WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |   ...   | 12 |

Целостный конструкт– средствоосуществления типологических процедурстроится на взаимосвязи образной иморфологической структуры архитектурногообъекта. Образная структура характеризуетспецифику конструирования ценностных исубъективно-потребительскиххарактеристик архитектурного объекта, аморфологическая структура фиксируетхарактер построения архитектурнойформы.Средством обоснования типов являетсяэлементарная природная система «преграда–стимул»:преграда ограничивает пространстводействия, стимул определяет возможность и характердействия в выделенном пространстве (сточки зренияего вместимости, геометрии, способасоединения в целостность). Средствомсопоставления и выделения типов являетсямодель объемно-планировочной структуры, имеющаяатрибутивные (ориентационно–планировочнаяструктура) и модусные (пластическая структура)характеристики.

На основехарактеристик планировочной структуры(коммуникационного каркаса и заполнения)выделяются базовые типы объектов.Средствами сопоставления являются: дифференциациякоммуникационного каркаса и заполнения,структура каркаса, вместимость основныхсоставляющих каркаса и заполнения. Наоснове приложения этих критериев кпредметному полю выделяется шестьбазовыхтипов ориентационно–планировочныхструктур, различающихся по сложностипостроения и вместимости: свободнаябольшезальная – объект воспринимается как крупноенерасчлененное пространство; перетекающая– объект каксистема перетекающих зальных пространств;разветвленная –объект строится на выделениииерархической структурыкоммуникационного каркаса (главный,дополнительный, вспомогательный) и,соответственно, иерархической структурызаполнения (главные залы, крупные аудитории,второстепенные ячейки); линейная и центричная –объект строится на выделенииодноуровневого коммуникационного каркасаи заполнения (зал, ячейки); фрактальная – объект строитсяна основе системы вложений – основной каркас иосновное заполнение (ячейка), в которомпоявляется второстепенный каркас и заполнение ит.д.; фокусная –объект строится на основе системы ядер,которыми могут быть и каркас, и заполнение(ячейка).

Масштаб здания исистема поэтажных членений зачастуюпредопределены планировочной структуройобъекта, а пластический характерограждения – независимая переменная, материальнофиксирующая взаимоотношения:архитектурный объект – среда и человек – окружающая среда.На основе свойств пластической структурыраскрываются инвариантыбазовых типов, с точкизрения ценностных и экологическиххарактеристик объекта, еговзаимоотношения с окружающей средой, культурой итрадицией. Где ценностныехарактеристики раскрываютспецификувыстраивания отношений архитектурногообъекта с окружающей средой/культурой ивозможность адаптации кбыстроизменяющимся требованиямсовременного человека, в том числе:

–градостроительное значение объекта, еговзаимоотношение с окружающей застройкой,контекстуальность/ контраст/независимость (застройка на свободнойтерритории);

–соответствие/ несоответствие существующимсоциально-культурным нормам и характер ихзакрепления в архитектурном объекте;

–ориентация на стабильность/ подвижностьпроцессов социального взаимодействия,происходящих в архитектурном объекте– жесткость/вариабельность его структуры.

Экологическиехарактеристики раскрывают спецификуадаптации архитектурного объекта кматериально-физическим условиямокружающей среды, в том числе:

–светопроницаемость и характер организацииестественного освещения внутреннегопространства здания;

–характер прохождения воздушного потока иорганизация естественной вентиляцииздания;

–характер изоляции от неблагоприятных испецифика использования благоприятныхвнешних факторов (природно-климатических,градостроительных - шума, пыли и т.д.).

Критериями длявыделения инвариантов преграды–плоскостиограждения являются: визуальнаяпроницаемость, визуально воспринимаемаяфиксация или нивелирование контураобъекта, иерархическое построениепреграды82.Прикладываяэти критерии к предметному полюсовременной архитектуры, можно выделитьограниченный набор инвариантов преград–ограждающих поверхностей, определяющих ификсирующих пространства действия,отношение к градостроительной ситуации,исторической, культурной или природнойсреде, визуальному взаимодействию внешнегои внутреннего пространств здания. Основаих выделения - такие комплексные морфологическиехарактеристики преграды, как: перфорациянепрозрачной плоскости и фиксация контура;прозрачность – нивелирование контура; зеркальность(переменная/ однонаправленнаяпрозрачность) – растворение контура, отражениеокружения/ неустойчивая геометрияконтура. Выделяются следующиеинварианты взаимоотношений объекта, каксистемы преград, со средой: традиционная изолированная –объект как система традиционных преград,состоящая из стен (перегородок) итипологических элементов; амбивалентная– объект каксистема визуально проницаемых преград;интровертированная –объектизолирован от внешней среды, системавизуально проницаемых преград ориентирована внутрь;экстравертированная –объект ориентирован во внешнюю среду, но неявляется полностью визуально проницаемым,однонаправленная –объект частично изолирован от внешнейсреды, вложенная – выделениеизолированного от внешней средывнутреннего пространственногообъема/структуры свободно размещенного исамостоятельно воспринимаемого за счетналичия многосветных пространств. Инвариантыопределяют ценностные характеристикиархитектурного объекта с точки зренияотношения к культуре/ среде: традиционность–стабильность,изменение–неустойчивость, растворение–непостоянство,прозрачность–призрачность.

