WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |

Кроме того, теоретическими истоками формирования гендерного подхода в науке явились: либерализм, социализм и марксизм, психоанализ, постструктурализм, конфронтация феминизма с традиционной западной философией. В результате развития гендерных исследований произошла гендерная репредметизация дискурса (гендерная социология, гендерная лингвистика, гендерная психология и т.д.). На этой основе в современной науке выделяют следующие направления гендерных исследований:

  • направление, основанное на философии постмодернизма, которое наиболее тесно связано с идеологией феминизма;
  • исследования диагностического характера;
  • экспериментальные исследования, смыкающиеся с психологией и нейролингвистикой;
  • социолингвистические исследования различной направленности;
  • кросскультурные и этноокультурологические исследования (представленные в меньшем объеме, чем все остальные).

Помимо данной классификации науке известны и другие. Так, К.Джаклин предлагает классификацию, основанную на хронологии развития, группа ученых Казахского государственного женского педагогического института под руководством Г.Т.Танирбергеновой предлагает классификацию гендерных исследований в рамках психологической науки (таблица 3).

Таблица 3 – Теоретические источники формирования гендерного подхода в науке и развития гендерных исследований

Теоретические источники

Основные идеи гендера

1

2

либерализм

идеи свободы и эмансипации, равенства, автономии, прогресса

социализм и марксизм

идеи социальной обусловленности отношений между полами и разделения труда как фактора обособления полов

психоанализ

идеи социальной конституированности пола и половой идентичности как социокультурного феномена

Продолжение таблицы 3

1

2

конфронтация феминизма с традиционной западной философией

критика

*натурализации (биологизации) отношений между полами, полового статуса и половой идентичности;*маскулинных (андроцентричных, "фаллоцентричных") стереотипов мышления; *элиминации отношений между полами из артикулированных представлений о социуме и власти; шире, элиминации полового порядка из социокультурной сферы

гендерная репредметизация дискурса

Изучение основных направлений гендерных разработок позволило раскрыть сущность гендера и дать ей педагогическую интерпретацию, когда «педагогическое» предполагает, прежде всего, значение воспитательного воздействия/взаимодействия. Следовательно, педагогическую сущность гендерных идей можно раскрыть путем выяснения соотнесенности ее сущностных характеристик со структурными компонентами воспитания. (рисунок 1).

Так, содержанием воспитания являются отношения, в системе этих отношений находятся и гендерные взаимоотношения. Мы полагаем, что гендерные взаимоотношения представляют собой базовый компонент всех видов социальных взаимоотношений (профессиональных, семейных, родственных, педагогических, этнических и т.д.). Нормы гендерных взаимоотношений представляют собой принципы воспитательного воздействия и взаимодействия, процесс гендерных взаимоотношений в полной мере выступают средствами воспитательного воздействия и взаимодействия, методы воспитания напрямую связаны с гендерными взаимоотношениями, к примеру, методы воспитания, используемые матерью отличаются от методов, к которым прибегает отец и т.д.

Помимо теоретических истоков нами выявлены социально-экономические предпосылки педагогического познания гендера в Казахстане.

В течение длительного времени, почти вплоть до 60-70 годов прошлого века теоретический анализ общественной жизни осуществлялся без учета гендерного фактора. Это можно рассматривать как социологический парадокс, так как одной из фундаментальных характеристик социальной организации общества является ее гендерная структурированность. Социальное содержание гендера заключается в идее о социальной сконструированности гендера, когда общество состоит из мужчин и женщин, где понятия «маскулинность» и «феминность» обусловлены культурно и социально.

