WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 7 |

Бесценный опыт в деле специальной подготовки художника накоплен русской академической школой. Усилиями художников-педагогов А.П. Лосенко, И. Урванова, Г.И. Угрюмова, А.И. Иванова, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева и др. русская художественная школа постепенно вырабатывает свою, оригинальную, прогрессивную педагогическую систему. В дальнейшем история развития российской академической школы связана с именами таких выдающихся деятелей, как К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, И.Е. Репин, В.А. Серов, П.П. Чистяков, И.И. Шишкин и др.

Наиболее полно достижения русской академической школы, да и весь прогрессивный опыт мировой художест­венной педагогики вообще, а также незаурядный личный педагогический дар сконцентрировались в деятельности выдающегося русского художника-педагога, «всеобщего учителя всех русских художников» – П.П. Чистякова. Его педагогическая деятельность, отразившаяся на трёх поколениях русских художников, во многом определила исторический путь развития отечественного искусства. Заслугой Чистякова в историческом плане является то, что его педагогическая система противостояла, с одной стороны, засилию рутины в вырождающейся Академии художеств, а с другой – влиянию всевозможных течений модернизма, процветавшего на Западе и постепенно проникавшего в Россию.

Заслугой советской художественной школы явля­ется создание своеобразного творческого метода в искусстве – так называемого метода социалистического реализма. Сохранение реалистического направления в отечественном искусстве тех лет, а вместе с ним и академической школы рисунка во многом связано с именами таких замечательных художников-педагогов, как Архипов, Бродский, Кардовский, Касаткин, Крымов, Иогансон, Савицкий, Самокиш, Щербиновский и др. Дальнейшее развитие отечественной художественной педагогики второй половины XX века связано с творчеством, исследованиями и педагогической деятельностью видных художников-педагогов А.О. Барща, Н.Н. Волкова, А.А. Дейнеки, Р.М. Закина, К.Н. Корнилова, П.Я. Павлинова, Г.Б. Смирнова, А.М. Соловьева, М.Б. Храпковского, К.Ф. Юона, В.Н. Яковлева и др. В педагогическом опыте виднейших представителей отечественной художественной школы для нашего исследования заключается неисчерпаемый источник теоретических и методических идей, направленных на всемерное совершенствование профессиональной подготовки художника, развитие специальных качеств зрительного восприятия учеников средствами рисунка и живописи.

Проблема совершенствования зрительного восприятия в процессе обучения изобразительной грамоте и развития творческих способ­ностей студентов художественно-графических факультетов тем или иным образом затрагивается в работах таких ученых, как Г.В. Беда, В.П. Зинченко, В.С. Кузин, В.К. Лебёдко, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, А.В. Триселев, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин, и во многих других диссертациях. Они внесли большой вклад в разработку частных аспектов рассматриваемой нами целостной комплексной и многоуровневой проблемы, однако не касались теории и методики организации педагогического процесса по формиро­ванию зрительного восприятия студентов в полном его объёме на занятиях рисунком и живописью.

Вторая глава «Теория и практика развития визуального восприятия студентов на занятиях академическим рисунком и живописью» посвящена исследованию особенностей физиологии зрения и психологии зрительного восприятия человека, их роли в обосновании возможности формирования восприятия художника в изобразительной деятельности, анализу визуального восприятия в структуре психических познавательных процессов и в комплексе способностей к изобразительной деятельности, изучению структуры профессиональных качеств восприятия художника.

Основываясь на данных современной науки, можно более аргументированно объяснить многие явления зрительного восприятия и механизмы человеческого зрения, о которых гениальные представители творческой элиты прошлого, художники-педагоги, теоретики искусства на протяжении столетий интуитивно догадывались или постигали их на эмпирическом уровне методом проб и ошибок. Всестороннее изучение и творческое использование потенциальных возможностей этих механизмов стало научной базой разрабатываемой нами методики совершенствования визуального восприятия начинающего художника.

