WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 8 |

Полноеуничтожение банковскойсистемы Польши

5

1945–1986

Восстановление национальнойбанковской системы, ориентированной на социалистическое ведениехозяйства

6

1986–1989

Начальный этап трансформациибанковской системы от социалистической экономики крыночной. Принятие основныхзаконодательных актов, свободное хождение иностранной валюты в стране иначальныхпреобразований ЦБ

7

1989–1992

Началоперестройки всей кредитно-финансовойсистемы на рыночные принципыхозяйствования, трансформация ЦБ. Кардинальноеизменение банковского права

8

1993–2003

Создание огромногочисла новых банков; кризис банковскойсистемы; изменение банковского законодательства,относительноприватизации банков и участие иностранногокапитала в банковском секторе. Создание фондагарантирования банковских вкладов

9

2003– пон/в

Приведение банковскогозаконодательства в соответствие стребованиямиЕС, подготовка банковской системы и всейэкономики страны к переходуна евро

Проведенный намисравнительный анализ польской ироссийской банковской системы позволилвыявить ряд общих и отличительных черт.Общими чертами является: на начальном этапереформирования банковской системы – либеральностьзаконодательной базы, бурный рост числабанков, недостаток профессиональноподготовленных кадров.Вследствие этого –высокий уровень операционных рисков,предоставление кредитов, лишенныхобеспечения, снижение ликвидностиотдельных банков, нарастание угрозы банковскогокризиса. Создание двухуровневойбанковской системы; приватизационные процессы вобласти банковского дела;резкое увеличение числаиностранных банков и их капитала посравнению с системой национальных банков (рис.3). Отличительнымичертами развития банковскойсистемы Польши (по сравнению с банковскойсистемой России) явились:активное участие иностранных инвесторов в банковском секторе; польскоеправительство разрешило покупку банков и их слияние с иностранными банками. Кроме того, былразрешен трансфер 15% доходов за границу.

Рис. 3. Доля иностранного капитала в банковском сектореПольши

В России и сегодня этого нет. ВПольше несуществовало такого явления, как «вывоз»,«бегство» капитала заграницу. Россия в этотпериод времени столкнулась с этим явлением вугрожающих для экономики страны масштабах.ВРоссии, наначальном этапе, не былостоль острой потребности в привлечениииностранных инвесторов.Было достаточно собственныхсредств и необходимости их вложения. ВПольше проблема иностранных вложений вбанковский сектор с самогоначала была актуальной,так каксуществовали относительно низкиепроцентные ставки за кредиты, чтопозволяло польскимпроизводителям широкопользоваться кредитами банка. Поэтому польские банки нестолкнулись с проблемой «лишних денег», характерной дляроссийских банков.

На основе пассионарнойтеории Гумилева автором выдвинуты предположения и выстроен графиквозможного развития и перспективдальнейшегофункционирования банковской системыПольши. Мы полагаем, что этапы развитиябанковской системы Польши будутпериодически повторяться, причемпродолжительность этихпериодов будет сокращаться.Каждый последующий период будет всеболее разрушительным, а периодвосстановления все короче ивсе более зависимым от внешних финансовых вложений(рис. 4).

Рис. 4. Этапы развитиябанковской системы Польши

Проведясравнительный анализ трансформациибанковского законодательства России иПольши, мы пришли к выводу, что начальныеэтапы преобразований идентичны, но по мереразвития процесса перехода их экономик крынку выявляются существенные различия.Польша стремится максимально приблизитьсвое законодательство к правовым нормамЕС, Россия трансформирует законы, преждевсего с учетом внутриэкономическихизменений, несомненно, стремясь учитыватьевропейские стандарты.

Наначальном этапе перехода к рынку преобразованиязаконодательных баз обеих стран подобны. Им присуще:несоответствие правовыхнорм экономической ситуации встране; отставание законодательной базы от стремительноизменяющегося экономическогоположения в стране. Реструктуризациябанковского права и вРоссии, и вПольше была начата с идентичных посодержанию законов, относящихся ко всемсферам деятельности банковского сектора. Вдальнейшеми вРоссии, и вПольше законодательная базадетализировалась и расширялась. Были приняты базовые законы, кардинальноменяющие ранеедействующую законодательную базу. По мере развитияпроцесса перехода экономик к рынку этиразличия становились все существеннее.

