WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |   ...   | 12 |

Морфологическаяструктура определяет совокупностьвоздействий на человека пространственных, сенсорных,объемно-планировочных и пластическиххарактеристик архитектурногообъекта, и реализацию этого воздействия вформировании образа. Для анализа этоговоздействия на примере архитектурыгражданских зданий конструируетсяморфологическая основа каждойсоставляющей образной структурыархитектурного объекта: пространственнаямодель –основа образа ориентации, сенсорная – основа образаинтуиции, морфо-типическая – основаобразаузнавания и интерпретации. На основе ихобобщения в работе создана модель морфологической структурыархитектурного объекта,модель характеризуется соответствием«материальный элемент–поведенческийстереотип». Последовательностьпостроения морфологической структурыархитектурного объекта: от базовогопространственно-телесного описанияморфологии к социально и культурно обусловленному.

Морфологическаяоснова образа ориентации – пространственная модель. Напространственной моделидемонстрируютсяформообразующие характеристикиархитектурного объекта с точки зрениявыделения пространства действия,ограничивающего, координирующего истимулирующего возможные движениячеловека. Основой ограниченияпространства действия является«преграда», которая описывается через двепеременные: «поверхность (вчастном случае плоскость)»(характеризуется проницаемостью/непроницаемостью) и «контур»(характеризуется замкнутостью/открытостью).

Характеристики«преграды» определяют основные способывзаимодействия человека с пространствомдействия; их дополняют переменные«стимула69» («вместимость», «направленность»,«целенаправленность»).«Вместимость70» обусловливаетвозможность индивидуального/коллективного действия, «направленность71» рассматривает выделенноепространство в биологическихкоординатах,«целенаправленность» раскрывает определениенаправления движения72.

Морфологическаяхарактеристика образа интуиции – сенсорная модель, строится на основе базовойпространственной модели. В отличие отпространственной модели, онадемонстрирует специфику выделенияобитаемого пространства как укрытия отнеблагоприятных внешних факторов.Сенсорная модель характеризуетотношение человек – внешняя среда, степень изоляции ивзаимодействия со средой за счет измененияморфологических характеристик «преграды».Рассмотрение «поверхности»аналогично пространственной модели.«Контур» приобретает дополнительные переменныехарактеристики:компактность/пластичность, которыеопределяют площадь соприкосновенияпреграды с внешней средой, ориентированностьдемонстрирует отношение к внешнейсреде.

Морфологическаяоснова образа узнавания и образаинтерпретации – морфо-типическаямодель, демонстрирующаясвязь морфологических характеристик сречевым эквивалентом. Исходное понятиеданной модели – «морфотип». «Морфотип» соединяетобобщенные морфологическиехарактеристики объекта со словом, определяющимхарактер возможного социальноговзаимодействия; понятие «морфотип» ширеродственного понятия «тип», посколькувключает в себя и уникальные объекты/памятники, т.е. случаи, когда определенномуречевому эквиваленту соответствует только одинобъект. Определение, опознание «морфотипа»идет либочерез презентацию73 на основе аналога, либо черезопознание – сопоставление ссуществующим в сознании представлением отипе здания. «Морфотип» в своей основе имеетструктурный аналог, связывающийобъемно-планировочную структуру, ее выражениев пластической структуре ограждающих«поверхностей» и «контура» здания. Объемно-планировочнаяструктура характеризуется переменными:коммуникационный каркас и заполнение,зависящими от «вместимости74» и «направленности75». На основе пластической структурыобъекта у человека формируетсявизуально–воспринимаемая структура путемсравнения с имеющимися представлениями(образами памяти), эталонами рутинныхформ76 и их речевых эквивалентов.

В основе образаинтерпретации лежит отношениепластической структуры объекта к такимхарактеристикам как: стилистика, семантикаи контекстуальность, зависящим отвербализации и социально-культурногостатуса воспринимающего в большей степени, чем отморфологических характеристикздания.