Значение визуального восприятия в изобразительной деятельности невозможно переоценить. Ощущение, восприятие и представление как звенья единого целостного процесса познания и отражения действительности теснейшим образом связаны между собой и вместе с мышлением составляют структуру познавательных процессов. Методика формирования визуального восприятия в процессе обучения рисунку и живописи студентов ХГФ не может строиться без учёта индивидуальных различий в психофизиологических особенностях познавательных психических процессов студентов, качественного состава их способностей к изобразительной деятельности.

Уяснение научно-теоретического содержания и смысла, вкладываемых психологами в понятия предметности, целостности, структурности, константности, осмысленности, апперцепции, активности восприятия в целом и зрительного восприятия в том числе, даёт нам возможность структурного анализа этих значимых для изобразительной деятельности качеств визуального восприятия с точки зрения потребностей учебной изобразительной деятельности. В учебном процессе задача педагога видится нам, прежде всего, в том, чтобы направить визуальное восприятие рисующих в профессиональное русло, объяснить те или иные механизмы зрительного анализатора, задействовав которые можно увидеть натуру и изображение в соответствии со спецификой изобразительной деятельности и решаемыми учебными задачами. Активность, избирательность и направленность зрительного восприятия рисующих может не только оказывать существенное положительное влияние на целенаправленное восприятие выразительных качеств натуры, но и иметь негативное воздействие в силу неадекватного использования в работе с натуры обыденных форм видения.

Особенностями, отличающими зрительное восприятие начинающего рисовальщика от профессионального глаза художника, являются: поверхностность зрительных впечатлений, неорганизованность визуального восприятия и некритичность оценки данных натуры, неточность зрительных оценок и суждений, неустойчивость зрительного внимания, стихийность наблюдения у начинающих, неумение пользоваться таким природным даром, как подвиж­ность глаза, избирательность и направленность зрения, привычка рисовать не по непосред­ственному наблюдению, а по знанию. Организация учебного процесса в рамках преподавания академического рисунка и живописи должна быть строго ориентирована на то, чтобы студенты имели возможность учиться воспринимать учебную постановку и свою работу активно, целенаправленно, упорядоченно, в соответствии с за­дачами изобразительной деятельности, законами изобразительной грамоты и методикой ведения рисунка.

Анализ визуального восприятия в структуре познавательных психических процессов и в комплексе способностей к изобразительной деятельности позволил нам выделить исходные предпосылки формирования искомых профессиональных качеств художника. С точки зрения психологии восприятие является одним из познавательных психических процессов. Именно познавательные психические процессы дают человеку возможность получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Формирование визуального восприятия художника как комплекса его изобразительных способностей немыслимо вне практической, целенаправленно организованной изобразительной деятельности. Восприятие вместе с ощущением и представлением являются исходными формами чувственного познания мира. Изучение научных данных о природе способностей к изобразительной деятельности, выявление их структуры, специфики и области действия приводит нас к убеждению, что различным уровням способностей соответствуют и познавательные психические процессы разных уровней. Изобразительные способности опираются на зрительное восприятие, представление и зрительную память. Это обеспечивает рисующему возможность успешной работы с натуры, по представлению и по памяти. Творческие способности основываются на воображении и мышлении. К ним относятся: творческое воображение, фантазия, образное мышление.

Психофизиологической основой формирования способностей, лежащих в основе профессиональных качеств визуального восприятия художника, являются ощущение, восприятие, представление. Чем богаче опыт визуального восприятия художника, опыт его практической деятельности, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление, тем лучше и прочнее удерживается оно в памяти и служит основой создания художественного образа. Скудость запаса художественных наблюдений, безразличное отношение к натуре во время академических занятий, малый опыт или отсутствие такового в работе по памяти и по представлению являются существенным препятствием в творческом росте студентов, в развитии их способностей, в формировании профессиональных качеств восприятия.

Роль визуального восприятия нельзя недооценивать и в формировании активного, деятельного творческого воображения студентов. Художественное видение, профессионально воспитанное визуальное восприятие активно участвуют как в подготовке почвы для возникновения художественного образа, так и в его вынашивании, обогащении, уточнении и конкретизации и, наконец, в воплощении творческого замысла в материале. Процесс воображения неразрывно связан с памятью и мышлением, это две стороны одной медали. Развитие воображения тесно связано со становлением личности, с обучением и воспитанием.

