WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 || 10 | 11 |   ...   | 12 |

– наприменении конструктивных методовпостроения теоретических конструкций(типологической системы, теории);

– напредложенном автором архитектурномтипологическом методе;

– наметодологии гуманитарного проектированияв архитектуре, построенной на приоритетемежсубъектных взаимодействий.

Методологиягуманитарного проектированияориентирована на современные экономическиеусловия и определяющую роль межсубъектныхвзаимодействий в проектном процессе.Традиционно в архитектуре (хотя и неотносящейсяв полной мере к технической деятельности)превалирует техническое проектирование, т.е.«проектирование по прототипам», организованноезадачным образом и нацеленное надостижение заранее известных целей.Отличием гуманистического(ориентированного на субъекта ивзаимодействия субъектов) подхода кпроектированию является проблемная организация,отсутствие заранее известного результата(аналога), а также технологияосуществления преобразований,обеспечивающая развитие. Данный подходнаиболее адекватен для таких многомерныхдинамических систем как новейшаяархитектура.

Методологиягуманитарного проектирования вархитектуре нацелена на создание схемдеятельности субъектов, в ее основеконцепция «межсубъектноговзаимодействия», предполагающаяпринципиальное изменение, преобразованиетворческой роли архитектора как субъекта–организатора проектного процесса:

–через соучастие, принятие роли Другого(потребителя), и далее – творческогососуществования личных и принятыхценностных установок в творческомпроектномпроцессе;

–через принципиальную открытостьтрансформациям, Другому и Диалогу с ним и,соответственно, отказ от традиционногодиктата творческого «Я» архитектора;

–через творческое интерсубъективноевзаимодействие архитектор-потребитель,возможное на основе осознаниясемиотических механизмов поэтапногомногослойного формирования образаархитектурного объекта;

–через телесность, обеспечивающуюанонимность и единство опыта взаимодействияразличных субъектов сматериально-пространственнымиобъектами.

Данная методологиялежит в основе выдвинутой концепцииархитектурного проектирования всовременных рыночных условиях(построенной на приоритетесубъекта-потребителя и межсубъектныхвзаимодействий), включающей в себя:

–построение систем взаимодействийсубъектов проектирования;

–полилогичность («каждый субъект правпо-своему») в организации деятельностисубъектов проектирования, строительства ипотребления, предполагающая динамичность иизменяемость объекта на всех стадиях егосуществования;

–пространственно-временную изменчивостьархитектурного объекта – соединение в немсотворенной и изменчивой природы,сближающее и позволяющее наиболееэффективно внедрять в его структуруприродные компоненты;

–концептуальность проектирования – поиск новыхструктур архитектурных объектов,ориентированных на будущее какмаксимальное соответствие быстроизменяющимсяпотребностям современного человека;

–проверяемость на реализуемостьпроекта (концепции), а не на истинность.

Базовые положениятеории:

–«приоритет субъекта-потребителя»,историко-генетическая обусловленность перехода кпониманию значимости межсубъектныхвзаимодействий в архитектурномпроцессе;

–переход на новейшийлогико-методологический аппарат, егоадаптация кзадачам современной архитектурнойдеятельности;

–предъявление принципавзаимообусловленности предметности исоциальности архитектурного объекта в егообразе и морфологии;

–предъявление «архитектурных семитическихмеханизмов» в качестве основымежсубъектных взаимодействий (субъектов–участников проектного процесса и потребления)при акцентировании ведущей роли архитектора;

–предъявление позиции полисубъектности исоответствия изменяющимся потребностямсовременного человека в качествеосновы формо-, типо-, объекто- образования вархитектуре зданий;

–предъявление конструируемости иоткрытости к изменениям как основыформирования структур архитектурныхобъектов, соответствующих разнообразиюбыстроизменяющихся потребностей человекав постиндустриальном мире и соединению в объектеприродных и искусственных компонентов.

Теория архитектурнойдеятельности в условияхпостиндустриального общества, акцентирующих значимостьмежсубъектных взаимодействий, включает всебя в себя выдвинутые в работевзаимосвязанные концепции:

1. Концепцияархитектурного проектирования в процессемежсубъектного взаимодействия,ориентированная на методологическуюработу по созданию принциповпроектирования в современныхэкономических условиях культуры потребления.

2. Фундаментальнуюконцепцию переживаемого архитектурногообъекта –рассматривающую архитектурный объектчерез призму полисубъектности в процессахпроектирования и восприятия;

3. Прикладнуюконцепцию развивающейся типологическойсистемы, способствующую методологическомуобеспечению формирования новыхархитектурных объектов, оптимальнореализующих постоянно изменяющиесяпотребностисовременного человека в адаптивности,свободе и трансформации, общению сприродой.