Как мы видим,предложенная типологизация сводит кминимуму набор типов и вариантов их модификаций,вводит в типологическую систему человека сего телесностью, системой ориентации ивизуального восприятия, ценностными иэколого-средовыми характеристиками.Результатом типологизации выступаетобоснованная внутри ее морфологическаятипология, в которой выделены шестьбазовых типов и шесть их инвариантов.Выделенные базовые типы и их инвариантыобладаютгенетической, структурной связью за счетчего покрывают все предметное полесовременной архитектуры жилых иобщественных зданий и комплексов, изначальноориентированы на возможностьсовершенствования и появления новыхтипообразований, в соответствии сизменяющимися требованиями архитектурнойпрактики. Разработанная типологизацияимеет эвристичный характер и обладаетспособностью к развитию.

Результатомприменения типологического подхода ипроведения типологических процедур на предметном полесовременной гражданской архитектуры в процессетипологизации стала выработка современного архитектурноготипологического метода. Оннаправлен на понимание сложных явленийформо- и типообразования в современной архитектурев их структурной целостности, становлении ихарактере взаимодействия с потенциальнымпотребителем и окружающей средой.

Его принципиальнымотличием от традиционного пониманиятипологии (в архитектуре) является: несводимость к классификации (т.еаналитическому многоступенчатому делению объемародового понятия на виды и подвиды) какэкстенсивному, способу организациинаучного знания.

В основе выдвинутого вработе архитектурного типологическогометода лежитконструирование как интенсивный и эвристичныйспособ организации научного знания, т.е.создание синтетической мыслительнойконструкции – «конструкта» – системы генетических и типическихсвязей как существующих, так и возможныхархитектурных объектов; указанные связилежат в основании ценностных(потребительских) характеристик икультурной значимости архитектурныхобъектов.Архитектурный типологический методстроится на ведущем (генерализующем) принципе–построении развивающейся типологическойсистемы. Этот принцип придает типологическойсистеме способность на основе общейцелостной модели формировать дополняющие еевзаимосвязанные концепции, направленныена развитие частных аспектов формированияархитектурных объектов. Этот принцип такжеопределяет эвристическуюнаправленность типологической системы на поиск иконструирование новых структурархитектурных объектов, появление новыхтипообразований.

Разработанный вдиссертации архитектурный типологическийметод предполагает следующуюпоследовательность (алгоритмичность)типологических процедур:

–определение и фиксация авторскойпозиции;

–выделение и предварительный общий анализпредметного поля;

–формирование целостного конструкта(идеализированной модели) – средстваосуществления типологических процедур;целостный конструкт связывает между собойосновные структурные характеристикиархитектурного объекта (образные иморфологические);

–сопоставление целостного конструкта спредметным полем (современнойархитектурой жилых и общественныхзданий);

–определение инструмента обоснованиявыделяемых типов, обеспечивающего генетическуюсвязь типов, и дающего возможность ихразвития –элементарная природная система «преграда–стимул»;

–определение инструмента сопоставлениявыделяемых типов – «морфотип», фиксируемый модельюобъемно-планировочной структуры; этаструктура имеет атрибутивные(планировочные – коммуникационный каркас изаполнение) и модусные (пластические– системапреград) характеристики и обеспечиваетоснову для выделения базовых типовархитектурных объектов и их инвариантов;

–определение наиболее оптимальныхкритериев выделения минимума базовых типов и ихинвариантов, учитывающих: а) необходимостьформирования их генетической, структурной,типической связи, б) возможность ихразличных смещений и модификаций, в) возможностьпокрытия всего предметного поля. Критериидля выделения: базовыхтипов – дифференциация,структура, вместимость коммуникационного каркаса изаполнения; инвариантов базовыхтипов: характерпроницаемости, структура, кривизнаповерхности преграды;

–выделение минимума базовых типов и ихинвариантов путем приложенияустановленных критериев к предметномуполю;

–сравнение и противопоставлениеконкретного архитектурного объекта с егобазовым типом планировочного решения иинвариантом пластического решения, выявлениятипических и уникальных характеристик;

–выявление потенциальных возможностейразвития типических характеристик объектов,конструирование эвристических (идеальных)типов, прогнозирующих направления развития новыхструктур архитектурных объектов.

