонова. Твор­ческая эволюция. – М., 1973; Н. Грознова. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Очерки. – М., 1982; Т. Вахитова. Леонид Ле­онов. Жизнь и творчество. – М., 1984; В. Крылов. Леонид Леонов-художник. Очерки. – Петрозаводск, 1984; И. Крук. Леонид Леонов. Очерк творчества. – Киев, 1985; О. Михайлов. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. Очерк. – М., 1987; А. Петишев. Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова. – Уфа, 1989; В. Хрулев. Мысль и слово Леонида Леонова. – Изд. Са­ратовского университета, 1989; В. Химич. Поэтика романов Л. Леонова. – Свер­дловск, 1989; Г. Исаев. Леонид Леонов – литературный критик и публицист. – Томск, 1991 и др.).

Из числа работ о Л. Леонове, вышедших на рубеже XX и XXI веков и в начале нового столетия, следует назвать книги: В. Мирошников. Романы Леонида Леонова: становление и развитие художественной системы философской прозы. – Рязань, 2000; А. Дырдин. В мире мысли и мифа. Роман Л. Леонова «Пирамида» и христианский символизм. – Ульяновск, 2001; Духовное и эстетическое в русской философской прозе XX века: А. Платонов, М. Пришвин, Л. Леонов. – Ульяновск, 2004.; Ю. Оклянский. Шумное захолустье: В 2-х книгах. – Кн.1. – М., 1997; С. Семенова. Русская поэзия и проза 1920–1930-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. – М., 2001; Метафизика русской литературы: В 2-х т. – М., 2004; С. Слободнюк. «Дьяволы» «Серебряного» века (древний гностицизм и русская литература 1890-1930 гг.). – СПб., 1998; Н. Федь. Литература мятежного века. Диалектика российской словесности. 1918-2002 гг. – М., 2003; В. Хрулев. Леонид Леонов: магия художника. – Уфа, 1999; Художественное мышление Леонида Леонова. – Уфа, 2005; Л. Якимова. Мотивная структура романа Леонида Леонова «Пирамида». – Новосибирск, 2003; Н. Сорокина. Типология романистики Л.М. Леонова. – Тамбов, 2006.

В последние годы опубликован ряд сборников, вобравших в себя многогранный научный поиск сложных форм и объемов мироздания художника и обозначивших новые подходы к творчеству романиста: Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. – М., 1999; Леонид Леонов и русская литература ХХ века. – СПб., 2000; Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. – М., 2001; Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в ХХ веке. – СПб., 2002; Духовное завещание Леонида Леонова. Роман «Пирамида» с разных точек зрения. – Ульяновск, 2005 и др. Отмечу, что наука о Л. Леонове интенсивно развивается за рубежом. Ее пред­ставляют: Э. Стиммонс, М. Шраер (Америка); М. Каназирска (Болгария); К. Брюмер, Р. Опитц (Германия); Д. Томсон (Канада); И. Трофимов (Латвия); А. Лысов (Литва); Ф. Листван, Ф. Супа (Польша); Л. Оляндэр, В. Сердюченко (Украина); В. Гусарова-Кузи (Франция); М. Дрозда (Чехословакия); М. Бабович (Югославия)18 и др.

Цель работы – комплексный анализ романов Л. Леонова, которые воспринимаются как крупное завоевание русской прозы ХХ века, на которые повлияли, с одной стороны, традиции классики прошлых эпох, а с другой, – историко-культурный и философский контексты Серебряного века.

Целью и задачами диссертации обусловлен выбор методики исследования, в основе которой – синтез историко-культурного, сравнительно-типо­логического, структурно-поэтического, семантического методов и подходов. В работе обосновывается эстетическая целостность и своеобразие романной жанровой структуры Л. Леонова, прослеживается история ее возникновения и становления в контексте русской культуры прошедшего столетия, рассматривается специфика ро­манного мышления и его основные компоненты.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих теоретических и историко-литературных задач:

рассмотреть романы Л. Леонова как одну из тенденций развития историко-литературного процесса, как эстетическую индивидуальность и художественную систему;

исследовать художественный мир романов, провести целостный анализ их проблематики и поэтики, создать научно обоснованную концепцию творчества писателя в соотношении с общими тенденциями развития литературы, эстетики и философии;

выявить литературно-художественную и культурфилософскую доминанту романов, элементы их структуры (образную систему, конфликт, сюжет, стиль);

осмыслить в контексте леонововедения теоретический и практический аспекты понятий: жанр и тип романа, философский роман, роман-трагедия, фантасмагорический роман, художественное мышление, мифологизм, ирония;

проанализировать творческие открытия прозаика в контексте русской литературы XIX – ХХ веков, показать поиски художественных идеалов, адекватных эстетическим взглядам писателя;

определить сюжетно-композиционную роль и философскую значимость мифо-поэтических реминисценций и вставных конструкций у Л. Леонова в соотнесении с каноническими Евангелиями, апокрифами, историческими преданиями в свете христианского миропонимания;

раскрыть философские истоки и мифологическую основу романов, их концептуальный характер;

изучить жанровую и стилевую специфику творчества Л. Леонова в соотнесении с достижениями современников прозаика – М. Булгакова, В. Набокова, А. Платонова, М. Пришвина, П. Романова и др.;

показать основные принципы художественного мышления Л. Леонова, эволюцию его миропонимания и полифонизм мысли в соотнесении с эстетикой писателей-предшественников, прежде всего Ф. Достоевского;

представить различные формы психологизма в романной прозе Л. Леонова;

исследовать тип персонажа, принципы функционирования образной системы, способы и приемы создания поэтического языка и стиля;

выявить значение художественного мышления Л. Леонова и его традиций в последующем развитии литературы.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»