WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 |

Так, по нашемумнению, остается нерешеннойпроблема взаимодействия банковской системы сгосударственной властью.Государство стремится всестороннеконтролировать банковскую систему,применяя принципыадминистративно-командногоуправления,как бы игнорируя провозглашенные им же принципы рыночногопути развития экономики. Коммерческие банки,понимая преимущества рыночных регуляторови уже в достаточной мере овладев ими, стремятся,сохранив паритет с государственнойвластью, не нарушая банковского права, все же получать максимальновозможную прибыль. Таким образом, между политикойгосударства, направленной наразвитие всех отраслейэкономики, охрану и защитуполитических и экономических интересовстраны, иполитикой отдельных банков существуютсерьезные противоречия. Вступают впротиворечия и антимонопольная политика государства,и законразвития конкуренции врыночной экономике.Так, желание государствасбалансироватьэкономику, разнестиэкономические риски, не впасть вэкономическую зависимость от однойбанковской группы или несколькихотдельных крупных коммерческихбанков приходит впротиворечие сжеланиемкрупных банков укрепиться на рынке, войти вчисло крупнейших банков мира, статьполноправными, равными игроками навалютных и финансовых мировых рынках. Без поглощения ислияния банков это невозможно.

Еще одной нерешенной проблемойявляется противоречие междуобязательством банков соблюдатькоммерческую тайну и борьбой государства слегализацией доходов, полученныхнезаконным путем. Здесь происходит прямое столкновение не толькобизнес-интересов, но ивозникает правовая несогласованность.Банк,переставший хранить тайну вклада, в определенноймере становится нарушителем банковскойтрадиции. В свою очередь, государствовынуждено требовать от банковпредоставления запрашиваемой о клиентах информации, таккак государство, неподдерживающее стремление мировогосообщества бороться с «грязными»доходами,теряет свой престиж на мировойарене.

В настоящее время всеперечисленные противоречия отступили навторой план перед угрозой глобальногофинансового кризиса. Сегодня перед банкамистоит только одна задача - неразориться.Поэтомусегодня банки возлагают надежды на помощьгосударства. Но кризисзакончится, и оставшиеся банкибудут вынуждены решать те же вопросы,находить компромисс с государством.

Структура банковскойсистемы,сложившаяся к настоящему времени в России,свидетельствует о постоянном росте числабанков,контролируемых государством. Несмотря на ихнебольшое количество по отношению ксредним и мелким банкам, их доля всовокупном капитале банковского секторасоставляет 40,8%10. Не на одну избанковских групп, представленных в банковском сектореРоссии, неприходится большая долясредств в совокупномбанковском капитале. Поэтому сегодня можноговорить о том, что государствопредпринимает попытки поусовершенствованию банковской системы инекой ее «плавной» трансформации. Оносоздает государственные банки определеннойнаправленности и, таким образом, формирует как быальтернативу коммерческим банкам.

Сегодня в России существует угроза скупкироссийских банков иностранными банками.Может быть, это не столько угрозанациональной безопасности, хотя,несомненно, учитывать уроки историинеобходимо11, сколькоугроза потери национальной банковскойкультуры, носителями которой являютсякрупные коммерческие банки России.Практика скупки банков и банковскихбрендов широко использовалась в Польше,Чехии и ряде других странпостсоциалистического пути развития передначалом массового прихода иностранныхбанков в банковские системы этих стран.Учитывая обязательства России допуститьна свой банковский рынок до 50% иностранныхбанков, следует понимать, что эта ситуацияможет серьезно изменить структурубанковской системы страны, а непрерывныетрансформации не улучшают работу любойсистемы. Чем длительнее цикл работысистемы в неизменном состоянии, тем онаустойчивее к воздействиям. Это в полноймере относится и к банковской системеРоссии. По нашемумнению, сцелью сохранения и развития национальнойбанковской культуры следует создать транснациональныебанки, на базе банковконтролируемых государством.

10. Сегодня у российских банков иправительства единая задача – удержать банковскуюсистему от глобального кризиса и припомощи сохраненной банковской системыпопытаться предотвратить развитиеэкономического кризиса в стране илисвести кминимуму его последствия. Эти стремлениямогут быть достигнуты, только еслибанковская система страны будетбесперебойно функционировать. В связи с этим автор предлагает свое видение современного направленияразвития банковской системы России.

1. Необходимо,учитывая мировой опыт, опыт странпереходных экономик, выделить надзорную функциюиз-подюрисдикции ЦБ РФ в самостоятельную структуру.Подчинить это подразделениенепосредственно Правительству РФ инаделить его правом и обязанностьюосуществлять надзорную функцию за всеми звеньямибанковской системы России.Вменить в его обязанностиосуществлять мониторинг банковскойсистемы России. Одновременно,освободитьЦБ РФ от исполнения надзорнойфункции,возложить на него функцию органа, оказывающегоконсультационную помощь банкам вкризисных для них ситуациях, тем самым, способствуя стабилизацииположения вэтих банках. С цельюпредупреждения возникновения кризиснойситуации в конкретном банке консультации с ЦБРФ сделать обязательными. Позволить ЦБиспользовать средства фонда обязательногорезервирования для оказания финансовойпомощи банкам при возникновении у нихнедостатка ликвидности, но только в томслучае, еслисоблюдены иные финансовыепоказатели. Выделяемыеправительством средства для поддержаниябанковского сектора Россииперераспределять через ЦБ РФ.

