WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 7 |

– изучение, системный анализ и обобщение научных, искусствоведческих, психолого-педагогических и методических трудов по вопросам эстетического воспитания и художественного образования, монографических работ по исследуемой проблеме, исторических и архивных документов, диссертационных исследований, периодических изданий, образовательных стандартов, учебных планов и программ по рисунку и живописи на всех отделениях художественно-графических факультетов и факультетов искусств;

– изучение и обобщение практического опыта зарубежной и отечественной художественной педагогики по проблеме постановки глаза художника, рабочей практики обучения рисунку и живописи на художественно-графических факультетах вузов, отделений художественного образования факультетов искусств, художественно-графических отделений педагогических колледжей и иных образовательных учреждений;

– комплекс методов эмпирического исследования: педагогические наблюдения за учебно-творческой работой студентов, беседы, анкетирование, тестирование и опрос педагогов, студентов и абитуриентов художественно-графических факультетов;

– методы сравнительного анализа: анализ учебно-творческой деятельности студентов, экзаменационных, учебных и творческих работ студентов по рисунку, живописи, другим дисциплинам изобразительного комплекса, анализ творческих работ художников;

– целенаправленное наблюдение за поведением и процессом работы студентов на занятиях по рисунку и другим специальным предметам;

– моделирование методической системы организации целенаправ­ленного формирования визуального восприятия студентов ХГФ в рамках программы по рисунку и живописи для 1–2 курсов образовательной ступени бакалавр;

– педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий, сравнительный), экспериментальное обучение по намеченной системе, обработка результатов эксперимента и внедрение их в практику;

– творческая работа в области живописи в технике акварели в жанрах натюрморта и портрета, анализ творческого опыта и его результатов (самоанализ собственной творческой и педагогической деятельности).

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в следующем:

– создана концептуальная система обучения основам изобразительной грамоты на академических занятиях по рисунку и живописи студентов художественно-графических факультетов университетов; процесс формирования визуального восприятия в изобразительной деятельности впервые рассмотрен комплексно и системно как самостоятельный фактор;

– в рабочую практику и методику преподавания изобразительного искусства введён системный, комплексный, деятельностный подход к формированию и совершенствованию профессиональных качеств визуального восприятия художника в развивающих, личностно ориентированных педагогических технологиях, что содействовало развитию на их основе изобразительных и творческих способностей испытуемых и позволило по-новому решить проблему профессиональной и специальной подготовки выпускников художественно-графических факультетов; предпринята попытка дифференцировать эту проблему глубже и вычленить комплекс способностей, составляющих структуру профессиональных качеств визуального восприятия художника;

– изучены закономерности развития визуального восприятия рисующих как важнейшего средства повышения уровня профессиональной подготовки студентов; выявлены условия, пути и методы педагогических воздействий, которые дают возможность организовать процесс целенаправленного формирования восприятия в неразрывной связи с другими задачами обучения изобразительной грамоте и развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку и живописи;

– разработана и проверена на практике методическая система формирования и развития основных способностей, составляющих структуру профессиональных качеств визуального восприятия, на основе комплексного деятельностного подхода к формированию способностей в процессе овладения умениями и навыками выполнения целостного изображения;

– разработана и апробирована система методов активизации визуального восприятия начинающих в учебной и творческой изобразительной деятельности.

В настоящем исследовании поставлена и решена актуальная крупная научная проблема формирования и совершенствования визуального восприятия в изобразительной деятельности студентов художественно-графических факультетов средствами академического рисунка и живописи. Теоретические положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, создают предпосылки для научно-педагогического обеспечения профессиональной и специальной подготовки выпускников художественно-педагогических учебных заведений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе теоретиче­ских положений и выводов даны конкретные методические рекоменда­ции по развитию системы обучения рисунку и живописи студентов ху­дожественно-педагогических учебных заведений; разрабо­таны научно-методические рекомендации для педагогов вуза, предложены на­учно обоснованные подходы к разработке системы заданий и упражнений для обучения ри­сунку и живописи. Материалы исследования могут быть использованы в процессе совершенствования учебных планов и программ по рисунку и живописи в педагогических учебных заведениях, а также при проведении лек­ционных и практических занятий по рисунку и живописи и при подготовке учебных и методических пособий по спецдисциплинам для студентов I–2 курсов художественно-графического факультета в условиях осуществляемой в настоящее время модернизации общеобразовательной и профессиональной школы. Результаты и вы­воды диссертации могут явиться основой дальнейших исследо­ваний по данной проблеме.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается научно-теоретическим обоснованием, базирующимся на строгом соответствии основополагающим методам научного исследования, фундамент которого составили капитальные труды отечественных и зарубежных учёных в области философии, эстетики, психологии, педагогики, теории и методики обучения изобразительному искусству; адекватностью целей, задач, логики исследования разработанной и реализованной комплексной методике; репрезентативностью экспериментального материала, длительной экспериментальной проверкой основных положений, выносимых на защиту, в многолетней педагогической и творческой практике автора, воспроизводимостью эффективной работы предложенной методической системы при использовании её в других учебных заведениях региона, возможностью сопоставления полученных данных и сформулированных выводов с массовым педагогическим опытом; всесторонним критическим анализом опытно-экспериментальной работы и объективной оценкой её результатов коллективом независимых экспертов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, всероссийских и региональных научных и практических конференциях и семинарах-совещаниях по вопросам совершенствования художественно-педагогического образования в Москве, Карачаевске, Орле, Ростове-на-Дону, на межвузовских научных конференциях Курского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета, Липецкого государственного педагогического университета. Результаты работы регулярно обсуждались на заседаниях кафедры рисунка КГУ, кафедры живописи МГОУ и успешно используются преподавателями художественно-графического факультета КГУ.