Теория архитектурнойдеятельности в постиндустриальномобществе направлена на формированиецелостной, современной по своейконцептуальной основе внутрипрофессинальной системызнаний, опережающих и дающих новые импульсы дляразвития практики в современныхэкономических условиях, открывает новоенаучное направление развитиятеоретических исследований в областиархитектуры,нацеленное на изучение межсубъектныхвзаимодействий в архитектурном процессе.

На базе теорииархитектурной деятельности в диссертациисформулированы основы архитектурногомаркетинга и менеджмента.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИВЫВОДЫ

В диссертационномисследовании разработан комплекстеоретических положений (концепций), совокупностькоторых лежит в основе формирования теорииархитектурной деятельности впостиндустриальном обществе, открывающейновое научное направление изучениямежсубъектных взаимодействий вархитектурном процессе. Это научноенаправление ориентировано наоптимизацию и методологическоеоснащение архитектурной деятельности всовременной потребительской культуре,формирование адекватного новымэкономическим условиям профессиональногомаркетингового мышления и архитектурногоменеджмента.

I.Выявлен генезис профессиональныхпредставлений, лежащий в основе перехода кпониманию роли и значимостисубъекта-потребителя и межсубъектныхвзаимодействий в архитектурном процессе:

I.1.Доказано положение о существовании вотечественной архитектурной теориивнестилевого формообразования«феноменологического»(субъект-объектного) направления (от греч.феномен–являющееся; переживание предмета в егосущности) наряду с общепризнанным«композиционным» (объект-субъектным) (от лат.compositio – составление,связывание).

Продемонстрированаконцептуальная первичность иметодологическая продуктивность феноменологическогонаправления, ориентированного на поискоснов организации пространственной формыс позиции человека с его телесностью поотношению к композиционному направлению.Создана система моделирования (модельморфологической структуры архитектурногообъекта), обобщающая основныекомпозиционные представления о морфологииархитектурного объекта, нагляднодоказывает, что из положенийфеноменологического направления можновывести все положения композиционного.

I.2.Раскрыта принципиальная значимостьразвития архитектурно-семиотических концепций врамках композиционного направления, какпоэтапного перехода к акцентированию ролиэмоционально-чувственного мирасубъекта-потребителя в зодчестве.Выделены основные стадии развития этихконцепций, произведен анализ,классификация и систематизациясовременных архитектурно-семиотическихисследований. Сформулирована основнаяпроблема, ограничивающая применениесуществующих архитектурно-семиотическихподходов, –описательный характер и зависимость отлингвистических и культурологическихработ, проявляющаяся в поискесмыслопорождающих средств архитектурнойдеятельности, по аналогии с языковымисредствами, основанными на прямойвзаимосвязиформа–значение.

II.Сформирован терминологический ианалитический аппарат как способкорректного введения и описаниямежсубъектных взаимодействий вархитектурном проектировании:

II.1.Выдвинуто понятие «семиотическиемеханизмы в архитектуре» – механизмыкоммуникации, определяющие формированиеобраза архитектурного объекта, регулирующиеповедение человека, направленные насохранение и интерпретацию информации,полученной в архитектурной среде.

Определены условияработы и специфика семиотическихмеханизмов формирования образа архитектурногообъекта. Вторичность по отношению ксемиотическим механизмам естественногоязыка определяет условия:двойственность текстовой и деятельностной функций,субъектность восприятия, уместность исиюминутность переживания. Специфика семиотических механизмов вархитектуре – диалог вовзаимодействии человека с архитектурнымобъектом, где объект выступает одновременнов двух ипостасях как выделение местадействия и как коммуникационныйинструмент: а) продуцирующий смыслы винтерпретационном процессе, б)являющийся условием для вступления всоциальные отношения с другими, где смыслявляется результатом социальноговзаимодействия, в) подготавливающий и оформляющийместо возможного события, порождающегопринципиально новые непредсказуемыесмыслы;

II. 2.Разработана модель образной структурыархитектурного объекта как основыкоммуникативного процесса. Спецификапредлагаемой модели – процессуальность,выделение слоев образной структуры исемиотических механизмов, управляющих ихформированием. Выделенные составляющие образнойструктуры характеризуют различныеценностные проявления:

–образ ориентации формирует психологическоепространство действия, определяющеехарактер движения и эмоциональныесостояния человека; характеризуетсяприоритетом телесно-чувственногокомпонента; семиотический механизм образаориентации устанавливает связьматериально-физических характеристикреального архитектурного объекта состереотипами восприятия;

