WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

2 этап (2006-2007 гг.). Выделение групп успевающих и неуспевающих в учебной деятельности подростков, определение экспериментальной и контрольной групп. Диагностика свойств психодинамического уровня, вторичных свойств индивида, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности испытуемых подростков. Организация формирующего эксперимента, повторная диагностика свойств четырех уровней интегральной индивидуальности подростков изучаемых групп.

3 этап (2007-2008 гг.) Сбор и систематизация данных, полученных при изучении структуры интегральной индивидуальности изучаемых групп до и после формирующего эксперимента. Публикация основных результатов исследования. Анализ и обобщение результатов исследования, оформление текста диссертации.

Экспериментальной базой исследования явились МОУ «СОШ № 15» г. Благодарного Ставропольского края, где в процессе обучения использовалась интегрированная образовательно-развивающая программа и МОУ «СОШ № 6», где подростки учились по традиционной программе. Всего в эксперименте приняли участие 72 подростка: 32 девочки и 40 мальчиков Возраст испытуемых от 13 до 14 лет.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- впервые с позиций системного подхода исследуются особенности структур интегральной индивидуальности успевающих и неуспевающих в учебной деятельности подростков;

- показано, что структуры интегральной индивидуальности успевающих подростков более гармоничны, чем структуры интегральной индивидуальности неуспевающих подростков;

- обоснована системообразующая функция объективных психолого-педагогических технологий в становлении структур интегральной индивидуальности подростков;

- спроектирована модель интегрированной образовательно-развивающей программы развития структур интегральной индивидуальности неуспевающих в учебной деятельности подростков;

- доказано, что структуры интегральной индивидуальности подростков под влиянием интегрированной образовательно-развивающей программы подвергаются качественной трансформации, структуры становятся более гармоничными, гибкими, пластичными;

- раскрыты условия реализации интегрированной образовательно-развивающей программы, необходимые для того, чтобы она стала системообразующим фактором в структуре интегральной индивидуальности неуспевающих подростков.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в расширении представлений о развитии структур интегральной индивидуальности подростков средствами психолого-педагогических технологий; в теоретическом обосновании необходимости и возможности целенаправленного развития структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков; в теоретическом обосновании содержания и принципов построения интегрированной образовательно-развивающей программы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в обучении; в создании перспектив для дальнейшего совершенствования образовательно-развивающей деятельности школ.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты и выводы имеют существенное значение для педагогической психологии. Они способствуют разработке и реализации путей и средств психолого-педагогического управления развитием структуры интегральной индивидуальности неуспевающего подростка. Программа диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков, интегрированная образовательно-развивающая программа имеют существенное значение в организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях; в психодиагностике и психокоррекции проблем неуспевающих подростков, в работе школьного психолога. Полученные результаты позволяют рекомендовать реализацию интегрированных образовательно-развивающих программ в обучении подростков, что дает возможность обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в обучении.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью исследования; репрезентативностью выборки; применением комплекса методов и методик исследования, адекватных объекту, предмету, целям и задачам работы; использованием адекватных способов статистической обработки исходных количественных данных. Для статистической обработки полученных количественных данных были использованы: t-критерий Стьюдента (для определения статистической значимости различий по отдельным показателям интегральной индивидуальности); дискриминантный анализ (для интегральных измерений в структуре интегральной индивидуальности); корреляционный анализ поранговой корреляции Спирмена (для установления попарной внутриуровневой и межуровневой взаимосвязи показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности); факторизация матриц интеркорреляций в каждой группе испытуемых по центроидному методу Л. Терстоуна (для анализа связей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интегрированная образовательно-развивающая программа выступает в качестве объективной детерминации деятельности и, приобретая социально-типичную побудительную силу в учебно-познавательной деятельности подростков, выполняет сиcтемообразующую функцию, связывающую разноуровневые свойства в единую много-многозначную интегральную систему.

2. Модель интегрированной образовательно-развивающей программы развития структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков, основанная на ведущих концептуальных позициях субъектно-ориентированного подхода, с учетом основных положений развития субъекта, а так же стадий формирования субъектности, включает в себя:

- образовательно-развивающую часть программы, в основе которой лежит инновационный проект обучения подростков 7-х классов, где были реализованы общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, вариативности; реализована междисциплинарная интеграция на основе принципов внутреннего единства и целостности, взаимной уравновешенности, пропорциональности и гармонии элементов, преемственности и последовательности и организована проектная деятельность учащихся;

- коррекционно-развивающую часть программы, состоящую из трех видов организации коррекционно-психологической помощи - лекционно-просветительской, консультативно рекомендательной и собственно-коррекционной (в форме индивидуальной и групповой коррекции), в основе которых лежат принципы «нормативности» развития, принцип коррекции «сверху вниз» и принцип системности развития психической деятельности.

