WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

ЧЕБОНЕНКО Ольга Валерьевна

КУЛЬТУРНОСИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ



Специальность 24.00.01

«Теория и история культуры»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Санкт-Петербург

2007

Работа выполнена на кафедре социально-культурных технологий

Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов

Научный руководитель – доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор Марков Александр Петрович

Официальные оппоненты:

– доктор философских наук, профессор Воронцов Алексей Васильевич;

– кандидат культурологии, доцент Карпов Александр Владимирович

Ведущая организация: Московский государственный университет

культуры и искусств.

Защита состоится 16 мая 2007 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д.602.004.01 по присуждению ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д.15

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д.15

Автореферат разослан 13 апреля 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат культурологии

Г.В.Брындина

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования культурно-символического потенциала региона обуславливается той огромной ролью, которую играет культура в системе обеспечения жизнедеятельности социума, и прежде всего в ситуации глобальных цивилизационных изменений. Особое значение проблема реализации идентификационных, ценностно-ориентационных и социализирующих потенциалов культуры имеет для молодежи, которая сегодня остро и болезненно переживает духовный кризис, обусловленный утратой общественных идеалов и разрушением традиционных механизмов культурной преемственности. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающих интересы всего общества. Наиболее уязвимой группой в этих процессах оказывается молодежь как слабо консолидированная и экономически несамостоятельная социально-демографическая группа, испытывающая сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, находящаяся в ситуации жизненного самоопределения и не обладающая четкими духовно-нравственными ориентирами. Понижение социально-экономического статуса молодежи, растущая безработица, ограничение доступа к образованию и культурным ценностям вызывает социальную дифференциацию молодежи, стимулирует рост адаптивных и деструктивных реакций на складывающиеся жизненные ситуации.

Глубинным социокультурным фактором, порождающим эти проблемы, является кризис идентичности, который на персональном уровне переживается как разрыв связей человека с миром, проявляющийся в слабой включенности в социально-культурные институты, нигилизме в отношении к прошлому и отсутствии образа будущего, неспособности адекватно осмыслять жизненные проблемы и самоопределяться в духовно-нравственной плоскости, и прежде всего в координатах добра и зла.

Негативная социальная идентичность и культурная маргинальность затрудняет поиск жизненных смыслов, расширяет пространство правовой и нравственной аномии, вызывает чувство незащищенности, стимулирует рост девиантных форм поведения, выступает фактором социальной и межэтнической напряженности в обществе, рождая агрессию по отношению к «чужим». В культурной плоскости кризис идентичности вызван девальвацией базовых и исторически устойчивых для большинства российских этносов социально-интегрирующих культурных ценностей, обострившимся противоречием между модернизационным процессом, ведущим к унификации, и стремлением народа сохранить традиционные модели бытия.

Значительным ресурсом многоуровневой личностной идентичности является духовно–символический потенциал культурного наследия, актуализация которого поможет приобщить молодое поколение к историко-культурным ценностям, воспитать чувство патриотизма, освоить отобранные историческим опытом наиболее оптимальные с точки зрения своей социальной значимости средства совместной жизнедеятельности, повысить уровень групповой консолидированности, транслировать опыт старшего поколения социального воспроизводства коллективов как устойчивых сообществ. Наиболее эффективным вариантом реализации идентификационного потенциала культурного наследия выступает регион – территория, необходимая для воспроизводства жизнедеятельности, которая поддерживается различного рода объективированными формами культуры, социальными институтами, связями и мировоззренческими представлениями различных населяющих его социально–территориальных групп, существующими в форме общественного сознания. В культурном плане регион есть духовно-культурная общность, среда «общественного бытия», в которой формируется и осуществляется человеческая индивидуальность.

В то же время данный идентификационный ресурс на региональном уровне востребован не в полной мере, что подтверждается отсутствием действенных механизмов в рамках государственной молодежной политики, утратой региональными социально-культурными институтами традиционных форм воспитания и социально-культурной деятельности.

Таким образом, проблема данного исследования заключается в противоречии между имеющимся духовно–символическим потенциалом культуры регионов и степенью его реализации в рамках деятельности соответствующих социальных институтов, прежде всего образования и досуга. Выявление идентификационной составляющей культурно-символического потенциала региона и ее актуализация в современной кризисной ситуации является важнейшим условием обретения личностной идентификации. Ее востребованность позитивно повлияет на характер ценностей современной молодежи, придаст духовно-нравственную направленность процессам профессионального и социально-ролевого самоопределения молодежи.

Актуальность проблемы, а также ее недостаточная изученность определили цель диссертационного исследования – изучить идентификационные ресурсы культурно–символического потенциала региона и разработать условия их реализации.

Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи:

1. Выявить идентификационный ресурс культурных символов.

2. Охарактеризовать идентификацию как психокультурный механизм.

3. Исследовать социально–культурную среду как фактор идентичности молодежи.

4. Выявить региональную специфику формирования культурной идентичности.

5. Разработать рекомендации по реализации идентификационного потенциала культуры в рамках образовательных систем.

6. Охарактеризовать молодежные организации как агента и субкультурную среду личностной идентичности.

7. Определить условия реализации идентификационного потенциала культуры в рамках региональной молодежной политики.

Объектом исследования является культурно–символический потенциал региона.

