WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 8 |

0

0,00

23

100

40–49

20

66,67

8

26,67

2

6,67

30

100

50–59

14

58,33

10

41,67

0

0,00

24

100

60 лет и старше

18

66,67

7

25,93

2

7,41

27

100

Всего (стандартизованный показатель)

80

65,10±1,00

37

30,98

±1,46

5

3,93

±1,82

122

100

Важно подчеркнуть, что своеобразная конкурентная борьба, существующая в настоящее время между государственными и частными структурами, прямо и косвенно способствует повышению качества оказываемой населению стоматологической помощи. Именно это является движущим фактором, который позволяет не только увеличить объемы оказываемой стоматологической помощи, но и повысить ее качество.

Таким образом, несмотря на существенные различия типов стоматологических учреждений, уровень и структура обращаемости в них населения различных возрастно-половых групп оказались практически идентичными. Из этого можно заключить, что в государственных стоматологических поликлиниках может быть такой же уровень оказания стоматологической помощи, как и в некоторых эксклюзивных, частных. Все это указывает на то, что, по-видимому, существуют некие общие закономерности в характере обращаемости за стоматологической помощью.

Повышение эффективности функционирования рынка стоматологических услуг. Интересы развития стоматологической службы, усиление требований к качеству ее услуг, сложность современных технологий лечения, постепенное и неуклонное вхождение в рынок требуют создания особо деликатного механизма конкуренции. Он должен сочетать в себе элементы общественной оценки экономической, социальной и нравственной значимости результатов деятельности стоматологических учреждений. Тем самым резко возрастает значение постоянного повышения эффективности их деятельности, независимо от формы собственности и вида хозяйствования. В этом видится огромный потенциал предпринимательства и усиления влияния стоматологии на здоровье нации.

С указанных позиций эффективность здравоохранения рассматривается в трех аспектах: медицинском, социальном и экономическом. Между ними существует определенная связь и взаимообусловленность. Первая отражает степень достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики, лечения и реабилитации с учетом критериев качества, адекватности и результативности. К ней очень близка социальная эффективность, характеризующая улучшение состояния здоровья части или всего населения (снижение заболеваемости, инвалидности и др.). Экономическая эффективность – это положительный вклад (прямой или косвенный), вносимый здравоохранением в рост производительности труда, развитие общественного производства, увеличение валового внутреннего продукта путем улучшения здоровья населения (рабочей силы). Она позволяет получить информацию о затрачиваемых средствах, что способствует определению нормативов финансирования здравоохранения и его отраслей.

Оценка эффективности функционирования рынка стоматологических услуг теоретически предполагает сопоставление полученных результатов с затратами. Существующая практика оценки эффективности основывается на следующих показателях: число пролеченных больных, снижение заболеваемости, рост качества и культуры стоматологического обслуживания. Получаемый при этом экономический эффект проявляется в рациональном расходовании используемых ресурсов. Тем самым для экономики стоматологических структур возрастает необходимость измерения прибыли, оценки рентабельности и эффективности использования финансовых средств. Однако методы решения подобных задач для медицины разработаны пока слабо.

В данном аспекте для оценки эффективности объема и качества лечебно-профилактических мероприятий, создания текущих и перспективных планов стоматологической помощи, внесения корректив в них, в диссертации разработана математическая модель развития стоматологической заболеваемости. Она построена таким образом, что позволяет вносить возникающие изменения в любой из ее разделов. Они касаются эффективности профилактики, новых методов лечения, протезирования, сроков службы пломб и других параметров, характерных для данной территории. Это могут быть данные, полученные на момент обследования, результаты внедрения новых методов профилактики и лечения и, что наиболее важно, данные перспективных планов развития стоматологической помощи (службы). Они позволяют получить результаты ожидаемых изменений экономической эффективности.

Другим важным моментом результативности функционирования стоматологической службы является способность охвата всех потенциальных пациентов с учетом изменяющихся потребностей в услугах. Это достигается путем определения уровня заболеваемости и интенсивности стоматологических заболеваний. На его основе проводятся расчеты по обеспеченности врачебными кадрами, обоснованию целесообразности и определения сроков проведения лечебно-профилактических мероприятий, объема различных видов стоматологической помощи (И.С. Филипчик, А.В. Алимский, А.В. Городенко и др.). Однако, до настоящего времени отсутствует методика определения потребности в том или ином виде стоматологической помощи, которая строилась бы не только на результатах изучения заболеваемости, но и учитывала состояние профилактики кариеса, доступность и качество проводимых санационных мероприятий.