Авторомсделан ряд выводов и высказаныпредположения о дальнейших путях развитиябанковской системы Польши. Так, определяющимичертами банковского сектора современнойПольши является еевхождение в Евросоюз, подготовка кпереходу на евро, полная зависимость, а точнее принадлежность, польского банковского сектора иностранному капиталу(табл. 2).

Таблица 2. Структура принадлежностибанковского капитала (конец 2006 г.)

Зарубежные инвесторы

70,5%

Мелкие акционеры

9,0%

Государственное казначейство

7,2%

Иные государственныесубъекты

8,3%

Пайщикикооперативных банков

3,2%

Юридические лица, резиденты

1,8%

Равноправноконкурировать на европейских финансовыхрынках могут только крупныебанки, имеющие 10–15%-ную долю в банковском секторе. Внастоящее время доля самых крупныхпольских банков на этом рынке составляетоколо 3–5%. Это крайненизкий уровень. Принимая вовниманиедоминирующую роль иностранного капитала,можно предположить, что будущий обликпольской банковской системы во многомзависит от быстроты и качестваинтеграционных процессов,прежде всего от решений, которые будут приниматься«материнскими» банками, чьи главныеконторынаходятся во Франкфурте, Брюсселе, Париже иНью-Йорке. Там принимаются решения, касающиеся нетолько вопросов консолидации, но и профилядеятельности польскихбанков в целом. Характерной чертойпоследних лет развитиябанковской системы Польши является стремительное развитие банковской сети. В2005 г. сетькоммерческих банков (без учета главныхуправлений и представительств) включаласвыше 3 тыс. 100 отделений крупных банков ифилиалов ипочти 6 тысяч учреждений сограниченным списком банковских операций(небольшие отделения и пункты обслуживания клиентов).Однако это наполовинуменьше, чем в "старых" государствахЕвросоюза. Дабы выиграть в конкурентнойборьбе, польские банки должныинвестировать в создание еще болееразветвленной сети филиалов, а также винформационные системы. Банки с польскимкапиталом должны заполнитьнишу мелких интернет-услуг,обслуживания физических лиц, мелкогопотребительского кредитования. Учитывая,что в поляках сильночувство патриотизма, ониподдержат национальныебанки,поэтому есть уверенность,что мелкие и средние банки с польскимкапиталомудержатся на рынке. Если польским банкамудастся получать средства из бюджетаЕС, например на финансирование сельскогохозяйства, то это обстоятельство могло бысыграть положительную роль в укреплениипольских банков в этом экономическомсекторе. (Сегодня ЕСвыделяет средства на поддержкусельхозпроизводителей напрямую из своих фондов.)

Основные проблемы польскойбанковской системы, которыеможно выделить сегодня, – это слабо развитая консолидация банков, что,безусловно, будет мешать ввыработке совместнойпозиции их в случае необходимостиобъединения усилий для отстаиваниянациональных интересов, в противостоянии скрупными западными банками. Недостаточность собственного капиталапольских банков; слабо развитое информационноеобеспечение и сильное техническоеотставание по сравнению сведущими банками мира.Польская банковскаясистема находится на начальном этапесоздания системы «банковского страхования», в товремя как в банках «старойЕвропы» она прекрасно развита и давноработает.

Основным достижением банковской системы Польшиявляется создание польскогоИнформационного бюро о кредитозаемщиках.База охватывает все банкистраны, банки активно сотрудничают с Бюро,предоставляя и получая информацию на присылаемые запросы. Открытость иотсутствие ограничений для приходаиностранного капитала на польскийбанковский рынок можно отнести как к позитивным достижениямреорганизационных процессов, такусмотреть в них и негативныетенденции.