В связи с проблемой нашего исследования нас интересует и образное мышление художника. Уже на этапе восприятия мышление неизбежно включается в процесс чувственного познания, придавая ему тот или иной оттенок, ту или иную направленность. Восприятие, руководимое интеллектом, обогащённое знаниями и опытом, направляемое целями и задачами конкретной, скажем творческой, деятельности, будет коренным образом отличаться от восприятия непрофессионала или специалиста другой области знаний. Образное мышление художника, его творческие и интеллектуальные способности неразрывно связаны в учебно-творческом процессе с его личностными качествами, чувствами, эмоциями, интуицией, фантазией и образуют неделимый комплекс, определяющий его талант. Таким образом, здесь снова сливаются в единый процесс чувственное познание и абстрактное мышление.

Объединяющим звеном разрозненных процессов познания мира, связывающим их в целостную картину, является память, которая обеспечивает преемственность в накоплении информации, знаний, умений и навыков. Особое внимание мы уделяем эмоциональной, образной и двигательно-моторной памяти. Заинтересованный глаз художника может обогатить его память бесценным материалом для воссоздания в творческом воображении ядра искомой композиции, пластического решения мотива, сюжетной завязки, жизненных деталей и фрагментов т.д. Необходимо воспитать потребность рисующих видеть, наблюдать, запоминать и оценивать воспринятое в неразрывной связи с изобразительной деятельностью, с возможностями материала, с задачами обучения и конкретного этапа работы, с конечными идеалами и целями творческой деятельности.

Структура профессиональных качеств визуального восприятия художника обусловлена строгими требованиями, предъявляемыми спецификой изобразительной деятельности и законами изобразительной грамоты к возможностям его глаза. Сюда мы предлагаем включить следующие способности:

– развитое восприятие большой объёмной формы – реальной и изображённой, объёмно-пространственное восприятие натуры и изображения, способность проекционно-плоскостного видения объёмной формы с целью перспективного построения изображения, понимание конструктивной основы формы и принципов её строения, видение характера, пластики и движения формы, её пропорций, навыки убедительной моделировки формы средствами светотени и тона, лепки формы цветом;

– способность воспринимать светотеневые градации натуры и изображения, общий характер и цвет освещения, ощущение объединяющего влияния освещения на цвето-тоновые характеристики натуры, не теряя чувства целого;

– видение больших тоновых и цветовых отношений в натуре и на картинной плоскости, точность визуальной оценки общего тонового состояния и тоновых градаций натуры, умелое использование в работе пропорционального тонового масштаба и владение методом работы отношениями;

– восприятие перспективно-пространственных изменений цвета, тона и других существенных пластических характеристик натуры в свето-воздушной среде, способность «глубинного» восприятия изобразительной плоскости (пресловутое «окно в пространство»);

– развитое цветовосприятие, обогащенное живописное понимание и видение цвета, колористическое видение;

– композиционное видение, т.е. способность воспринимать объект именно для изображения, оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое, видеть в плоскости чистого холста будущее изображение;

– художественно-образное восприятие, способность подчинить средства художественной выразительности творческому замыслу, на основе целостного восприятия подчинить детали целому, второстепенное – главному, выразительно выделить композиционно-смысловой центр картины;

– аконстантное восприятие, способность отвлекаться от сложившихся в сознании постоянных признаков предметов, остро замечать перемены в их внешнем облике, в живописных характеристиках вследствие изменения условий восприятия в бесконечно разнообразных ситуациях;

– целостное видение, способность обобщённого видения и одновременного сравнения всех визуально воспринимаемых пластических характеристик натуры и картины, восприятие объекта изображения и самого изображения нерасчленённо, сразу, одновременно во всем единстве, многообразии и взаимообусловленности пластических качеств, свойств и признаков при их постоянном сравнении между собой и с целым.

Целенаправленное совершенствование профессиональных качеств визуального восприятия в учебной изобразительной деятельности мы рассматриваем как процесс, направленный на воспитание способности формирования в каждом конкретном случае живого непосредственного зрительного образа натуры, отвечающего творческим установкам художника, целям и задачам изображения, законам изобразительной грамоты, специфике реалистического академического рисунка и живописи с натуры.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»