WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 8 |

Советский Союз, в своюочередь, проводя прагматичныйвнешнеполитический курс, 28 сентября 1939 г. в Москве,подписал договор с Германией,устанавливающий западную границуСоветского государства примерно на такназываемой «линии Керзона». Достигнутыеусловия советско-германского пакта оненападении были главной стратегическойцелью советского руководства. Еесодержание, направленноена упрочение безопасностистраны, состояло ввыдвижении западных рубежей страны на200—400км.

Автор заключает, чтонепосредственно нагеополитическую ситуацию в Балтийском регионе,накануне Второй мировой войны, оказываливлияние отношения между Англией и Францией сГерманией, с одной стороны, СССР иГерманией, с другой, и стретьей, –Англии и Франции с СССР. Для СоветскогоСоюза в то время наиболее важным являлосьвыяснение вопроса, по какому пути пойдетразвитие отношений между странами Балтии состранами Запада и странами «Оси», возможность ихвовлечения в сферу влияния того или иноговоенно-политического блока. Автор отмечает, что Советский Союзстоял перед выбором: с какимвоенным блоком в обозримой перспективе емупришлось бы вступить в вооруженноестолкновение.

В параграфевтором «Решение проблем национальнойбезопасности руководством Эстонии, Латвиии Литвы» исследованы походы и деятельностьруководства этих государств по решениюпроблем национальной безопасности.

Дальнейшее эскалацияполитического кризиса в 1938 г. в Европе,ослаблениеавторитета Лиги Наций, выразившеесяподписанием Мюнхенского договора,обеспечилиреализацию дальнейших экспансионистскихпланов Германии и Италии. Автор отмечает, что в этих условияхзаявленная Прибалтийскимигосударствами «политика нейтралитета» былаобусловлена несколькимиобстоятельствами.

В связи с тем, чтоГермания покинула Лигу Наций, а СоветскийСоюз вступил в Лигу Наций, для Балтийскихгосударств создавалась совершенно новаяситуация. Сточки зрения их правительств это неупрочивало стабильность внешнеполитическогоположения Латвии и Эстонии, а вносилоэлемент нестабильности, неопределенности.Например, в случае объявления ЛигойНацийГермании государством-агрессором, подпредлогом выполнения санкций СоветскийСоюз смог бы использовать их гавани и аэродромы, импришлось быпредоставить Советскому Союзу правопрохода его войск через территорииБалтийских государств.

Власти Эстонии, Латвиии Литвы исходили из того, что послепоражения агрессора советские вооруженныесилы могут отказаться покинуть территорииих государств. Вместе с тем,политические круги Эстонии, Латвии и Литвыне верили ввозможность проведения военных операцийВеликобританией и Францией на Балтийском море с цельюих защиты от германского вторжения. Точнотак же ими не могли игнорироватьсяэкономические и политические аспектыситуации, поскольку внешнеторговый факториграл для экономик этих государств решающеезначение.Поэтому предложенный комплекспредписанных Лигой Нацийсанкций мог создатьзначительные трудности в экономическойжизни этих государств.

Исследованиепоказывает, что сформировавшаяся подвоздействием Германии и Польши Прибалтийскимигосударствами позиция «политикинейтралитета» (заявленная ими в сентябре 1939 г.), помнению советского руководства, означалачто Эстония,Латвия и Литва (имевшая на тот период своиособые внешнеполитические проблемы:Вильно и Виленская область – с Польшей;Клайпеда (Мемель) – с Германией) не собирались использоватьэкономические и военные санкции противагрессора ибыли готовы отвергнуть любую попыткуКрасной Армии пройти через их территории.Вместе с тем в Москве рассматривалинейтралитет Балтийских государств какполностью иллюзорный исоответствующий целям только стран – агрессоров. Советскоеруководство считало, что рано или поздноБалтийские государства окажутся в сферевлияния одной из Великих держав.

Такие оценки вытекалииз логики позиции руководства Германии,считавшего,что в случае оказания Советским Союзомвоенной помощи Чехословакии Балтийские государствадолжны были защитить Польшу и Германию наих восточных границах. Последняя в этих целяхпредусматривала возможность оказаниявоенной помощи Эстонии и Финляндии в ихусилиях предотвратить проход советскихвойск через их территории изаявляла, что в рамках нового подхода в отношении кБалтийскимгосударствам – любая защита их нейтралитетабудет невозможной без поддержки Рейха.При этом подчеркивалось, что Рейх сталдостаточно сильным, чтобы защититьБалтийские государства от нападенияСоветского Союза, т.е. Германия реальнорассматривала возможность протекторатанад Прибалтийскими государствами.