Часть польскихэкономистов приветствует бурную истремительную интеграцию польскойбанковской системы в мировую, считая, чтоэто будет способствовать быстрому ростуэкономики, что приведет к росту рабочихмест, а это в свою очередь будетспособствовать повышению жизненногоуровня населения и снижению социальнойнапряженности в стране. Понашему мнению, негативность этойситуации заключается вследующем: Польша практически утратилаконтроль над национальнымбанковским рынком. Условноговоря, польский банковскийрынок перестал бытьпольским. В случае мирового финансовогокризиса, безусловно, пострадают все страны,но, на нашвзгляд,последствия будут менее разрушительными длявсей финансовой системы страны, апродолжительность «восстановительногопериода» будет короче в странах менееавансированных иностраннымкапиталом и менее зависимыхот мировых финансовых рынков. Условнообозначим эти страны как «относительнозамкнутые системы». К таким «замкнутымсистемам» можно сегодняотнести российскую (около 17%2суммы общего баланса принадлежитиностранцам) и немецкую (чуть более 3%)банковские системы. Однако,как показываетэмпирический опыт, это не явилось достаточнойгарантией нераспространения мирового кризиса (рис.5).

4. Снарастанием процессов глобализации всеактуальнее в каждой стране становитсяпроблема независимости центральныхбанков. Проблема заключается в возможностиправительства использовать средства ЦБ. Внастоящее время сложились двадиаметрально противоположных мнения.Представители либерального течения(Фридрих Хайек) считают, что совершеннонеобходимо «оградить центральные банки отгосударственного воздействия и полностьюподчиниться свободной рыночнойконкуренции».3 По их мнению,оптимальное использование кредита можетбыть достигнуто путем изменения базовыхпроцентных ставок за его использование иснятия ограничений по использованиюкредитных ресурсов. Эта теория получилапризнание в 90-х годах XX века, а в начале XXIвека воплотилась на практике в процессеглобализации, путем размываниягосударственных границ и созданияобъединенной Европы. Другая точка зрения(консервативная) заключается в том, чтосчитается необходимым оставить заправительством право влияния на движениесредств ЦБ. По нашему мнению, роль ивозможность правительства влиять надействия центральных банков определяетсяэкономической ситуацией в мире. Мировойкризис не оставил выбора, и правительстване только должны, на наш взгляд, но иобязаны контролировать деятельность ЦБ.Однако только на период кризиса. Вдальнейшем, по нашему мнению, экономическивыгоднее придерживаться теорииХайека.

Как свидетельствуетэмпирический опыт, в процессетрансформации банковской системы роль изначение ЦБ меняются. Враспределении полномочий междуцентральными банками и правительствамитакже существуют дванаправления: от высокого уровня независимости исущественного расширения функций ЦБ досужения регулирующих функций ЦБ и более теснойвзаимосвязи ЦБ иправительства. Польша, Чехия и ряд других странВосточной Европы практически идентифицировалисвое банковское право снормами ЕС. Россия, стремясьтесно сотрудничать с Евросоюзом и вводя в банковское правоотдельные нормы, соответствующие правовым стандартам ЕС,все же в большей степени учитывает своинациональные традиции и особенности. Безусловно, на этупозицию оказывает влияние игеографическое положение страны, и еемасштабы, и отсутствие намеренияприсоединиться к зоне евро.

Рис. 5. Организационнаяструктура Национального БанкаПольши

5. Мировойэкономический кризис показал, что неточныеи неполные, а зачастую и недостоверныеоценки экономического состояния банков вомногом явились фактором, определившим еговозникновение. Нами проанализированысуществующие понятия эффективности:затратная эффективность, доходнаяэффективность и техническаяэффективность, а также классические методыоценки эффективности банков.

Методы, применяемые при параметрическомподходе, различаются между собой восновном принципами определения случайныхошибок. К этой группе методов можноотнести: Stochastic Frontier Approach (SFA), Thick Frontier Approach(TFA) а также Distribution-Free Approach (DFA).

В работе всестороннеисследован применяемый в мире для расчетапоказателя эффективности банков метод DEA.Его авторами являются Чарнес, Купер и Родес(1978)4, которые основываясь на концепциитехнической эффективности, разработаннойДебре (1951)5 и Фареллом(1957)6, вывели определяющий показательрасчета эффективности применительно коценке деятельности отдельных банков ибанковской системы в целом. В методе DEA объекты, лежащие на границесовокупности производственныхвозможностей, считаются эффективными.Коэффициент их эффективности равенединице. Для объектов,лежащих ниже границысовокупности производственныхвозможностей, определяемые коэффициентыэффективности имеютзначение меньше единицы ипоказывают уровень их неэффективности.Определенный таким образом показательэффективности приобретает значения в пределахот нуля до единицы.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»