WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 |

В параграфе 6.2. «Экспериментально-дидактическое обеспечение обучающей модели коммуникативной деятельности преподавателя и студента в условиях неоднородного семиотического пространства» описываются этапы экспериментальной работы, подготовка дидактических материалов, обеспечивающих дискурс в отношениях обучаемого и обучающего, меняется структура отношений между ними, конечным результатом таких изменений должен стать конструктивный диалог равноправных партнеров учебного процесса. Приводятся таблицы результатов психодиагностического обследования участников экспериментального обучения, результаты статистической обработки результатов, таблицы, наглядно демонстрирующие процесс подготовки, проведения и результатов экспериментального использования интегративной модели обучения в реальном образовательном процессе.

В параграфе 6.3 «Психологическое изучение смысложизненных стратегий студентов» показаны методики, которые были использованы для составления психологического портрета смысловой сферы студента, выявления его смысловых стратегий, жизненных приоритетов и ценностей, на основании которых можно судить о том, входит ли данный учебный предмет в сферу его смысложизненных ценностей и, соответственно, насколько эффективно он будет изучаться в рамках приведенного дидактического подхода.

В Заключении, исходя из полученных результатов работы, подтверждаются основные теоретические, методологические положения исследования, а также формулируются общие выводы исследования:

1. Интегративная модель смыслообразования в контексте деятельностно-смыслового подхода к учебному процессу позволяет исследовать учебный процесс как неоднородное семиотическое пространство, знаковую коммуникативную систему. В качестве методологической основы исследования использованы системно- сетевой и деятельностно-смысловой подходы в психологии. В рамках системно-сетевого подхода учебный процесс рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявление многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой, пространством. Образовательный процесс есть специфическая деятельность, предметом которой является система «знак - смысл», то есть это деятельность раскрытия смысла знания, выраженного знаком.

2. Смыслообразование проявляется во всех основных компонентах обучения: методах, целях, задачах, технологиях и стратегиях, а также в организационных формах обучения. Это обеспечивает качественно новый подход к образованию, позволяющий управлять процессом обучения с учетом личностных смыслов обучаемого. Управление происходит опосредованно, через создание ситуаций выбора, при помощи конструктивного дискурса, через актуализацию когнитивных схем, личностно значимых для обучаемого, и перенос актуальных для обучаемого общих знаний в систему знаний фоновых. Только при этом условии личностный смысл может стимулировать усвоение фоновых знаний, реминисценцию фона и актуализацию схем.

3. Обучение интерпретируется как дискурс обучающего и обучаемого, работающих с отдельными когнитивными схемами и вступающих в личностно-смысловые отношения между собой, в результате которых создается механизм интроекции схем и фона. Взаимодействие схемы и фона, имеющее интра- и интерперсональный вектор, определяется личностными смыслами обучаемого, его смысложизненной позицией. Схема определяется как базовый и устойчивый конструкт, а фон - как реминисцирующий и актуализируемый в схеме. Образовательный процесс рассматривается как присущее данной культуре семиотическое, знаковое пространство, структурно организованное естественным языком, как сфера взаимодействия языков и знаков внутри культурного пространства, в котором происходит постоянное обновление.

4. Введение в психологическую и дидактическую теорию таких понятий как “схема”, “фон” и “семиотическое пространство” обусловливает рассмотрение дидактической теории с точки зрения психологии. Как психологический конструкт схема – это не индивидуальные знания, а мозаика, в которой отдельные кусочки знаний соотносятся друг с другом. Схемы представляют собой системы для интерпретации, хранения и воспроизведения информации и знаний.

Обучение, таким образом, полностью изменяет внутренний мир и психику обучаемого. Другими словами, обучаемые могут рассматриваться как сложные психологические структуры, на способности которых воспринимать окружающий мир сильно воздействуют их фоновые культурные знания и ранее полученные опыт и знания, организованные в схемы. Схемы в данном случае — это основная несущая конструкция для более сложного рода организаций.

5. Такими сложными организация являются фоновые знания, когнитивная схема связывает культуру и психологию, проникая в психику человека в процессе его социализации, кроме того, когнитивная схема направляет действия обучаемого в учебном процессе. Культура является одним из важнейших источников человеческих схем, а схемы играют центральную роль в большинстве психологических процессов. Схема является способом связи культуры с другими психологическими процессами, которые в свою очередь влияют на деятельность людей. Культурные фоновые знания используются в процессе обучения для формирования установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия). Установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое явление.