Основное содержание и материалы исследования опубликованы в трёх учебных пособиях для студентов художественно-графического факультета различных форм обучения и других публикациях общим объёмом свыше 41 п.л.

Основные положения диссертации реализованы в рабочей практике художественно-графических факультетов Курского государственного университета, Орловского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета, кафедры живописи Воронежской государственной академии искусств, художественно-графических отделений Бутурлиновского (Воронежская область) и Обоянского (Курская область) педагогических колледжей, Железногорского (Курская область) художественного училища. Результаты исследования в виде учебных пособий и методических рекомендаций по организации визуального восприятия в изобразительной деятельности, научно-методических статей и тезисов докладов открыты для широкого внедрения в учебный процесс различных художественных и педагогических учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

– научно-теоретическое обоснование содержания и структуры профессиональных качеств визуального восприятия художника;

– теоретическое и методическое обоснование комплексной методической системы совершенствования профессионально значимых качеств визуального восприятия студентов ХГФ в учебной изобразительной деятельности; вероятность успешного формирования визуального восприятия зависит от того, является ли развитие способностей, входящих в структуру профессиональных качеств зрительного восприятия художника, объектом обучения и организуется ли их целенаправленное воспитание;

– целостная методическая система формирования и совершенствования профессиональных качеств визуального восприятия студентов художественно-графических факультетов средствами академического рисунка и живописи, включающая комплекс методов, методических приёмов, средств организации учебного процесса, упражнений и заданий, направленных на целенаправленную перестройку обыденного восприятия на профессиональное, что даёт возможность организовать воспитание восприятия на принципах комплексного деятельностного подхода к формированию способнос­тей в неразрывной связи с другими задачами обучения изобразительной грамоте и развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку и живописи;

– апробированная система методов активизации визуального восприятия начинающих в учебной изобразительной деятельности, направленная на последовательное формирование профессиональных качеств зрительного восприятия художника.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Объём основного текста составляет 304 страницы. Список литературы насчитывает 328 публикаций. В приложении даны таблицы и графики, отражающие результаты педагогических экспериментов и подтверждающие достоверность проводимых исследований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении сформулирована проблема и актуальность её исследования, степень её разработки в исторически обозримом опыте художественной педагогики, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, дано обоснование гипотезы, методологической базы, научной новизны и практической значимости, а также охарактеризованы основные результаты педагогического эксперимента и внедрения в практику научных и методических материалов исследования.

В первой главе «История становления и развития методов «постановки глаза» художника в процессе обучения изобразительной грамоте» исследуется опыт предшествующих поколений мастеров искусства в целенаправленном воспитании глаза художника, анализируются результаты научных поисков и достижений в области художественной педагогики, теории и методики преподавания специальных дисциплин, уделяется пристальное внимание наиболее близким нашей проблеме диссертационным исследованиям.

Вместе с эволюцией изобразительного искусства и взглядов общества на его роль в жизни человека и государства меняется как само искусство, так и требования к профессиональной подготовке художника, в том числе и к проблеме постановки глаза.

В теоретических трудах и практических руководствах гениев Возрождения мы впервые встречаем упоминания о необходимости специального воспитания зрительного восприятия художника. Выдающиеся представители этой эпохи осуществили поистине революционный переворот в познании законов природы и человека, в привлечении достижений научной мысли на службу искусству, что позволило им сделать величайшие открытия в области геометрии, перспективы, анатомии, физиологии зрения, оптики. Тем не менее в их рабочей практике, особенно в области трактовки цвета, остаётся стойкая приверженность предметному цвету, передаче его постоянных неизменных устойчивых характеристик. По этой причине мы пока не встречаем в педагогических воззрениях представителей Ренессанса понимания необходимости формирования профессионального зрительного восприятия в том объёме, который бы охватывал все аспекты проблемы постановки глаза художника.

Своё дальнейшее развитие прогрессивные идеи педагогической мысли в области профессиональной подготовки художников получили в деятельности художественных академий. Здесь сложилась стройная педагогическая система художественного образования и воспитания, были разработаны основы методики учебно-воспитательной работы. Начиная с XVII века постепенно настоящим «законодателем мод» в европейской истории искусства становится Франция. Уже в первой половине XIX века художники в своём творчестве обращаются к непосредственной работе с натуры на открытом воздухе, что становится переломным моментом в развитии представлений о визуальном восприятии явлений пленэра с его постоянно меняющимися трудноуловимыми состояниями. Всё это потребовало постепенного пересмотра способов и приёмов организации зрительного восприятия художника, методов обучения аконстантному восприятию живописных качеств цвета, других выразительных характеристик натуры.

Свое наивысшее воплощение проблема воспитания и совершенствования профессиональных качеств зрительного восприятия художника, а точнее художника-живописца, получила в творчестве и эстетике импрессионистов. Новый подход к искусству нёс с собой обогащение видения художника, расширение изобразительных возможностей живописи. Глаз живописца становится важнейшим и почти единственным инструментом познания действительности, а мгновенное, незамутнённое прошлыми представлениями и константными штампами обыденного житейского опыта зрительное впечатление является почти основным поводом и смыслом картины. Однако в отношении обучения искусству живописи, отвергая старую академическую систему, они предлагают молодым верить только самим себе и учиться у природы, в крайнем случае – на творческом опыте великих мастеров. По этой причине импрессионизм, во многом определивший дальнейший ход истории искусства в теоретическом, педагогическом и методическом плане, оказался, к сожалению, почти бесплоден.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»