–образ узнавания ограничивает сферу значений пофункциональному признаку и характеризуетсяприоритетом когнитивного компонента;семиотический механизм образа узнаванияустанавливает связь модели-представленияархитектурного объекта с культурнообусловленным речевым эквивалентом;порождает вторичные значения и смыслы,присоединяемые к обозначению, выполняетфункциюпередачи информации о назначении объекта;

–образ интерпретации формирует веер социальнопредопределенных значений и субъективных смыслов,характеризуется приоритетом когнитивногокомпонента;семиотический механизм образаинтерпретации осуществляет функции:перевод наглядных иконическихпредставлений, ощущений и состоянийчеловека вархитектурной среде на естественный язык,генерирование смыслов при переводе, функцию семантическойпамяти;

–образ интуиции раскрывает бытийный аспектархитектурного пространства, обусловленныйприоритетом телесно-чувственногокомпонента; семиотический механизм образаинтуиции способствует саморефлексии,процессу экзистенциального переживаниясебя в мире, созданномархитектурно-проектными средствами.

Формирование образаориентации и образа интуициипредопределено телесностью человека и врожденнымистереотипами формотворчества ивосприятия, в основе образа узнавания иобраза интерпретации лежит естественныйязык и социально-предопределенныестереотипы мышления.

II. 3.Выдвинуто положение о принципиальнойдвойственности описания морфологииархитектурного объекта: а)пространственно-телесное описание черезсистему «преграда-стимул», вводящеепозицию субъекта с его телесностью, в егооснове лежат биологические стереотипы;б) геометрическое, исходящее из идеальной реальностиобъекта, не зависящей от субъекта, егооснова –геометрические архетипы – наиболее общиеформы наследования социального опыта.

Введен способморфологического описания, основанный насистеме «преграда-стимул», который даетвозможность: а) конструирования иформального описания целостногоархитектурного объекта любой сложностикак системы параметрически заданныхпреград-поверхностей, заданных наборомточек на произвольной сетке; б) корректноговведение переменной «стимул»,определяющей возможность задания постоянноизменяемых характеристиксубъекта-пользователя и егопространственных потребностей; в) любыхпрофессиональных описаний архитектурногообъекта как морфотипа.

Разработана модельморфологической структуры архитектурногообъекта, осуществляющая связьматериально-физического исоциально-психологического пространствапереживаемого объекта. Она строится навыделениидвух уровней:

–базовый –природный, характеризует объект каксистему «преграда–стимул», где преграда – ограничиваетдвижение человека и оконтуривает пространство действия,стимул –определяет приоритетность движенийчеловека в выделенном пространстве. Переменныепреграды (плоскость с различной степеньюпроницаемости и контур) и переменныестимула (вместимость, направленность,мотивация) являются образующими всехвозможных пространственных ситуаций;

–социально-обусловленный, характеризуетобъект как «морфотип», строящийся насоответствии обобщенных морфологическиххарактеристик речевому эквиваленту.Устойчивые сочетания обобщенныхморфологических характеристик формируютмодель объемно-планировочной структурыобъекта, в которой выделяются: а)ориентационно-планировочная структура,основанная на выделении связующих(коммуникационный каркас) и связуемых(заполнение) элементов, описываемая черезпеременные «стимула»; б) пластическаяструктура - описывается через переменные«преграды».

III.Сконструирован объект теоретическогознания и представлен в «концепциипереживаемого архитектурного объекта»следующими положениями:

–дискурс –архитектурный объект в коммуникативномвзаимодействии различных субъектов (проектирования,строительства, использования и т.д.);

–процесуальность архитектурного объектаакцентирует динамику его становления,функционирования и трансформации, а такжесоответствию быстроизменяющимся потребностямпользователей;

–амбивалентность образной иморфологической структур архитектурногообъекта;

–выделение в структуре образаонтологических слоев, основанных наприоритететелесно-чувственного илиинтеллектуального компонента и ихморфологических основ;

–выделение в морфологии объекта природнойосновы, формирующей зрительное ителесно-тактильное поле восприятия, – система«преграда-стимул»;

–создание морфотипа архитектурного объектана основе двойственности его переживаниякак пространства действия/местапребывания и как представления в среде/культуре.

Концепцияпереживаемого архитектурного объекта,рассматриваемая на предметном поленовейшей архитектуры жилых и общественныхзданий, получает ряд прикладныхвзаимосвязанных выходов в виде:типологизации архитектурных объектов,концепции архитектурногоформообразования, концепции модальностиархитектурного объекта.

VI.Создана методологическая база и основныеконцепции теории.

VI. 1.Методологическая база теории строится:

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 || 10 | 11 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»