WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||

0

25

16

Контр.до

0,69

0,67

0,67

0,66

2

2

18

29

Контр.после

0,69

0,66

0,67

0,66

2

2

17

27

Успев.до

0,68

0,78

0,76

0,91

4

0

27

15

Успев.после

0,68

0,77

0,83

0,99

4

0

30

14

По наполняемости факторов экспериментальная группа изменилась: стало 4 полных фактора вместо 3. Под влиянием формирующего эксперимента увеличилось количество облических, гибких связей с 17 до 25. В то время как количество жестких ортогональных связей, доминирующих в экспериментальной группе до формирующего эксперимента, уменьшилось с 29 до 16.

Контрольная группа по средней насыщенности факторными весами, по наполняемости факторов и количеству облических и ортогональных связей после обучения практически не изменилась, возникают скорее регрессивные тенденции в развитии, особенно на уровне развития познавательных процессов. При сравнении структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков с успевающими мы видим разительное отличие по всем критериям до обучения и обнаруживаем явное сближение после обучения.

Выводы:

  1. Интегрированная образовательно-развивающая программа выступает в качестве объективной детерминации деятельности и, приобретая значимый личностный смысл, осознанную необходимость в учебно-познавательной деятельности подростков, начинает выполнять сиcтемообразующую функцию, связывающую разноуровневые свойства в единую интегральную систему.
  2. Поэлементный и интегральный анализы структур интегральной индивидуальности успевающих и неуспевающих в учебной деятельности подростков до организации формирующего эксперимента показали существенные межгрупповые статистические различия. Поэлементный анализ констатировал 36% статистически значимых различий. Интегральный дискриминантный анализ обнаружил достоверные различия по комплексным показателям всех изучаемых уровней интегральной индивидуальности за исключением психодинамического. Факторный анализ продемонстрировал следующие различия: по средней степени насыщенности факторными весами в структурах интегральной индивидуальности неуспевающих подростков доминирует психодинамический уровень, в структурах интегральной индивидуальности успевающих подростков - социально-психологический уровень; в структурах интегральной индивидуальности неуспевающих подростков межфакторные отношения относятся по преимуществу к разряду ортогональных, а в структурах интегральной индивидуальности успевающих подростков – облических; по критерию наполняемости каждого фактора конкретными разноуровневыми свойствами установлено, что более развитой и гармоничной является структура интегральной индивидуальности успевающих подростков.
  3. Структуры интегральной индивидуальности неуспевающих подростков экспериментальной под влиянием интегрированной образовательно-развивающей программы обучения подвергаются качественной трансформации.

    Реализация программы приводит к изменению не только отдельных свойств интегральной индивидуальности неуспевающих подростков, но и всей структуры в целом, она становится гармоничнее, пластичнее, гибче. Структуры интегральной индивидуальности неуспевающих подростков контрольной группы, обучающихся в традиционном классе претерпели незначительные изменения.

  4. При сравнении (с помощью t-критерия Стьюдента) степени выраженности разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков экспериментальной группы до и после обучения обнаружено 42% достоверных различий. Достоверные различия по отдельным показателям между экспериментальной группой и контрольной после обучения составили 44%.
  5. Дискриминантный анализ, позволивший сравнить структуры интегральной индивидуальности подростков экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента по интегральному показателю, вычисленному по четырем уровням в отдельности, по высшим и низшим уровням порознь и по комплексному показателю в целом констатировал достоверные различия происшедшие в экспериментальной группе под влиянием формирующего эксперимента. В экспериментальной группе до обучения доминируют низшие уровни, после обучения налицо превалирование высших уровней.
  6. Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков до и после эксперимента показал, что в экспериментальной группе плотность связей вторичных свойств индивида, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности подростков под влиянием формирующего эксперимента увеличилась более чем в полтора раза.
  7. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности подростков экспериментальной группы после обучения характеризуются увеличением гибких много-многозначных зависимостей: с 27 до обучения, до 81 - после обучения. Межуровневая плотность в экспериментальной группе после обучения возросла в три раза.
  8. Многомерный факторный анализ структур интегральной индивидуальности позволил констатировать, что после обучения факторная структура подростков характеризуется перевесом высших над низшими уровнями, доминированием целостных над частичными структурами, увеличением числа облических зависимостей и снижением ортогональных.
  9. Поэлементный и интегральный анализы структур интегральной индивидуальности успевающих и неуспевающих в учебной деятельности подростков после организации формирующего эксперимента продемонстрировали снижение межгрупповых статистических различий. Поэлементный анализ констатировал 16% статистически значимых различий. Интегральный дискриминантный анализ не обнаружил достоверных различий по комплексным показателям всех изучаемых уровней интегральной индивидуальности за исключением социально-психологического. Факторный анализ, проведённый по трём критериям, показал, что по средней степени насыщенности факторными весами в структурах интегральной индивидуальности успевающих и неуспевающих учеников после формирующего эксперимента доминирует социально-психологический уровень - высший уровень, он выступает ведущим в становлении структуры ИИ в обеих группах. По наполняемости факторов обе группы также схожи - у них по 4 полных фактора. Межфакторные отношения после формирующего эксперимента в обеих группах представлены в основном облическими связями, их насчитывается 25 и 30 соответственно, ортогональных-16 и 14.
  10. Интегрированная образовательно-развивающая программа выполняет системообразующую и опосредованную функцию в гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков только в том случае, когда ее выполнение становится положительным мотивом обучения подростка. Когда все элементы программы осознаются и принимаются подростком, тогда она благоприятно сказывается на согласовании много – многозначных связей интегральной индивидуальности, что в свою очередь способствует уменьшению энергозатрат учащихся подростков по достижению ожидаемого эффекта в образовательно-развивающей деятельности.
  11. Проведенное исследование, востребованность его результатов школами, на базе которых оно проводилось, подтверждает актуальность работы и требует поэтапного расширения внедренческой базы результатов исследования, их лонгитюдной проверки, ставящей целью дальнейшую конкретизацию и совершенствование системы психолого–педагогических условий преодоления трудностей подростков в обучении в контексте решения более общей задачи – психологического обеспечения эффективного развития учащихся в школе.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

I. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК:

  1. Луценко, Т.В. Развитие структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков [Текст] / Т.В. Луценко // Вестник ПГЛУ.
    – Пятигорск, 2008. - №2. – С. 234-237.
  2. Луценко, Т.В Исследование структур интегральной индивидуальности отстающих в учебной деятельности подростков [Текст] / Т.В. Луценко // Вестник ПГЛУ. – Спецвыпуск. Психология. - Пятигорск, 2008. – С. 36-40.

II. Статьи, опубликованные в других изданиях и журналах:

  1. Луценко, Т.В. Развитие структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков средствами компенсирующих программ [Текст] / Л.В. Мищенко, Т.В. Луценко // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2006. - №4. – С. 44-47.
  2. Луценко, Т.В. Развитие структур интегральной индивидуальности неуспешных подростков средствами интегрированной образовательно-развивающей программы [Текст] / Т.В. Луценко // Экология развития личности в образовании: материалы научно-практической конференции. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - С. 65-74.
  3. Луценко, Т.В. Становление структур интегральной индивидуальности подростков неуспешных в учебной деятельности посредством компенсирующих программ [Текст] / Т.В. Луценко // Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: материалы Всероссийского научно-практического семинара. – Краснодар: КубГУ, 2007. – С. 220-223.
  4. Луценко, Т.В. Формирование интегральной индивидуальности подростков с отставанием в обучении средствами компенсирующих программ в традиционных и коррекционных классах [Текст] / Т.В. Луценко // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Психология: образ российской науки в начале ХХI века: материалы V Международного конгресса. Симпозиум ХIII. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - С. 23-25.
  5. Луценко, Т.В. Динамика структур интегральной индивидуальности отстающих школьников- подростков в процессе реализации компенсирующих программ [Текст] / Т.В. Луценко // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. – М.–Ростов-на-Дону: КРЕДО, 2007. - С. 259.
  6. Луценко, Т.В. Формирование структур интегральной индивидуальности неуспешных подростков средствами интегрированной образовательно-развивающей программы [Текст] / Т.В. Луценко // Психология: молодые ученые будущему России: сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей, посвященный 110-летию В.С. Мерлина; под ред. Белоуса В.В., Боязитовой И.В., Мищенко Л.В. - Пятигорск: ПГЛУ. - 2008. - С. 82-94.
  7. Луценко, Т.В. Развитие структур интегральной индивидуальности школьников-подростков, отстающих в учебной деятельности с помощью развивающе-коррекционной и обучающее-коррекционной программ в коррекционных и традиционных классах [Текст] / Т.В. Луценко // Вестник ПГЛУ. – Пятигорск, 2007. - № 3-4. – С. 198-203.
  8. Луценко, Т.В. Динамика структур интегральной индивидуальности отстающих школьников- подростков под влиянием компенсирующих программ [Текст] / Т.В. Луценко // Проблемы коонтогенеза личности в образовательном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2007. - С. 172-185.
  9. Луценко, Т.В. Развитие структур интегральной индивидуальности школьников- подростков, отстающих в учебной деятельности [Текст] / Т.В. Луценко // Вопросы воспитания: теория и практика: сборник научных трудов. Вып.17. – Пятигорск, 2008. – С. 121-129.
  10. Луценко, Т.В. Развитие структур интегральной индивидуальности неуспешных подростков средствами психолого-педагогических технологий [Текст] / Т.В. Луценко // Психология обучения. - М., 2008. - №3. – C. 58-69.
  11. .Луценко, Т.В. Роль интегрированной образовательно-развивающей программы в развитии индивидуальности отстающих подростков [Текст] / Т.В. Луценко // Вестник ПГЛУ. – Пятигорск, 2008. - №1. – С. 54-59.
  12. Луценко, Т.В. Влияние интегрированной образовательно-развивающей программы на становление структур интегральной индивидуальности отстающих подростков [Текст] / Т.В. Луценко // Молодая наука 2008: материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Часть ХП. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008.. – С. 54-57.
  13. Луценко, Т.В. Развитие структур интегральной индивидуальности неуспевающих в учебной деятельности подростков средствами интегрированной образовательно-развивающей программы [Текст] / Т.В. Луценко // Развитие современной интегральной психологии индивидуальности: материалы научно-методических чтений ПГЛУ и I Международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В.С. Мерлина. – Часть VIII. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – С. 116-125.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Луценко Татьяна Владимировна

РАЗВИТИЕ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ НЕУСПЕВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

19.00.07 – педагогическая психология

Подписано в печать 09.04. 2009 г. Тираж 100 экз.

Усл. печ. л. 1,0

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»