2. Опираясь на мировой опыт,создать при ПравительствеРФ Бюро по надзору задеятельностью банковской системы. В егофункции включить надзор за деятельностьювсех звеньев банковской системы России. Ксфере его деятельностиотнести: 1) регулированиепроцесса внешнегозаимствования, т. е. соотнесение суммывнешних кредитов с собственнымкапиталомбанка;2) ввестипредставителей надзора, вроли наблюдателей, консультантов и советников во всехбанках, сцелью предупреждения возникновения кризисныхситуаций в банках, собственный капиталкоторыхпозволяет отнести их к разряду системообразующих.Наделить консультантов правом участвовать вработе банка и в случае возникновенияфинансовыхзатруднений обязать представлять банк в Бюро по надзору. Бюро понадзору может ходатайствовать об оказаниипомощи банкуперед ЦБ РФ; 3) создать врамках надзора «бюро кредитных рисков»,которое будет осуществлять сборинформации по составлению кредитныхрейтинговбанков, и располагать кредитнойинформацией. Сегодня в России в этой сфередействуют в основноммировые агентства и только 4 российских.

3. Ввести в функцииФедеральной службы пофинансовому мониторингу отслеживание ипривлечение к ответственностинедобросовестных кредитозаемщиков,которые, используя недостаткидействующего законодательства, не возвращаюткредиты. Законодательство позволяет им,по сути, только изменить название фирмы,перерегистрируя ее. Становясь как бы иной фирмой, онимогут не возвращать кредит. Выявлениенедобросовестных кредитозаемщиков, взыскание задолженности будет способствовать снижениюкредитных рисков и снижению банковскихпроцентов по кредитам. Расширение«правового поля» в отечественном банковскомсекторе, безусловно,положительно скажется на всей экономикестраны.

4. Ввести контроль за рынком так называемой «электроннойкоммерции». Сегодня этот рынок охватывает большуюобласть расчетов:платежи замобильные телефоны, расчеты и покупкауслуг через Интернет и платежи за него. Весьэтот рынок в России не контролируется и не регулируетсягосударством. Расчеты минуют банковскуюсистему, а следовательно, не участвуют в безналичном обороте.С них не полностью и невсегда взимаются налоги. Мировой опыт указывает,что не во всех странах рынок «электроннойкоммерции» регулируетсягосударством, но во всехстранах проводится его мониторинг. Этоявляется функцией центральных банков.Так, в Польше, Чехии, Словакиимониторинг этого рынка осуществляютНациональные банки этихстран. В России для введения подобной практики необходимо усовершенствоватьзаконодательную базу, усилить мерывоздействияк нарушителям. Учитывая мировой опыт,в России,прежде всего, необходимоповышать защищенность банковскихкоммуникационных сетей, так какроссийские банки не увереныв их защищенности и, следовательно, не рискуютоткрывать доступ к своим расчетным счетамчерез Интернет. Необходимо создавать в ЦБРФ подразделение мониторинга рынка«электронной коммерции» с цельюпрогнозирования и определения егообъемов. Государство должно участвовать вразработке программ защиты банковских расчетныхсчетов с целью вовлечения рынка «электронной коммерции» в банковские расчеты. Выгода отконтроля за этим рынком очевидна.

5.Перед российскими банками в настоящеевремя стоит ряд принципиально важныхзадач: сокращение издержек, расширениеспектра предлагаемых услуг, повышение уровня технологической базы, привлечениепотенциальных клиентов из различных сферэкономики и,на этой основе, стремление расширитьобслуживаемые ими доли рынка. Это позволитроссийским банкам пережить кризис, а вдальнейшем повысить капитализацию иконкурентоспособность.

6. Конкурентная борьба за клиентовспособствует выравниванию банковских процентовна предлагаемые банковскиеуслуги. Кроме того, всебанки стремятся предложить весь спектруслуг. Клиенты отдают предпочтение тем банкам,которые способны обеспечить их быстрое,качественное обслуживание, по среднимрасценкам банковского рынка. Чтобыобеспечитьтребования клиентов и удержаться на рынкебанки сегодня вынуждены постоянно вкладывать средствана техническое обновление, переподготовку персонала,развитие новых направлений.