3. Структуры интегральной индивидуальности неуспевающих в учебной деятельности подростков, под влиянием интегрированной образовательно-развивающей программы подвергаются качественной трансформации. Развитие структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков ускоряется и приближается по уровню развития к структуре индивидуальности успевающих подростков. Внедрение интегрированной образовательно-развивающей программы придает структуре интегральной индивидуальности неуспевающих подростков гибкость и пластичность, расширяет круг разноуровневых связей и делает ее более гармоничной

4. Cтруктуры интегральной индивидуальности неуспевающих подростков динамичны и вариативны в зависимости от условий реализации интегрированной образовательно-развивающей программы. Эффективность интегрированной образовательно-развивающей программы возможна только тогда, когда подросток начинает осознавать ее необходимость, когда все ее элементы переживаются учеником и приобретают личностный смысл. В этом случае, становясь положительным мотивом обучения, интегрированная образовательно-развивающая программа способна выполнять системообразующую и опосредованную функцию в гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Апробация и внедрение работы. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры общей психологии Пятигорского государственного лингвистического университета; «Университетских чтениях – 2006, 2007, 2008 гг.»; на Всероссийском научно-практическом семинаре «Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход» в Кубанском государственном университете в 2007 г.; на Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» в г. Пятигорске в 2007 г.; на IV Всероссийском съезде Российского Психологического Общества в г. Ростове-на-Дону в 2007 г.; на научно-практической конференции «Экология развития личности в образовании» в г. Пятигорске в 2007 г.; на Международной конференции, посвященной 110-летию В.С. Мерлина в г. Пятигорске в 2008 г., на научно-практической конференции «Воспитание в современной России: проблемы и достижения» в г. Пятигорске в 2008 г.; на Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодая наука 2008» (г. Пятигорск 2008 г).; издавались в Вестнике Пятигорского государственного лингвистического университета в 2006, 2007, 2008гг.; в молодежном сборнике «Психология: молодые ученые будущему России», ПГЛУ, 2008 г.; в материалах Всероссийской научно-практической конференции (заочной) «Проблемы коонтогенеза личности в образовательном пространстве», Ставропольского государственного университета, 2007 г.; в журнале «Психология обучения», 2008 г., №3.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 работ, в том числе 2 в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 188 источников и приложений. В тексте диссертации содержится 44 таблицы, 7 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель, гипотеза и задачи исследования, показаны объект и предмет исследования, отмечается новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту, представлена информация о методах и методиках исследования.

В первой главе «Формирование структур интегральной индивидуальности неуспевающих в учебной деятельности подростков средствами психолого-педагогических технологий» дается анализ современного состояния и постановки проблемы исследования; излагаются основные принципы исследования, методологические, теоретические и экспериментальные предпосылки исследуемой проблемы; дается обзор научной литературы по проблеме изучения индивидуальности подростков, раскрываются основные теоретические и практические подходы к проблеме развития структур интегральной индивидуальности под влиянием современных психолого-педагогических технологий; рассматриваются основные проблемы коррекционно-развивающей работы с подростками.

Подростковый возраст может быть охарактеризован как стратегически важнейший для развития индивидуальности, поскольку подростки чрезвычайно чувствительны и к негативным влияниям социальной среды, и к познавательным и культурным ценностям, определяющим в дальнейшем их главные жизненные предпочтения в области образования. (И.А. Баева, Е.В.Бурмистров, Е.Б. Лактионова, Н.Г. Рассоха, В.И. Слободчиков; Г.А. Цукерман и др.).

Обычно подросток изучался одноуровнево, если даже изучались все стороны этого возраста, то без взаимосвязи уровней, то есть аддитивным путем (А.Г. Краковский, 1970; В.А. Крутецкий, 1986; Л.И. Божович, 1979). В педагогической деятельности учителю иной раз очень трудно различить проявление возрастных и индивидуальных (типологических) особенностей поведения. Поэтому для изучения развития индивидуальности подростка необходим системный подход.

В диссертационных трудах А.А. Осиповой, 1991, К.М. Макаровой, 1992, С.А. Клемешова, 2000, Т.В. Белых, 2001, выполненных под руководством В.В.Белоуса, был проведен всесторонний анализ и обоснование развития структур интегральной индивидуальности подростков с позиций системного подхода, проанализирована роль объективных детерминант деятельности, имеющих социально значимый смысл и выступающих в качестве преобразователей разноуровневых связей в сторону их гармонизации.

Однако, в перечисленных работах не исследуется развитие индивидуальности неуспевающих подростков. Причины неуспеваемости подростков в учебной деятельности могут иметь самые различные основания: педагогическая запущенность, интеллектуальная пассивность, нерациональные способы учения; общее отставание в учении в результате невыполнения требований, рассогласование в личностной сфере, несформированность учебной мотивации.

Развитие учебной мотивации, преодоление причин неуспеваемости подростков возможно при проведении коррекционно-развивающих мероприятий. При исследовании влияния коррекционно-развивающих программ на развитие индивидуальности подростков необходимо учитывать основные принципы: принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип единства коррекции и диагностики, принцип приоритетности корректности казуального типа, деятельностный принцип коррекции, принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростка, принцип комплексности методов психологического воздействия, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе, принцип опоры на разные уровни организации психических процессов, принцип программированного обучения, учет объема и степени трудности, эмоциональной сложности материала.

Во второй главе «Организация и методики исследования» излагается организация исследования, доказывается, что основные методы и методики исследования соответствуют требованиям валидности, надежности и точности; экспериментальная выборка является необходимой и достаточной, в своем количественном, социальном, возрастном и половом отношении соответствует решаемой задаче, дается концептуальное обоснование формирующего эксперимента.

Экспериментальное исследование проводилось в 2006-2007 гг. на базе МОУ «СОШ №15» и «СОШ №6» г. Благодарного Ставропольского края. Испытуемыми стали ученики 7-х классов. Всего в эксперименте приняли участие 72 подростка: 32 девочки и 40 мальчиков. Возраст испытуемых от 13 до 14 лет. По результатам диагностического среза успеваемости учеников 7-х классов мы выделили группу успевающих учеников и группу неуспевающих учеников, которую разделили на экспериментальную и контрольную. Предметом изучения явились изменения, происходящие в структурах интегральной индивидуальности после формирующего эксперимента в сравнении с констатирующим.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»