WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |

Помнению автора, необходимо учитыватьфакторы различных экономическихприоритетов, которые ставят перед собойразные страны. Одни страны приоритетнойцелью объявляют борьбу с инфляцией, другие– борьбу сбезработицей. В то же время странывалютного союза могут находиться вразличных фазах конъюнктурного цикла,существенно различаться по уровнюсоциально-экономического развития,поэтому проведение единой денежнойполитики может привести к серьезнымэкономическим просчетам.

Поэтому важнойпроблемой для стран входящих в единуювалютную зону, является необходимостьналичия хорошо разработанных программальтернативных мер урегулированияэкономики, которые позволятнейтрализовать негативные последствияасимметричных потрясений и тем самымокажут влияние на баланс преимуществ ипотерь при вступлении этих стран ввалютный союз.

По нашему мнению, такимиальтернативными факторамиурегулирования могут быть:

- фактор мобильностирабочей силы, т. е. готовность выезжать дляработы в другие города, регионы, а то истраны при условии падения спроса нарабочую силу в месте проживания.

- фактор измененияреальных выплат, т. е. в случае сниженияспроса на товары, снижения на них цен– путемснижения заработной платыработников.

- фактор фискальнойполитики, т. е. при спаде производствасокращаются налоговые выплаты.

Действиястабилизирующих факторов зависят отпричин экономического спада.Вышеуказанные механизмы урегулированияэкономики пока, не составляют достаточноэффективную альтернативу денежнойполитики.

Важным факторомснижения возможности возникновенияасимметричных потрясений являетсясопоставимость экономических циклов вразвитии стран – членов валютного союза. Большинство эмпирическихисследований показывает, что степеньсогласованности экономических цикловмежду странами обычно сопоставима, и онаусиливается по мере нарастающейэкономической интеграции междуними.

Нами изучен опыт Польшипо подготовке к вступлению в зону евро -разработанный и осуществленный впредкризисный период. Все преимущества отвведения евро в Польше анализируютсянациональными и европейскими экономистамиисходя из постулата развития экономики вотносительно стабильных экономическихусловиях, так как кризисной ситуации вэкономике страны Евросоюза тогда непереживали. Поэтому автор не исключает, чтов условиях экономического кризиса каждаястрана будет стремиться сократить своиэкономические потери за счетстран-партнеров, пытаясь использовать и ихэкономические ресурсы. В этой ситуации всенедостатки от вступления стран в зону евромогут многократно усилиться и принять дляэкономики стран, недавно присоединившихсяк зоне евро, фатальный характер.

По нашему мнению, опытстран ЕС отчетливо показывает, какуюважную роль во всем процессе введенияобщей валюты играет проведениесоответствующих реформ в стране еще довступления в зону единой валюты.Банковское, валютное и налоговоезаконодательство стран, входящих в зонуединой валюты, должно быть сопоставимо, неиметь разночтений. Экономические проблемы,возникшие у ряда стран союза,свидетельствуют о недостаточнойподготовленности той или иной страны квведению евро и из-за незаконченностисоциально-экономических реформ в стране.Следовательно, правительства стран,стремящихся создать валютный союз, должныучесть данный опыт и осуществлять всеподготовительные мероприятиясогласованно, соблюдая установленныесроки.

Не следуетрассматривать стремление России,Белоруссии, Казахстана создать единуюрублевую зону как альтернативу зоне евро.Это лишь оправданное стремление указанныхстран максимально использоватьэкономические выгоды от использования«единой валюты» в будущем. Однако наподготовительном этапе введение единойвалюты требует больших экономическихзатрат, а в дальнейшем несет определенныериски. Поэтому процесс продвигаетсямедленно, порой искусственно затягивается.По этой причине изучение и анализположительного опыта функционирования ЕС,по нашему мнению, для России крайне важны,особенно в сложившейся кризиснойситуации.

7. Особенность развития российскойбанковской системы заключается в еенеравномерном распределении по территориистраны. По мнению рядаэкономистов-практиков, это объективный изакономерный процесс. Понашему мнению, такое развитие банковскойсистемы страныисключаетвлияние государства на процесссоздания сильных всоциально-экономическом планерегионов. Так же как в СССР, Москвастановится центром распределения имеющихся в стране ресурсов. Учитывая размеры нашейстраны, региональные особенностибизнеса, такоераспределение кредитных ресурсов можетпорождать серьезныепросчеты,особенно в кризисной ситуации. Использование региональныхбанков в роли несамостоятельных, целиком ведомых изависимых от московских банков участников банковскогосектора кажется нам экономически неоправданным.

