WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

Методология исследования выстраивается на понимании культурно–символического потенциала региона как совокупности духовных богатств и опыта социального взаимодействия, достижений искусства и творчества, форм и способов саморазвития личности. Интердисциплинарный характер исследования предполагал опору на достижения в различных отраслях социально–гуманитарного знания, синтез культурологических, философских и социологических методов изучения культурно-символического потенциала региона в контексте рассматриваемой проблемы. В качестве важнейшего ресурса идентичности в работе рассматривается характерная для культуры региона система ценностей, которая образует внутренний стержень социума и выражает духовную сущность индивида, выполняет как интегрирующие, так и дифференцирующие функции. Теоретико-методологической основой исследования стали: работы, в которых изложены исходные принципы деятельностного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, выявлена ее сущность и функции в жизнедеятельности человека и общества, рассматриваются социализирующие и индивидуализирующие ресурсы образовательной деятельности, анализируются проблемы и условия национально-культурного самосознания (А.С.Запесоцкий, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.А.Орлова, А.В.Соколов, Э.В.Соколов, В.Н.Сагатовский, Г.Л.Тульчинский, В.А.Щученко); труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в осмысление феноменов социализации, адаптации, инкультурации, самореализации, а также исследования, в которых обоснованы идентификационные и социально-интегрирующие функции культуры, ее способность обеспечивать совместную жизнедеятельность людей, корректировать формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением (А.Я.Флиер), выявлены механизмы формирования личности в процессе интериоризации культурной среды (Л.С.Выготский), раскрыта сущность диалога как ведущего условия развития человека и культуры (М.М.Бахтин, В.С.Библер).

В процессе изучения феномена идентичности и механизмов самоидентификации автор опирался на работы Е.Трубиной, проблемы региональной идентичности исследовались с учетом публикаций С.Сверкуновой, Р.Туровского, З.Сикевич, Э.Саракуева, В.Крысько, Н.Лебедевой. К числу авторов, чьи социально-философские, историко-культурные труды явились для диссертанта фундаментом его концепции, определили ее теоретико-методологические ориентиры, стали работы таких ученых, как Н.А.Бердяев, А.Я.Гуревич, М.С.Каган, Ю.М..Лотман, А.Ф.Лосев, В.Т.Лисовский, труды по теории социальной идентичности (Э.Фромм, Дж.Мид, К.Леви-Строс, Э.Тейлор). Реализации задач исследования во многом способствовали работы С.Н.Артановского, В.С.Библера, А.П.Огурцова, Е.С.Протанской, А.Г.Соколова, В.Д.Шадрикова, посвещенные философии, психологии, практике образования. Проблемы оптимизации культурной политики и досуговой деятельности, социализации, инкультурации и самореализации личности в сфере досуга рассматривались с опорой на исследования М.А.Ариарского, Г.М.Бирженюка, Л.Г.Брылевой, В.Т.Лисовского, А.П.Маркова, Б.А.Титова, А.В.Соколова, А.А.Сукало.

Организация и методика исследования. Исследование осуществлялось на протяжении четырех лет и в своем развитии зафиксировало три этапа:

На первом – аналитическом – этапе исследования был проведен анализ и дана оценка современного состояния идентификации как социокультурной проблемы, изучен культурно–символический потенциал региона и ценностная ориентация молодежи, разработана программа исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы по социологии, философии, педагогике и социальной психологии, изучались идентификационные возможности образовательной и культурно-досуговой деятельности.

На втором – интегрирующем – этапе был обобщен полученный в результате исследования материал, проведена проверка исследовательских гипотез; выявлены направления и условия оптимизации региональной социально-культурной и образовательной среды. В результате была разработана и пробирована на базе Международной летней школы «Культура и культурное наследие России в XXI веке» программа развития молодежной политики, способствующая расширению сотрудничества и укреплению культурных связей между Россией и странами зарубежья.

На третьем – завершающем – этапе исследования оценивалась эффективность примененных в ходе исследования методик, сопоставлялись результаты исследования с ранее выдвинутой гипотезой, проводилась апробация материалов и выводов исследования.