Итоговая модельморфологической структуры архитектурногообъекта строится навыделении двух уровней природного(базового) и культурно-обусловленного:

–базовый природный уровень характеризуетобъект как систему «преграда–стимул»; где«преграда» ограничивает движениечеловека, оконтуривает пространство действия,определяет характер его взаимодействия свнешними средовыми воздействиями (степеньизоляции), «стимул» определяетприоритетность действий/ движенийчеловека в выделенном пространстве,специфику отношения с внешней средой(выбор приоритетного воздействия).Переменные преграды (поверхность и контур)и переменные стимула (вместимость,направленность, целенаправленность) являютсяобразующими всех возможныхпространственных ситуаций;

–социально-обусловленный характеризуетобъект как «морфотип», строящийся насоответствии обобщенных морфологическиххарактеристик речевому эквиваленту.Устойчивые сочетания обобщенныхморфологических характеристик формируютобъемно-планировочную структуру объекта,которая имеет в своей основеориентационно–планировочную и пластическуюструктуры. Ориентационно–планировочнаяструктура основана на выделении связующих(коммуникационный каркас) и связуемых(заполнение) элементов, и описывается черезпеременные «стимула». Пластическаяструктура материально фиксируеториентационно–планировочную структуру, являясьсистемой преград с различной степеньюпроницаемости и соразмерности счеловеком, и описывается через переменные«преграды».

Морфологическоеописание, основанное на системе«преграда-стимул», во-первых, имеетгуманистический характер, во-вторых,дает более широкие возможности дляархитектурного формообразования, неограниченного геометрическими формами и ихкомбинациями, ортогональными системамипространственной комбинаторики и системамиединичных пространств и их связей. Возможность формализации, адекватностьтакого описания для использования вкачестве основы для разработки новейшихсистем автоматизированного проектирования ипрактически неограниченный потенциал дляформирования различных том числе и «нелинейных»архитектурных объектов имеет обоснованиев работах математиков77, занимавшихсяпроблемами многомерной интерполяциисплайнов, в том числе на хаотических (т.е.произвольных) сетках.

Формализованноеописание морфологии архитектурныхобъектов любой сложности и высокаястепень, приближения к реальному зданию,сооружению,средовому фрагменту обеспечивается применением математическихметодовмногомерной интерполяции.Архитектурный объект как сложнаяиерархически организованная динамичнаясистема, открытая к развитию, задаетсяпараметрически и предполагает возможностьфиксации как одномоментной характеристики(в терминах логики направленности), так ихарактеристики изменений (в терминахлогики времени). Этот подход к формальномуописанию сложных пространственных систем былзаявлен автором в 1998 году в соавторстве сдоктором физико-математических наук О.В.Матвеевым78

, как принципиальноновый. Уровень развития вычислительной техники непозволял на тот момент активноиспользовать этот метод в системахавтоматизированного архитектурногопроектирования. В настоящее время развитиекомпьютерных технологий открывает такуювозможность.Актуальность и востребованность этогометода подтверждает и активно развивающеесянелинейное направление в новейшейархитектуре.

Системы преград любойсложности описываются как параметрическизаданныеповерхности (в частных случаях плоскости) сиспользованием набора точек в выбраннойсистеме координат. Высокую степеньприближения модели к реальному объектуобеспечивают методы интерполированияфункций, в частности метод D’m-сплайнов. Этасистема дает возможность формализованногоописания архитектурного объекта какдинамично изменяющейся системы и можетиспользоваться при моделировании процессаформирования, существования и возможнойтрансформации архитектурного объекта.Она обеспечивает корректное введениепеременной «стимул», определяющейвозможность задания постоянно изменяемыххарактеристик субъекта-пользователя–приоритетность действий человека ввыделенномпространстве, специфику отношения свнешней средой и выбор приоритетноговоздействия, а также любыепрофессиональные описанияархитектурного объекта как морфотипа.

Такой способморфологического описания даетвозможность конструирования и формальногоописания целостного архитектурногообъекта любой сложности, не сводя его к наборуэлементарных единиц (символов, паттернов,пространственных объемов и т.д.).

В четвертойглаве «Архитектурныйобъект» обобщается комплекс представлений обобразе и морфологии архитектурногообъекта и на ее основе формируется системавзаимосвязанных концепций:

  • концепция архитектурногообъекта;
  • типологизация архитектурныхобъектов;

–концепция архитектурногоформообразования;

–концепция модальности архитектурногообъекта.

Концепцияархитектурного объекта.Комплекс представлений об архитектурном объектесинтезирует выдвинутые в диссертационнойработе теоретические положения,совокупность которых можно обозначитькак «концепцию переживаемогоархитектурного объекта».

Характер авторскогодискурса определяет спецификурассмотрения архитектурного объекта как переживаемой человеком с позициисубъектности материальной структуры,соединяющей в себе многообразиесемиотических реальностей, являющейсякоммуникационным инструментом всоциально-деятельностном,эколого-средовом процессах.

