WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |
  • раскрыть педагогическую сущность гендерных идей;
  • установить социально-экономические предпосылки развития гендерной проблематики в современной системе образования Казахстана;
  • выявить генезис развития гендерных идей в педагогической мысли Казахстана;
  • дать характеристику проблем реализации идей гендерно-чувствительного образования в современных условиях.

Ведущая идея исследования: оптимальность решения гендерной проблематики в современной педагогической науке и практике зависит от научного познания, обобщения и творческого переосмысления исторического опыта в данном вопросе.

Методологическими основами исследования являются: фундаментальные положения философии о диалектике пола, теория познания, теория половой дифференциации, научные концепции гендерологии, современные теории гендера, теория культуры, этнологические концепции географического и культурного детерминизма, концепции этнопедагогики и этнопсихологии.

Источниками исследования являются: труды философов, психологов и педагогов по вопросам полового воспитания, гендерные исследования; фольклор, издания периодической печати последних лет, государственные документы в области образования, передовой педагогический опыт.

Методы исследования: научно-исторический анализ, изучение архивной и текущей документации, теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; системного и сравнительного анализа, классификации и систематизации, интерпретации полученных данных; поиск раннее неизученных и неопубликованных материалов.

Этапы и процедуры исследования:

    • первый этап (2000-2001 гг.): отбор фактологического материала, определение состояния изученности гендерной проблематики в философской, педагогической, психологической и социологической науке, изучение трудов ученых в области гендерологии и истории женского вопроса, историко-педагогический анализ женского образования и воспитания,;
    • второй этап (2002-2004 гг.): разработка научного аппарата исследования определение сущности понятия "гендер", выявления соотношения понятий "гендер – пол" на основе изучения современной психолого-педагогической литературы; актуализация темы исследования, уточнение цели, объекта и предмета исследования, разработка и формулировка гипотезы, ведущей идеи;
    • третий этап исследования (2005-2007 гг.): научно-теоретическое обобщение и систематизация диссертационного материала, уточнение основных положений, выносимых на защиту диссертации, формулировка выводов и научно обоснованных рекомендаций по теме исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

  • дана классификация направлений научных исследований в области гендерной проблематики;
  • раскрыта педагогическая сущность гендерных идей;
  • определены теоретические истоки формирования гендерного подхода в науке и развития гендерных исследований в педагогике;
  • установлен генезис, охарактеризованы современные тенденции и спрогнозированы перспективы развития гендерных идей в педагогике Казахстана;
  • выявлен позитивный опыт реализации гендерных идей в истории педагогики Казахстана;
  • разработана модель реализации гендерных идей в современной системе образования Казахстана.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

  • дана характеристика проблем реализации идей гендерно-чувствительного образования в современных условиях;
  • выявлен позитивный опыт гендерного образования в истории педагогической мысли Казахстана, а также деятельности государственных и общественных организаций и современных учебных заведений, реализующих гендерные идеи в своей педагогической деятельности;
  • составлен дидактический материал по внедрению гендерных знаний в содержание курса английского языка в вузе;
  • разработан спецкурс «Гендер в современной системе образования (теоретико-методологический аспект)» для студентов высшей школы;
  • предложены методические рекомендации по изучению спецкурса «Гендер в современной системе образования (теоретико-методологический аспект)» для студентов и преподавателей вузов.

База исследования: КазНАУ и КазУМО и МЯ им. Абылай хана.

Основные положения, выносимые на защиту:

  • педагогическая сущность гендерных идей, когда понятие «гендерные взаимоотношения» коррелирует с таким структурным компонентом воспитания, как его содержание, под которым понимается вся совокупность социальных отношений;
  • социально-экономические предпосылки развития гендерной проблематики в современной системе образования Казахстана, связанные с современной гендерной ситуацией в обществе, характеризующейся в основном гендерным дисбалансом;
  • генезис развития гендерных идей в педагогике Казахстана, обусловленный факторами исторического порядка: а) влияние особенностей гендерных отношений традиционного казахского общества; б) опыт и ценности советского типа эмансипации женщин; в) экспорт западного опыта и идей решения гендерного вопроса;
  • характеристика проблем реализации идей гендерно-чувствительного образования в современных условиях, связанная, прежде всего, с институциализацией гендерных исследований.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими позициями автора; разнообразием привлеченных источников; использованием комплекса методов, адекватных поставленным цели и задачам исследования, планомерностью и поэтапностью работы;

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем их обсуждения на международных (Жезказган, 2004; Караганда, 2004, 2005; Алматы, 2005; Атырау, 2005; Алматы-Москва, 2006; Днепропетровск, 2008); региональных (Караганда, 2004) научно-практических конференциях, публикации в научных журналах «лт таылымы» (Алматы, 2005), «Поиск» (Алматы, 2005), «Высшая школа Казахстана» (Алматы, 2005), «Менеджмент в образовании» (Алматы, 2005), «Вестник КарГУ» (Караганда, 2006), «Этнопедагогика в системе образования» (Алматы, 2005).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются его цель и задачи, определяются объект и предмет исследования, гипотеза, ведущая идея, характеризуются научная новизна и практическая значимость исследования, раскрываются основные положения, выносимые на защиту, описываются используемые методы.