По нашему мнению,ликвидация этого положения являетсяодной из проблем развития банковскогосектора в России. Этопроблема слабости иограниченности развития банковскойинфраструктуры и, следовательно,недоступности банковских продуктов. По нашему мнению, сегодня стратегическаяпотребность экономикиРоссии выражается внеобходимости широкогораспространения и получения качественных и доступных во всехрегионах страны банковских продуктов. Перекос вразвитии и распространении банковскихучреждений по территории страны являетсяодной из причин недофинансирования региональнойэкономики, чтопорождает сокращениепроизводства, нехваткурабочих мест, низкий уровень жизни населения ирост егосоциальной отстраненности, снижениеобразовательного уровня, его деградации.Это, по нашему мнению, не может не беспокоить государство,ибо закладываетсоциально-экономическиепроблемы в будущем.

По нашему мнению, государствуследует всемерно способствоватьукреплению положения российских малых исредних банков в регионах. Учитывая их знаниерегиональной специфики, государстводолжноспособствовать формированию банковскойсети специализированныхбанков, банков занимающихсяобслуживанием мелких и средних фермерскиххозяйств, малых и среднихпроизводителей.

8. Приход иностранного банковскогокапитала в экономику европейских стран спереходной экономикой имел существенноевлияние на макроэкономические результатыразвития вэтих странах. Проведенныйнами анализпоказал, что внедрение современных банковскихтехнологий способствовалостремительному качественномупрорыву в организацииработы банков, в управлении ими, в проводимой ими политике, что повлияло на стратегические подходы крешению задач, стоящих перед национальнымибанковскимисистемами.

Усилилась конкурентная борьбамежду банками «различной национальнойпринадлежности». «Ареной» экономических баталийявляется национальная экономика каждой отдельновзятой страны, являющейся, всвою очередь, частью общеевропейскойобъединенной экономики. Сложнопрогнозировать поведение иностранныхинвесторов в условияхвозникновения экономическогокризиса. Мывысказывали предположение, что сработает механизм «национальногоэгоизма» и «принимающая» банковская система можетпонести дополнительные экономическиенагрузки. Так ипроизошло.

Конкурентная борьба междуиностранными банками и национальнымибанками разворачивается в основном в техсегментах банковского сектора, в которыхиностранные банки имеют конкурентныепреимущества и которые наиболее доходны. Вкаждой стране эти ниши имеютнациональную специфику. Так вПольше и Чехии – это ипотека, потребительскоекредитование физических лиц икредитование строительного бизнеса. ВСловакии, кроме перечисленныхсегментов,имеет место и кредитование мелкихсельхозпроизводителей. Общимстремлениеминостранных банков является осуществлениебанковского обслуживаниякрупных корпоративных клиентов.

Основным итогом присутствияиностранных банков в банковских системахстран переходных экономик стало замещениенациональных кредитных организацийпрактически во всех сегментах банковскогорынка. За национальными банками осталисьтолько те позиции, в которых ихподдерживает государство.

Однако необходимо отметить, чтоконкурентная борьба, происходящая междуиностранными банками, вынуждаетнациональные банки повышать эффективностьсвоей деятельности, модернизировать иусовершенствовать менеджмент с цельюсохранения своих позиций на банковскомрынке страны. Кроме того, вынужденнаяконкуренция побуждает руководствонациональных банков повышать заработнуюплату своим служащим до уровня, сопоставимого сзаработной платой в иностранных кредитныхорганизациях, совершенствовать пакетысоциальных услуг с целью сохранения персонала, аэто в свою очередь способствует повышениюобщего уровня доходовнаселения, это является важным социальным моментом.

По нашемумнению, при принятии решения о допускеиностранного капитала в банковский секторРоссии необходимо учитывать опытвосточноевропейских стран, но при этомисходить из национальной специфики. Россия территориально,численностью населения, по количеству иструктурересурсной базы, а такженаличием сформировавшегосянационального капитала не сравнима ни с однойиз европейскихпостсоциалистических стран. Поэтому «освоить» ее экономическоепространство, заместив в ее банковской системенациональный капитал иностранным, будет сложно. Дляэкономики страны последствияэтого непредсказуемы.