Следует отметить что,предпринимая попытки по решению проблембезопасности, Эстония, Латвия и Литвастремились использовать различныеинструменты. Поэтому решение отказаться отпропуска через свои территории войскадругих государств, с их точки зрения, должнобыло обеспечить им нейтралитет и тем самымне быть вовлеченными в военный конфликт,развивающийся в Европе. Поэтому преобразование статьи 16устава Лиги Наций в дополнительное правиломогло рассматриваться, как желание Балтийскихгосударств усилить безопасность их стран.С другой стороны, принимая во вниманиевзаимныеотношения стран Балтии, их отношения сГерманией и Советским Союзом, применениена практике положений статьи 16 к ним как кгосударствам-членам Лиги Наций (по мнениюруководства Эстонии, Латвии и Литвы) былонежелательным, т.к. не гарантировали ихбезопасность.

Вместе с тем, отказстран Балтии от участия в системеколлективной безопасности в Европе также во многом повлиял на дальнейший ходсобытий –развязывание Второй мировой войны.Очевидно, что реализацияположений статьи 16 не была бы болееопасной, чем отказ от их соблюдения. В целом, ЛигаНаций, независимо от ее многих недостатков,препятствовала Великим державамустанавливать исключительныедвусторонние и зависимые от них отношенияс малымигосударствами. В то же время ослаблениепозиций Лиги Наций вызвало охлаждение иувядание отношений между Балтийскимигосударствами, обусловленноесамостоятельными поисками гарантовзаявленногоими нейтралитета среди Великих держав.Автор отмечает, что Эстония, по сути, ввоенно-политическом отношении встала вфарватер внешней политики Германии. Литваи Латвия, имевшие свои особенности вотношениях с Германией, так же переходили в сферу еевлияния.

В целом, развалсистемы коллективной безопасности, отходот принципов мирного сосуществования,декларированных Лигой Наций, оставилиигроками на политической арене только Великиедержавы.

Автор отмечает, чтовозможности решенияпроблем национальной безопасности руководствомЭстонии, Латвии и Литвы были ограниченыследующими факторами: военным потенциаломуказанных государств, а также нежеланиемЗападныхгосударств рассматривать их на уровнеполноценных субъектов международныхотношений.

В третьем параграфе «Планы советского руководства поприменению вооруженных сил в зависимостиот вариантов развития военно-политическойобстановки в Европе» проводится анализ планов советского руководства поприменениювооруженных сил, в зависимости отвариантов развития военно-политическойобстановки вБалтийском регионе.

Автор указывает, чтоздесь на первый планвыступал рядусловий, оказавших влияние на военные иполитические решения советскогогосударства относительно Балтийского региона, истран Балтии. Прогноз развитиявоенно-политической обстановки показывал,что в случае возникновения войны основные операции сухопутныхвойск и сил флота при таком развитиисобытий стали бы осуществляться на южнойчасти побережья Финского залива, т.е. наэстонском направлении, чтообусловливало возрастание роли флота.

Советское руководствоучитывало, что Англия и Франция, несмотря на войну сГерманией стремились привлечь к участию вподготавливаемых ими боевых действиях против СССРПрибалтийские государства51. В рамкахсовместного военного сотрудничества финныи эстонцы готовились совместно использоватьИмперскую Российскую систему зашиты,которая была создана в начале XX столетия длязащитыСанкт-Петербурга от вражескоговоенно-морского нападения, чтобывоспрепятствовать действиям советскогофлота с востока, не допустить его прорыва вБалтийскоеморе и Ботнику.

С учетомвышеперечисленного, советскоеруководство было вынужденопотребовать правительства Эстонии, Латвии иЛитвы вступить в переговоры с советской стороной. 28сентября первым подписало пакт о взаимопомощи с СССР правительство Эстонии, затем 5 октября– Латвия, а 10октября, договор –Литва. По этим договорам Советский Союзобязался оказывать им военную помощь вслучае нападения на них любой державы. С этойцелью он получил право разместить на ихтерриториисвои войска, создать морские и воздушныебазы. Со своей стороны и Прибалтийскиегосударства обязались оказать помощь СССРв случае нападения на него любойевропейской державы через их территорию, атакже со стороны Балтийского моря.

Предпринятые шаги позволяли непосредственно на балтийскомнаправлении выдвинуть далеко на запад, запределы СССР, советские передовые военныебазыдля подготовки к отражению неминуемой агрессии.

Автор констатирует,что подписанием договоров сЭстонией, Латвией и Литвой была устраненавозможность создания на территорияхПрибалтики и Польши марионеточныхгосударств под эгидой Германии. Для СССРэто предоставило возможность создания на территорииЭстонии военных баз, которые стратегическидоминировали в Рижском и Финскомзаливах и обеспечивали осуществлениеконтроля надБотническим заливом, создавало условия дляподдержания баланса сил между флотами СССРи Германии.

