WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 |

На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Так, в пословицах и поговорках охвачены почти все области человеческих взаимоотношений. Они дают ценные сведения по многим важнейшим отраслям эмпирических знаний в области обучения и воспитания. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком.

В последующие эпохи, когда педагогические идеи воплощаются в трудовом, физическом, нравственном и эстетическом воспитании, проблема гендера приобретает разную степень остроты и проявляется во всем многообразии взаимодействия мужского и женского начала. Это находило свое отражение как в древних философских учениях, так и в наследии жырау, сказителей, поэтов и просветителей более поздних эпох.

Собственно гендерная проблематика в современном ее толковании находила свое решение в контексте женского образования, когда в Казахстане дважды вводится и отменяется (окончательно в 1954 году) раздельное обучение. С обретением независимости в процессе инновационных процессов, происходящих в отечественной педагогической науке и практике, исследуемая нами проблема проявляется в идее гендерно-чувствительного образования.

Анализ историко-педагогической литературы позволяет утверждать, что гендерная проблематика в педагогике определялась государственной политикой и идеологией в сфере женского образования в Казахстане на рубеже веков и первой половины XX века, которая характеризовалась:

  • шовинистической направленностью самодержавной власти царской России по отношению к национальным окраинам, когда обучение казашек в женских школах рассматривалось как одно из мощных средств их (национальных окраин) колонизации через проведение политики «обрусения»;
  • становлением оригинальной системы женского образования, основанной Ибраем Алтынсариным;
  • непродолжительностью функционирования женских ремесленных училищ для казашек;
  • политикой эмансипации и раскрепощения женщин, проводимой советским правительством, вследствие которой в 1954 году было окончательно отменено раздельное обучение мальчиков и девочек на территории Советского Союза, в том числе и Казахстана.

Эта картина практически неизменной оставалась вплоть до 90-х годов прошлого столетия.

Оживление в системе женского образования в Казахстане происходит в связи с приобретением суверенности и независимости. В 1993 году открыта казахская женская гимназия в г. Екибастуз Павлодарской области, в 1995 году в г. Семипалатинске открыта женская гимназия со смешанным языком обучения, в 1997 году открыта женская гимназия «Ирина» с русским языком обучения в г. Темиртау Карагандинской области.

В последнее время в связи с расширением международных связей в крупных городах Казахстана начали функционировать казахстано-турецкие лицеи для девушек.

Особое место и значение в реализации идей женского образования в Казахстане имеет Казахский государственный женский педагогический институт, открытый в 1944 году.

Ярким показателем актуализации гендерных разработок в научно-общественной жизни казахстанского общества является организация Института социальных и гендерных исследований, одним из направлений которых является изучение проблемы гендерно-чувствительной системы образования

Несмотря на фрагментарность и эпизодичность в своем проявлении, эта идея в истории педагогической практики Казахстана вылилась в своеобразную педагогическую систему. Но при этом наибольшую значимость приобретает не только и не столько наличие в прошлом такой системы, сколько присутствие в педагогической мысли самой идеи особого отношения к проблемам женского воспитания и образования. В общем виде генезис гендерных идей в педагогической мысли Казахстана представлен на рисунке 2.

Все выше сказанное подтверждает мысль о необходимости особого внимания к вопросам женского воспитания и образования.

В целом, современная гендерная система казахстанского общества формируется и находится под влиянием факторов исторического порядка: а) влияние особенностей гендерных отношений традиционного казахского общества; б) опыт и ценности советского типа эмансипации женщин; в) экспорт западного опыта и идей решения гендерного вопроса. В современной гендерной системе сочетаются черты различных типов гендерного «порядка». Исключение не составляет и гендерная проблематика в системе образования.

В конечном счете, все это обуславливает перспективы развития гендерных идей в педагогике, когда с уверенностью можно прогнозировать зарождение новой отрасли педагогической науки – гендерной педагогики, изучение которой будет способствовать формированию гендерно-педагогической компетентности учителей школ и преподавателей вузов. В технологическом плане подготовка преподавателей гендерных дисциплин может опираться как на традиционные, так и на инновационные дидактические системы. Небезынтересной представляется идея С.Шакировой, сущность которой заключается в применении трех основополагающих принципов риторики – логос, этос и патос, когда логос представлен содержанием преподаваемого курса и его научно-методическим сопровождением, этос – отношениями субъектов педагогического процесса, патос – эмоциональные переживания, сопровождающие обмен информацией в ходе педагогического взаимодействия.

