WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 8 |

Глава 1. Функционирование и развитие рынка стоматологических услуг в условиях рыночных преобразований. Проведен анализ работ российских и зарубежных ученых, посвященных вопросам рыночных отношений, современного менеджмента и маркетинга в стоматологии. В процессе критического анализа выявлен ряд нерешенных задач стоматологического комплекса, оказавшихся вне поля зрения исследователей и послужившим основанием для исследования.

Глава 2. Материалы и методы собственных исследований.

В соответствии с целью и задачами настоящего исследования нами были разработаны план и программа исследования (схема 1).

Исследование проводилось на базе стоматологических учреждений государственной и негосударственной сферы, обслуживающих взрослое население Республики Дагестан. Оно проводилось в несколько этапов. Единицами наблюдения на каждом этапе были стоматологические организации с разной формой собственности, пациенты государственных и коммерческих стоматологических организаций, врачи-стоматологи. Необходимое число наблюдений определялось выборочным методом по общепринятым формулам.

На первом этапе проводилась оценка контингента населения Республики Дагестан, обращающегося за лечебно-профилактической помощью в стоматологические организации. Данный этап включал также оценку состояния органов полости рта обращающихся в государственные и негосударственные стоматологические организации. С этой целью нами были разработаны: «Анкета по изучению мнения респондентов относительно состояния своего стоматологического статуса и причин обращаемости и необращаемости за стоматологической помощью» и «Комбинированная карта для стоматологического исследования и определения нуждаемости в лечении». На данном этапе было изучено состояние стоматологического статуса, причина обращаемости за стоматологической помощью их возрастно-половой и социальный состав.

Оценка эпидемиологических показателей позволила детально определить стоматологический статус населения, обращающегося за стоматологической помощью в изучаемые структуры. При этом оценивались как показатели пораженности кариесом зубов (по распространенности и его интенсивности), так и показатели пораженности заболеваниями пародонта.

Изучалась структура показателей КПУ. На основании полученных данных рассчитывались показатели нуждаемости населения в амбулаторной стоматологической помощи.

Второй этап исследования касался изучения особенностей и главной мотивации обращаемости населения за стоматологической помощью в государственные и коммерческие стоматологические организации г. Махачкалы. Разработанная для этих целей «Анкета по изучению обращаемости населения за стоматологической помощью в государственные и коммерческие структуры» содержала следующие разделы: пол, возраст, социальное положение, уровень дохода, причины обращения в данное учреждение.

Важнейший раздел указанной анкеты был посвящен выяснению мотивационных предпосылок обращаемости респондентов за стоматологической помощью в государственную или коммерческую организацию. При этом давалось несколько вариантов ответов, а именно – высокое качество обслуживания, современное оборудование, высокая квалификация персонала, хороший сервис, отсутствие очередности. Заключительный раздел анкеты касался учета предложений респондентов по совершенствованию оказания стоматологической помощи в данном учреждении.

Всего было опрошено 235 респондентов в возрасте от 20–29 до 60 лет и старше, обратившихся за лечебно-профилактической помощью в государственные и коммерческие стоматологические организации. Численность обследованных отвечала минимальной численности, рекомендованной ВОЗ в эпидемиологических и социологических исследованиях.

Третий этап включал изучение и анализ финансовой стратегии, ценообразования государственной стоматологической организации. Основой получения информации послужили статистическая отчетность МЗ Республики Дагестан, годовые отчеты и др.

Данные отчетных форм позволили оценить результаты финансовой деятельности ГСО и проанализировать финансовые источники учреждения.

Четвертый этап посвящен анализу существующей сети стоматологических услуг учреждений и условий их деятельности. С целью статуса рынка стоматологических услуг, его географического сегмента были изучены итоги аккредитации стоматологических учреждений Республики Дагестан.

Последний – пятый этап, предусматривал разработку предложений по совершенствованию управления персоналом стоматологической организации.

В этой связи нами был проведен анализ врачебного состава по таким важным параметрам профессионального роста, как квалификационные категории и специализация. Особое внимание уделялось стажу практической работы врачей. Экспертной оценке подвергалось качество заполнения медицинской документации врачами всех специальностей государственного учреждения.

Особое внимание в работе уделялось позиций усовершенствования врачей. В частности, было подробно изучено отношение врачей к этому, частота и сроки повышения квалификации, потребности кадровой политики, возможные стимулы врача к этому и ряд других факторов.

Особое внимание уделялось изучению эффективности внедрения в практику современных перспективных лечебно-профилактических технологий. Основой получения информации послужили разработанные нами анкеты: «Анкета о применении инновационных технологий в своей практике врачами государственных стоматологических организаций», «Анкета о применении инновационных технологий в своей практике врачами коммерческих учреждений» и «Анкета о применении инновационных технологий в своей практике врачами горных и равнинных районов».

В процессе обработки и анализа материала использовались разнообразные статистические показатели: средние и относительные величины, ошибки средних, коэффициент ранговой корреляции, ошибки репрезентативности, критерии надежности и достоверности. Определение достоверности разности полученных показателей осуществлялось по критерию Стьюдента.

