WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 |

Средняя оценка уровня сформированности визуального восприятия студентов экспериментальной группы МГОУ составила по рисунку 6,9 баллов, по живописи 6,8 балла, что соответствует верхнему пределу параметра «выше среднего», а в контрольной группе этот показатель оказался равным 6,1 балла по рисунку и 6,0 балла по живописи, что свидетельствует о среднем уровне развития их зрительного восприятия.

Результаты формирующих экспериментов, их объективная оценка группой независимых экспертов и статистические выкладки, свидетельствуют о безусловном преимуществе предлагаемой нами методической системы формирования и совершенствования визуального восприятия студентов. Объединение специальных дисциплин в единый блок позволяет успешно решать проблему оптимизации учебно-творческого процесса преподавания основ изобразительной грамоты и совершенствования творческих способностей студентов в экспериментальном обучении, действенно влиять на повышение уровня специальной подготовки выпускника, целенаправленно формировать его профессиональные компетенции. Предложенная система методов позволяет добиваться устойчивых и воспроизводимых положительных результатов в преподавании академического рисунка и живописи на художественно-графических факультетах педвузов, в других учебных заведениях художественного и художественно-педагогического образования.

Концептуальная методическая система подтвердила свою жизнеспособность, а апробированные в исследовании методы активизации визуального восприятия рисующих доказали свою эффективность. Теоретическое и экспериментальное исследование, проведённое в рамках данной работы, позволило разработать целостную методическую систему формирования визуального восприятия в изобразительной деятельности, а результаты апробации дают нам право аргументированно отстаивать перспективность внедрения в учебный процесс методик, ориентированных, прежде всего, на совершенствование способностей, чтобы уже на их основе решать как учебные, так и творческие задачи, строить процесс усвоения знаний и приобретения специальных изобразительных умений и навыков в работе с натуры.

В заключении подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы по диссертации, намечается круг проблем дальнейших исследований по теме. В настоящей работе впервые был осуществлён системный, межпредметный подход к решению исследуемой проблемы в рамках целостного учебного процесса преподавания академического рисунка и живописи, предложена форма синтезированного обучения на основе единства и взаимопроникновения стратегических целей и задач обучения и развития способностей студентов во всех сферах учебной изобразительной деятельности. Всё это позволило расширить, обогатить и конкретизировать представления о системе организации учебного процесса преподавания академического рисунка и живописи в университете, о целях, задачах и содержании обучения, воспитания и развития творческих способностей и профессиональных качеств выпускников средствами изоискусства.

Проведённое нами иссле­дование в целом подтвердило правильность выдвинутой рабочей гипотезы, общую результативность методической системы, эффективность предлагаемых методов активизации визуального восприятия рисующих, продуктивность комплекса заданий и упражнений, направленных на последовательное формирование способностей студентов, повышение качества профессиональной и творческой подготовки художника-педагога, его компетентности как специалиста в области художественного образования.

В ходе исследования удалось решить следующие задачи:

– изучить и критически осмыслить исторический путь станов­ления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;

– проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в процессе изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;

– выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;

– определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;

– разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;

– разработать и апробировать систему методов активизации визуального восприятия начинающих в учебной изобразительной деятельности, направленных на последовательное формирование профессиональных качеств зрительного восприятия художника;

– разработать и экспериментально проверить эффективность системы учебных заданий и упражнений в рамках существующей и экспериментальной программы по рисунку и живописи для студентов 1–2 курсов ХГФ, способствующих решению проблемы.

В ходе реализации экспериментальных технологий формирования способностей в изобразительной деятельности подтвердилась правомерность наших предположений об эффективности приоритетного развития способностей рисующих, когда содержание и форма учебных занятий, характер заданий и упражнений выступают как средство познавательного, личностного, эстетического и творческого развития студентов. В этом случае меняются акценты между основными компонентами процесса обучения и развития, выстраивается определенная методическая система, которая подчинена основной концепции – целенаправленному и последовательному формированию профессионального визуального восприятия студентов, эффективному развитию всего комплекса их творческих способностей, становлению творческой индивидуальности личности и поддержанию высокой мотивации учения.

Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Монографии, научные статьи и тезисы

1. Кузнецов, Е.Ф. Постановка глаза на целостное видение в рисунке и живописи с натуры [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник Поморского университета. Серия: «Физиологические и психолого-педагогические науки». – Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2006. – №5. – С. 162–165 (0,3 п.л.).

2. Кузнецов, Е.Ф. Постановка глаза на целостное видение в изобразительной подготовке художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Изобразительное искусство / Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. – М.: МГОУ, 2006. –№1. – С. 111–115 (0,3 п.л.).

3. Кузнецов, Е.Ф. Психофизиологические основы формирования зрительного восприятия будущего художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. – М.: МГОУ, 2007. – №1. – С. 45–51 (0,5 п.л.).

4. Кузнецов, Е.Ф. Восприятие объёмной формы как одно из значимых профессиональных качеств визуального восприятия художника [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Искусство и образование. – М., 2007. – №4. – С. 103–111 (0,5 п.л.).

5. Кузнецов, Е.Ф. Проблема постановки глаза художника в педагогических воззрениях гениев Возрождения [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник университета Российской академии образования. – М.: УРАО, 2007. – № 1(35). – С. 50–54 (0,35 п.л.).

6. Кузнецов, Е.Ф. Из опыта отечественной художественной педагогики по проблеме формирования визуального восприятия в изобразительной деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2007. – № 6(20). – С. 179–184 (0,42 п.л.).

7. Кузнецов, Е.Ф. Методы активизации визуального восприятия в изобразительной деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник университета Российской академии образования. – М.: УРАО, 2008. – № 2. – С. 52–56 (0,35 п.л.).