В первом разделе «Теоретико-методологические основы гендерных идей в педагогике» определены теоретические истоки и основные направления гендерных исследований в науке, раскрыта педагогическая сущность гендера, выявлены социально-экономические предпосылки развития гендерной проблематики в Казахстане, а также установлен генезис гендерных идей в педагогике Казахстана.

Во втором разделе «Особенности реализации гендерных идей в современной системе образования Казахстана» дана характеристика проблем гендерно-чувствительного образования в современных условиях, изучены тенденции и спрогнозированы перспективы развития гендерных идей в современной системе образования и на основе выявления позитивного опыта реализации гендерных идей в современной системе образования Казахстана описаны возможные пути его трансформации и применения.

В заключении диссертации изложены основные результаты проведенного исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

В приложении представлены первичные материалы исследования.

Основная часть

На основании вышесказанного мы для раскрытия педагогической сущности гендерных идей выявили теоретические истоки и основные направления гендерных исследований.

В результате анализа научной литературы, посвященной проблеме гендера, мы установили, что в первоначальном значении понятие "Gender", являясь грамматической категорией рода в английском языке, ничего общего не имело с понятием «пол». Из-за отсутствия в этом языке категории рода для неодушевленных предметов его относят к одушевленным существам при уточнении их пола. Однако в своем семантическом содержании "гендер" обозначает не только биологические, но и социальные отличия между полами.

Одни исследователи утверждают, что термин "гендер" (gender) впервые введен в научную литературу американским историком Дж.В.Скоттом в 1986г., который определяет данную категорию как «составной элемент социальных отношений, основанный на осознанных различиях между полами». Другая группа ученых считает, что слово "гендер" заимствовали из грамматики и ввели в науки о поведении вовсе не американские феминистки, а выдающийся сексолог Джон Мани. Следует отметить, что до сих пор данное понятие трактуется исследователями неоднозначно.

Но в обобщенном виде «гендер», по утверждению М.Соколовой, включает в себя «представления о женщинах, женщинах и мужчинах и их взаимоотношениях» (таблица 1).

Анализ философской, психологической и социологической литературы позволил выявить эволюцию познания гендера, когда первые разработки были

Таблица 1 – Сущность понятия «гендер»

Научные области

Трактовка понятия «гендер»

ЛИНГВИСТИКА

*Грамматическая категория рода в английском языке.

*Ничего общего не имеет с понятием «пол».

ФИЛОСОФИЯ

«…составной элемент социальных отношений, основанный на осознанных различиях между полами» (Дж.В.Скотт, 1986).

ПСИХОЛОГИЯ

…любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью, и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями)

СОЦИОЛОГИЯ

…соотношение полов как форма социальной организации (Г.Рубин);

… пол как фенотип в отличие от от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств (Дж.Мани);

«…представления о женщинах, женщинах и мужчинах и их взаимоотношениях» (М. Соколова);

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

сделаны в теории символического конструирования, затем изучение данной категории нашло свое развитие в следующих теориях: в теории натурализма, или эссенциализма; в теории полоролевой (гендерной) социализации; в теории социального конструктивизма; в теории перформанса гендера; в теории половой идентичности; в теории «инаковости» (Queer Theory); в теории стереотипов (таблица 2).

Таблица 2 – Эволюция научного познания гендера

Теории

Основные концепты гендера

1

2

символического конструирования

трансформация категории "пол" (который бывает женским или мужским) в категорию "гендер" (который бывает фемининным или маскулинным)

натурализма, или эссенциализма

*и пол, и гендер даны человеку изначально – от природы (либо от Бога);

*пол не отделим от биологических половых признаков индивида (З.Фрейд)

полоролевой (гендерной) социализации

*пол как результат процесса обучения традиционно сложившимся образцам поведения (Т.Парсонс, Р.Бейлс, М.Мид);

*половые роли обусловлены социальной структурой общества и осваиваются в процессе социализации: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся" (С. де Бовуар)

социального конструктивизма

пол формируется в процессе социального взаимодействия и общения, в контексте которого не только усваиваются, воспроизводятся, но и создаются представления о мужском и женском как базовых социокультурных категориях (К.Уэст, Д. Циммерман)

перформанса гендера

пол как образ жизни, подлежащий манифестации (Дж.Батлер, К.Борнстайн)

Продолжение таблицы 2

1

2

половой идентичности

*концепция множественной идентичности;

*различие концепций половой идентичности зависит от трактовки пола

«инаковости» (Queer Theory)

*рационализация диалога между людьми различной гендерной (в частности, трансгендерной) идентичности по поводу социальной организации;

*диссоциация биологического пола, социокультурного пола (гендера) и сексуального устремления

стереотипов

гендерные стереотипы есть разновидность социальных стереотипов

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»