WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |

УДК37.022 (574): 396.11 На правах рукописи

ЖУБАНОВА БАГДАТ ХОРЕЗИМОВНА

Гендерные идеи в истории педагогической мысли Казахстана

13.00.01– Общая педагогика, история педагогики и образования,
этнопедагогика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук



Республика Казахстан

Караганды, 2008

Работа выполнена в Казахской академии образования им. Ы.Алтынсарина

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Кожахметова К.Ж.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук Урунбасарова Э.А.

кандидат педагогических наук

Кушнир М.П.

Ведущая организация:

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Защита состоится «___»_____________ 2008 года в ______ часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28, главный корпус, поточная аудитория №1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28.

Автореферат разослан «___» _____________ 2008 года

Ученый секретарь

объединенного

диссертационного совета Минжанов Н.А.

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью адекватной реакции педагогической науки и практики на происходящие перемены в жизни общества, которые предопределяют интенсивность и масштабность реформ современной системы образования. Позитивно направленные на интеграцию в мировое образовательное пространство, они подчас не отвечают одному из основополагающих принципов педагогики – принципу культуросообразности. И потому в процессе реформирования отечественной системы образования существует реальная опасность потери ее самобытности и оригинальности, усиленная некритическим заимствованием иного опыта.

Оптимальным путем решения данной проблемы представляется признание педагогической общественностью необходимости использования потенциала собственного педагогического опыта исторического прошлого. В этой связи историко-педагогические исследования связаны с изучением и разработкой этнопедагогических концепций, идей.

Стержневые идеи этнопедагогики реализуются в трех принципах: природосообразности, культуросообразности и народности. Их органичная неделимость и единство очень ярко и рельефно проявляются в гендерной проблематике, так как ассоциации, вызванные этим понятием, неизменно связаны с биологическим и социальным полом человека. Следовательно, гендерная проблематика изначально предполагает актуализацию педагогических принципов природосообразности и культуросообразности. Принцип народности объединяет эти два принципа и предопределяет самобытность эмпирического опыта конкретной этнокультурной общности в вопросах воспитания мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Иными словами, принцип природосообразности в этом контексте определяется категорией «пол» и ее производными «половая идентичность», «половая дифференциация», «половое воспитание», «половые роли» и т.д., это, во-первых. Во-вторых, принцип культуросообразности определяется категорией «гендер» и ее производными «гендерная идентичность», «гендерные роли», «гендерные взаимоотношения», «гендерное воспитание» и т.д. В-третьих, данные концептуальные структуры образуют основание картины мира, зависящей, в современном понимании, от особенностей истории и общественного устройства, природы, традиционных видов деятельности и других форм проявлений конкретной национально-культурной общности.

Сущность гендерной проблематики выверяется «предрассудками» и предпочтениями социумов, разделяющих мир на два пространства – мужское и женское. Постоянное взаимодействие и противоборство этих двух начал, обретающих характер космических сил, создает и изменяет материальный мир, а также общество, идеи, культуру, мораль.

Многогранность гендерной проблематики формирует ту ситуацию, в которой эта проблема в той или иной мере оказывается в поле зрения практически всех антропологических наук. При этом сохраняются и дисциплинарные различия: психологи, как правило, обсуждают свойства и особенности индивидов, конкретных мужчин и женщин; социологи говорят о гендерном порядке, гендерной стратификации общества, гендерном разделении труда и прочих социальных функций, гендерных отношениях власти; в педагогике правомерно говорить о гендерном воспитании, гендерной социализации и т.д.

Если институциализация гендерных исследований в отечественной науке начала осуществляться в 90-х годах, то на западе ее начало датируется рубежом 60-х и 70-х гг. На сегодня в западной литературе сложились следующие направления гендерных исследований:

  • либеральное, социалистическое, радикальное, они представлены работами К.Миллет, Б.Фридан, С.де Бовуар, Дж.Митчелл, Х.Хартманн, Э. Оукли, которые пришли к выводу о связи дискриминационного положения женщины в обществе с патриархальной, андроцентрической сущностью западной культуры;
  • психоаналитический феминизм, который в центре своего внимания удерживает роль внутренних, психических процессов и структур личности в подавлении женщин (Дж.Митчелл, Н.Чодороу, К.Гиллиган);
  • постмодернизм, характеризирующийся отсутствием единой методологии, множеством направлений внутри, деконструктивистским подходом, проявляющимся в критике патриархатного порядка и поддержке ценностей феминного (Дж.Батлер, Л.Иригарэй, Р.Брайдотти);
  • социал-конструктивизм, главной идеей которого является идея конструирования гендерной составляющей личности и который трактует гендер как фундаментальный социальный статус с потенциалом изменений (К.Уэст, Д.Зиммерман, Р.Коннел, Д.Лорбер, С.Фаррел).