8. Кузнецов, Е.Ф. Профессиональные и творческие задачи академического рисунка и живописи в свете новейших образовательных парадигм [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Педагогика и жизнь : международный сб. науч. трудов / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 6. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – С. 59–67 (0,5 п.л.).

9. Кузнецов, Е.Ф. Для учащихся педагогических училищ // Начальная школа. – М.: Просвещение, 1986. – №1. – С. 74–76 (0,2 п.л.).

10. Кузнецов, Е.Ф. Визуальное восприятие и изобразительная деятельность [Текст] / Е.Ф. Кузнецов; Курск. гос. ун-т. – Курск: КГУ, 2008. – 165 с. (10,3 п.л.).

11. Кузнецов, Е.Ф. Формирование целостного видения, как одна из актуальных проблем подготовки художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Указатель неопубликованных ведомственных материалов. Серия: Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе. Вып. 6, поз. 62. –М.: НИИВШ, 1986. – 18 с. (1,1 п.л.).

12. Кузнецов, Е.Ф. Пути формирования целостного видения на начальных этапах обучения рисунку [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством: межвузовский сборник научных трудов. – Ростов н/Д: РГПИ, 1986. – С. 46–52 (0,45 п.л.).

13. Кузнецов, Е.Ф. Некоторые аспекты проблемы формирования целостного видения [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства: межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. – С. 11–18 (0,5 п.л.).

14. Кузнецов, Е.Ф. Из истории становления и развития методов формирования целостного видения в советской художественной педагогике [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГПИ, 1988. – С. 30–40 (0,7 п.л.).

15. Кузнецов, Е.Ф. Специфика зрительного восприятия в изобразительной деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства: межвузовский сборник научных трудов. – Ростов н/Д: РГПИ, 1988. – С. 110–118 (0,6 п.л.).

16. Кузнецов, Е.Ф. Формирование целостного видения в профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Совершенствование профессиональной и методической подготовки студентов ХГФ педвузов: материалы всесоюзного семинара-совещания заведующих кафедрами изобразительного искусства. Ноябрь 1987 г. – Ростов н/Д.: РГПИ, 1989. – С. 114–116 (0,2 п.л.).

17. Кузнецов, Е.Ф. Проблема воспитания целостного видения в зарубежной педагогике [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции: межвузовский сборник научных трудов. – М.: Прометей, МГПИ, 1989. – С. 50–59 (0,6 п.л.).

18. Кузнецов, Е.Ф. Практические советы [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Художник. – М.: Художник РСФСР, 1990. – №5 – С. 51 (0,1 п.л.).

19. Кузнецов, Е.Ф. Визуальное восприятие в изобразительной деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Теория и практика приобщения к искусству: тезисы докладов Всероссийской науч.-теор. конф. – Курск: КГПУ, 1995. – С. 37–39 (0,2 п.л.).

20. Кузнецов, Е.Ф. Особенности визуального восприятия начинающего рисовальщика [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции ХГФ. 4–6 ноября 1996 г. – Магнитогорск: МГПИ, 1996. – С. 26–27 (0,1 п.л.).

21. Кузнецов, Е.Ф. Цветовосприятие в изобразительной подготовке художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования: материалы международной науч.-практич. конф. – Липецк: ЛГПУ, 2004. – С. 69–71 (0,2 п.л.). Авторский вклад 50%.

22. Кузнецов, Е.Ф. Структура цветовосприятия в комплексе изобразительных способностей художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Проектирование профессиональной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования: материалы межвузовской научно-практической конференции / под ред. О.И. Спорыхиной. – Воронеж: ВГПУ, 2004. – С. 146–149 (0,25 п.л.). Авторский вклад 60%.

23. Кузнецов, Е.Ф. Психофизиологические особенности восприятия цвета в подготовке художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Художественное образование в пространстве-времени культуры: сб. науч. ст. / под ред. З.И. Гладких. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. – С. 85–89 (0,3 п.л.). Авторский вклад 50%.

24. Кузнецов, Е.Ф. Некоторые аспекты цветовосприятия в изобразительной деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сборник статей. Выпуск 6. – М.: МПГУ, 2005. – С. 203–209. (0,4 п.л.) Авторский вклад 50%.

25. Кузнецов, Е.Ф. Совершенствование методов формирования цветовосприятия студентов ХГФ [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Качество подготовки кадров в условиях модернизации образования: сборник материалов итоговой учебно-методической и научной конференции профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников Курского государственного университета. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. ч. II. – С. 112–114 (0,2 п.л.).

26. Кузнецов, Е.Ф. Значимые профессиональные аспекты визуального восприятия живописца [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Специальная и профессионально-педагогическая подготовка художника-педагога: межвуз. сб. науч. тр. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. – С. 238–246 (0,5 п.л.). Авторский вклад 50%.

27. Кузнецов, Е.Ф. Целостное видение как учебная проблема в рисунке и живописи с натуры [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Художественно-педагогическое образование: Состояние, проблемы, перспективы развития: сборник научных трудов и материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Махачкала: Изд-во Даг. гос. пед. ун-та, 2006. – С. 243–246 (0,25 п.л.).

28. Кузнецов, Е.Ф. Целостное видение в структуре профессиональных аспектов визуального восприятия живописца [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Художественно-педагогическое образование: Состояние, проблемы, перспективы развития: сборник научных трудов и материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Махачкала: Изд-во Даг. гос. пед. ун-та, 2006. – С. 246–249 (0,3 п.л.). Авторский вклад 50%.

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»