С этих позиций для определения потребности региона в стоматологической помощи и установления факторов ее количественного изменения автором проведено обследование населения в возрасте от 12 до 60 лет и старше. Им было охвачено 2596 человек, из них 49,1% женщины, 50,9% мужчины.

Автором разработана методика текущего и перспективного планирования ортопедической помощи, являющейся одной из актуальнейших проблем современной стоматологии. Установлено, что при определении потребности в мостовидных протезах в период с 12 до 29 лет имеется прямая зависимость от возраста. В последующих возрастных группах (29 лет и старше) с увеличением возраста потребность в протезах уменьшается. Что же касается частичных и полных съемных протезов, то с 20 и до 59 лет и старше отмечена стойкая прямая зависимость, то есть с увеличением возраста повышается потребность в этих протезах, однако темп прироста нуждаемости в частичных протезах с возрастом уменьшается. Особенно это относится к потребностям населения в частичных съемных протезах.

С другой стороны, потребность в различных видах ортопедических стоматологических протезов определяется не столько возрастом, сколько количеством удаленных и подлежащих удалению зубов. Этот показатель зависит от КПУ1 и качества стоматологической помощи (Кл+П). Взаимозависимость этих показателей выражена в возрастном аспекте, т.к. важно определить заболеваемость для каждой возрастной группы. С учетом этого был проведен корреляционный и регрессионный анализ для каждой возрастной группы строго индивидуально. Его результаты по одной из возрастных групп приведены в таблице 9.

Таблица 9

Основные статистические показатели корреляционного

и регрессивного анализа в группе 5059 лет и старше

Показатели

Возраст

Возраст

КПУ

Ку+У%

Ку+У

Ку+У

Ку+У

КПУ

КПУ1

КПУ1

Кл +П%

НП

ЧСП

ПСП

Х

54,5

54,0

14,23

26,90

14,32

14,32

14,32

У

14,23

14,76

14,76

3,10

1,15

0,62

0,59

Gx

2,83

2,83

3,42

0,95

3,42

3,42

3,42

Gy

3,42

3,41

3,41

0,95

0,18

0,02

0,33

r

0,86

0,87

0,988

-0,999

-0,99

0,87

0,90

tr

3,98

4,09

27,43

130,21

10,51

4,76

4,83

mr

0,22

0,24

0,004

0,007

0,006

0,03

0,02

в

1,04

1,059

1,00

-1,000

-0,05

0,005

0,09

а

-42,45

-42,47

-0,53

100,00

1,87

0,55

-0,70

Установленная корреляционная связь между КПУ и КПУ1; Кл+П и Ку+У обусловила построение модели развития заболеваемости и потребности населения в различных видах зубных протезов. Она позволяет, исходя из взаимосвязи количества различных зубных протезов и численного значения показателя Ку+У, определять нуждаемость населения в ортопедической помощи. Вместе с тем модель построена таким образом, что позволяет вносить возникающие изменения в любой из ее разделов. Такие изменения касаются эффективности профилактики новых методов лечения и протезирования, сроков службы пломб и других параметров, характерных для данной территории. При этом с ее помощью становится возможным получить результаты ожидаемых изменений, необходимых для предварительной оценки лечебно-профилактической и экономической эффективности от их внедрения.

Схематически принцип действия предлагаемой математической модели наглядно представлен на рисунке 2. Она разработана на примере возрастной группы 20–29 лет с использованием коэффициентов регрессии стоматологической заболеваемости жителей обследованного региона.

I

-2,02+03х -1,08+03х

1,05+0,98х

II

100+ (-1,0х)

-0,01+0,48х 0,05+0,03х III

III

Рис.2. Математическая модель развития заболеваемости

и потребности населения в зубных протезах

х – возраст в годах; I – состояние профилактической работы; II – оценка качества лечебной работы; III – потребность в зубных протезах.

С помощью данной модели вполне возможно проследить все этапы развития стоматологической заболеваемости вплоть до образования дефектов зубного ряда, нуждающихся в замещении различными конструкциями ортопедических аппаратов, а также наметить ключевые этапы этого развития, воздействуя на которые можно улучшить состояние здоровья населения.

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»