Предмет исследования: условия реализации культурно–символических ресурсов региона в системе формирования культурной идентичности молодежи.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности, от появления первых теоретических форм до форм самостоятельного теоретического изучения, получила развитие в фундаментальных трудах классиков зарубежной философии, психологии и социологии У.Джеймса, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Леви–Строса, Э.Эриксона, А.Маслоу, Э.Гидденса. Основатели теории социальной идентичности рассматривают её как уровень самокатегоризации, как процесс социальной идентификации в территориальных коллективах. (Л. Шнейдер, Дж. Тернер). Представители интеракционистской школы (Дж. Мид, И.Гофман) и школы социальных представлений (С.Московичи, М.Завалони) рассматривают социальную идентичность как один из уровней Я–отнесенности (самокатегоризации, «Я-концепции»). Указанные авторы не исследовали региональный аспект проблемы, однако возможность отнесения этих положений к региону вполне допустима. В таком случае региональная идентичность выступает в форме своеобразной самопрезентации, когда определенная группа людей консолидирована общностью территории и находится в ситуации оппозиции по отношению к внешнему миру.

В контексте данной работы существенный интерес представляют исследования в той или иной мере раскрывающие идентификационный потенциал отечественной культуры: философско–антропологические теории и идеи отечественных философов (М.Бахтин, Л.Выготский, И.Кон, А.Лосев, А.Спиркин); исследования в области теории культурно–исторических типов (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер) и семиотики культуры (Ю.М.Лотман). Весьма ценны исследования этнической культуры как философско–культурологической целостности (Ф.Боас); взаимосвязей культуры и психологии (М.Мид), аксиологических аспектов национального характера и картины мира (К.Клакхон и Р.Редфильд), сущности и функций культуры, роли культурного наследия и традиций в жизнедеятельности человека и общества (В.С.Библер, П.С.Гуревич, Б.С.Ерасов, С.Н.Иконникова, В.В.Селиванов, В.Н.Топоров).

Анализ региональных культур на территории России достаточно широко представлен в работах А.Щапова, П.Словцова, Н.Ядрищева, Ф.Болонева, Ф.Теннис, РМ. Межевич, Е.Горяченко. Основополагающие принципы исследования социальных аспектов развития российского образовательного пространства, способствующие осмыслению характера его воздействия на функционирование общества и трансформацию основополагающих сфер его жизнедеятельности, изложены в работах Г.Е.Зборовского, Е.Г.Пугачева, К.Н.Соловьенко, М.П.Концевой, М.Е.Баскакова и др. Процессы и механизмы социальной адаптации молодежи в современных условиях, состояние духовно–культурной сферы молодежного досуга анализируются в работах А.С.Запесоцкого, А.Г.Здравомыслова, С.Н.Иконниковой, В.Т.Лисовского, А.П.Маркова, З.В.Сикевич. Педагогические аспекты проблемы косвенно нашли выражение в исследовании условий социализации и инкультурации на различных этапах развития личности, выявлении форм и методов оптимизации воспитательного процесса, характеристике социально-профилактических аспектов работы в молодежной и подростковой среде, обосновании условий реализации воспитательного потенциала досуга (М.А.Ариарский, С.Г.Вершловский, Т.Г.Киселева, А.Д.Жарков, И.А.Новикова, В.Я.Суртаев, Ю.А.Стрельцов, А.А.Сукало, В.Е.Триодин, Б.А.Титов). Методология и практика молодежной социально-культурной политики всесторонне исследовались Г.М.Бирженюком, Т.М.Дридзе, А.П.Марковым, Э.А.Орловой.

Таким образом, можно констатировать, что для решения заявленных задач имеются определенные теоретико-методологические предпосылки и солидная информационно-исследовательская база. Проведенные исследования позволили выявить общие закономерности личностной идентичности, обосновать значимость субъективных факторов в развитии социальных черт личности, раскрыть механизмы и возможности целенаправленного руководства этим процессом в сфере культурно-досуговой деятельности. Полученные в них результаты можно считать той теоретической и эмпирической базой, которая позволяет системно исследовать идентификационные ресурсы культурно–символического потенциала региона и разработать условия их реализации. В тоже время отсутствуют работы, исследующие данную проблему с учетом сегодняшней ситуации и изучающие влияние региональных факторов на формирование идентичности современной молодежи.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования:

1. Основным социально-культурным фактором и ресурсом идентичности является позитивный и привлекательный для молодежи «образ будущего», фиксирующий миссию поколения в истории региона и России; стимулирующий активные и конструктивные формы социальной, профессиональной и культурной инициативы, способствующий социально–культурному самоопределению молодежи в системе базовых жизненных координат (смысл жизни, духовно-нравственное основание основных социальных ролей).

2. Условиями обретения образа будущего выступают: а) расширение исторического самосознания молодежи посредством актуализации символов идентичности исторического прошлого России в целом и конкретного региона; б) утверждение в рамках общественной идеологии субъективно привлекательной для молодого поколения антропологической модели, выполняющей функции этического идеала.

3. Реализация идентификационного потенциала культуры предполагает актуализацию ее ресурсов путем целенаправленного совершенствования образования и досуга как основных социальных институтов, которые, с одной стороны, выступают каналами трансляции и развития духовного опыта, с другой стороны, функционально соответствуют потребностям индивидуального и социального развития личности, определяя совокупные институциональные возможности и условия социализации и самореализации человека.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»