WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 |

Однако врачи-терапевты РСП, работающие со взрослыми, применяют эту технологию реже. Врачи-терапевты (100 %) бюджетных отделений пользуются в своей практике только композитами химического отвердения. В бюджетной стоматологии фотополимеры не используются. Финансовые средства, выделяемые из ФОМСа, не рассчитаны на приобретение светополимеризаторов и светополимеризирующих материалов.

На применение виниров в своей практике не указали респонденты обеих групп. Профилактическая технология – герметизация фиссур – не находит широкого применения как в коммерческих учреждениях, так и в РСП. В коммерческих учреждениях эту технологию применяют 30,76 % врачей. Однако только 4,9 % врачей-терапевтов, работающих в РСП, применяют эту технологию. Такая же ситуация прослеживается с шинированием зубов стекловолокном, использованием апекслокатора, химическим отбеливанием и очисткой зубов ультразвуком.

Врачи-респонденты как коммерческих, так и государственных учреждений апекслокаторами не пользуются. Химическое отбеливание и очистку зубов ультразвуком проводят 23,07 % респондентов коммерческих учреждений и 10,25 % госучреждений.

В РСП химическое отбеливание не проводится. Только 2,27 % врачей-респондентов указали, что используют в своей практике ультразвук.

Исследование применяемости новых технологий в практике ортопедов выявило следующее. Непрямое изготовление виниров, вкладок не применяется ни в одной из групп, несмотря на их востребованность. Внутриканальные стекловолоконные штифты используют лишь 5,12% врачей-респондентов коммерческих учреждений. В РСП эти технологии не используются. Безметалловой керамикой занимаются только 5,12% опрошенных врачей 1 группы. Самой известной оказалась металлокерамика. Ее применяют в коммерческих учреждениях 20,05 %, а в РСП – 8,19 % врачей. Полученные данные о количестве врачей, знакомых с новыми технологиями, по некоторым показателям кажутся значительными, но это не означает, что новые технологии практикуются этими врачами. Изучение частоты применения новых технологий выявило менее оптимистическую картину. Систематически их применяют врачи коммерческих учреждений и платных отделений РСП, а врачи бюджетных отделений их вообще не применяют.

Таким образом, в рыночных условиях хозяйствования организация маркетинговых исследований в стоматологии создаст объективные предпосылки для внедрения экономических методов в практику СУ и производителей стоматологических товаров, стимулирующих их деловую активность и эффективное функционирование. В результате появится возможность усилить конкурентные отношения в стоматологической отрасли, что приведет к повышению качества оказываемых услуг, стоматологических материалов и изделий профильного назначения.

Выводы

1. Структура стоматологической службы Республики Дагестан представлена государственными, муниципальными (59,9 %) и частными организациями (40,1 %). Средняя мощность государственных ЛПУ более чем в 4 – 5 раз превышает мощность частных ЛПУ(p<0,01).

2. Социологическим анализом констатирована тенденция преимущественного ухудшения уровня стоматологического здоровья у населения Республики Дагестан, проживающего как в равнинных (57,09 %), так и в горных районах (56,35 %); улучшение достигнуто лишь у 14,23 % и 21,20 % респондентов (p<0,05). Стоматологической помощью охвачено не более 82,17 % жителей равнинных районов и 65,90 % - горных районов республики, в том числе стоматологической ортопедической помощью - соответственно 43,71 % и 46,56 %.

3. Доказано определяющее влияние уровня доходов респондентов в формировании спроса на стоматологические услуги в регионе (в современных социально-экономических условиях). При этом подавляющее большинство респондентов как равнинных, так и горных районов оценивают свой доход как низкий (в среднем 65,16 %). В целом полученные данные не соответствуют ситуации, сложившейся в стране.

4. Подавляющая часть респондентов равнинных районов (42,42 %) оценивает работу врачей-ортопедов на «хорошо» (42,30 % терапевтов). Примерно аналогичны оценки респондентов горных районов – 45,70 % ортопедов, 34,26 % терапевтов.

