WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 7 |

Системный подход в психологии означает определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской эмпирической деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов /Садовский В.Н., 1985/. К числу важнейших задач системного подхода относятся: разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств и систем; исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

Анализируемый объект при этом рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявление многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой, пространством. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств отдельных его элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта /Аверьянов А.Н., 1985; Садовский В.Н., 2001/.

Каковы же ключевые характеристики системного мышления Первый и наиболее общий критерий заключается в переходе от частей к целому. Живые системы представляют собой интегрированные целостности, чьи свойства не могут быть сведены к свойствам их более мелких частей.

Другим ключевым критерием системного мышления служит способность перемещать внимание с одного уровня системы на другой. С другой стороны, понятно, что различные системные уровни отличаются уровнями сложности - на каждом уровне наблюдаемые явления отличаются свойствами, которых нет на более низких уровнях.

Говоря о системном подходе, подразумевают особую позицию исследователя и арсенал средств, фиксирующих изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся. Специфика системного познания состоит в возможности описания и объяснения интегральных образований действительности, чем и определяется эвристический потенциал данного подхода и границы его применения.

Системные исследования выражают форму познания психического, адекватную его природе, а главная задача психологической науки формулируется как выявление принципов и закономерностей возникновения, функционирования и развития систем: а) психики в целом, б) ее компонентов и субкомпонентов, в) образований, включающих психику в качестве своей непосредственной предпосылки или внутреннего условия (деятельности, общения, игры и т.п.).

В параграфе 1.2 «Системно-холистический подход в когнитивной психологии» прослеживаются основные этапы развития системной науки в условиях современности. Мыслить системно – значит понимать, что сами объекты являются сетями взаимоотношений, включенными в более обширные сети. Поэтому для системного мыслителя первичны взаимоотношения. Свойства частей — не просто внутренне присущие им свойства: они могут быть поняты только в контексте более крупного целого. Таким образом, системное мышление — это контекстуальное мышление; и поскольку объяснение вещей в их контексте означает объяснение на языке окружающей среды, то можно сказать также, что все системное мышление — это философия окружающего нас семиотического пространства /Аверьянов А.Н., 1985/.

В этом же параграфе вводится понятие системно-сетевого подхода, большой вклад в развитие которого внес Ф. Капра /Капра Ф., 2003/. Древняя идея паутины жизни передает ощущение сплетенности, взаимозависимости и взаимопроникаемости всех явлений в мире. Взгляд на живые системы как на сети помогает по-новому взглянуть на так называемые иерархии природы. Поскольку живые системы на всех уровнях представляют собой сети, мы должны рассматривать паутину жизни как живые системы, взаимодействующие по сетевому же принципу с другими системами.

«Сетевое мышление» изменило способ описания научного знания. Системно-сетевой подход – это главное методологическое направление современной науки, определяемое установкой рассматривать предмет как единое целое и предполагающее соответствующую логику исследовательской программы. Главным принципом здесь является изучение любого объекта в его целостности, во взаимодействии с другими объектами. Сюда же включается исследование структуры системы – ее элементов, их свойств и связей, а также развития системы /Решетова З.А., 2002/.

Изучение окружающей действительности, представленной в качестве сетевых моделей, должно происходить с помощью системно-сетевых методов познания в рамках неоднородного семиотического пространства /Капра Ф., 2004/. Этот подход также пытается представить культурное познание, как сеть взаимодействующих концепций, в которых объекты имеют различную взаимосвязь с другими объектами.

В параграфе 1.3 «Сетевой подход в теории самоорганизующихся систем и целостный подход в обучении» идет речь о применении данных подходов в теории и практике обучения. Сетевой подход неизбежно вытекает из системного и обладает теми же свойствами, наиболее значимыми из которых являются открытость и нелинейность системы. Если рассматривать такую сложную и развитую систему как язык, то открытость проявляется в социальной природе языка, неизменно реагирующего на любые изменения в обществе словарным составом, изменением фонетического строя и даже грамматики, самой консервативной из всех языковых структур. Социальная природа языка требует его усвоения не только как нового языкового кода, но и одновременно проникновения в новую национальную культуру, изучения огромного богатства, хранимого языком. Указанные положения определяют очень четко роль фоновых культурных знаний в усвоении системы языка, их значение для усвоения языка и формирования языковой компетенции.

