WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |

Проведенный висследовании анализ показывает, чтоформирование правовых оснований для ввода ипребывания советских воинскихконтингентов на территориях Эстонии, Латвиии Литвы имело как схожие подходы к решениюэтих вопросов, так и определенные различия.Так, эстонское руководство советско-финляндскуювойну официально рассматривало каквынужденные действия со стороны СССР ипризнавало,что юридический статус советских базсоответствовал их нейтралитету, несмотряна их использование для ведения боевыхдействий, что по оценкам эстонского руководствавремени не являлось нарушением пакта между СССР иЭстонией, советские военныебазы на территории Эстонии был признанывнеземельными52.

Механизмы обеспеченияввода и пребывания советских войск натерриториигосударств Балтии обусловливалипрактическую реализацию подписанных в октябре 1939 г.пактов. Во-первых, предоставлениетерритории для советских баз наусловияхаренды было наиболее оптимальнымвариантом для решения проблемобустройства, содержания и обеспечениясоветских баз на их территории. Во-вторых,обеспечивалась заказами экономикауказанных государств, что способствовало созданиюдополнительных рабочих мест. Кроме того, государства Балтииполучили в1939 г. дополнительные рынки сбыта и доступ кисточникам природных ресурсов, а такжевозможность транзита своих товаров черезтерриторию СССР, т.к. прежние были нарушены начавшейсяв Европевойной, что давало им возможность избежатьрезкого ухудшения внутриполитической иэкономической ситуации. Так, увеличениетоварообмена между Советским Союзом иЭстонией в 4,5 раза позволило последнейподнять уровень ВВП к лету 1940 года на самыйвысокий уровень в ее довоенной истории.

Автор констатирует,что процессы выработкиправовых оснований для ввода и пребываниясоветских воинских контингентов натерритории стран Восточной Балтии осуществлялись в соответствии сюридическими нормамизаконодательства стран пребывания советских воинскихконтингентов, превалировавшими приформировании содержаниясоответствующих договоров и соглашений.

В третьем параграфе«Мероприятия пообеспечению ввода и пребывания советскоговоинского контингента на территории Эстонии,Латвии и Литвы» проанализировав документы иматериалы, диссертант заключает, чтоисходя из осознанияперспективы военного столкновения сГерманией в ближайшей перспективе, советскоеруководство вводом ограниченного оговоренных договорами количеством войск (сил)на территорию Прибалтийских государствпреследовало главную цель – защиту этих государств отвозможной агрессии со стороныГермании.

В работе отмечается,что в период октября 1939 г.– июля 1940 г.сторонами в основном был выработанмеханизм системы совместного контроля надвыполнениемдостигнутых сторонами договорныхположений и разрешения спорных вопросов, механизмовпозволяющих разрешать различные проблемы,не включенные в подписанные договора и соглашения.

В работе впервыеподробно исследовано содержаниепрактической стороны проводимыхмероприятий сторонами по обеспечениюввода и пребываниясоветскихвоинских контингентов на территорииЭстонии, Латвии и Литвы, многогранность ихсодержания, варианты решения возникавших всвязи с этим проблем.

Исследование выявило, что именнопрактическая сторона обеспеченияпребываниясоветских воинских контингентов натерритории Эстонии, Латвии и Литвывызывала набольшие затруднения, чтопотребовало в дальнейшем участия для еереализации участия помимо военныхведомств координации усилий и другихведомствсторон.

В исследование установлено, чтосозданные механизмы обеспечения ввода и пребываниясоветских войск (сил) на территорииПрибалтийских республик, в основном,сформировали условия для военногосотрудничества сторон, практическуюреализацию пактов с Эстонией и Латвией и договора сЛитвой.

В конце главы авторотмечает, что анализподготовки и проведения основных мероприятий пообеспечению ввода и пребывания советскихвоинских контингентов на территории Эстонии,Латвии и Литвы свидетельствует опринципиальном стремлении советской стороны уважатьсуверенные права и учитыватьэкономические интересы Прибалтийских государств.Различия в подходах сторон присогласовании хозяйственных соглашениймежду ними были обусловлены различиемэкономических систем и принципов, которымиони при этом руководствовались.

Четвертая глава: «Отношениякомандования советских войск (сил) вгосударствах Прибалтики с местнымивластями и населением». В главе раскрытоформирование правовых основвзаимоотношений советских войск (сил) сместными властями и населением. Основноевнимание уделено исследованию характеравзаимоотношений сторон.

В первом параграфе«Правовые основывзаимоотношения советских войск (сил) сместными властями и населением» раскрыто формирование правовыхосноввзаимоотношений советских войск (сил) сместными властями и населением.

Основополагающимидокументами, устанавливающими правовыеосновы взаимоотношения советских войск(сил) с местными властями и населениемявились пакты о взаимопомощи между СССР иПрибалтийскими республиками, соглашениямежду командованием Красной Армии,советского Военно-Морского флота икомандованиями вооруженных сил Эстонии,Латвии и правительством Литвы.