Работы российских и казахстанских ученых можно классифицировать по объекту исследования – женщины, мужчины или особенности гендерных отношений; или по предметным сферам исследования - предпринимательство, сфера занятости, семья, политика, бедность, стратификация.

Среди российских ученых проблеме гендера посвятили свои работы И.Калабихина, Е.Мезенцева, С.Рощин, И.Тартаковская, З.Хоткина. Казахстанские исследователи гендера представлены именами А.Д.Ажибаевой, А.М.Абикеновой, Б.Жусупова, С.Жусупова, К.Еженовой, Ш.И.Нурманбековой, Н.У.Шеденовой, которые раскрывают социальное положение женщин на рынке труда, поднимают проблемы женской занятости, безработицы и профессиональной сегрегации.

Структурные изменения в семье, проблемы соотношения семейной и профессиональной ролей женщин в современных условиях нашли отражение в работах С.И.Голода, Т.Гурко, Г.Турецкой, Е.Ю.Груздевой, М.Римашевской (Россия), З.Ж.Жаназаровой, Б.Н.Кылышбаевой, М.А.Мекебаевой, Н.Нуртазовой, Г.Г.Соловьевой (Казахстан).

Новый феномен женского предпринимательства, его особенности и трудности изучаются в работах Е.С.Гвоздевой, Н.Исаковой, О.Самарцевой, Т.Фоминой, А.Е.Чириковой (Россия), Ж.А.Нурбековой, З.Ногайбаевой, Н.И.Ляпбаевой (Казахстан).

Причем женской проблематике, в отличие от мужской, посвящено множество исследований историков, социологов, психологов, философов, экономистов.

Анализу проявлений «мужественности» в постсоветской литературе уделялось гораздо меньше внимания. Лишь в последнее время появляются работы, посвященные феномену маскулинности с точки зрения социального конструирования (И.Кон, С.Ушакин, А.Юрчак).

Особенности гендерных отношений в социологии, экономике и политике раскрываются в работах таких исследователей, как Н.Айвазова, Н.Абубикирова, Л.Бабаева, О.Воронина, И.Жеребкина, Е.Здравомыслова, М.Малышева, Е.Мезенцева, Г.Силласте, А.Темкина (Россия, Украина), Г.Ахметжанова, Ю.Зайцев, М.Сеитова, Г.Соловьева, Г.Хасанова, Н.Усачева, Н.Шеденова, С. Шакирова (Казахстан). Их трудами представлено новое научное направление, изучающее социальную реальность в рамках гендерной парадигмы.

Кроме того, есть работы, в которых гендерная проблематика представлена не явно, но косвенно. Так, проблема гендера прослеживается в контексте особенностей рыночной трансформации, происходящих в постсоветском пространстве, активно изучаются экономистами, социологами, политологами:

  • работы, посвященные основным проблемам и опыту социальных, экономических и политических реформ постсоциалистических государств на различных этапах развития (Е.М.Арын, М.С.Ашимбаев, Л.А.Байдельдинов, А.И.Икенов, Я.Корнаи, М.С.Машан, В.Мау, Р.Нуреев, И.Н.Тасмагамбетов, А.Ж.Шоманов и др.). В работах данного концептуального направления содержится анализ и обобщение исторического опыта посткоммунистического десятилетия, выявление особенностей трансформации в различных сферах, дискуссии об эффективности и адекватности проводившихся реформ;
  • работы, раскрывающие отдельные институциональные структуры в условиях реформируемого общества – например, социальная структура, политика, экономика, образование, семья, личность и т.д. К данному направлению можно отнести работы таких отечественных ученых как М.С.Аженов, Б.А.Алдашов, М.А.Абишев, И.А.Айтымбет, К.У.Биекенов, Л.Я.Гуревич, К.Г.Габдуллина, Ш.Е.Джаманбалаева, М.Ф.Пузиков, Е.Р.Раисов, М.С.Садырова, С.К.Утешев, которые рассматривают социальные противоречия и последствия реформ для различных социальных групп и институтов.

Как отмечалось выше, в данных работах социальный анализ общества недостаточно акцентировал внимания на гендерных проблемах.