5. Произведено ранжирование ресурсно-мотивационного обеспечения уровня качества оказываемой стоматологической помощи в Республике Дагестан. Доказано влияние основной причины - низкого материально-технического обеспечения стоматологических учреждений (p<0,05).

6. Обращаемость в государственные и муниципальные стоматологические учреждения г. Махачкалы в основном представлена лицами в возрасте 60 лет и старше (77,78 %), доля лиц более молодого возраста составляет: 40 – 49 лет – 38,78 % и 50 – 59 лет – 71,11 %. Наименьший удельный вес имеют возрастные группы младше 40 лет: 36,08 % – 20 – 29 лет и 21,28 % – в 30 – 39 лет. Вектор обращаемости в частные ЛПУ смещён в сторону более молодого возраста (p<0,05): 30 – 39 лет (78,72 %) 20 – 29 лет (64,00 %) и 40 – 49 лет (61,22 %).

7. Наивысший уровень доходов среди обратившихся в государственные ЛПУ имели респонденты возрастной группы 30 – 39 лет (21,73 %). Доля среди опрошенных респондентов с высоким доходом составила всего 9,59 %. В частные ЛПУ обратились 32,00 %, т.е. в 3 раза больше (p<0,01).

8. Имея низкий доход, значительная часть населения (18,56 %) высказывается за целесообразность наличия платных услуг. Независимо от форм собственности организации они согласны инвестировать личные средства на получение стоматологической помощи, видя в этом залог повышения её качества.

9. Ведущим фактором мотивации обращаемости вне зависимости от типа стоматологического учреждения является высокое качество оказываемой в нем стоматологической помощи (свыше 70 % респондентов), причем это и не зависит от климато-географических особенностей или иных факторов (p<0,05).

10. Основными конкурентными силами, определяющими функционирование стоматологического рынка в современных социально-экономических условиях, являются: появление новых ЛПУ разных организационно-правовых форм, конкуренция среди функционирующих организаций, сила позиции потенциальных потребителей стоматологических услуг. Основной движущей силой формирования рынка оказания стоматологической помощи является демонополизация государственной стоматологической службы.

11. Предложенная математическая модель развития стоматологической службы позволяет проводить текущее и перспективное планирование объема стоматологической помощи, оценить эффективность и качество лечебно-профилактических мероприятий, обеспечивать обоснование корректив в текущие и перспективные планы развития стоматологической помощи. Установленные закономерности развития стоматологической заболеваемости, основные тенденции обращаемости населения региона и разработанная математическая модель потребности населения в стоматологической помощи дадут значительный экономический, медицинский и социальный эффект и могут быть использованы при планировании работы в другом регионе страны.

12. Дано научное обоснование эффективности методов ценообразования в стоматологии на региональном уровне, проведен анализ практического использования методик ценообразования в стоматологии.

13. Наиболее эффективным методом продвижения платных стоматологических услуг к потенциальным потребителям 71,0 % руководителей государственных стоматологических ЛПУ считают договорные отношения с юридическими лицами, минуя страховую медицинскую организацию. Непосредственная плата за медицинские услуги населению ОМС и ДМС как наиболее перспективная форма рассматривалась в 15,4 % и 13,6 % случаев соответственно.

14. Квалификационный анализ врачей-стоматологов показал, что в Дагестанской республиканской стоматологической поликлинике высшая категория имелась у 7,84 % врачей, первая – у 14,70 %, вторая – у 5,88 %, без категории было 68,62 % врачей. Подавляющее большинство врачей имеют стаж практической работы от 5 до 10 лет (45,15 %), доля врачей со стажем свыше 10 лет была 33,53 %.

  1. Экспертным путём доказано, что качество заполнения медицинской документации в основном определяется квалификационной категорией и стажем работы врача вне зависимости от врачебной специальности.
  2. В республике констатирована устойчивая тенденция понижения уровня юридической грамотности врачей-стоматологов, при этом подавляющее число респондентов (81,08 %) – это врачи с низкой юридической грамотностью.
  3. Кадровый менеджмент является одним из ключевых звеньев теории и практики управления стоматологией.
  4. Социологические исследования функционирования стоматологической службы позволяют достоверно определять пути и направления совершенствования деятельности стоматологических учреждений независимо от организационно-правовой формы.
  5. Технологическое переоснащение стоматологической службы в республике находится в прямой, а применение устаревшей технологии - в обратной зависимости от объема платности помощи в учреждениях. Новые технологии стали постоянной практикой только для 5,8 % врачей бюджетных стоматологических ЛПУ, 11,7 % врачей платного сектора РСП и 49,8 % врачей коммерческих структур.