Третья глава – «Военноесотрудничество СССР с Эстонией, Латвией иЛитвой»посвящена анализу факторов, обусловившихввод и пребывание советских войск (сил) натерритории Прибалтийских государств;формированию правовых оснований для вводаи пребывания советского воинскогоконтингента на территории стран Восточной Балтии;мероприятий по обеспечению ввода ипребывания советского воинского контингента натерриторииЭстонии, Латвии и Литвы.

В первом параграфе«Факторы, обусловившие вводи пребывание советских войск на территории Эстонии,Латвии и Литвы» автор констатирует, чтосреди факторов,обусловивших ввод советских воинскихконтингентов на территории Эстонии,Латвии и Литвы, особое значение имелоизменение внешнеполитического курса СССРсвязанного с укреплением его безопасностии предвидения войны в Европе знаковым проявлениемкоторого стало подписание 23 августа 1939 г.договора оненападении между Советским Союзом иГерманией.

Вместе с тем,вероятность агрессии с запада нарастала.Молчаливое согласие Лондона и Парижа подталкивалоГерманию на оккупацию Прибалтики. Ранее втечение рядалет предпринимавшиеся советской сторонойусилия по созданию системы коллективнойбезопасности не принесли результата в силузанятой правительствами Англии и Франции позиции.

Создание военных баз на территориикаждого из государств Балтии имело своихарактерные черты. Так, советские военныебазы на территории Эстонии был признанывнеземельными. Здесь следует отметить, чтоэстонское руководство советско-финляндскуювойну официально рассматривало каквынужденные действия со стороны СССР ипризнавало, что юридический статус советских базсоответствовал их нейтралитету, несмотряна их использование для ведения боевыхдействий. Поэтому применение советских ВМФ иВВС с баз, расположенных на территорииЭстонии, входе советско-финляндской войны по оценкамэстонского руководства того времени неявлялось нарушением Договора между СССРи Эстонией.

Анализ подписанных всентябре–октябре 1939 г. пактов с Эстонией,Латвией идоговора с Литвой показывает, что они всвоей основе сформировали механизмыобеспеченияввода и пребывания советских войск (сил) натерритории государств Балтии иобусловливали практическую реализацию.Основой для их реализации являлись: во-первых,предоставление территории для советскихбаз на условиях аренды было наиболее оптимальнымвариантом для решения проблемобустройства, содержания и обеспечения советскихбаз на их территории; во-вторых,обеспечивалась заказами экономикаПрибалтийских государств, чтоспособствовало созданию дополнительныхрабочих мест, в-третьих– импортпродукции Эстонии, Латвии и Литвы получил сбыт вСоветском Союзе.

Заключение договоровс СССР, позволило государствам Балтии небыть втянутыми на данном этапе в мировуювойну и поддерживать в равной степениотношения,как со странами Запада, так и с Германией.Диссертантом показано, что такое положениенаиболее полно соответствовало позициируководств Эстонии, Латвии и Литвы.

Диссертант, пополученным результатам исследованияконстатирует, что факторами,обусловившими ввод и пребывание советскихвоинских контингентов на территории Эстонии, Латвии иЛитвы являлись начавшаяся Втораямироваявойна, вызвавшая для СССР необходимость обеспечитьбезопасность Северо-Западного региона, отсутствиевозможностей у Прибалтийских государствсохранить свою независимость в случае агрессии сЗапада, в первую очередь Германии.

В параграфевтором «Формирование правовых основанийдля ввода и пребывания советских воинскихконтингентов на территории странВосточной Балтии» автором основноевнимание уделено анализу установленияправовых регламентацийпредшествующих вводу и пребываниюконтингентов советских войск (сил) натерритории Эстонии, Латвии и Литвы.

Диссертантомконстатируется, что основой для заключениядоговоров СССР сПрибалтийскими государствами составили мирныедоговоры 1920 г. и международным правовые нормытого времени.

В ходе исследованиябыла проанализирована деятельностьруководстваСССР, направленная на заключение договорово взаимопомощи с Эстонией, Латвией иЛитвой, предшествующих вводу и пребываниюсоветского воинского контингента натерритории этих государств.

Исследованиепоказывает, что переговорные процессы сруководством Прибалтийских государств носилисложный характер. Колебания позиций правительств Эстонии, Латвии и Литвы были обусловлены, в первуюочередь, их ориентацией на ранеезаключенные договоры с Германией.

В диссертациивыявлено, каким образом были сформированыправовые основы, которые соответствовалимеждународным правовым нормам тоговремени. Особое внимание в исследованииобращено на обеспечение сохранениясуверенныхправ Прибалтийских государств, в том числеэкономической системы и государственногоустройства. В работе проанализированыэтапы создания системы совместногоконтролясторонами над выполнением договорныхположений и разрешения спорныхвопросов.

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»