WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 12 |

Семиотическиймеханизм образа узнаваниясвязан с вербализацией.Называниеобъекта смыкается с сознаниемноминаций63. Черезназывание архитектурный объект попадает в многомерноеязыковое пространство смыслов. Благодаряспособности воображения человек еще довстречи с архитектурным объектом имеет в сознаниимысленный рабочий критерий дляопределения того, подходит или не подходитнекоторое языковое выражение к тому, чтобудет презентовано. Этот критерий основанна том, что определенной категорииобъектов можно присвоить то или иное слово(или выражение), которое имеет социальнокультурно предопределенное словарное значение. Образузнавания связывает архитектурный объектс его социальным значением (ролью,статусом, позицией).

Для образа узнавания,в отличие от образа ориентации, основойсмыслообразования будет естественный язык,выполняющий одновременно иконнотативные и метаязыковые функции64.

На первый взглядпростой механизм узнавания–обозначение архитектурного объекта поего функциональному назначению естьперенос этого объекта из несемиотическойреальности в пространство семиосферы.

Образинтерпретации – слой переживания,связанный с приданием архитектурному объектусмысла. Функция образаинтерпретации –смыслопорождение и культурной память.Смыслопорождающий потенциал образаинтерпретации связан с существованием ядра и полязначения, бесконечности субъективныхсмыслов;образ интерпретации вторичен по отношениюк образу ориентации и узнавания, он большеотносится к гуманитарной сфере.

Факторы, оказывающиевлияние на работу семиотическихмеханизмов образа интерпретации: существованиев психике человека элементарныхстереотипов мышления, особенностькоторых – биполярность65;взаимодействие репродуктивной и созидательнойсущности восприятия66;стилистические, ассоциативные,историко-генетические свойстваархитектурного объекта.

Семиотическиемеханизмы образа интерпретации связываютархитектурный объект с множественностьюкультурных значений и смыслов. Работасемиотических механизмов образаинтерпретации основана на принципиальнойнеоднозначности любого знака67, в которомвыделяется ядро значения – то, что может бытьопределено независимо от контекста, и полезначения68 то, чтоскладывается из всех бывших, настоящих ибудущих отношений формы с возможнымконтекстом(средой).

Семиотическиймеханизм интерпретации лежит в основевысшей психической деятельности человека – вербальной (илисемантической) памяти, с помощью которой образуетсяинформационная база человеческогоинтеллекта, осуществляется становление иразвитие культуры. Фиксация вербальнойинформации об архитектурных объектах в исторических,литературных и др. источниках,закрепляет их в культурной памяти общества.

Образ интерпретацииопределяет способность архитектурныхобъектов генерировать новые смыслы, связываетархитектурный объект с семиотическимпространством культуры, и сам являетсяпорождением семиосферы.

Образ интуиции –слой переживания архитектурного объекта,который определяется взаимодействиемсознательного и бессознательного уровнейпротекания процесса мышления; поскольку взоне ясного сознания находит своеотражение лишь малая часть сигналоввнешней среды, то человек осознает своимысли в меру невозможности приспособитьсяк окружению. Функция образа интуиции– эмоциональноеотношение человека к архитектурномуобъекту, связанное с картиной мирачеловека; набор таких отношений являетсяосновой для формирования представленийчеловека о мире, бытии, проявляющемся вопределенно организованном Месте.

Основными факторами,влияющими на работу семиотическихмеханизмов образа интуиции, являютсясенсорная и эмоциональнаячувствительность воспринимающего;сенсорные качества объекта, определяющиеего микроклиматические показатели.

Семиотическиемеханизмы образа интуиции связаны, с однойстороны, с переживанием воздействия начеловека материально-физическимикачествами архитектурного объекта; с другой,– с бытийнойосновой, с практикой Места, которое человексвоим присутствием обживает. Образинтуиции в большей части находится на уровнебессознательных спонтанных реакций, неподверженных или мало подверженныхцензуре сознания факторов, и анализироватьего семиотические механизмы можно толькопроективными методами.

Образ интуицииоснован на эмоциональном отношении кобъекту, его формирование напрямую не связано свербализацией, рольсоциальных факторов минимизирована.Независимость от языкаоставляет образ интуиции за пределами семиосферы.Только вторичные интерпретации даютвозможность соотносить образ интуиции ипространство семиосферы.