Практические рекомендации

1. Периодически проводимые социологические исследования являются объективной формой оценки мнения населения о состоянии стоматологической службы в регионе и перспективах ее развития.

2. В целях осуществления правильной и целенаправленной маркетинговой политики и привлечения пациентов каждое стоматологическое учреждения вне зависимости от формы собственности должно проводить маркетинговые исследования по специально составленным программам.

3. Непременным элементом маркетинговой деятельности стоматологического учреждения является аналитическая оценка контингента населения, обращающегося в эти учреждения. Характеристика населения должна включать такие критерии, как возраст, пол, доход, социальное положение и другие параметры. Это позволяет составить полную картину контингента населения, обращающегося в стоматологические структуры, что помогает выработать критерии для развития услуг, соответствующих нуждаемости населения.

4. Маркетинговые исследования потребителей стоматологических услуг, их производителей и конкурентов должны преследовать цель выяснения комплекса позиций.

Характеристика производителей стоматологических услуг должна включать сведения об организации, оснащении оборудованием, укомплектованности кадрами, перечне предоставляемых услуг, применяемых технологиях, графике работ, ценовой политике, о контингенте пациентов. Важным элементом маркетинговых исследований является оценка контингента населения, обращающегося за лечебно-профилактической помощью в стоматологические организации.

5. Ценную информацию может дать оценка респондентами качества оказания стоматологической помощи в структурах с различной формой собственности. Выявленные случаи неудовлетворенности уровнем помощи могут служить показателями косвенной негативной оценки качества деятельности стоматологического учреждения.

6. Для расширения или создания базы пациентов в стоматологических структурах необходимо использовать технологии внутреннего и внешнего маркетинга. Технологии внешнего маркетинга применяются для привлечения пациентов в стоматологическое учреждение. Технология внутреннего маркетинга используется внутри организации, чтобы постоянные и новые пациенты оставались активными, а также чтобы они служили источником рекламы для данной организации. Следует помнить, что пациент – центр практики, что использование всех технологий нужно осуществлять исходя из нужд и ожиданий пациентов. Все члены трудового коллектива должны постоянно стремиться, чтобы каждый пациент был окружен заботой и вниманием и знал, что здесь ему действительно помогут.

7. Для оценки эффективности и качества лечебно-профилактических мероприятий, создания текущих и перспективных планов развития стоматологической помощи, внесения коррективов в них целесообразно пользоваться предложенной нами математической моделью развития стоматологической заболеваемости.

8. Для определения нуждаемости населения в различных видах зубных протезов рекомендуем использовать построенную нами гистограмму, позволяющую только по показателям количества отсутствующих и подлежащих удалению зубов определить нуждаемость населения в зубных протезах для любого региона страны.

9. При определении ценовой политики на стоматологические услуги необходимо учитывать факторы чувствительности пациентов к цене.

10. Анализ квалификационных характеристик врачей может служить косвенным показателем уровня и качества организации и управления стоматологическими учреждениями.

11. Руководителям стоматологических учреждений рекомендуется обращать внимание на качество заполнения медицинской документации врачами: это имеет важное значение при разрешении конфликтных ситуаций.

12. Наиболее надежным методом контроля качества работы врачей-стоматологов являются компьютерные учет и анализ, обеспечивающие оперативность и объективность.

  1. Достоверная зависимость модернизации стоматологии от вида финансирования может использоваться как дополнительное обоснование развертывания сектора платных услуг в составе государственных поликлиник. Достоверная зависимость модернизации стоматологии от вида финансирования может использоваться как дополнительное обоснование развертывания сектора платных услуг в составе государственных поликлиник.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»