Глава 3. Становление и развитие стоматологической службы в России: исторический и институциональный аспекты

Определены место и роль стоматологии в системе охраны здоровья человека, дано аналитическое обобщение состояния и проблемы развития стоматологии в России, освещена организация стоматологической помощи в одном из ее регионов (Республике Дагестан).

Глава 4. Развитие форм собственности и становление рынка стоматологических товаров и услуг

Рассмотрены предпосылки перехода стоматологии к рыночным отношениям в ходе проводимых экономических реформ, сущность, специфика и структура рынка стоматологических услуг, выявлены закономерности его развития на современном этапе развития рыночной экономики и особенности функционирования в Республике Дагестан. Определено содержание предпринимательства и формы его проявления в стоматологии с учетом институциональных преобразований собственности, исследована проблема оптимизации соотношения частной и государственной форм предпринимательства на рынке стоматологических услуг.

Глава 5. Повышение эффективности функционирования рынка стоматологических услуг

Раскрыты теоретические основы оценки эффективности рынка стоматологических услуг через соотношение результатов и затрат, систематизированы факторы, влияющие на уровень издержек производства в стоматологии и цену услуг. Освещены проблемы управления ценообразованием на стоматологические услуги как одного из условий победы в конкурентной борьбе.

Глава 6. Развитие механизмов управления стоматологической организацией в рыночной экономике

Обоснованы основные направления совершенствования механизма управления стоматологической фирмой с позиции менеджмента и маркетинга, а также пути перехода к эффективной системе медицинского страхования. Определены концептуальные положения маркетинга, направленные на повышение эффективности управления стоматологическими организациями за счет улучшения качества медицинской помощи и доступности ее широким слоям населения.

СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

С целью анализа рынка стоматологических услуг, а именно географического сегмента, были изучены итоги аккредитации стоматологических учреждений. Установлено, что большинство стоматологических учреждений аккредитовано в равнинных районах – 402 (68,09%), 112 (21,91%) – в горных. К сожалению, в горных районах нет официально аккредитованных коммерческих медицинских служб.

Качество оказания услуг становится все более важным направлением изучения рынка стоматологических услуг, чему способствует расширение области применения социологического метода исследования. Он в определенной мере позволяет оценить качество стоматологического обслуживания путем опроса респондентов, т.е., образно говоря, глазами самих пациентов. Их мнение, по существу, создает имидж лечебного учреждения, что особенно актуально для конкуренции среди стоматологических организаций. Эффективность работы с пациентами должна оцениваться по результатам опроса, в ходе которого устанавливается видение пациентом качественных сторон оказываемых стоматологических услуг. Здесь прежде всего должны отражаться наличие или отсутствие дискомфорта и все параметры, характеризующие профессиональную деятельность врача-стоматолога: выявление проблемы пациента, учет его жалоб, объяснение и согласование содержания лечения, пояснение к сохранению эффекта лечения и др.

Проведенный в ходе социологического исследования опрос позволил автору дать оценку качества стоматологической помощи населению региона (табл. 1).

Таблица 1

Оценка респондентами равнинных районов качества
ортопедической стоматологической помощи в Республике Дагестан

Возраст

(в годах)

Оценка качества протезирования зубов

Всего

отлично

хорошо

неудовл.

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

20–29

3

18,75

9

56,25

4

25,00

16

100,00

30–39

3

8,57

20

57,14

12

34,29

35

100,00

40–49

2

4,55

14

31,82

28

63,64

44

100,00

50–59

1

1,72

23

39,66

34

58,62

58

100,00

60 лет и старше

4

7,84

19

37,25

28

54,90

51

100,00

Всего (стандартизованный показатель)

13

8,29

± 2,89

85

44,42

± 5,17

106

47,29

± 7,48

204

100,00

Как видно из данных таблицы 1, подавляющая часть респондентов равнинных районов (44,42%) считает результаты проведенного ортопедического лечения хорошими, неудовлетворительными – 43,29%.

Несколько отличаются оценки респондентов качества ранее оказанной им ортопедической помощи в лечебно-профилактических учреждениях горных районов (табл. 2).

Так, неудовлетворительные оценки дали 49,01% респондентов, хорошие – 45,75% и отличные – 5,24%.

Эти данные незначительно отличаются от оценок, которыми респонденты оценили качество оказанной ортопедической помощи в ЛПУ равнинных районов.

Оценка респондентами равнинных районов оказанной им терапевтической помощи распределена следующим образом (табл.3).

Как видим из данных таблицы 3, неудовлетворительные оценки дали 33,8% респондентов, хорошие – 42,30% и отличные – только 16,15% опрошенных респондентов.

Таблица 2

Оценка респондентами горных районов качества оказанной

им ортопедической стоматологической помощи ( % ответов; ±)

Возраст

(в годах)

Оценка качества протезирования зубов

Всего

отлично

хорошо

неудовл.

абс.

%

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»