Составляющие образнойструктуры демонстрируют различныепроявления связи с семиотическимпространством культуры. В основе образаориентации и образа интуиции лежат телеснообусловленные стереотипы восприятия,определяющие общность поведения всходных пространственных ситуациях. В основе образаузнавания и образа интерпретации лежатсоциально и культурно предопределенныестереотипы мышления, воспринятые ипередающиеся через язык. В постиндустриальномобществе происходит быстрое постоянноеизменение наполнения материальной среды, окружающейчеловека, современная нам культура неуспеваетвыработать устойчивые культурныестереотипы (каноны), связывающиеархитектурную форму и ее значение, изакрепить их в традиции, понятной всемчленам культурного сообщества.

Семиотическиемеханизмы формирования образа. Семиотические механизмы зодчествавторичны по отношению к естественномуязыку, на их работу налагаютсядополнительные условия, отсутствующие вестественном языке. Этими условиями являются:

–двойственность – основнаяхарактеристика семиотических механизмов вархитектуре, имеет вербальную функцию– текст идеятельностную функцию – передвижениечеловека в пространстве, событие,рожденное архитектурной формой/пространством;

–образность и субъектностьвосприятия объектавоздействуют на характеринтерпретаций пространственной формы;

–уместность – характеристикапереживания человеком спроектированнойархитектурной среды как «места»,определяющего образ жизни и поведениечеловека.

Спецификусемиотических механизмов зодчества можнохарактеризовать как диалогво взаимодействии. Диалогичность раскрывает двеипостаси переживаемого в процессе взаимодействияархитектурного объекта – место действия,связывающеечеловека и среду в одну экоповеденческуюсистему, и коммуникационный инструмент,лежащий в основе многомерногосмыслообразующего процесса. Архитектурныйобъект как коммуникационный инструментраскрывается в трех проявлениях:

–продуцирование смыслов при переводепространственных форм в интерпретационномпроцессе;

–условие для социального взаимодействия,где смысл появляется как результатвступления в социальные отношения сдругими людьми;

–гипотетическая возможность проявлениясобытия, смыслопорождающий эффектсобытийной стороны зодчества; где задачаархитектора – ограничить пространство,оформить его (придать ему форму), сделатьпространство обитаемым и через этоподготовить событие, действие,происходящее в пространстве.

Процесс коммуникациив зодчестве имеет двойственную природу– черезформу, организующую пространство и черезсобытие, возможное в организованном пространстве ипроисходит посредством семиотическихмеханизмов:

–ориентации, связывающих реальныйархитектурный объект, имеющий определенныематериально-физические характеристики состереотипами восприятия, формируя представление оместонахождении человека и определяяхарактер егодвижения и состояние как основувзаимодействия с объектом;

–узнавания, связывающих первичныеобразно-ассоциативные представления и речевойэквивалент, формируя вторичные смыслы,связанные с характером функциональнойдеятельности в архитектурном объекте/пространстве;

–интерпретации, генерирующих вторичныесмыслы в процессе вербализации иосуществляющих функцию накопленияинформации о среде и ее фиксации всемантической памяти;

  • интуиции, формирующихэкзистенциальный процесс телесногоприсутствиячеловека в мире.

В семиотическихмеханизмах зодчества функция адекватнойпередачи информации о поведении в среде ифункция памяти и генерации новых смысловразделены,их несут разные составляющие образнойструктуры. Этим объясняется невозможностьнапрямую осуществить взаимосвязь:значение –архитектурная форма – отражение этогопредварительно заданного значения всознании потребителя.

В третьей главе «Морфология архитектурногообъекта» обосновывается переход оттрадиционного морфологического описания кконструированию принципов моделированияморфологической структуры объекта,исходящих из приоритета субъекта и потребностейразличных субъектов, раскрываются двааспекта:

–традиционные морфологические средства;

–морфологическая структура архитектурногообъекта

Традиционныеморфологические средства в архитектурномпроектировании описываютсяв рамках устоявшихсякомпозиционно-типологическихпредставлений о формообразовании вархитектурном проектировании в качествеморфологической основы выделенныхэлементов образной структурыархитектурного объекта.

Морфологическиесредства формирования образа ориентации опираются наматериально-физические свойства форм ипространств и на существование впсихикечеловека стереотипов, связанных суправлением передвижения человека впространстве. Традиционно формированиеориентационной структуры в зодчестве связывается скомпозиционными приемами: свойства форм икомпозиционные средства, связывающие этиформы в целое; свойства пространств,способы управления движением человека,чередование различных приемов организациипространстви т.д.

Морфологическиесредства формирования образа узнаванияопираются на соответствиеобъемно-пространственной формыархитектурного объекта, протекающему в немфункциональному процессу и закрепленииэтой связи в рамках представленийопределенного социума. Обеспечениеузнаваемости объемно-планировочных характеристикобъекта с точки зрения егофункционально-структурной организации,традиционно обеспечивается следующимиуказателями:величина здания (выявление этажности),членения и детали (типологические иконструктивные элементы), определяющеемасштаб и назначение, а также средстваобъемной пластики и пластики поверхности.