В качестве методологического ориентира для прогноза развития образовательной практики гендера взята идея Э. Гидденса об основных трех типах факторов, обуславливающих социальные преобразования.

Наш прогноз основывается на анализе современных тенденций развития гендера в системе образования, когда с уверенностью можно констатировать факт двух его направлений: внедрение гендера в академическое образование и развитие научной автономии гендерной теории (рисунок 3).

Первое направление связано с тем, что гендерное образование включается в контекст общей трансформации образования, решая проблемы не только ее фундаментализации, но и гуманизации и гуманитаризации. Последние связаны с самовыражением человека в мире культуры, которое возможно лишь в условиях преобладания в образовательной системе гуманистических ценностей и идеалов с последующим выходом на личностно-ориентированную педагогику. Поэтому данное направление реализуется через вхождение гендера предметное поле педагогических, социально-гуманитарных дисциплин, исключение не составляют и фундаментальные науки. За счет этого произойдет взаимообогащение наук новыми знаниями, при этом гендерные идеи и ценности будут не только присвоены, но и преобразованы. Вторая тенденция направлена на развитие научной автономии гендерной теории, которое связано:

  • с преодолением методологического плюрализма, так как на сегодня очевидна слабая сформированность ее категориального аппарата, допускается нежелательная терминологическая вольность, разночтения в понятиях и дефинициях;
  • с институциализацией гендерных исследований, так как их организационная структура носит характер фрагментарности и эпизодичности;
  • с целенаправленной подготовкой преподавателей и исследователей, способных придать гендерным исследованиям статус учебной и академической дисциплины.

В результате этих прогнозов вполне ожидаемыми представляются наращивание социального опыта и позитивное решение проблем гендерного просвещения и гендерно-чувствительного образования, которые во многом обусловят преодоление гендерного дисбаланса и гендерного неравенства в обществе.

Заключение

В ходе изучения гендерных идей в истории педагогической мысли Казахстана мы пришли к следующим выводам:

  • соотнесенность компонентов воспитания как ключевой категории педагогики с составляющими гендера позволяет раскрыть его педагогическую сущность;
  • раскрытие педагогической сущности гендера позволяет установить генезис его развития в конкретном культурном сообществе, в контексте нашего исследования специфика формирования нового гендерного порядка детерминирована тем, что он унаследовал наряду с элементами советского прошлого и традиционную иерархию гендерных отношений, возрожденных и трансформированных в новые нетрадиционные характеристики мужских и женских ролей;
  • изучение генезиса гендерных идей в педагогике целесообразно проводить на основе ранжирования эмпирических предпосылок и теоретических истоков, это позволило интерпретировать западную теорию феминизма в контексте гендерных моделей казахской этнопедагогики, источниковедческой базой которой являются казахская народная педагогика и древние учения востока;
  • в разные эпохи и в разных социокультурных условиях трансформируясь и приобретая разную степень актуальности, гендерные идеи в педагогике свои истоки берут в эмпирическом педагогическом опыте народов и постоянно находятся в фокусе научно-педагогических исследований;
  • базируясь на идеях природосообразности, культуросообразности и народности, гендерные идеи находят свое воплощение в этносоциальноролевом подходе, имеющем методологическую значимость для формирования гендерного подхода в педагогике, что позволяет обогащать теоретико-методологическую базу гуманистической парадигмы современной системы образования;
  • анализ исторически сложившихся моделей гендера в системе этнонациональной идентификации и этнонационального этикета позволяет выявить позитивный опыт для развития идей личностно-ориентированной педагогики с опорой на половозрастную дифференциацию в процессе обучения и воспитания.

