WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

«В печать»

Проректор ГОУ ВПО ПГЛУ

по научной работе

и развитию интеллектуального

потенциала университета, доцент

Заврумов З.А.________________

На правах рукописи

УДК 159.953

Луценко Татьяна Владимировна

РАЗВИТИЕ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ НЕУСПЕВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Рекомендуется в печать

Председатель Диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор

Барышников Н.В.

Рекомендуется в печать

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Тарасова О.А.

Рекомендуется в печать

Зав. кафедрой общей психологии, доктор психологически наук, профессор

Белоус В.В.

Рекомендуется в печать

Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент Мищенко Л.В.

Пятигорск – 2009

На правах рукописи

УДК 159.953

Луценко Татьяна Владимировна

РАЗВИТИЕ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ НЕУСПЕВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Пятигорск - 2009

Работа выполнена на кафедре общей психологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет»

Научный руководитель –

кандидат психологических наук,

доцент МИЩЕНКО

ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА;

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук,

профессор ОЖИГОВА

ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА;

кандидат психологических наук,

доцент ИОРДАНОВ

АНАНИЙ ФЕДОРОВИЧ.

Ведущая организация –

ГОУ ВПО "Астраханский

государственный университет"

Защита состоится 13 мая 2009 г. в 12 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.193.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, конференц-зал № 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО "Пятигорский государственный лингвистический университет": http://www.pglu.ru

Автореферат разослан 11 апреля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Тарасова О.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В России идет становление новой системы образования, ориентированного на гуманизацию обучения. Современный образовательный процесс направлен на личность учащегося как инициативного деятеля, а не просто на вооружение учащихся предметными знаниями, объем которых неуклонно растет. Переход от унифицированного образования к вариативному, современные требования повышения образовательного уровня учащихся, предъявляемые обществом школе, ориентируют школу на поиск новых путей обучения и развития учащихся.

В возрастной и педагогической психологии накоплен огромный экспериментальный и теоретический материал, описывающий психологические закономерности развития школьника (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, И.В., Дубровина, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, С.Н. Карпова, И.С. Лейтес, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский, Е.А. Шумилин, Д.Б. Эльконин и другие). Немало работ посвящено проблеме школьной неуспеваемости, в которых рассматриваются причины и факторы, негативно влияющие на успешность обучения ребенка в школе (3.И. Калмыкова, Н.И. Мурачковский, Н.А. Менчинская, Е.К. Иванова, Т.А. Шилова Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Т.А. Власова, А.М. Гельмонт, Л.С. Славина, В.С. Цетлин и др.). Но, несмотря на неослабевающий интерес психологов и педагогов к явлению неуспеваемости школьников и факторам ее вызывающим, проблема психического развития неуспевающих школьников не теряет своей актуальности. Особенно остро встает эта проблема в подростковый период, когда закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром (Б.Г. Ананьев, 1989; Л.И. Божович, 1995; Л.С. Выготский, 1983; Л.А. Венгер, 1955; И.С. Кон, 1984; Д.Б. Эльконин, 1989 и др.). Сложность и многогранность проблемы, необходимость познания потенциала подростка в целом как целостной индивидуальности, требует системного подхода к ее решению.

Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина приобрела особую научную значимость, органично вбирающую в себя достижения междисциплинарного изучения человека. В.В. Белоус, развивая идеи В.С. Мерлина, утверждает, что человек как интегральная индивидуальность, обладающий объективной и субъективной детерминацией, усваивает общественный опыт в деятельности.

В настоящее время накоплен большой научный материал по проблемам исследования структур интегральной индивидуальности подростков в различных видах и условиях деятельности; изучается роль свойств субъекта деятельности в формировании структуры интегральной индивидуальности подростков (А.А. Осипова, 1991, К.М. Макарова, 1992); обосновывается системообразующая функция объективных психолого-педагогических технологий в ее становлении (С.А. Клемешов, 2000); исследуется развитие структур интегральной индивидуальности подростков в условиях симультанного взаимодействия объективной и субъективной детерминации (Т.В. Белых, 2001),, и др.). Но не изучена проблема развития структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков средствами инновационных интегрированных образовательно-развивающих программ.