Анализ социально-экономической и политической ситуации в стране позволил в качестве предпосылок изучения гендера в педагогике выделить следующие особенности гендерных аспектов преобразований на современном этапе:

  • низкую эффективность и недостаточную разработанность нормативно-правовой базы гендерного поведения общества, так как несмотря на законодательно утвержденный запрет всех видов дискриминации, в казахстанском сообществе все же реально существует иная практика по отношению к женщине, кроме того наша республика в числе тех государств-членов ООН, которые не подписали одобренную ООН в 1979 году Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин;
  • высокую психологическую и физическую нагрузку, которую женщины Казахстана испытывают во всех сферах жизнедеятельности, обусловленную, во-первых, объективными сложностями переходного периода государственного обустройства, во-вторых, социальными стереотипами в гендерной практике, которые зачастую противоречат идеям формирования нового гуманистического мировоззрения и мировосприятия в условиях глобальных преобразований в общественно-политической и социально-экономической жизни мирового сообщества;
  • социальную уязвимость и незащищенность, а также экономическую зависимость женщин Казахстана от мужчин, в связи с этим положение женщин в социально-экономической и общественно-политической сфере не в полной мере способствует реализации государственной программы развития семьи, так как существует прямая зависимость между занятостью женщин на работе и конфликтами в семье, а также числом разводов (учеными установлено, что на психологический климат семьи лучше воздействует частичная занятость женщин, чем полная);
  • недостаточную разработанность социологического мониторинга, который обеспечил бы достоверную и предельно полную информацию о женщинах и мужчинах для наиболее эффективного анализа и разработки адекватной государственной политики в плане преодоления существующего гендерного дисбаланса в экономике, демографии;
  • наиболее отслеживаемой в гендерной статистике является социально-экономическая и общественно-политическая, а также демографическая активность женщин, их сложный и богатейший внутренний мир, потребностно-мотивационная, психо-физиологическая сфера, личностная направленность, проблема обучения и социализации, специфика их мировосприятия и мировоззрения нуждаются в специальных научных исследованиях, так как искажение и/или игнорирование их интеллектуального, нравственно-духовного потенциала могут спровоцировать социальные катаклизмы, явиться нежелательным сдерживающим фактором культурно-исторического и социально-экономического развития общества в целом;
  • опыт гендерной демократии в Казахстане имеет свои специфические особенности и традиции. Гендерная западная культура не может быть автоматически перенесена на центрально-азиатскую почву, имеющую свои цивилизационные особенности и в гендерном опыте;
  • реформы в Казахстане способствовали началу эволюционного женского движения как одного из важных социальных институтов;
  • глобализация гендерного неравенства - характерная черта современных обществ. Макроэкономические изменения в большинстве стран мира привели к социальной поляризации стран, которая имеет гендерные аспекты – процент бедных среди женщин выше, чем среди мужчин, мужчины в основном сосредоточены на первичном рынке труда с лучшими материальными и карьерными возможностями, а женщины – на вторичном. Следствием глобализации в Казахстане также является возросший трафик женщин, проституции, наркомании и бедности;
  • либерализация социально-экономической жизни привела и к позитивным тенденциям в формировании гендерно-чувствительного образования.

Выяснение педагогической сущности гендерных идей на основе анализа теоретических истоков гендера и основных направлений гендерных исследований, а также их социально-экономических предпосылок позволили создать теоретическую базу для изучения генезиса гендерных идей в педагогике Казахстана.

Теоретико-методологическим ориентиром для этого послужили следующие положения:

- во-первых, обусловленность идеи – отражение действительности в сознании, характеризующее отношение людей к окружающему миру, их представление о нем – характером общественного строя в конкретном социуме и в конкретное историческое время, т.е. те или иные общие идеи в разных обществах и в разные эпохи проявлялись и реализовывались по-разному;

- во-вторых, обусловленность педагогической сущности социально-философских идей, гендерных в том числе, определяется как совокупность представлений и отношений людей к воспитанию и обучению, зависящих от специфики образа жизни конкретного социума, в частности этноса;

- в-третьих, обусловленность исторического анализа гендерных идей проблемами периодизации развития и классификации их источников.

Обозначивая проблемы периодизации казахстанской педагогики в контексте вышесказанного, следует отметить, что одни ученые за точку отсчета принимают эпоху Казахского ханства, т.е. 14-15вв. н. э., другие не соглашаются с этим, утверждая, что «народ, приобретший этноним «казахи» в 14 веке, своими историческими корнями уходит в глубину веков, многовековая история, философия, культура которого формировались под воздействием не только тюркоязычных предков, населявших Великую Степь в эпоху Великого Тюркского Каганата, но и обусловлена историей гуннов и саков, обитавших на этой территории в период 7 в. до н.э.»