Проведенное диссертационное исследование дает основание выдвинуть ряд рекомендаций по развитию и реализации гендерных идей в современной системе образования Казахстана:

  • применять позитивный опыт в вопросах гендерного воспитания, исторически сложившийся в казахской народной педагогике, с учетом его адаптации к современным социокультурным условиям;
  • широко применять результаты гендерных исследований, проводимых отечественными и зарубежными учеными, в частности сотрудниками Института гендерных исследований Казахского государственного женского педагогического института, а также результаты деятельности Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте РК, депутатской группы «Отбасы» в Парламенте РК, сектора по защите прав женщин и детей в Национальном Центре по правам человека;
  • в реализации идей гендерно-чувствительного образования руководствоваться основными положениями Конвенции ООН о ликвидации всех форм дисскриминации в отношении женщин (1998 г 1. «О политических правах женщин» и «О гражданстве замужней женщины», Концепции гендерной политики в РК (27 ноября 2003 г.), Стратегии Гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы – Гендерное образование. Правовое и гендерное просвещение), гендерной экспертизы национального законодательства;
  • использовать предложенную нами модель реализации гендерных идей в современной системе образования для научно-педагогических исследований различных аспектов рассматриваемой проблемы;
  • применять составленный дидактический материал по внедрению гендерных знаний в содержание курса английского языка в вузе; разработаннный спецкурс «Гендер в современной системе образования (теоретико-методологический аспект)» для студентов высшей школы и методические рекомендации по изучению спецкурса «Гендер в современной системе образования (теоретико-методологический аспект)» для студентов и преподавателей вузов.

Проведенное исследование и полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение всех аспектов исследуемой проблемы. Ее дальнейшая теоретическая и практическая разработка может быть продолжена в таких направлениях, как разработка этнопедагогических моделей гендерного образования, управленческих аспектов деятельности учебных заведений раздельного обучения, изучение гендерных идей в сравнительной педагогике и др.

Сведения об опубликованных научно-методических работах

  1. Гендерная проблематика в контексте личностно-ориентированной педагогики // «Байконуровские чтения»: Материалы IV междунар. науч. конф.(2004г.) - Жезказган, 2004.- С. 36-39.
  2. Гендерные модели национальной идентификации // «Балаубаевские чтения - 2»: Материалы региональной научно-практической конференции (2004) – Караганда, 2004. – С. 182-185.
  3. Этносоциальноролевой подход в формировании гендерной идентичности // «Современное состояние этнопсихологии и этнопедагогики в республиках Центральной Азии и других тюркоязычных народов СНГ, перспективы их развития», посвященной 95-летию академика Т.Т.Тажибаева. XIV-й выпуск сборника междунарожной научно-практической конференции (2005г.) – Алматы, 2005. – С.36-37.(в соавторстве с Л.С.Сырымбетовой).
  4. Гендерные модели в традиционной культуре казахов // «Достояние нации». - 2005. - № 2 - С. 88-90.(в соавторстве с К.Ж.Кожахметовой).
  5. Из истории женского образования в Казахстане // «Актуальные проблемы общей и профессиональной педагогики»: Материалы междунар. научно-практ. конф., посвящен. 80-летию академика Е.А. Букетова – Караганда, 2005. - С. 303-305.
  6. Гендерные аспекты этнопедагогики // «Этнопедагогика в системе образования: опыт, проблемы и перспективы»: Материалы междунар. научно-практ. конф. – Атырау, 2005. - С. 38-40.(в соавторстве с К.Ж.Кожахметовой и Л.С.Сырымбетовой).
  7. Гендерные аспекты современного образования // «Менеджмент в образовании». - 2005. - № 2. - С. 53-56.
  8. Социально-экономические и культурно-исторические предпосылки изучения гендерной проблематики в Казахстане // «Поиск». - 2005. - №3. - С. 293-298.
  9. Из истории гендерных исследований: теория и практика феминизма // «Высшая школа Казахстана». - 2005. - № 4. - С. 78-83.
  10. Гендерные аспекты этнической социализации // «Этнопедагогика в системе образования». - 2005. - № 4. - С. 19-22.
  11. Основные этапы развития гендерных разработок в науке // «Мировая образовательная политика в контексте трансформации системы образования»: Материалы междунар. научно-практ. конф. – Алматы-Москва, 2006. - С. 269-274.
  12. О тенденциях и перспективах гендерных исследований в этнопедагогике // «Научное пространство Европы»: Материалы междунар. научно-практ. конф. – Днепропетровск, 2008. - С.
    Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»