Говоря о нелинейности языковой системы, мы имеем в виду языковую стратификацию, где все уровни языка находятся в нелинейной зависимости друг от друга. В языке нет строгой иерархии, скорее гетерархия, так, например, фонетический уровень может взаимодействовать с семантическим или грамматическим в зависимости от поставленных целей обучения. Из нелинейности в последующем проистекает вся феноменология поведения самоорганизующихся систем. Новое направление научных исследований – теория самоорганизации - имеет особый статус, она междисциплинарна, то есть, ориентирована на то, чтобы выявить законы самоорганизации и эволюции сложных систем любой природы, независимо от конкретных составляющих элементов. Теория самоорганизации плодотворно применяется к исследованию человека, человеческой культуры и общества, в таких областях как когнитивная психология и психология восприятия, педагогика и культурология.

Обучение, как показывает Дж. А. Скотт Келсо, протекает как специфическое видоизменение уже существующих паттернов поведения в направлении той задачи, которую предстоит решить /Келсо Дж., 1988/. "Изучаемый паттерн модифицирует внутреннюю динамику. Обучение является процессом, в результате которого паттерн попадает в память. В результате процесса обучения глубоко перестраивается личность обучаемого. Паттерн поведения усваивается в той степени, в которой внутренняя динамика изменяется в направлении паттерна, который предстоит изучить. Хотя мы не знаем точно, что происходит в мозгу человека, но есть определенные основания предполагать, что обучение не только усиливает следы памяти и уже существующие связи, но и радикально перестраивает всю конфигурацию структуры-аттрактора. Изучаемый паттерн модифицирует внутреннюю динамику. Обучение является процессом, в результате которого паттерн попадает в память. Мы говорим, что паттерн поведения усваивается в той степени, в которой внутренняя динамика изменяется в направлении паттерна, который предстоит изучить. Когда процесс обучения завершен, отпечатавшийся в памяти паттерн определяет аттрактор, стабильное состояние (теперь модифицированной) динамики паттерна".

Процесс обучения, то есть связь обучающего и обучаемого предстает как их "саморазвивающееся единство", при котором в самом обучаемом обнаруживаются скрытые возможности, установки на перспективные тенденции собственного развития, на самообучение. Научиться учиться - значит научиться мыслить нелинейно, предполагая возможность смены темпа развертывания событий и качественной перестройки, что особенно становится актуальным в быстро развивающемся и меняющемся современном мире.

В параграфе 1.4 «Системно-холистический подход к познанию в контексте многоуровневой образовательной деятельности» дается определение системно-сетевого подхода применительно к обучению: как основа для дальнейшего самостоятельного обучения, основанного на «социальном взаимодействии». Это не обычный метод, а, скорее, тенденция в образовании, философия образования. Это метод «изучения учебного предмета», а не метод научения ему /Решетова З.А., 2002/. Это убеждение, что обучение протекает намного легче, если оно идет от целого к частностям, протекает в аутентичном семиотическом контексте и является функциональным для обучаемых. Обучаемые изучают учебный предмет как целостное явление, интегрируя все, что они изучают, в единое целое, пополняя то, что они уже знают, то есть, присоединяя новую информацию к уже имеющимся у них когнитивным схемам.

Современное образование осуществляется на стыке принципов гештальт-психологии и теории самоорганизации. Гештальт-психологи полагают, что восприятие образа не может быть разбито на примитивные ощущения, возникающие от частей этого образа. Восприятие образа возникает в целом, и оно неделимо. Следуя этой традиции, гештальт-образование можно истолковать как передачу целостных блоков информации, качественную смену схем, паттернов мышления, а также как перестройку самой конфигурации ситуации обучения. В результате процесса обучения идет глубокая перестройка не только личность обучаемого, но и личности обучающего.