6. В ходе экспериментального исследования показано, что деятельностно-смысловая модель в реальной учебной практике обеспечивает высокий уровень развития личностно-смысловой сферы обучаемого. Обучаемый соотносит явления реальной действительности, подлежащие усвоению, со своими внутренними потребностями, с личностными смыслами и определяет в зависимости от их значимости лично для него место этих явлений в фоновых знаниях. В зависимости от личностных смыслов обучаемый определяет актуальность той или иной схемы, подлежащей усвоению и запоминанию. В зависимости от того, насколько значимы для него лично те или иные факты реальной действительности, обучаемый использует установку к их запоминанию или актуализации. При этом наблюдается повышение мотивации к обучению, улучшение уровня академической успеваемости и сознательности обучения.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Научные монографии

1. Макарова Е.А. Применение схем в преподавании иностранных языков для формирования культурных фоновых знаний студентов. Монография. Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦ ВШ 2005, 130 с. (8,25 п.л.).

2. Макарова Е.А. Схема и фон: интроекция в неоднородном семиотическом пространстве. М.: Кредо, 2006, 240 с. (12 п.л.) (в соавторстве с Абакумовой И.В., Ермаковым П.Н., авторский вклад – 50%, 6,0 п.л.).

3. Макарова Е.А. Системное изучение объекта и его значение для понимания. Глава 9. В сб. Формирование системного мышления в обучении. Общ. ред. Решетовой З.А. М.: Изд-во политической литературы ”Единство”, 2002. с. с. 236-259 (авторский вклад - 1,1 п.л.).

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МО РФ

4. Макарова Е.А. Теория схемы и ее роль в формировании понимания при обучении. //Научная мысль Кавказа/Приложение №14, Ростов-на-Дону, 2005, с. 191-199 (0,7 п.л.).

5. Макарова Е.А. Содержание учебного процесса как семиотически неоднородный текст: взаимодействие схемы и фона. //Российский психологический журнал. Т.3 №1. М., 2006, с.57-72, (в соавторстве с Абакумовой И.В., авторский вклад – 0,6 п.л.).

6. Макарова Е.А. Формирование межкультурной коммуникации студентов технических специальностей в процессе обучения иностранным языкам. Известия ТРТУ, № 8, Таганрог, 2006, с. 274 – 280 (0,5 п.л.)

Учебные и учебно-методические пособия

7. Макарова Е.А. Методическая разработка для развития навыков устной речи. Английский язык. Таганрог, Таганрогский радиотехнический институт, 1991, 24 с. (в соавторстве с Авдеевой Л.Ф., авторский вклад – 1,0 п.л.)

8. Макарова Е.А. Учись читать научно-техническую литературу. Учебное пособие. Таганрог, ТРТИ, 1992, 110с. (в соавторстве с Авдеевой Л.Ф., Цатуроваой И.А., авторский вклад – 3,3 п.л.).

9. Макарова Е.А. Методическая разработка по английскому языку. Для учащихся технического лицея при ТРТУ. Таганрог, ТРТУ, 1995, 93 с. (3,7 п.л.)

10. Макарова Е.А. Монархическая система Великобритании. Учебное пособие по страноведению для студентов педагогических специальностей. Таганрогский государственный педагогический институт, Таганрог, 2004. Гриф УМО. 143 с. (6 п.л.).

11. Макарова Е.А. Human Psychology: Учебное пособие по английскому языку для студентов-психологов. Часть 1.Таганрогский институт управления и экономики (ТИУиЭ), Таганрог, 2003, 138 с. (4,7 п.л.).

12. Макарова Е.А. Human Psychology: Extension Activities and Brainteasers. Учебное пособие по английскому языку для студентов-психологов. Часть 2. ТИУиЭ, Таганрог, 2003, 73 с. (3,7 п.л.).

13. Макарова Е.А. Human Psychology: Professional Vocabulary. Словарь по английскому языку для студентов-психологов. Часть 3. ТИУиЭ, Таганрог, 2004, 86 с. (3,0 п.л.).

14. Макарова Е.А Альтернативные стратегии для обучения чтению текстов на английском языке. Методические рекомендации и задания к сборнику электронных текстов на английском языке. Изд-во ТИУиЭ, Таганрог 2005, 103 с. (6,7. п.л.).

15. Макарова Е.А. Английский язык для психологов. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005, 313 с. (20,0 п.л.).

16. Макарова Е.А. Английский язык для психологов. Human Psychology: Readings. М.: «Дашков и К», 2006. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия, 299 с. (19,0 п.л.).

17. Макарова Е.А. Методическое пособие по развитию навыков устной речи для студентов-психологов «Британский транспорт». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006, 25 с.(1,2 п.л.).

18. Макарова Е.А. Методическое пособие по развитию навыков чтения и устной речи для студентов-психологов “Home-Sweet Home”. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006, 35 с. (1,8 п.л.).