Морфологическиесредства формирования образа интерпретации опираются на использованиеисторико-генетического, композиционного иобразно-ассоциативного потенциала среды иих функциональной согласованностью, атакжесмыслопорождающего потенциалаархитектурных форм. В работе выделено тритипа архитектурных форм, которые различновлияют на когнитивный процессвзаимодействия человека иархитектурного объекта:

–рутинные формы (паттерны), традиционныефункционально и конструктивнообусловленные, поэтому имеющие устойчивыезначения, типологические элементы, их наличие этихформ помогает человеку опознаватьсооружения, адаптироваться в пространстве;

–событийные формы приобретают новые нехарактерные для них изначально значения,попадая в парадоксальный контекст илиизменяя привычную для них функцию;

–парадоксальные формы – это простыегеометрические тела и формы, имеющиебесконечное множество значений.

Морфологическиесредства формирования образа интуициисвязаны исторически с самой ранней функциейзодчества –обитаемость пространства, и определяют сенсорныекачества объекта (гигиенические имикроклиматические характеристики).Основные средства: ориентацияархитектурного объекта, инсоляция и освещениепомещений, планировочная и пластическаяорганизация защиты от перегрева ипереохлаждения, шумо-ветро-пылезащиты,учет и использование озеленения иобводнения, использование искусственных илиестественных материалов для отделки и т.д.

Очевидно, чточувственно воспринимаемаяморфологическая основа архитектурногообъекта не может быть сведена только ккомпозиционным, типологическим и др.характеристикам, являющимися лишьнаиболее традиционными дляархитектуроведения способами описанияморфологии. Необходимо вычленить базовыекомпоненты, лежащие в основе«столкновения» человека ипредметно-пространственного мира,фиксирующие его местопребывание. Такимбазовым компонентом является «преграда»,ограничивающая движение, выделяющаяпространство возможного действия.

Морфологическаяструктура архитектурного объекта. Подход к созданию моделиморфологической структуры архитектурногообъекта основан на приятом иобоснованном в работе положении опринципиальной двойственности описанияморфологии архитектурного объекта:пространственно-телесное описание,вводящеепозицию субъекта и геометрическое невключающее в описание позицию субъекта.

Пространственно-телесная основаописывается через систему «преграда-стимул». Формаописания исходит из телесного присутствиячеловека в пространственном объекте.Телесно-пространственное описание воснове своей имеет биологическиестереотипы. Они являются формамибиологической наследственности, обусловленнойтелесностью человека, выступающей какособое образование, определяющеегоризонт человеческого опыта до всякогомышления и, соответственно, анонимность,единство опыта пространственногопереживания без рациональногоопосредования и без подчинения какой-либофункции.

Геометрия описываетсячерез общеизвестные геометрическоесистемы: фигуры, их наложения и изменениячастей, их преобразования,принадлежность определенным плоскостям иповерхностям и их расположенности, типыпространств и способы построений,включающие в себя линейность(однонаправленность) и нелинейность(многовариантность). Эта форма описанияописывает объект как «идеальный», абстрактносуществующий вне зависимости от субъекта.Первоосновой геометрического описанияявляются геометрические архетипы. Архетипы являютсяпсихическими остатками многочисленного опыта предкови по своей сути являются формаминаследования социального, т.е. априорнымиусловиями(схемами) понимания и восприятия, ониобуславливают возможность мышления.Первоосновы, в т.ч. и геометрические,присутствуют в большинстве исторических,религиозных, философских памятниках,трактующих вопросы о происхождениямироздания. Первоосновы – проявление бытияидеального в виде живого, в последствиистановящееся сознанием. Дальнейшее бытиепервооснов представляется в виде идеальныхреальностей, в нашем случае геометрическихархетипов,повторяющихся в человеческом творчествекак отражение природных и космическихзакономерностей. Появление идеальныхреальностей и развитие процесса отчуждения«идеального» от «реального»осуществляется через операционную систему–естественный язык, являющийся основой дляформирования иных искусственных языкоподобныхобразований.

Морфологическаяструктура архитектурного объектаописывается через систему преград ихарактеризуется введением человека с еготелесностью в пространство, где тело (а не геометрия)определяет серию возможных взаимодействийс объектом. Такой подход к конструированиюморфологической структуры исходит из приоритетапотребностей различных субъектов.Основное внимание уделено перцептивнойморфологии (т.е. морфологическимхарактеристикам объекта, чувственновоспринимаемых человеком).

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»