7. Сегодня экономическийкризис является главнымобстоятельством вопределении политикикаждого государства. Стремление предотвратить,принять превентивные мерыпоуменьшениюего последствий вынуждает консолидироватьсяправительства разных стран,объединять внутригосударствусилия правительств ицентральных банков. Россияактивно участвует во всехэтих процессах: ведет консультации на различныхуровнях, поддерживает все решения,принятые мировым сообществом в сфереборьбы с экономическим кризисом. Меры, принимаемыеправительством по предотвращениюуглубления банковского кризиса вроссийской банковской системе,свидетельствуют о намерении правительстваактивно поддерживать банковскую системустраны и с ее помощью предотвратитьраспространение экономического кризиса навсе звенья национальной экономики. Понашему мнению, для реализации этогонамерения правительство должно обязатьЦентральный банк России осуществлятьжесткий контроль за использованиемвыделенных средств. Центральный банк РФимеет определенный опыт в осуществленииконтрольных функций и структуры, способныепрофессионально осуществлять эти функции.Не контролировать процесс невозможно, таккак одна из основных проблем для Россиисегодня это не отсутствие денежных средству государства, а нецелевое ихиспользование. Создавать с этой цельюновые структуры при правительстве намкажется нецелесообразно так как это лишниезатраты без гарантии эффективнойотдачи.

8. В перспективеперед отечественными банками стоит глобальная задача – расширение сферы ихфункционирования как внутри страны, так и за еепределами, но без соответствующейзаконодательной базы этоневозможно.Поэтому, по нашему мнению,необходимо приводитьроссийское законодательство в соответствие с европейскимзаконодательством. Это не означаетпрямогокопированияего.

9. Кризис, каков быпо масштабам и продолжительности не был, закончится. Сегодня, нанаш взгляд, самое главное – думать о том, что будет сроссийской банковской системой послекризиса. По нашему мнению, правительству РФнеобходимо предпринять все меры по сохранениюсложившейся двухуровневой банковскойсистемы. Необходимо сохранить три-четыре крупных банка с участиемгосударства дляобслуживания государственных проектов,оборонной промышленности иреструктуризации внешних обязательств Правительства России. Государство должно,по нашему мнению, всемерно способствоватьсохранению средних региональныхбанков и расширению ихсети. Экономическинецелесообразно, по нашему мнению,вернуться к 3 крупным банкам с филиальнойсетью и таким образом отбросить национальнуюбанковскую систему на 20 лет назад.

По теме диссертацииавтором опубликовано 42печатныеработыобщим объемом 79,32п.л.

Основные научныепубликации по темедиссертационногоисследования.

Монографии, учебники,учебные пособия

1. Лебедева М.Е. Роль банковской системы в решениисоциально-экономических задач в странахпостсоциалистических экономик. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,2008. – 12,75п.л.

2.Лебедева М.Е.Трансформация банковскихсистем европейских странпостсоциалистического путиразвития.–СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.– 7,7 п.л.

3. Лебедева М.Е., Шульгина Т.С.Валютный рынок и валютные операции:учебно-практическое пособие длявузов.– М.:Изд-во МЭСИ, 2000.–24п.л.(вкл. автора 14 п.л.)

4. ЛебедеваМ.Е. Валютные операции коммерческих банков:Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 5,25 п.л.

5. ЛебедеваМ.Е., Монастырская Г.М., Образцов Д.В.Валютные расчеты и платежи: учебноепособие.–Оренбург: Изд-во ОГУ, 2008.– 5,94 п.л. (вклад автора4,6 п.л.)

6. ЛебедеваМ.Е. Валютное право: Учебное пособие.– СПб.: Изд-во СЗРПАМЮ РФ, 2003.– 1,1п.л.

7. ЛебедеваМ.Е., Шульгина Т.С. Валютный рынок и валютныеоперации: учебно-практическое пособие длявузов.– М.:Изд-во МЭСИ, 2002.– 24,0 п.л. (вклад автора 14,0 п.л.)

8. ЛебедеваМ.Е. Операции коммерческих банков навалютном рынке// Банковское дело: Учебник/Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой.– М.: Финансы истатистика, 2003. – 48,0 п.л. (вклад автора 1,0 п.л.)

9. ЛебедеваМ.Е. Международные валютно-финансовыеотношения// Финансы, денежное обращение икредит: Учебник/ Под ред. М.В. Романовского,О.В. Врублевской. – М.: ЮРАЙТ, 2001. – 34 п.л. (вклад автора 1,44 п.л.)

10.Лебедева М.Е. Банк России как органвалютного контроля//Организациядеятельности Центрального банка: Учебноепособие/Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А.Савинской. –СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 17,5 п.л. (вклад автора1,3 п.л.)

11.Лебедева М.Е. Аудит операций в иностранныхвалютах// Аудит банков: Учебное пособие/ Подред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой.– М.: Финансы истатистика, 2005. – 26 п.л. (вклад автора 0,7 п.л.)

12.Лебедева М.Е. Операции коммерческих банковна валютном рынке// Банковское дело:Учебное пособие для вузов/ Под ред. Г.Н.Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой.– СПб.: Питер,2002.– 24 п.л.(вклад автора 0,5 п.л.)

13.Лебедева М.Е. Валютное право: Учебноепособие.– СПб.:Изд-во Северо-Западного филиала Российскойправовой академии МЮ РФ, 2005.– 1,0 п.л.

14. ЛебедеваМ.Е. Валютный контроль при проведенииэкспортно-импортных операций// Финансы икредит: Учебник/ Под ред. М.В. Романовского,Г.Н. Белоглазовой.– М.: Высшее образование, 2007. – 38,6 п.л. (вклад автора0,7 п.л.)

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»