В параграфе 1.5. «Психологические паттерны как устойчивые конструкты и их понимание в рамках системной самоорганизации» раскрывается идея паттерна организации как конфигурации взаимоотношений, характерной для определенной системы, которая стала объектом системного мышления и с тех пор остается важнейшей концепцией. С системной точки зрения, понимание жизни начинается с понимания отдельного паттерна. Системные свойства — это свойства паттерна. То, что разрушается, когда организм разнимается на части, — это и есть его паттерн. Компоненты все присутствуют, но конфигурация взаимоотношений между ними разрушена, и поэтому организм погибает.

Процесс служит связующим звеном между паттерном и структурой. Можно сказать, что три критерия — паттерн, структура и процесс — это три различные, но неразделимые точки зрения на феномен жизни. Все они существуют в рамках семиотического пространства.

В главе 2 «Обучающая среда как многомерное неоднородное семиотическое пространство» обучение рассматривается как контекст в рамках семиотического пространства.

В параграфе 2.1 «Смыслообразующий контекст как фон в системной интерпретации» выдвигается идея о том, что понимать вещи системно означает дословно: помещать их в какой-либо контекст, устанавливать природу их взаимосвязей, тем самым мы подчеркиваем контекстуальный характер образования. Здесь же дается определение когнитивных схем: когнитивные модели, называемые схемами, есть концептуальные абстракции, накапливаемые в мозгу, который служит связью между возбудителями, принимаемыми органами чувств и поведенческими реакциями. Это абстракции, которые служат основой для всех человеческих информационных процессов, например, восприятия и понимания, категоризации и планирования, узнавания и отклика, разрешения проблем и принятия решений, это особое субъективное средство, созданное (сконструированное) самим человеком, проверенное им на практике, помогающее ему понимать и объяснять не только окружающую действительность, но и самого себя, особенности своего миропонимания.

В этом же параграфе дается определение пониманию. Понимание отличается от знания, прежде всего, тем, что представляет собой осмысление знания, действия с ним, это «включение новых знаний в прошлый опыт субъекта» /Знаков В.В., 1998/. Возникает вопрос, как же происходит это включение, каким образом новые знания находят дорогу в прошлый опыт субъекта, как происходит их ассимиляция в нем

В поисках ответа анализируются работы, выполненные в когнитивной психологии /Кинч В. и Ван Дейк Т., 1978; Карпентер П., 1979; Торндайк П., 1977/. В них главный акцент делается на установление соотношений между структурой объекта понимания и теми знаниями, которые используются субъектом для получения представления об объекте и определяют характер его интерпретации.

Авторы многих работ по когнитивной психологии отмечают, что простого наличия знаний недостаточно для понимания: важно, чтобы знания актуализировались во время понимания. Однако вопрос о том, как протекает процесс актуализации, чем вызвана интроекция, не только остается открытым, но даже и не ставится в этих исследованиях.

Именно в этом мы видим актуальность нашей работы – показать истинный механизм интроекции схем и фона в процессе обучения. Мы исходим от положения, что человек понимает не знание, а отраженный в нем предметный мир. Знание это не цель понимания, а средство.

В параграфе 2.2. «Понимание в общем контексте когнитивных подходов и в контексте схем и фона» речь идет о коммуникативном подходе в обучении. Целью любой познавательной деятельности является формирование коммуникативных умений и навыков (умения общаться устно или письменно). Когда люди общаются, они фактически полагаются на существование общих с собеседником фоновых знаний. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо убедиться, что участники коммуникации разделяют общий набор схем, который можно принять за общие фоновые знания априори и использовать для дальнейшего успешного общения и понимания.

В параграфе 2.3. «Коммуникация в образовательном процессе: роль схем и фоновых знаний» речь идет о коммуникативных подходах в обучении, дается определение коммуникации и коммуникативным компетенциям. В трактовке Умберто Эко, с одной стороны, коммуникация – это схема, на основе которой осмысляется именно семиотически понятый язык /Эко У., 1968/. С другой стороны, коммуникация связана с культурой: «Коммуникация охватывает всю сферу практической деятельности в том смысле, что сама практика – это глобальная коммуникация, утверждающая культуру и, стало быть, общественные отношения», то есть, можно смело говорить о социальном аспекте коммуникации и культуры.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»