Сегоднягосударство стремится, с одной стороны,сохранить национальную банковскую систему (понимая всюстратегическую важность этой задачи), с другой – войти в ВТО, одним из условийвхождения в котороеявляется допуск иностранных инвесторов вбанковский сектор России.Очевидно и понятностремление Евросоюза и других страниспользуя желание российского государствастать членом ВТО, вынудить принять новоебанковское законодательство, отменяющееквоты на доступ иностранного капитала в банковскийсектор. Это противоречие, с нашей точкизрения,можно разрешить только путем консолидациинациональных банковских активов иповышения технологической мощинациональных банковских структур приучастии в этом процессе государства(примером может служить опыт Франции).

В России необходимо сохранить загосударством и национальной банковскойсистемой обслуживание стратегическихотраслей экономики. При этом под словом«стратегические» следуетпонимать не только топливный и газовыйкомплексы страны. Стратегические интересыиностранного капитала могут не совпадать снациональными приоритетами. Это можетвыразиться в том, что иностранные банкибудут кредитовать только высокодоходныеотрасли (естественный процесс, учитывая то,что основнойзадачей банковского бизнеса являетсяполучение прибыли).

Иностранные банки занимают ниши,не освоенные национальными банками.Определенная косность, корпоративнаязашоренность российских банков,отсутствие у собственников банковответственности перед государством за ведение банковского бизнеса– все этопозволит иностранным банкам занятьсвободные экономические ниши на рынкебанковских услуг.

Уже сегодня начался процесспродажи российских банковсобственниками-резидентамииностранным инвесторам. Процесс пока малозаметный, но он нарастает и возможно, чточерез пару лет государство будетпоставленоперед фактом утери независимостинациональной банковской системы.

Необходимо очертить и очевидноположительные моменты от приходаиностранных банков на российскийбанковский рынок. Анализ ситуации на банковскихрынках постсоциалистических стран показал, что приходиностранных банков способствует снижениюстоимости и расширению доступа к кредитнымресурсам, как краткосрочным, так идолгосрочным. Спектр пользователейкредитами расширяется, охватывая все группыпотребителей кредитных услуг, от ведущихкомпаний реального сектора, до среднего ималого бизнеса. Банки широко рекламируют иприучают население к пользованиюкредитами: потребительскими (всемспектром), ипотечными.Население учится «жить вкредит», что воспитывает привычку участвовать ипользоваться всеми услугами банковскогосектора.

9. Сегодня перед государствомстоят, на наш взгляд, две самые важные иодновременно самые сложные проблемы.Первая – этопроблема замещения средств иностранныхинвесторов государственными. Вторая– этопроблема использование выделенных средствпо назначению, для предотвращениясистемного кризиса. От того, как быстробудут решены эти проблемы, на наш взглядзависят не только последствияэкономического кризиса в России, но и весьдальнейший ход истории страны.

Труднопереоценить роль и значение государства врешении этих важнейших практических задач.Решить эти задачи сегодня возможно толькос помощью банковской системы страны. Наней, в определенной мере, лежитответственность за ход превентивных мер попредотвращению системного кризиса вРоссии.

Сегоднявнешние проблемы стали катализаторомвнутренних и многократно усугубили их. Таккак ликвидность российской банковскойсистемы была невысока, банки и предприятияшироко использовали заемные средстваиностранных банков, привлекая кредитныесредства, в десятки раз превышающие ихсобственный капитал. При возникновениифинансового кризиса российские банки неуспевали реализовывать залоги и терпеликолоссальные убытки. Кроме этого, резкоувеличился возникший более двух лет назадрынок деривативов и составил около 200 млрддолларов США. Банки испытывают кризисликвидности. Если не предпринять меры,финансовый кризис может быстро перерасти вмакроэкономический.

С цельюпредотвращения экономического кризисаправительство активно поддерживаетбанковскую систему страны. Поэтому, на нашвзгляд, необходимо оценить существующееположение в банковской системе страны каккрайне сложное и ввести жесткий контрольсо стороны Центрального банка России заиспользованием банками выделенныхбюджетных средств (средствналогоплательщиков). Эта мера поможетрешить проблему целевого использованиясредств и восстановлению доверия кфинансовой и банковской системе страны, аэто позволит выйти из кризиса сминимальными потерями.

Каксвидетельствует практика, в кризиснойситуации регулирующая роль государства,независимо от экономического строя,повышается, носит определяющий характер.От действий государства зависит, каковабудет экономическая ситуация в стране ибанковском секторе. Однакомногоаспектность проблемы осуществлениягосударственного влияния на банковскую системуоставляет напрактике значительноеколичество несогласованных и не решенных до концавопросов.

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»