Концепцияархитектурного формообразования раскрывает формообразование как поэтикуконтура преграды, искусство созданияграничности, посредством которой человеквступает в отношения с Другим: средой,культурой, обществом.

Основаформообразования – природная система«преграда–стимул», определяющая созданиеобъемно-планировочной структуры здания(жилого или общественного). В процессе восприятияона формирует телесное переживаниевыделенного/ограниченного пространства действия,определяя сущность архитектурного объектакак места пребывания/ действия/ возможногособытия. Культурный аспектформообразования – выстраивание взаимоотношенийценностных и экологическихвзаимоотношений с контекстом, основан напластических характеристиках преграды –плоскости/поверхности ограждения,отражающих и материально фиксирующих отношение кмиру, окружающей среде, культуре.

Диалогичностьархитектурного объекта раскрывает его вдвух ипостасях как пространство действия,место пребывания и как представление– ликобъекта в среде/ культуре. Она обусловленадвойственностью чувственного переживанияархитектурного объекта как телесно-тактильного поля, связанного с фиксацией границпространства действия, систем их связи,степени изоляции, и визуального поля, лежащего в основе зрительноговосприятия этих границ. Визуальное полеобъекта определяет его восприятие каксистемы преград, характеризующихся:различнойстепенью визуальной- и свето-проницаемости, зрительной фиксацией илинивелированием контура объекта какпространства действия, структурностьюпостроения.В зависимости от характера преградыскладывается динамика отношений человек – объект – среда,раскрывающаяся:

– вфиксации/ разрушении (и создании нового)пространственного уровня ориентации;

– вопределении степени включенности илиизоляции внутреннего пространства объектав пространственно-временной контекстокружения (одновременность переживания внешнего ивнутреннего);

– вопределении пластического отношения кокружению, как основы ценностных иэколого-средовых качеств объекта,через:

  • традиционные приемы пластикинепроницаемой ограждающей плоскости,
  • дезорганизацию, дублирование,искажение в зеркальном отражении ограждающейповерхности,
  • нивелирование, исчезновение,призрачность визуально проницаемойпреграды,
  • поэтапное дистанцированиемногоуровневой преграды,
  • неустойчивую геометрию контура,растворяющую форму объекта в среде,противопоставляющую себя традиционнойортогональ;
  • мобильность, изменяемость,трансформация преград.

Отношение объекта скультурой, историей раскрывается такжечерез характеристики поверхности ограждения:

  • традиционность, стабильностьрутинных форм визуально непроницаемых преград;
  • событийность нестабильныхвизуальных полей, создающих новые ориентационныесистемы объектов с прозрачными,отражающими, изменяющими свой контурпреградами;
  • парадоксальность геометрическихсмещений плоскостей ограждения.

Концепцияархитектурного формообразования включаетследующие положения:

–формообразование – деятельность зодчего по созданию«граничности», выражающая процессстановления, создания и возможногоизменения пластических структур архитектурныхобъектов, определяющий потребительскиеценности объекта и характер выстраиванияотношений «человек–объект–среда–культура»;

–пластическая структура архитектурногообъекта конструируется как система материальных(фиксирующих телесно-тактильное поле) иоптических (фиксирующих визуальное поле) преград;

–преграда материальная конструируется какпараметрически заданная системаблизкорасположенных поверхностей (вчастном случае единичная поверхность/плоскость),определяемая переменными: проницаемость(физическая и оптическая), структурность(иерархичность) построения, кривизна;

–преграда оптическая создаетсянаправленным электромагнитнымизлучением(в видимом диапазоне спектра) и можетсуществовать как самостоятельно, так и вкачестве переменной материальной преграды;

–изменяемость пластической структурыархитектурного объекта задается впроцессе конструирования за счетактивного применения оптических преград(нестабильных по своей волновойприроде) и оптических характеристикматериальных преград, а также иерархичности(многослойности) построения материальныхпреград и возможности регулировать ихпроницаемость и кривизну поверхности.

Концепция модальностиархитектурного объектаопределяет специфику организацииархитектурного объекта, направленную наформирование комплекса свойств, лежащих воснове и материально обеспечивающихфункционирование сложной динамическойсистемы взаимоотношений «человек – архитектурныйобъект– среда»:

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»