В развитиеподписанных договоров и соглашений, 25октября 1939 г. были изданы аналогичные посодержанию приказы №№ 0162, 0163 и 0164 Народного комиссара обороны СССР «О поведении личного состававоинских частей Красной Армии…»53, регламентирующиедеятельность командования и поведенияличногосостава воинских частей65-го Особого стрелковогокорпуса (ОСК), 2-го ОСК и 16-го ОСК,дислоцировавшихся на территории Эстонии,Латвии и Литвы, соответственно.

В приказах НКОподчеркивалось, что личныйсостав корпусов долженвыполнятьпоставленные перед нимизадачипри полном соблюдении имивсех пунктов пактов и договора междуСССР и Эстонией, Латвией иЛитвой.

На командованиекорпусов была возложена персональнаяответственность за выполнение подписанныхпактов о взаимопомощи, исключив при этом увсего личного состава настроения о«советизации» Прибалтийскихгосударств и попыткивести«коммунистическую пропаганду», какпротиворечащие политике советскогоруководства. Подобные настроения приказытребовали пресекать самым беспощаднымобразом.

Приказами такжекатегорическизапрещалиськакие-либо контакты для всех категорийвоеннослужащих с представителямиорганизаций, а также устройство совместных собраний,концертов, приемов и т. д. Запрещалосьдопускать вмешательство во внутренние и общественные дела Прибалтийских государств.

Указывалось, чтодля местного населенияначальствующий и рядовой состав советскихчастей должен быть образцоморганизованности и культуры поведения, были определены дополнительныемеры контроля за личным составом. Приказами были определенытребования о необходимости изученияместных условий и правил поведения.

Требования приказовНКО личному составу систематическиразъяснялись в ходе командирских занятий иполитической учебыкрасноармейцев.

Автором отмечаетсячто, правовые основывзаимоотношения советских войск (сил) сместными властями и населениемформировались в соответствии стребованиями приказов к личному составукорпусов, что в значительной степениспособствовало установлению и поддержанию,в основном, бесконфликтныхвзаимоотношений с местными властями игражданами Эстонии, Латвии и Литвы.

Во втором параграфе«Характер взаимоотношенийсторон после ввода группировки войск (сил)до лета 1940 г» диссертант отмечает, среди историков оценка вопросао выполнении договоров вызываетразногласия. Большинство авторов отмечает, что,несмотря на определенные трения, стороны вцелом соблюдали условия договоров54.

Исключение составлялилишь эпизоды, вызванные непреднамереннодопущеннымив период советско-финляндской войнынарушениями со стороны авиации ВМФ СССР безопасностиграждан и объектов (известны факты 11бомбардировок и сброса 71 авиабомбы, случаиобстрела эстонских самолетов), которыепривели кухудшению отношений со стороны властей ичасти местного населения Эстонии квоеннослужащим и другим советскимгражданам. Здесь следует отметить, чторуководствоСССР достаточно жестко реагировало наподобные случаи и привлекало виновных кответственности.

Однако, анализ документов показывает, чтоотношения сторон носили далеко не идиллическийхарактер. При выполнениидоговоров о взаимопомощи перед сторонами возникаливсе новые и новые проблемы, для решениякоторых с ноября 1939 г. по май 1940 г. неоднократновелись переговоры на разном уровне и былизаключенысоглашения, конкретизирующие отдельные стороныпактов.

Решения Прибалтийских стран о размещении советских военных баздекларировалась как политика,рассчитанная на время войны. Более того,допускались откровенные высказывания о том, чтопосле разгрома Германии Англией и Францией неизбежнавойна их с СССР55.

Строго придерживаясьсвоей линии на полное невмешательство вовнутренниедела Эстонии, Латвии и Литвы, советскоеруководство внимательно следило заситуацией вЕвропе и Прибалтике. Советскиепредставители на местах отмечали, что Прибалтийскиестраны, формально выполняя договоры,стремились нажиться на поставках советскимвойскам необходимых товаров и услуг.Власти Прибалтийских стран стремились свести кминимуму контакты советскихвоеннослужащих с местным населением.Угроза вмешательства Англии и Франции всоветско-финскую войну подогревала вправящих кругах стран Прибалтикинастроения,направленные на освобождение отзаключенных с СССР договоров.

В этой связи эстонскоеправительство допускало нарушениеположений договора о взаимопомощи, в том числеформирование на территории Эстонии отрядовдобровольцев и ведение вербовкидобровольцев для участия в боевыхдействиях на стороне Финляндии противСССР. Советское руководство такжеучитывало, что Англия и Франция в ходесоветско-финляндской войны, несмотря навойну с Германией, стремились привлечь кучастию в подготавливаемых ими боевыхдействияхпротив СССР Прибалтийские государства, аГермания, в свою очередь, предпринимала меры поразвитию с последними военно-политическихотношений.