В соответствии с этой точкой зрения периодизация развития педагогической мысли Казахстана включает 8 периодов, а именно:

  1. педагогика эпохи первобытнообщинного строя (каменный век);
  2. педагогика эпохи саков и гуннов (военная педагогика, 7 в. до н. э.- 5 в. н.э.);
  3. педагогика эпохи Великого Тюркского Каганата (6-9в.в.);
  4. педагогика эпохи Восточного Ренессанса – эпохи Арабского Халифата (10-15вв.);
  5. педагогика эпохи Казахского Ханства (15-18 вв.);
  6. педагогика эпохи Воссоединения Казахстана с Россией (18-20-е годы 20 в.);
  7. педагогика эпохи Советского Казахстана (советская педагогика 20-е – 91-й год 20 века);
  8. педагогика Независимого Казахстана (с1991 года).

Другая точка зрения на проблему периодизации развития педагогической мысли Казахстана основывается на общих закономерностях развития Казахстана, когда условно выделяются три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона:

  • первый период – ее истоки, первоначальные этапы зарождения, ведущие отсчет с 6-го по 15-й вв. – древнетюркские письменные памятники, наследие аль-Фараби, творение поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой Орды, сюда же входит и казахская народная педагогика;
  • второй период связан с моментом образования казахского ханства – государства раннефеодального типа (первая половина 15 века);
  • третий период – развитие педагогической мысли Казахстана после свершения Октябрьского переворота в России и до наших дней, периода приобретения суверенитета и независимости Республики Казахстан (К.Жарикбаев и С.Калиев).

Не отрицая данную позицию, мы все же считаем, что наиболее емко и полно историю педагогики Казахстана может представить периодизация, предложенная профессором С.Калиевым (первый вариант, о нем мы говорили выше), так как она в большей степени способствует формированию представлений об историческом пространстве и историческом времени, что позволяет детально и в более строгой хронологии анализировать социальные процессы, происходящие в тот или иной исторический период.

Поскольку в фокусе нашего исследования находится развитие гендерных идей в истории педагогики Казахстана, то следует определить начало институционализации гендерных исследований в Казахстане. Анализ источников позволил нам утверждать, что оно относится к 90-м годам прошлого столетия. Однако, признавая очевидность того, что истоками развития гендера является феминизм как политическое движение женщин, а затем уже и как наука, мы сочли уместным в рамках гендерных идей рассматривать проблемы женского образования, которые стали предметом научно-педагогических изысканий ученых Казахстана во второй половине 20 века.

Следовательно, периодизация развития гендерной проблематики в педагогике Казахстана предполагает два основных этапа, для каждого из которых характерны свои научные направления:

  • этап первый: 60-90-е годы ХХ столетия – историко-педагогическое направление, когда гендерная проблематика неочевидно и неявно присутствовала в исследованиях, посвященных истории женского образования в Казахстане;
  • этап второй: 90-е годы – научно-педагогическое направление, когда начала осуществляться институциализация собственно гендерных исследований в Казахстане.

Поскольку развитие гендерной проблематики обусловлено не только ее теоретическими разработками в науке, но и эмпирическим опытом, наработанным в педагогической культуре народа на протяжении всей ее истории, то при изучении генезиса гендерных идей следует ориентироваться и на периодизацию профессора С.Калиева. Тогда зарождение гендерных идей в педагогике с полной уверенностью можно отнести к эпохе первобытнообщинного строя, когда вся жизнедеятельность племен древнейших предков человека строилась сообразно законам природы, впоследствии этот опыт породил общефилософскую идею и педагогический принцип природосообразности. Идея эта в эпоху саков и гуннов был трансформирована в военное воспитание, когда с самого раннего детства девочек наравне с мужчинами обучали военному ремеслу.

В эти эпохи и была сформирована дописьменная культура, которая заложила основы народной педагогики. Проблема гендера в педагогической эмпирике проходит красной нитью во всех артефактах устного народного творчества.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»