Методами исследования на разных этапах были: анализ и синтез результатов философских, социологических и педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными; ретроспективный анализ социально–культурной деятельности досуговых и образовательных учреждений; изучение и обобщение опыта субъектов молодежной политике регионах; прогнозирование и моделирование образовательного процесса и молодежной политики.

На защиту выносятся:

1) Обоснование культурно–символического потенциала территории как ресурса оптимизации личностной идентичности. Идентификационные функции культурных символов, фиксирующих базовые жизненные смыслы и ценности («Родина», «мать-земля», «родная речь», «отечество», «семья», «любовь», «домашний очаг»), проявляются в их способности: а) интегрировать знания и представления о прошлом как неотъемлемой составляющей коллективной памяти в процесс формирования личности; б) консолидировать региональное сообщество, обеспечивая принадлежность «я» к «своей» родственной общности и, в то же время, позволяя отделить свою этническую/национальную общность «мы» от других «они»; в) формировать и позиционировать привлекательный образ территории, способствуя определению места своего региона в современной России; г) обеспечить конструктивный характер межкультурного диалога на межличностном и межрегиональном уровне. Региональная культура, репродуцируя определенную систему ценностей, создает условия для самоидентификации людей и является формой самосознания региона.

2. Определение идентичности как социо- и психокультурного феномена, фиксирующего диалектическую взаимосвязь человека, истории, культуры. Как социокультурный феномен, идентичность выстраивает отношения человека с социальной средой, погружает человека в мир культурных ценностей. Как психокультурный механизм идентичность, формируя через переживание когнитивных, эмоционально–оценочных и поведенческих установок личностное ядро, способствует осознанию своей принадлежности к определенному обществу, органичному освоению доминирующего типа ментальности. Как процесс и результат национально-культурного самоопределения личности идентичность опирается на субъективно окрашенные материалы коллективной памяти и представления о будущем, предполагает многоуровневую персонификацию культурно-символических ресурсов страны и региона. Формирование личности обеспечивается с помощью психокультурного механизма отождествления субъекта, во-первых, со значимой личностью, которая воплощает для него идеальные духовно–нравственные качества, во-вторых, с территорией, которая является для него «домом». Утрата ценностно-ориентационной матрицы, фиксирующей образ ментального очага, разрушение традиционной для культуры региона культуро-антропологической формулы приводит к духовно-нравственной аномии и дезориентации личности во внутреннем и внешнем мире.

3. Раскрытие условий обретения национально-культурной идентичности, в качестве которых выступают: а) идентичность с прошлым – путем актуализации фактов истории России и культурных символов региона. Зафиксированные коллективной памятью образы событий в форме различных культурных стереотипов, символов, мифов выполняют функцию интерпретационной модели, позволяя индивиду и социальной группе ориентироваться в динамичном мире, обрести чувство прошлого и определить характер устремлений в будущее; б) актуализация в самосознании молодежи референтных личностей, представляющих собой персонифицированное воплощение духовных традиций и ментальности русской культуры; в) наличие базовых исторически устойчивых ценностей, фиксирующих самобытность отечественной культуры, ее вклад в общемировой цивилизационный процесс и обеспечивающих общественное согласие и личностную идентичность субъектов.

4. Характеристика институциональных факторов реализации культурно–символического потенциала территории:

4.1. Востребованность регионального культурно-символического потенциала в деятельности образовательных учреждений, которые составляют важнейший элемент социально-культурной среды, обеспечивая культурную преемственность, социальную интеграцию и самореализацию молодежи;

4.2. Оптимизация культурно-досуговой деятельностии молодежи, и прежде всего за счет стимулирования и поддержки «третьего сектора», который сегодня представляет собой многофункциональное социально-культурное явление, создающее дополнительные возможности личностной самореализации, выступающее компенсаторным механизмом молодежной субкультуры, обеспечивающее условия саморазвития культуры в гармонии сохранения и изменения. Участие в деятельности молодежных объединений компенсирует недостающие условия идентичности, минимизируя тем самым проблемы, вызванные социальной и культурной маргинальностью молодежи.