Как показываютрезультаты исследования, в периодсоветско-финляндской войны в Эстонии,Латвии и Литве некоторыми кругамиподогревались настроения направленныепротив советских войск: «…СоветскаяАрмия не стоит ничего, и только зря о ней славураспускают …»56. Стереотипы негативного образасоветского военнослужащего формировались и вруководящих документах армий этих стран, в частности латвийской57.

Анализ документовприводит к выводу, что к лету 1940 г.обстановка в районах строительства советских баз вЭстонии, Латвии и Литве стала обостряться, что выражалось не только впроблемах самого хода их строительства, а вконкретных провокациях со стороны силовыхведомств Прибалтийских государств58. Такое положение советская сторонарасценивала как «как подготовку нападенияна наши воинские части»59. К такимоценкам вело и то, что командование Прибалтийских армий не проявлялоособого желания приобретать советскую военнуютехнику на льготных условиях, что былооговорено договорами активности, как отмечалось попричине того, что «Видимо,зависимость их армии от советской военнойтехники имне по душе»60.

Автор приходит квыводу, что развитие отношений сторон впериод послеввода советских войск осенью 1939 г. до вводасоветских войск летом 1940 г. в наибольшей степениотражают все сложности того периода иносили неоднозначный характер.

В параграфе третьем«Развитие взаимоотношенийсторон после ввода советских войск (сил)летом 1940 г.»диссертатом отмечается, что быстрая победаГермании на Западе Европы несоответствовала ожидаемым политическимпрогнозам.Советское руководство вынуждено былорезко менять политический курс. К этому побуждалитакже действия эстонского руководства,которое с мая 1940 г. стало прибегать клозунгам, призывающим население быть вготовности соружием в руках защитить свое государство,держа при этом курс на сближение с Германией.Латвийское руководство принимало активныемеры по проведению мероприятий мобилизационногохарактера, выразившиеся в подготовкевоеннообученного резерва и накопленияматериально-технических средств. Позициялитовскогоруководства приняла характерпокровительства провокационных действийсиловых ведомств и представителейэкономических кругов, направленных назатруднениевыполнения задач, обусловленных договором,советским воинским контингентом.

Эти обстоятельствапобудили правительство Советского Союза виюне 1940 г. предъявить правительствамЛатвии, Литвы и Эстонии требованияобеспечить выполнение договора овзаимопомощи с Советским Союзом.

При вводе советскихвойск на территорию Прибалтийскихреспублик виюне 1940 г. местное население в основномлояльно относилось к советскимвоеннослужащим, местные власти не чинилиникаких препятствий и внешне стремилисьподдерживать порядок и спокойствие. Всвою очередь, в развивающиесявнутриполитические события в государствахБалтии советскому командованию было запрещеновмешиваться. Однако имелись случаиобстрела, например, со стороны эстонскихвоенныхсоветских воинских формирований, что в своюочередь повлияло на действия последних.

После вводаконтингентов советских войск в июне 1940 г., впредвидении будущей войны, было принято решение осоздании Прибалтийского военного округа ипередислокации в Таллинштаба КБФ.

В Прибалтикесоздавалась сосредотачивающимся вВосточной Пруссии и оккупированнойПольше войскам Германии паритетнаягруппировка Красной Армии. Незамерзающиепорты обеспечивали действия флота наБалтике круглый год. В случае войныБалтийский флот получал возможностьпроводить крейсерские операции,организовывать рейды подводных лодок,осуществлять минирование акваторииБалтийскогоморя у берегов Восточной Пруссии иПомерании, блокировать доставку в Германиюжелезной руды из Швеции. Прибалтийскиеаэродромы позволяли советской авиациинаносить удары по территории Германии.Именно с них были нанесены первыевоздушные удары по Берлину в августе 1941 г.

Результаты работыпоказывают, что характер взаимоотношенийсторон с октября 1939 г. до июля 1940 г.обусловливался развитиемвоенно-политической ситуации в Европе истремлением правящих кругов Эстонии,Латвии и Литвы минимизировать политическое влияние СССР, но приэтом сохранить те экономическиепреимущества, которые они получили приподписании договоров в сентябре–октябре 1939 г. Висследовании выявлено, что надеждыруководства Прибалтийских государств, приусловии сохранения ими нейтралитета,обеспечить свои экономические интересы засчет поставок воюющим сторонам неоправдались.

Пятая глава «Особенностидеятельности советского воинскогоконтингентана территории Эстонии, Латвии и Литвы до ихвхождения с состав СССР». В главе проведен анализпроблем организации и обеспеченияразмещения советского воинского контингентана территории Прибалтийских республик впунктах дислокации и местах базированияфлота; развития военной инфраструктуры;организации повседневной жизни и деятельностисоветских войск; организация и основноесодержаниеподготовки войск.

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»