19. Макарова Е.А. Методическое пособие по развитию навыков чтения и устной речи для студентов-психологов “Полиция в Британии”. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ,, 2006, 18 с. (0,9 п.л.).

20. Макарова Е.А. Методическое пособие по развитию устной речи для студентов-психологов “Британская пресса”. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006, 31 с. (1, 6 п.л.).

Статьи, материалы конференций

21. Макарова Е.А. Системный подход в обучении лексике иностранного языка. //В сб. Теория и практика взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. Нальчик, 1989, с.97-99 (0,1 п.л.).

22. Макарова Е.А. Самостоятельное изучение лексики для практического овладения иностранным языком. //В сб. Содержание факультатива и виды самостоятельной работы по иностранным языкам в неязыковом вузе. Новочеркасск, 1990, с. 90-91 (0,1 п.л.).

23. Макарова Е.А. Методика системных исследований в обучении иностранным языкам. //В сб. «Организация учебного процесса в вузе». Новочеркасск, 1992, с. 90-92 (0, 1 п. л).

24. Макарова Е.А. Культура обучения на уроках английского как второго языка и теория схемы (Университет штата Миссури). //В сб. Образовательные учреждения нового типа в реформировании системы общего образования. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Таганрог, 1998, часть 1, с.143-145 (0,1 п.л.).

25. Макарова Е.А. Теория схемы. Введение в проблему. //Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы (ПИТИС), №1/2003(13). Таганрогский радиотехнический университет (ТРТУ), Таганрог, 2003, с.72 -77 (0,6 п.л.).

26. Макарова Е.А Теория схемы. Роль фоновых знаний в изучении иностранного языка. //Сб. Тезисы III Международной научно-практической конференции ТИУиЭ, Таганрог, 2003, с.237-242 (0,3 п.л.).

27. Макарова Е.А Понимание как психолингвистическая и лингвистическая основа обучения иностранным языкам. Часть 1. //ПИТИС, №1/2003(14). ТРТУ, Таганрог, 2003, с.90-95 (0,5 п.л.).

28. Макарова Е.А. Понимание как психолингвистическая и лингвистическая основа обучения иностранным языкам. Часть 2. //ПИТИС, №1/2003 (16) ТРТУ, Таганрог, 2003, с. 124-129 (0,5 п.л.).

29. Макарова Е.А. Внеязыковая реальность и обучение культуре на уроках иностранного языка. //ПИТИС, №3/2004(19). ТРТУ, 2004, с. 92-98 (0,8 п.л.).

30. Макарова Е.А. Некоторые аспекты применения мультимедиа при обучении иностранным языкам. //Сборник докладов V научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Том 2, Таганрог, 2004, с.218-222 (0,4 п.л.).

31. Макарова Е.А. Schema theory and teaching culture in ESL>

32. Макарова Е.А. Роль теории схемы в формировании культурных фоновых знаний студентов и их использование в преподавании иностранных языков. //Сборник докладов VI научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Том II. Таганрог, 2005, с. 286-291 (0,7 п.л.).

33. Макарова Е.А. Как помочь студентам лучше научиться читать на иностранном языке: применение теории схем, ее преимущества и недостатки. //Сборник докладов IV Международной научно-практической конференции ТИУиЭ, том 3, Таганрог 2005, с. 50-58 (0,6 п.л.).

34. Макарова Е.А. Теория схемы и ее роль в формировании понимания при обучении. //Научное обозрение. М., 2005, с.76-78 (0,3 п.л.).

35. Макарова Е.А. Когнитивные процессы как ориентировочная основа речемыслительной деятельности студента. //ПИТИС, №3/2005(23) ТРТУ, Таганрог, 2005, с.72-78 (0,5 п.л.).

36. Макарова Е.А. Особенности построения учебной программы с использованием системного подхода и компьютерных программ при обучении иностранным языкам.//Открытое Образование, № 6(53), М., 2005, с. 57 -63 (0,6 п.л.).

37. Макарова Е.А. Сравнение чтения на родном и иностранном языках: культурные различия и теория схемы. //Материалы международной конференции по инновационным технологиям в образовании. М.: Физматлит, 2005, с. 218-225 (1,0 п.л.).

38. Макарова Е.А. Понимание как психолингвистическая и лингвистическая основа обучения иностранным языкам. //Объединенный научный журнал, №4 (164) март. М. Фонд научных публикаций, 2006, с. 34-38 (0,9 п.л.).

39. Макарова Е.А. Использование теории схем при обучении чтению на иностранном языке. //Всероссийская научно-практическая конференция «Критерии качества в преподавании иностранных языков в неязыковых вузах» /Тезисы и докладов и выступлений. Санкт Петербург, Электротехнический государственный университет, 2006, с. 38-40 (0,2 п.л.).

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»