Различные формы дифференциации образования, применение инновационных образовательных программ позволяют решать некоторые задачи активной помощи детям с трудностями в обучении (С.В. Алексеев, Р. Грот, Н.П. Гузик, Т.А. Костяева, О.Б. Лошнова, Г.К. Селевко, Унт Инге, С.Г. Шевченко и др.). Но анализ практики внедрения инновационных программ в школьное обучение свидетельствует о наличии сложившихся в ней к настоящему времени противоречий между:

- объективно необходимым системным исследованием индивидуальности учеников-подростков и существующим ныне поэлементным исследованием когнитивных или личностных особенностей учащихся;

- созданием теоретической модели структур интегральной индивидуальности успешных и неуспешных в учебной деятельности учеников и практическим использованием этих знаний в школьном обучении;

- целями, содержанием, формами организации, условиями учебной деятельности учеников-подростков и возможностями неуспевающих учеников, отраженных в структурной модели их интегральной индивидуальности;

- большим многообразием существующих образовательно-развивающих программ и возможностью их адаптации к этническим, региональным особенностям школы, реальной подготовке класса и особенностям обучаемых;

- необходимостью создания психолого-педагогических интегрированных образовательно-развивающих программ и отсутствием научного обоснования психолого-педагогического моделирования этих программ.

Необходимость разрешения этих противоречий обусловила проблему исследования, которая заключается в определении роли интегрированной образовательно-развивающей программы в развитии интегральной индивидуальности неуспевающих подростков. Решение этой проблемы определило цель исследования.

Цель исследования: теоретически разработать, экспериментально апробировать интегрированную образовательно-развивающую программу в процессе обучения подростков и определить, при каких условиях она выступает системообразующим фактором в развитии структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков.

Объект исследования: интегральная индивидуальность успевающих и неуспевающих в учебной деятельности подростков.

Предмет исследования: развитие структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков в условиях реализации интегрированной образовательно-развивающей программы.

Основная гипотеза: интегрированная образовательно-развивающая программа, выступая в качестве объективной детерминации деятельности и, приобретая социально-типичную побудительную силу в учебно-познавательной деятельности подростков, выполняет системообразующую и опосредованную функцию в гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности; эффективность интегрированной образовательно-развивающей программы детерминирована ее теоретико-методологической обоснованностью, интеграцией ее образовательной и развивающей направленности и построением единой модели ее реализации.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

  1. раскрыть основные теоретические и практические подходы к проблеме развития структур интегральной индивидуальности подростков; исследовать проблемы неуспеваемости подростков и факторы их определяющие; изучить пути и возможности коррекционно-развивающей работы с неуспевающими подростками;
  2. разработать и реализовать программу изучения разноуровневых свойств индивидуальности подростков и выделить специфику в развитии структур интегральной индивидуальности успевающих и неуспевающих подростков;
  3. разработать и теоретически обосновать модель интегрированной образовательно-развивающей программы развития структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков;
  4. определить психологические условия развития структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков;
  5. установить эффективность развития структур интегральной индивидуальности неуспевающих в учебной деятельности подростков под влиянием интегрированной образовательно-развивающей программы.

Методологической основой диссертационного исследования выступили общие методологические принципы системности (П.К. Анохин, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.), развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин), активности (К.А. Абульханова-Славская, В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.), принцип единства сознания и деятельности в понимании научной школы С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, основные принципы, сформулированные В.С. Мерлиным в области теории интегральной индивидуальности (принцип иерархичности, принцип значности, принцип активности субъекта деятельности), а также методология психолого-педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.), принципы гуманизации образования (В.А. Петровский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев и др.), субъектно-оринтированного подхода

Теоретической основой исследования служили положения общей теории систем Л. Берталанфи, теории функциональных систем П.К. Анохина, учения С.Л. Рубинштейна-А.В. Брушлинского об активности субъекта деятельности, теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, основные положения педагогической психологии школьного обучения, отраженные в концепциях развивающего обучения; концепции субъектно-оринтированного подхода к организации образовательного процесса, концепции проектной деятельности учащихся (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.И. Купцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.С. Сергеев, Г.К. Селевко, В.Е. Мельников, В.А. Мигунов, П.А. Петряков и др.)

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ литературы по рассматриваемым проблемам; констатирующий и формирующий эксперименты, методы математической и статистической обработки данных. Методический инструментарий представлен комплексом методик, исследующих разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова (адаптация Немова Р.С), методика ШТУР (школьный тест умственного развития), методики диагностики устойчивости внимания, избирательности внимания, словесно-логической и механической памяти, тест-опросник направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой, методика Х. Смишека для диагностики акцентуации характера, методики Н.Н. Обозова и Е.П. Ильина для диагностики волевых качеств личности, методика диагностики межличностных отношений Рене Жиля.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2008 гг. и включало в себя следующую последовательность этапов.

1 этап (2005-2006 гг.). Выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования на основе изучения психологической, педагогической и методической литературы. Разработка концепции и методологического аппарата исследования, определение его этапов, подбор и разработка методик для проведения констатирующего и формирующего экспериментов.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»