Приблизительно такая же ситуация сложилась в педагогических исследованиях, где основное внимание уделялось одному из аспектов гендера – проблеме полового воспитания (М.П.Кушнир, Ж.Сакенов и др.). Внимание ученых педагогов в основном уделялось вопросам женского образования (Ш.А.Жалгасова, М.Козгамбаева, К.Кунантаева, К.Садвакасова и др.), различным граням воспитания девочек (А.Е.Дайрабаева, Мамбетова, Ж.Сарыбекова, Л.С.Сырымбетова).

Методологическое значение для исследования нашей проблемы имеют философские учения Ш.Валиханова, А.Кунанбаева, труды Ы.Алтынсарина, плеяды таких казахстанских ученых, просветителей и общественных деятелей, как Ш.Кудайбердиев, М.Дулатов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев, Ж.Аймаутов и др.

Безусловно, изучение исторических аспектов гендерной проблематики в педагогике сопряжено с идеями народного воспитания, лейтмотивом которых являются социальные проблемы взаимоотношения полов. В этом плане методологическим ориентиром для нашего исследования служат результаты исследований в области:

  • истории педагогики и образования (Е.К.Кайназаров, А.Е.Кайназарова, К.Кунантаева, А.М.Рахимжанов, А.И.Сембаев, Т.Т.Тажибаев, Г.М. Храпченков, В.Г.Храпченков и др.);
  • методологии этнопедагогики (М.Х.Балтабаев, Р.К.Дуйсембинова, С.К.Калиев, К.Ж.Кожахметова, Ж.Ж.Наурызбай, С.А.Узакбаева и др.) и ее прикладных аспектов (Р.М.Айтжанова, К.Болеев, С.Х. Бектенгалиева, С.Габбасов, Б.А.Жетписбаева, Л.В.Колесникова, Г.Н.Кошербаева, Ш.П.Кульманова, К.А.Оразбекова, Л.С.Сырымбетова, Г.К.Тлеужанова и др.);
  • этнопсихологии (Н.Еликбаев, К.Жарыкбаев, К. Жукеш, Л.К.Комекбаева и др.).

Однако, при всей очевидности особенностей гендера в реальной педагогической повседневности они не учитываются: во всем многообразии методик обучения практически не встречаются методические указания и рекомендации, основанные на концепциях различия полов. Педагогика у нас бесполая. В результате трансформируется половая идентичность: если у учащихся первых классов ярко выражены психологические признаки пола, то к девятому классу характерные для пола признаки сводятся к минимуму (у мальчиков нивелируются и сглаживаются чисто мужские черты характера, а у девочек напротив нарастают).

Таким образом, актуальность гендерных исследований в педагогике определяется следующими моментами:

  • объективно присутствующие особенности биологического пола детерминируют и социальные (ментальные) различия мужчин и женщин, мальчиков и девочек;
  • в силу этого абсолютно уместно говорить не только и не столько о половой дифференциации, сколько о гендерной проблематике в педагогике;
  • имеющиеся исследования проблемы пола в различных областях научных знаний (концепция асимметрии полушарий мозга и дифференциации полов в эволюционной биологии, характеристики пола в психологии и др.) нуждаются в педагогической интерпретации, в разработке стройной и целостной концепции гендера (не пола) в педагогике;
  • постоянное присутствие проблемы пола в эмпирическом опыте народов, в философских учениях древности, в теоретических концепциях классической педагогики детерминируют необходимость изучения ее развития в истории педагогической мысли.

Итак, налицо противоречие между недостаточной изученностью гендерных аспектов воспитания и образования в педагогической науке и явным присутствием определенного опыта решения проблем взаимоотношения полов в истории педагогики, которое обуславливает выбор темы исследования в следующей ее формулировке «Гендерные идеи в истории педагогической мысли Казахстана».

Цель исследования: определение научно-педагогических основ гендерной проблематики и выявление позитивного опыта реализации гендерных идей в истории педагогики и образования Казахстана.

Объект исследования: генезис гендерной проблематики в педагогике.

Предмет исследования: позитивный опыт реализации гендерных идей в истории педагогики и образования Казахстана.

В основу исследования положена следующая гипотеза: если будут определены научно-педагогические основы гендерных идей и выявлен позитивный опыт их реализации в истории педагогики и образования Казахстана, то это повысит эффективность современной практики гендерного воспитания, так как в этом случае будет обеспечено соблюдение общепедагогических принципов исторической преемственности и интеграции науки и практики.

В соответствии с целью исследования и предложенной гипотезы сформулированы следующие задачи:

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»