5. Приоритеты молодежной политики как формы реализации культурно-креативного потенциала агентов культурной жизни территории и важнейшего фактора, формирующего условия востребованности идентификационного потенциала региона:

а) инициирование и поддержка социально-культурных проектов, востребующих и реализующих культурно-символические ресурсы территории, соответствующих ключевым проблемам молодежи и содействующих социальной востребованности личностного потенциала – через механизм формирования и размещение заказов, привлечение молодежи к экспертизе, разработке и реализации государственных и муниципальных программ (совместные обсуждения проектов и экспертиза программ в органах исполнительной власти, создание рабочих групп по подготовке программ и их разделов, включение в эти группы представителей молодежных общественных объединений; проведение конкурсов на разработку концепций региональных и муниципальных целевых социальных программ; взращивание сотрудников разворачиваемой сети – менеджеров, координаторов, аналитиков, администраторов, умеющих обеспечивать сетевое взаимодействие и работать с молодёжными инициативами;

б) создание новых форм диалога и взаимодействия государственных, общественных структур и инициативных групп молодёжи (в структуре сетевой кооперации, наиболее перспективной и соответствующей постиндустриальной экономике и укладу) – круглые столы, координационные советы, форумы гражданские палаты социального бизнеса, парламенты, советы, общественные слушания;

в) пропаганда образа «новой жизни», позиционирующей активную и осмысленную позицию привлекательную для молодого человека, продвижение этого образа через систему зрелищных мероприятий, средства массовой информации.

Научная новизна исследования определяется многоаспектным изучением культурно–символического потенциала региона как фактора формирования культурной идентичности, в результате которого:

– обоснован идентификационный процесс как социо- и психо-культурный механизм, формирующий личностное ядро и гармонизирующий отношения человека с социальной средой, способствующий погружению человека в мир культурных ценностей и органичному освоению доминирующего типа ментальности;

– показана региональная социально-культурная среда как фактор формирования культурной идентичности и определены основные типизации и культурные стереотипы сообщества;

– выявлена региональная специфика формирования культурной идентичности, изучены процессы современного культурогенеза в российских регионах, проанализированы соотношения регионального и общенационального в представлениях россиян в различных регионах;

– раскрыт идентификационный потенциал и специфика ведущих социокультурных институтов молодежи – образования и общественных объединений, существенно модифицирующих представления личности о себе, смысле и стиле жизни, выбранной профессии;

– разработаны теоретико-методологические основы новой молодежной политики, способствующие осуществлению общественных преобразований, объектом которых выступает молодежь.

Практическая значимость результатов исследования определяется: а) созданием теоретико–методологической базы для дальнейшего исследования проблемы идентификации, в основу которой положена культурологическая концепция культурно-символического потенциала региона как ресурса личностной идентичности; б) реализацией системного подхода к изучению социально–культурной среды жизнедеятельности как пространства становления, развития и самореализации личности; в) выявлением основных проблем становления молодежи, обусловленных дефицитами идентификации и разработкой институциональных условий их минимизации; в) разработкой приоритетов молодежной политики и ее базовой организационной структуры. Обоснование культурно-символического потенциала территории как ресурса идентификации позволяет анализировать процессы и явления, происходящие в социально-культурной среде и непосредственно влияющие на формирование личности молодого человека, оптимизировать условия многоуровневой личностной идентичности. Исследование идентификационных функций символической составляющей региональной культуры расширяет представление о данном феномене и создает предпосылки для его дальнейшего изучения.

Апробация работы осуществлялась путем опубликования материалов исследования в печати (6 работ, общим объемом 1,8 п.л.) и участия автора в научно–практических конференциях («Современное состояние и перспективы развития туризма», СПб, 2006г., «Реклама и PR в России», СПб, 2006г.).

Структура диссертации. Характер, цели и задачи исследования обусловили структуру работы и последовательность изложения материала. Диссертация состоит из Введения, двух глав (1. «Культурно-символический потенциал территории как ресурс оптимизации личностной идентичности», 2. «Институциональные условия реализации культурно-символического потенциала территории»), Заключения, списка использованной литературы и приложений, отражающих результаты исследования. Основной корпус диссертации включает 156 страниц текста, библиография насчитывает 146 источников.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертационной работы, дается ее общая характеристика, формулируются цели и задачи исследования, показывается степень научной разработанности проблемы, описываются исходные методологические установки ее анализа, раскрывается актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»