Архитектурный объект,переживаемый человеком в процессевзаимодействия, раскрывается как явление вдвух структурах – образной (как форма отношения сбытием архитектурного объекта,определяющая его ценностные характеристики) иморфологической (как форма построения,организации архитектурного объекта). Амбивалентностьобразной и морфологической структуропределяетспецифику формирования коммуникативногопроцесса взаимодействия человек–объект.

В образе выделяютсяонтологические слои (интуиции, ориентации,узнавания,интерпретации), основанные напредставлениях о характере протеканияпроцессовмышления и приоритететелесно-чувственного илиинтеллектуального компонента. Они лежатв основе ценностных представлений обобъекте-укрытии, объекте-преграде/стимуле,объекте-морфотипе, узнаваемом иинтерпретируемом, сохраняемом в культурной памяти.

В морфологиивыделяется материальная морфология79 иперцептивная морфология, формирующая зрительное ителесно-тактильное поле. Морфологияархитектурного объекта обусловленастроением человеческого тела,определяющим характер и способвзаимодействия с пространственной средой,и ее организация основана на природнойсистеме «преграда–стимул». На основе системы«преграда–стимул», которую в восприятиификсирует перцептивный компонент образнойструктуры, можно вывести представление оббазовых свойствах архитектурного объекта(укрытии, преграде, определяющейориентацию, защиту и т.д.), на этом уровнерассмотрения архитектурный объект равенлюбой природной пространственнойформе.

Архитектурный объекткак здание, имеющее определенные функции,социальноеназначение, культурный смысл ужепредполагает необходимость участияинтеллектуального компонента привосприятии, соединяющего форму объекта сего вербальным обозначением. И,соответственно, усложнения рассмотренияего морфологии через морфотип сконструируемой на основе переменныххарактеристик «преграды» и «стимула»объемно-планировочной структурой, котораявключает всебя ориентационо-планировочную структурукак основу, материально и визуально закрепляемую впластической структуре объекта.

Такое структурноерассмотрение раскрывает сущность архитектурного объекта как результата и условиядеятельностной и познавательнойактивности человека – места пребывания/действия/ возможного события, основанногона телесномпереживании выделенного/ ограниченногопространства действия, так и отношения кмиру/окружающей среде/культуре,основанного на пластических характеристикахпреграды-плоскости ограждения.

На основе базовойконцепции переживаемого архитектурногообъекта, напредметном поле новейшей архитектурыжилых и общественных зданий, строится рядвзаимосвязанных прикладных выходов:

Типологизацияархитектурных объектовпроизводится с позиции выдвинутых в работетеоретических положений, связывающихобразную и морфологическую структурыобъекта. Использование термина«типологизация80» обусловленоакцентированием процесса осуществлениялогико-методологических процедур поиска иобнаружения минимума существенных признаковявления, включающего в себя определение«точки отсчета» – позиции автора и выработкуцелостной модели (конструкта), являющегосясредством осуществления типологическихпроцедур.Концепция «развивающейся типологическойсистемы» предполагает: универсальность,комплексный учет пространственных,сенсорных, объемно-планировочных, пластических,и эколого-средовых, ценностных(потребительских) характеристикархитектурного объекта, переживаемыхчеловеком; открытость к развитию и соответствиеновейшим тенденциям формообразования всовременном зодчестве.

Во многих областяхзнания приняты и сосуществуютинвариантные типологии, рассматривающие предметноеполе под разными углами зрения. Ихспособностьк развитию и изменению реального мираобусловлена методологией современноготипологического подхода, котораяразвивается вокруг идеи проектирования и основана: навведении точки отсчета – позиции«познающего субъекта»; выработке целостноймодели –средства типологических процедур;определении изначально обоснованного минимумаидеальных форм – типов и их инвариантов;возможности создания многообразныхтипологий вариативных по форме с цельюпоиска оптимальной типологии и выработкитипологического метода, соответствующего спецификерассмотрения определенной предметнойобласти; аксиологичностью – поиском ценностных ориентиров,лежащих в основе «типического» (и,соответственно, ориентации напотребителя).

Точкой отсчета дляразрабатываемой типологии являетсяизложенная в диссертации авторская позиция,основанная на приоритетесубъекта-потребителя, спецификеформирования образа архитектурногообъекта в процессе пользования(ориентационной, идентификационной,интерпретационной и экзистенциальнойзначимости) и его зависимости отморфологических характеристик объекта.Предметноеполе, к которому применялисьтипологические процедуры, ограниченосовременными общественными и жилымизданиями (1990-2005-е годы)81. Генерализующий принцип – построениеразвивающейся архитектурной типологическойсистемы.

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»